По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Алёна Еркина
Недавно «Правда» сообщила о том, что Московский городской суд восстановил на работе водителей ГБУ «Автомобильные дороги», членов комитета первичной организации Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ). объявивших голодовку 17 августа 2018 года. («Правда» от 30 апреля — 6 мая 2019 года «Рабочие доказали: прогула не было»). По существу увольнение стало расправой над теми, кто пытался требовать соблюдения трудового законодательства, осуществляя профсоюзную деятельность. Дело в том, что за несколько дней до увольнения была объявлена голодовка из-за невыносимых условий труда и нарушений трудового законодательства.
ПРОЦЕДУРА УВОЛЬНЕНИЯ, как отмечают рабочие, была проведена с грубейшими нарушениями, но Савёловский районный суд, куда они подали иски о восстановлении на работе, 3 декабря 2018-го встал на сторону работодателя. Но активисты не сдались и подали апелляционную жалобу на данное решение в Мосгорсуд.
Путь к этой победе для представителей профсоюза был действительно нелёгок. Девять месяцев существования в подвешенном состоянии, без постоянной работы, имея многодетные семьи и неясные дальнейшие перспективы, не могли не сказываться на психологическом состоянии уволенных. Тем не менее они, твёрдо уверенные в своей правоте, решительно шли вперёд. Для того чтобы приехать из регионов на заседания суда (кстати, они неоднократно переносились), приходилось как-то выкручиваться: лишних денег ни у кого не было. Выручала рабочая солидарность: товарищи в беде не бросали. Одновременно члены профсоюза проводили пикеты у здания ГБУ «Автомобильные дороги», организовывали другие акции протеста против творящегося беззакония, в защиту прав на достойные условия труда. Это была эффективная поддержка своих уволенных товарищей.
Напомним, чего же требовали водители, когда ввиду отсутствия диалога с руководством по волнующим их проблемам решились на крайнюю меру — голодовку. Последней каплей, переполнившей чашу терпения протестовавших, стало отношение со стороны работодателя во время ликвидации зимой последствий снегопадов, когда водители трудились едва ли не круглосуточно, без учёта отработанного времени и соответственно без должной оплаты труда. Претензии были и к содержанию трудовых договоров, в которых не указывался режим труда и отдыха, не содержались сведения о размере, характере, методе начисления зарплаты и премий, об основаниях для лишения премий. А для давления на неугодных сотрудников, коими администрация считала прежде всего членов независимого профсоюза, использовалось, по словам голодавших, в первую очередь лишение премий. Руководство порой предъявляло к работникам и вовсе странные требования: запрещалось приносить с собой продукты питания и сменную одежду. Между тем водителей обязывали носить спецодежду постоянно, хотя возможности постирать и высушить её не было, к тому же им не предоставлялся сменный комплект.
Как рассказал корреспонденту «Правды» заместитель председателя первичной организации РПРиУ Евгений Громов, члены профсоюза будут добиваться установления на предприятии вахтового метода работы. Ныне же в ГБУ установлен сменный график (15 дней работы и 15 дней отдыха).
— Что даст работнику вахтовый режим?
— В этом случае работодатель будет обязан обеспечить сотрудника жильём, а также следить за тем, чтобы санитарно-бытовые условия соответствовали всем нормам, — говорит Е. Громов. — В частности, на одного человека должно приходиться не менее 6 квадратных метров площади, должны быть столовая, определённое количество туалетных комнат и т.д. В ГБУ «Автомобильные дороги» все эти нормы не соблюдались: не было даже нормального общежития, рабочие проживали в так называемых комнатах отдыха на 8 человек, на каждого приходилось лишь по два квадратных метра. Летом в этом помещении стоит изнуряющая жара, так как оно не оборудовано системой вентиляции. Кроме того, для рабочих важно, что при вахтовом методе оплачивается и ежедневный междусменный отдых. Это сделано на случай возникновения какой-либо срочной ситуации (например, того же снегопада), требующей дополнительных резервов и, значит, дополнительной оплаты. Между тем в ГБУ «Автомобильные дороги» не только речи не было о подобной практике, но и работа в авральном режиме должным образом не оплачивалась.
