Вера Ганзя. Старая сказка на новый лад

Вера Ганзя. Старая сказка на новый лад

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Вы заметили, с какой настойчивостью я пытаюсь получить информацию о национальных проектах: сколько денег направлено в каждый регион и с каким процентом федерального софинансирования по каждому нацпроекту, когда, наконец, придут эти деньги в регионы?

Все соглашения с регионами подписаны, а ответа нет. Почему? Неужели потому, что само правительство не может разобраться в этом океане объёмов, процентов, целей, задач, показателей?

Давайте посмотрим. Вот у нас 42 программы, в них — более 200 подпрограмм. В этих программах «сидят» и 11 нацпроектов плюс комплексный план, которые в свою очередь состоят из 73 федеральных проектов. Это как сказка на новый лад: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в шоке. Вот так и у нас получается. Например, в нацпроекте «Образование» — 11 федеральных проектов, в нацпроекте «Демография» — 5 федеральных проектов, в «Культуре» — 3. А есть ещё и модельный бюджет, где прописаны первоочередные полномочия. Их 21. На фоне всего этого как-то забываются «майские указы» президента 2012 года. Они затрагивают 11 направлений развития страны и включают 218 поручений. Срок реализации некоторых из них до 2020 года. Кроме того, имеются «региональные программы» и региональные проекты.

Всё это имеет цели, задачи, индикаторы, показатели, объёмы и т.д. Как можно разобраться во всей этой мешанине? Причём госпрограммы и национальные проекты имеют совершенно разные временн`ые рамки. Как отследить по тысячам показателей эффективность этих программ и нацпроектов? По-моему, всё это удобно только для одного — для распила бюджетных денег.

Не проще ли было бы в рамках государственных программ выделить приоритетные направления и не городить огород с этими нацпроектами? Или создать несколько федеральных проектов по конкретным направлениям с дополнительным отдельным финансированием.

Например, можно было бы создать такой нацпроект, как «Газификация», где чётко было бы прописано, сколько объектов переведено на газ и сколько домовладений подключено. Вся Сибирь и Дальний Восток ждут такой программы. Сколько потоков пустили в Европу! Газ качают из Сибири. А жители этой самой Сибири отапливают жильё дровами.

Очень нужен и проект строительства метро в крупных городах, который позволил бы решить проблему транспортной доступности в мегаполисах и уменьшить транспортные коллапсы. Муниципалитетам это не под силу, давайте проект создадим, и тогда мы сможем увидеть, сколько новых станций метро, сколько депо построено, сколько поездов пустили, сколько пассажиров ежедневно они перевозят — всё чётко, ясно и прозрачно.

А вот как отследить рост производительности труда (это из национального проекта) на несырьевых предприятиях — не понятно. К 2024 году должно быть 5 процентов к предыдущему году. Или как отследить запланированное снижение на 22 процента совокупного объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу? Под эти задачи заложены конкретные деньги. И таких абстрактных показателей полно. Проверить исполнение национальных проектов проблематично, ибо в них заложены такие целевые установки, которые нельзя измерить с помощью имеющихся показателей.

Перед нами пример «майских указов» 2012 года. Ни для кого не секрет, что по большей части эти «майские указы» были, по сути, провалены. Давайте вспомним только создание 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Где они? Их просто нет. Или увеличение инвестиций до 27 процентов ВВП. Где оно? Его тоже нет. Ключевые показатели не выполнены. Один только факт: доля России в мировом ВВП в 2012 году составляла в сумме 2,9 процента, а в 2018 году она уже была 1,8 процента. Вот и все наши показатели, вот цена всем этим указам, проектам, программам и т.д.

К достижениям пытались отнести повышение зарплаты бюджетников до уровня средней по экономике, но это достигалось исключительно оптимизацией штатного расписания. Фонд оплаты труда не менялся с 2013 года. Как можно повысить зарплату, не меняя фонд оплаты труда? Это нереально. Поэтому у нас именно на этот период пришёлся пик закрытия школ и больниц. Уничтожили ФАПы, а теперь вынуждены их восстанавливать. Вот и получается: не выполнив до конца одно, хватаемся за другое.

Ответственности за провал «майских указов» 2012 года никто не понёс. Вообще по- хорошему надо было правительство во главе с премьер-министром отправить за это в отставку. А они будут реализовывать новые национальные проекты, те же самые люди, только должностями поменялись между собой, а вся команда та же самая. Как они нареализуют нам нацпроекты — это ещё вопрос.

А теперь о главном — о финансировании. На 40 госпрограмм в прошлом году было направлено 8,2 триллиона рублей. Это 60 процентов расходов бюджета 2018 года. В этом году на госпрограммы вместе с нацпроектами запланировано 10,5 триллиона рублей. Это 70 процентов расходной части бюджета. Если учесть, что бюджетное правило никто не отменял и дополнительные доходы, как прежде, уходят в резервы, остаётся только догадываться, из каких расходных обязательств деньги перекочевали в раздел госпрограмм на нацпроекты.

Первое, что придумало наше правительство, — это уменьшить федеральное софинансирование. Есть постановление правительства №193 от 27 февраля 2019 года по проекту «Безопасные и качественные дороги», где говорится о строительстве дорог в агломерациях. Так вот общая сумма расходов по этому направлению — 96,7 миллиарда рублей, из них федеральное софинансирование составляет 60 миллиардов, то есть 63 процента. Остальные деньги на реализацию этого нацпроекта должны заплатить регионы. Так где же обещанные 90 и более процентов федерального софинансирования? Их нет. Значит, опять дополнительные полномочия падают на регионы. А таких не обеспеченных необходимым финансированием полномочий на сегодняшний день, по данным минюста, 161. По другим нацпроектам такая же картина.

Правительство, не стесняясь, говорит о том, что деньги на нацпроекты даст повышение НДС. Зачем нам такие нацпроекты, которые вытаскивают из кармана населения последние копейки? Для того чтобы повысить рейтинг власти и рейтинг людей, которые управляют нашим государством? После «пенсионной» и «мусорной» реформ, после повышения налогов это вообще нереально.

Кстати, в недрах минфина зреет ещё один пенсионный законопроект — «Об индивидуальном пенсионном капитале». Он уже обсуждался на коллегии минфина. Суть его в том, что из зарплаты в обязательном порядке граждане должны будут отчислять 6 процентов на будущую пенсию. По мнению Центробанка, это решит проблему «длинных денег». По мнению минфина, это даст прирост ВВП. А по мнению народа, это просто-напросто очередная обдираловка.

Через несколько дней собираются проводить совещание по поводу национальных проектов с руководителями регионов. И у меня есть опасение, что губернаторов возьмут за горло, как уже было с предыдущими «майскими указами», и они пойдут в банк за кредитами. Минфин уже проговорился о том, что государственный долг регионов может вырасти до 2,9 триллиона рублей. Сейчас он 2,2 триллиона рублей.

На алтарь нацпроектов могут быть брошены и сбалансированность бюджетов регионов, и благосостояние людей. Нельзя оплачивать такие масштабные государственные задачи исключительно из карманов граждан. Подобного рода проекты могут внести хаос в экономику, подорвать окончательно её управляемость. Поэтому каждый шаг должен находиться под жёстким парламентским контролем.

Необходимо вернуться к закону о стратегическом планировании, вместо десятков хаотичных проектов создать один план. Другое предложение: не позднее июня пригласить кураторов всех нацпроектов, чтобы они отчитались о ходе реализации этих проектов. И последнее. Давайте всё-таки добьёмся от правительства информации по каждому нацпроекту, по каждому региону и, самое главное, по каждому проценту софинансирования.

Комментарий редакции: Формально уделено внимание увеличению финансирования национальных проектов. Но при одновременном сохранении пресловутого «бюджетного правила» тяготы будут сильнее ложиться на плечи народа. Откуда взять средства на финансирование обозначенных мероприятий, если по замыслу либералов нельзя тратить более определённой суммы доходов? Вообще следование монетаристским святцам изначально обрекает Россию на отставание, на обнищание и на консервацию унизительного полуколониального положения. Делается это в угоду мировой олигархии, выкачивающей средства и ресурсы из нашей страны. Поэтому вопрос должен стоять о проведении активной промышленной и социальной политики, об использовании финансовых ресурсов в интересах внутреннего развития. Но этого недостаточно. Пока господствует частная собственность на средства производства, капитал будет перетягивать бюджетное одеяло в свою пользу. Следовательно, ключевые проблемы так и останутся нерешёнными.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *