За нацпроекты заплатят бедные

За нацпроекты заплатят бедные

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Татьяна Офицерова

Состоявшийся в Госдуме 3 апреля «правительственный час» с вице-премьером Татьяной Голиковой, на котором шла речь о реализации самых приближенных к человеку нацпроектов — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука», подтвердил то, о чём заявляли депутаты-коммунисты: планов громадьё, но их воплощение — подобно миражу. Многое из того, что сегодня подаётся как новые рубежи социальной политики, на самом деле уже поношенный идеологический прикид.

ТАКОЙ ВЫВОД можно сделать и из заключения Счётной палаты РФ. Аудитор Александр Мень отметил, что национальный проект «Демография» практически не содержит новых мер поддержки семей при рождении детей, предусмотренных в послании президента. Аналогичная ситуация, по его словам, с мероприятиями, включёнными в национальный проект «Здравоохранение». Задачи нацпроекта и вошедшие в него мероприятия ранее входили в стратегические документы сферы здравоохранения: различные стратегии, концепции, госпрограммы и приоритетные проекты. А самый важный вывод, сделанный Счётной палатой РФ, гласит: при запланированных объёмах бюджетного финансирования прорыва и в здравоохранении, и в образовании трудно будет достичь. Минувшая шестилетка, прошедшая под флагом «майских указов» и приоритетных проектов, оставила не самый лучший задел. Если в номинальном выражении расходы на то же здравоохранение росли, то с учётом темпов инфляции, то есть в реальном выражении, они снизились на 2,5 процента. Похожая картина сложилась и в сфере образования, расходы на которую за прошедшие шесть лет также снизились. Неудивительно, что итоги нашего развития во многом оказались со знаком минус.

Непростые демографические условия, о чём сказала в своём докладе Татьяна Голикова, — это уменьшение численности населения в 2018 году на 99,7 тысячи человек, снижение числа женщин репродуктивного возраста, рост смертности в 32 регионах страны. И выполнить поставленную президентом задачу — увеличить к 2024 году продолжительность жизни более чем на 5 лет, достигнув показателя 78 лет, — будет трудно. Для этого нужно опережающими темпами снижать смертность. Но «регионы крайне неохотно устанавливают плановые значения показателей смертности», попеняла вице-премьер. Да и обеспечить естественный прирост населения увеличением рождаемости — тоже задача не из лёгких. Женщины рожать не торопятся. На рождение первого ребёнка большинство из них решается лишь в 25—34 года. До 24 лет первый ребёнок рождается только у 45 процентов женщин, тогда как в 1995 году этот показатель был 60 процентов. Неблагополучная социально-экономическая ситуация сказывается и на количестве абортов. Ежегодно фиксируется свыше 750 тысяч прерываний беременности, из них только пятая часть — по медицинским показаниям.

Народ устами своих представителей в парламенте сам предлагает правительству варианты решения поставленных президентом задач. Необходимо расширить направления использования материнского капитала: на образование мам, находящихся в декретном отпуске, на покупку автомобиля многодетными семьями и семьями, где есть ребёнок-инвалид, на отдых и оздоровление детей, на решение жилищных проблем молодых семей, передала наказы своих избирателей Тамара Плетнёва. Кроме того, заметила депутат, надо усилить поддержку многодетных семей установлением бесплатного проезда для детей, выделением для них ежегодных бесплатных путёвок, денежной выплатой на приобретение топлива, особенно на селе.

Ольга Алимова донесла до правительства законодательную инициативу фракции КПРФ об изменении налоговых вычетов для семей с детьми, независимо от доходов, поскольку именно эта часть населения наиболее социально уязвима. В структуре бедных семьи с тремя и более детьми составляют 50,3 процента, с двумя детьми — 26,4 процента, с одним ребёнком — 12 процентов. Ещё один назревший вопрос — пересмотр как самой потребительской корзины, так и системы расчётов её параметров, считает депутат.

Михаил Щапов поставил перед правительством вопросы финансовой поддержки регионов с целью повышения базовых ставок врачей и учителей и разработки комплекса мер по защите интересов получателей бесплатных медицинских услуг.

Алексей Корниенко обратил внимание вице-премьера на состояние школ в дальневосточном регионе. Из 2263 школ Дальнего Востока 133 находятся в аварийном состоянии, 723 требуют капитального ремонта, из них в 221 школе туалеты находятся на улице. Доля детей, занимающихся во вторую смену, составляет 14,6 процента, что выше среднероссийского уровня. Для исправления сложившейся ситуации необходимо построить не менее 220 школ.

Выступивший от фракции КПРФ Алексей Куринный подчеркнул, что, прежде чем браться за решение новых задач, надо оценить выполнение старых и объективно посмотреть на действительность. А она такова. За прошедшие 5 лет реальные доходы граждан уменьшились на 11 процентов, а рост цен на услуги и товары первой необходимости составил 27 процентов. К категории бедных относятся 19,3 миллиона граждан. Причём это не бедность в понимании цивилизованных стран, а полная нищета, уровень физиологического выживания, заме-тил депутат. По данным же РАНХиГС, в зоне бедности и потребительского риска сегодня проживают 57,6 процента граждан. Закономерно растёт закредитованность населения, составляющая сегодня 16 триллионов рублей. На этом фоне прогрессирует социальная несправедливость: децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов самых богатых к доходам 10 процентов самых бедных) приблизился к катастрофической цифре 16—17. Повышение пенсионного возраста, ряд фискальных мер, «оптимизация» социальной сферы, убыль населения — всё это вкупе можно охарактеризовать как социальный геноцид, подчеркнул А. Куринный. По его мнению, за нацпроекты бедным снова придётся платить гораздо больше, чем богатым. Если потрясти карманы толстосумов, то и финансирование было бы совсем другим. А пока, по самым оптимистичным прогнозам, расходы на здравоохранение с учётом нацпроектов смогут в лучшем случае достичь 4 процентов ВВП, такие же перспективы и у сферы образования, тогда как минимально допустимый уровень для успешного функционирования этих сфер — 6 процентов ВВП. Бюджетное финансирование науки составляет 1,1—1,2 процента ВВП, а требуется 2,5—3 процента. Поддержка семей с детьми в большинстве своём касается лишь детей до полутора лет. Ипотечными льготами сможет воспользоваться небольшая часть семей с детьми. Поэтому для многих ничего не изменится.