Сегодня работодателю очень выгодно, что водитель исполняет обязанности и шиномонтажника, и агрегатчика, и двигателиста, и т.д. Словом, он должен разбираться в очень многих аспектах. Это удобно работодателю: можно не тратиться на оплату труда нескольких специалистов. Кроме того, при вахтовом методе должен оплачиваться проезд работника к месту работы и обратно. Мы будем бороться за установление в ГБУ «Автомобильные дороги» вахтового метода.
Итак, 3 декабря 2018-го Савёловский районный суд, проигнорировав множество грубейших нарушений как в части процедуры увольнения, так и другие немаловажные доказательства, которые предоставляли рабочие, отказался восстановить участников голодовки в ГБУ «Автомобильные дороги». Тогда было принято решение подавать апелляционную жалобу в Московский городской суд. Юридическую помощь уволенным оказывал генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России Сергей Храмов.
Как отметил С. Храмов, суд первой инстанции проигнорировал постановление пленума Верховного суда от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», согласно которому обязанность доказать наличие законного основания для увольнения возлагается на работодателя. Зато он принял во внимание странные документы, которые были положены в основание для увольнения. Основанием стали акт об отсутствии на рабочем месте, акт об отказе дать объяснения, служебная записка заместителя начальника автоколонны №3 Антона Салухова. В ходе судебных разбирательств основные свидетели ГБУ «Автомобильные дороги», чьи подписи стояли в акте об отсутствии на рабочем месте, — заместитель начальника А. Салухов, специалист М. Тютрина, контролёр Д. Михайлов — подтвердили, что не знали о факте отсутствия рабочих 20 августа с 12.45 до 17.00.
Так, Тютрина заявила, что составила документы по приказу А. Салухова, но сама не была свидетелем ни одного из фактов, изложенных в них. А. Салухов показал, что приказ составить акты ему поступил от начальника ПК «Грузоперевозки» Е. Горбунова, куда входит автоколонна №3, аж в три часа дня, тогда как прогул вменялся с 12.45 до 17.00. Салухов также подтвердил, что лично не фиксировал отсутствие на работе истцов. Свидетель Михайлов, который, согласно акту, зафиксировал отсутствие на рабочем месте голодавших водителей, на самом деле подписал этот документ… по просьбе Салухова и по имеющейся устной информации от механика Безрукова, который якобы не нашёл голодавших.
Таким образом, в предъявленных суду документах не были отражены время и место фиксации отсутствия голодавших на рабочем месте, не представлены были и документы, согласно которым во время нахождения работников в резерве (без выезда в рейс), в котором находились с момента начала акции протеста водители, они обязаны находиться в административном здании. Однако именно отсутствие в нём послужило причиной домыслов об их прогуле. Между тем, согласно должностной инструкции, водители обязаны обслуживать закреплённые за ними автомобили, чем какую-то часть времени и занимались протестовавшие.
Помимо этого, в Савёловский суд истцами были представлены доказательства, что во время вменяемого им прогула на телефонные номера шестерых рабочих не поступало ни одного звонка, подтверждающего, что их кто-либо искал. Обычно же практиковалось, что в случае необходимости, учитывая большую территорию предприятия, с работниками связывались по мобильному телефону. Но и этот факт Савёловский суд не смутил.
Небрежность составленных актов показывает, что работодатель, стремясь поскорее избавиться от неугодных сотрудников, совсем запутался в дебрях собственных «сочинений». В акте об отсутствии на рабочем месте, отмечают защитники трудовых прав, сказано, что они отсутствовали с 12.45 до 17.10, в записке-расчёте на увольнение стоит период отсутствия в течение всей рабочей смены, а в служебной записке Салухова — до 17.00. Но не только сведения о времени в этих документах противоречат друг другу, но и приводимые факты. Например, в акте об отсутствии на рабочем месте говорится, что водители отсутствовали без уважительных причин и от дачи объяснений отказались. Так уж вы разберитесь, подчёркивают члены профсоюза, либо отсутствовали и, значит, не могли отказаться давать объяснения, либо отказались, но тогда не отсутствовали.
Надо также иметь в виду, что 17 августа водители направили в мэрию Москвы и городскую прокуратуру заявления, в которых просили провести проверку соблюдения трудового законодательства в организации. Комиссия департамента ЖКХ в ответ на запрос подготовила отчёт об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения трудового законодательства в ГБУ «Автомобильные дороги». Вместе с тем в отчёте отмечалось, что увольнения голодавших были проведены в соответствии с Трудовым кодексом. Возмутительный факт! Нарушения признали, но те, кто заявил о них, уволены якобы правильно.
Можно ещё долго перечислять все нелепые моменты, нестыковки, грубые нарушения Трудового законодательства, которые Савёловский районный суд предпочёл не принимать во внимание: и то, что приказ об увольнении вышел до истечения времени, которое предоставляется для объяснений своего отсутствия на рабочем месте (по закону на это выделяется два дня), и то, что в путевых листах — документах строгой отчётности, — где фиксируется задание, ставится отметка о его выполнении и количестве рейсов, нет никаких отметок о невыполнении задания и об отсутствии на работе… В общем, абсурдность аргументов ответчиков слишком уж очевидна.
Мосгорсуд, разбирая апелляцию, признал решение Савёловского районного суда неправильным и отменил увольнение рабочих ГБУ «Автомобильные дороги».
Председатель профсоюзной ячейки на предприятии Алексей Лушечкин прокомментировал восстановление на работе водителей автоколонны №3.
— Хочется верить, что решение Мосгорсуда в нашу пользу повлияет на настроения рабочих ГБУ «Автомобильные дороги», многие из которых разуверились в возможности добиться справедливости. Люди должны понять простую вещь: в одиночку систему не сломаешь, чтобы добиваться результатов, необходимы совместные усилия, увеличение профсоюзных рядов. Сколько можно терпеть издевательства? Взять, к примеру, бытовые условия многих рабочих. В подразделениях ГБУ «Автомобильные дороги» люди жалуются, например, что им приходится спать при засилье клопов. Спасаясь от укусов насекомых, некоторые водители ночуют в машинах. Так быть не должно. Нам сейчас говорят: если вас в ГБУ «Автомобильные дороги» не устраивают условия труда, зачем вы остаётесь здесь работать? Но такая позиция не пройдёт. Мы будем продолжать бороться не только за себя, но и за своих товарищей. Люди хотят быть услышанными, и профсоюз будет помогать им в этом. Мы продолжим стоять на своих позициях, бороться за соблюдение трудового законодательства.
Члены профсоюза готовы к тому, что лёгкой жизни после восстановления на работе не будет, но для них сейчас главное — вселить в своих товарищей уверенность, добиться того, чтобы рабочие поняли: за свои права можно и нужно бороться.
Комментарий редакции:Некоторые полагают, что бесполезно бороться против произвола буржуазии в лице как работодателей, так и капиталистического государства. Однако мужественные действия водителей ГБУ «Автомобильные дороги» доказывают обратное. Ни в коем случае нельзя терпеть, когда по тебе ходят сапогами. Да, капитал цепляется за своё и угрожает трудящимся, борющимся против произвола «верхов» , всеми карами. Но если протестные выступления будут массовыми и целенаправленными, то никакой шантаж, никакие репрессии не спасут владычество олигархии. Однако следует стремится к тому, чтобы к решительным действиям народ прибегал в масштабах не только отдельно взятого предприятия и учреждения, а на уровне всей страны. Вот вышли в прошлом году люди на улицы в знак протеста против «пенсионной реформы» и добились внесения в неё поправок. Только вот суть осталась неизменной. Поэтому складывать руки преждевременно.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.