Как о неком достижении правительство заявляет о своём намерении создать в рамках нацпроекта «Демография» 255 тысяч ясельных мест в детских садах для детей в возрасте от полутора до трёх лет, о введении в эксплуатацию 350 ФАПов в 60 субъектах и замене в 2020 году 1200 ФАПов с высокой степенью износа. Всё это хорошо. Но стоило ли закрывать ясельные группы в детских садах и «оптимизировать» сеть лечебных организаций на селе, чтобы потом тратить огромные средства на их восстановление?

Совершенно очевидно, что экономика и социальная сфера идут рука об руку. Однако вместо действенных мер экономического развития правительство предлагает идеологические «пустышки»: «модель общественного здоровья», «развитие популяционной профилактики», «агитация населения на диспансеризацию», «исследование проблемы бедности».

Неудивительно, что парламентская «группа поддержки» правительства в очередной раз отвергла предложение фракции КПРФ о национализации спиртоводочной промышленности. Группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым представила палате законопроект, предусматривающий введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и спиртсодержащей продукции на территории России.

Ещё во времена Петра I была госмонополия на производство спирта и спиртсодержащей продукции, что давало половину бюджета тогдашней царской России, в советские времена госмонополия на производство спирта обеспечивала на четверть наполняемость казны, заметил докладчик по законопроекту, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. «Грех отказываться сегодня от огосударствления предприятий, производящих спирт, когда нынешний бюджет трещит по швам», — заявил он.

По замыслу авторов законопроекта, все предприятия, производящие спиртсодержащую продукцию, должны были путём продажи 100 процентов своих акций государству влиться в Росспиртпром. Бюджетные издержки на выкуп имущества с лихвой окупились бы доходами от производства спирта, которые, по оценкам разработчиков законопроекта, составили бы 450 миллиардов рублей в год. А вообще было бы справедливо выкупать имущество спиртзаводов в том же соотношении, в каком возвращаются гражданам их советские вклады — за 1 советский рубль 3 российских рубля, считает Валентин Шурчанов.

Помимо финансового аргумента в пользу госмонополии на производство спирта, есть и другой, не менее, а может быть, и более важный, — сохранение жизни и здоровья граждан. По мнению ряда экспертов, в России не менее 5 миллионов человек страдают хроническим алкоголизмом, а регулярно потребляют алкоголь 40 процентов работающих граждан. Около 40 тысяч человек ежегодно умирают от алкогольной интоксикации и сотни тысяч — от сопутствующих алкоголизму болезней. Во многих случаях такие негативные последствия связаны с употреблением некачественных напитков. Около половины потребляемого в стране алкоголя производится нелегально, считают эксперты. В последние 2—3 года объём розничной продажи водки на 80 процентов превышает подтверждённый объём поставок этой продукции производителями. До 1991 года качество нашей ликёро-водочной продукции не подвергалось сомнению в мире, она считалась эталоном качества, сегодня же палёную водку могут выпускать в любом подвале, заметил Николай Коломейцев.

«На приватизации мы уже набили много шишек, разгромили практически весь свой промышленный и сельскохозяйственный потенциал. Пора бы уже одуматься и начать обратный процесс — национализацию», — подытожил рассмотрение законопроекта Н. Арефьев.

Но такой поворот не устраивает политическую верхушку, для которой интересы бизнес-элиты превыше интересов всего народа. Это же подтвердило и отклонение послушным парламентским большинством законопроекта коммунистов Валерия Рашкина и Дениса Парфёнова о введении государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. Сегодня рынок нефти и нефтепродуктов регулируется государством посредством налоговой политики и установления акцизов и пошлин, пояснил Валерий Рашкин. Причём, сделав ставку на поддержку экспортёров нефти и нефтепродуктов, правительство искусственно подхлёстывает рост цен на внутреннем рынке, используя так называемый налоговый манёвр, который предусматривает одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин на нефть. И рядовые потребители оказываются в уязвимом положении. Законопроект предлагает качественно иной механизм: установление правительством предельных уровней цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок к ним.

«В советское время мы добывали 650 миллионов тонн нефти. И 400 миллионов тонн оставалось в стране: перерабатывали на солярку, на бензин. Солярка стоила 4 копейки за литр, бензин — 6 копеек. Стоимость услуг ЖКХ никто и знать не знал — тоже стоили копейки, — напомнил Николай Харитонов. — А сейчас что? По Конституции природные ресурсы принадлежат народу. Но от того, что из земли добыли, народу ничего не достаётся, — развёл руками депутат. — Давайте немного приструним владельцев углеводородов, в карманах которых от продажи природных ресурсов оседают триллионы рублей!» — призвал коммунист. Но и ему, и всем сидящим в зале заседаний Госдумы было понятно: призывать буржуазную власть стать на сторону народа и умерить аппетиты капиталистов-монополистов бессмысленно.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *