По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА

Во фракцию КПРФ в Государственной думе пришло обращение от бывших специалистов Юго-Камского машиностроительного завода. Сегодня это градообразующее предприятие посёлка городского типа Юго-Камский Пермского края, как и десятки тысяч производств по всей стране, обанкрочено и разрушено. Специалисты завода до последнего вели борьбу за сохранение предприятия, понимая, что его уничтожение станет трагедией для жителей посёлка. Но всё тщетно. Авторы письма рассказывают о том, как происходил развал предприятия, и высказывают предложения по поводу того, что нужно сделать, дабы остановить процесс деиндустриализации страны.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА бывших специалистов Юго-Камского машзавода, являющегося градообразующим предприятием посёлка городского типа Юго-Камский Пермского края, в период 2017—2018 годов вела переписку с собственником предприятия, руководством Пермского края, с администрациями премьер-министра РФ и президента РФ с целью возобновления производства на заводе, который был остановлен в декабре 2009 года. Просили, в частности, и о том, чтобы власти заставили собственника приостановить демонтаж и вывоз технологического оборудования.

Получили ответы с разъяснениями, что государство не вмешивается в дела собственника и он свои проблемы решает сам. В силу каких-то нам не известных причин собственник в лице ООО «ЗУМК-инжиниринг» не смог возобновить работу завода. За годы простоя накопились дополнительные долги кредиторам. Для их погашения собственник начал продавать имущество Юго-Камского завода. В марте 2019 года корпуса участков и цехов стояли уже оголённые. С завода вывезены и проданы все станки, технологическое оборудование, грузоподъёмные механизмы и транспортёры. Срезаны отопительная система, вентиляция и прочие конструкции из металла. С полов цехов и участков сняты и вывезены металлические плиты. Такого варварского разграбления завод не знал с даты своего основания в 1846 году. Подобной разрухи не было ни в годы Пугачёвского восстания, ни во время Гражданской войны.

Купив активы, собственник взял обязательство перед государством и населением, что предприятие будет работать, развиваться, а люди — получать достойную зарплату. На деле же нанесён ощутимый вред посёлку и стране. По-видимому, властные структуры устраивает такое положение дел, поскольку никаких мер воздействия к собственнику они не применяют. У нас же А.А. Поздеев, как и ООО «ЗУМК-инжиниринг», останется в памяти как разоритель, а период владения предприятием — чёрным периодом в 170-летней истории завода.

Для трудоспособного населения посёлка остановка предприятия стала настоящим потрясением: по сути людей кинули на произвол судьбы. Возросла безработица, прекратили своё существование филиалы ПТУ и техникума, которые спонсировал завод. Свыше полутора тысяч человек были вынуждены искать работу за пределами посёлка. Всё происходившее негативно отразилось в умах местных жителей, а невмешательство властей и депутатов Госдумы в дела собственника добавило озлобления. Люди до сих пор не осознали, что живут уже не в социалистическом обществе, а в системе капитализма. На наш взгляд, разделение людей на богатых и бедных только усилило напряжённость в обществе.

В 60—80-е годы прошлого века Юго-Камский машзавод имел статус предприятия союзного значения и входил в состав Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР. Он изготавливал и поставлял запорную арматуру для многих отраслей промышленности и коммунального хозяйства. До 10% производимой продукции поставлялось на экспорт. С 1964 года нас обязали приступить к изготовлению продукции для нефтяников и газовиков, в основном — оборудования для установки на устья пробуренных нефтяных и газовых скважин.

География поставок была обширна. Это месторождения в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, в Средней Азии. Для покрытия возрастающего спроса на оборудование был построен блок цехов, в том числе четырёхэтажный инженерно-административный корпус. Своими силами завод провёл реконструкцию цехов и участков. Строились дома. Квартиры бесплатно получали работники завода, врачи и учителя. Заметно обновилась дорожная коммуникация между цехами. Завод приобрёл облик современного предприятия. Всё это настраивало десятитысячное население Юго-Камска на позитивное отношение к жизни и работе.

Развалу единства коллектива способствовала приватизация. Человек труда потерял свою значимость. С годами собственники менялись. Они почти не выделяли средств для обновления основных фондов. После остановки завод так и не заработал. Под давлением кредиторов 27 декабря 2013 года арбитражный суд признал ООО «Юго-Камский машзавод» банкротом. Тогда каким-то образом собственник вышел из неприятной ситуации. Однако 27 июля 2017 года вновь возникла угроза банкротства, но кредиторы согласились с доводами собственника и дали ему двухгодичный срок на финансовое оздоровление. Однако обязательства не были им выполнены, долг возрос.

25 июля 2018 года арбитражным судом завод был признан банкротом, на нём была введена процедура внешнего управления. К этому времени дальновидный собственник успел «зачистить» завод и, вероятно, часть долга кредиторам погасил. Безусловно, краевые власти отслеживали ситуацию, но… бездействовали. Возможно, в силу закона о собственности.

На наш взгляд, право собственника на закрытие действующего предприятия должно быть ограничено. Решение о ликвидации должно решаться собственником совместно с органами местного самоуправления.

На ближайшие годы государство выделило триллионы рублей на восстановление промышленности. Как они будут реализованы? Предусмотрена ли скупка недвижимости у собственников-банкротов градообразующих предприятий? Для восстановления производства эти предприятия были разбиты на 3 группы. В список 2-й группы входил и наш завод. Мы понимаем, что восстановить выпуск прежней продукции невозможно. Но осталась инфраструктура: корпуса участков и цехов, водопроводы технической и питьевой воды, системы снабжения электричеством и газом. Территория огорожена. Дороги, ведущие в Пермь, заасфальтированы. Главное богатство предприятия — его люди, желание населения возродить производство на заводе!

В обществе растёт напряжённость. Люди не могут согласиться с социальным неравенством, отсутствием работы в местах проживания, низкими зарплатами, сползанием медицины в сторону платности и прочими так называемыми реформами. В этих условиях первостепенной проблемой становится сбережение рабочего класса. Не менее важен и вопрос по управлению собственностью в России.

От лица жителей посёлка бывшие специалисты завода: В.А. АВВАКУМОВ, директор; С.А. АЛИКИН, заместитель главного инженера; Н.Н. АЛЕКСЕЕВ, депутат, редактор газеты; В.Н. ПЕТУХОВ, электромеханик, член Совета ветеранов; Ю.И. СТАФИЕВСКИХ, главный технолог; Ю.А. ШИРИНКИН, главный конструктор, кандидат технических наук.

Пермский край.

По поручению Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Г.А. Зюганова письмо бывших специалистов Юго-Камского машиностроительного завода комментирует член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай АРЕФЬЕВ

ВОПРОСОМ банкротства депутаты-коммунисты озабочены не меньше работников этого завода. Сегодня банкротства в России проходят буквально в автоматическом режиме, государство устранилось от решения этой проблемы. Были созданы саморегулируемые организации, которые и ведут передел собственности в нашей стране. Они принимают решения о назначении арбитражных управляющих, определяют вместе с арбитражными судами долговые обязательства, возбуждают банкротства и т.д. В результате получаются заказные, преднамеренные банкротства ради чьей-то наживы, рушатся крупные градообразующие предприятия, и никому до этого нет дела. Саморегулируемые организации превратились в криминальные структуры по уничтожению производственного потенциала промышленности нашей страны.

Работники Юго-Камского завода в своём обращении ставят вопрос об ограничении права собственника на закрытие действующего предприятия. По их мнению, такие решения должны приниматься по согласованию с муниципальными органами власти. Но это, увы, противоречит и Конституции, и сегодняшнему экономическому законодательству. Вмешательство государства в дела банкротства, как и в дела приватизации, не то что ограничено, а вообще исключено. Депутаты-коммунисты неоднократно вносили поправки, чтобы действительно всё было под контролем власти и чтобы она несла за всё ответственность, но «Единая Россия» всякий раз эти поправки отклоняла.

Авторы обращения пишут, что государство выделило на ближайшие годы триллионы рублей на восстановление промышленности, и задаются вопросом: будет ли скупка недвижимости обанкроченных заводов? По-другому это называется санацией. Она может быть осуществлена на стадии процедуры наблюдения, которая вводится при появлении у предприятия признаков банкротства. Вот в это время органы государственной власти могут принять решение и оказать помощь в восстановлении финансового состояния предприятия, дать денег на покрытие каких-то долгов за счёт реструктуризации задолженности, за счёт будущей прибыли. Но, к сожалению, органы власти этот механизм никогда не используют. Санацию могут провести и коммерческие структуры, но они чаще всего занимаются спекулятивными операциями, а восстановление промышленности их не интересует.

Ежегодно в России банкротятся от 200 до 400 предприятий. И государство не собирается ничего выкупать. Да и, откровенно говоря, смысла в том, чтобы выкупать полуразрушенные заводские корпуса или изношенные станки, которые уже годятся только на металлолом, нет. Надо строить новые заводы и фабрики по современным технологиям.

То, что сегодня на восстановление промышленности выделяются триллионы, — это блеф. Да, солидные суммы получает военно-промышленный комплекс: основная часть этих средств идёт на вооружение и совсем небольшая — на восстановление кое-каких предприятий ВПК. А через минпромторг и минэкономразвития проходят всего порядка 200—300 миллиардов рублей. Не предусматривают радикального восстановления экономики и национальные проекты.

За последние три года было реализовано 1120 проектов по импортозамещению. Казалось бы, много. Но что это за проекты? Как правило, это маленькие производства, на которых работают 20—30 человек. Из этих предприятий всего 28 — заводы и фабрики. Недавно в Санкт-Петербурге запустили завод лазерной техники численностью работающих 250 человек. Если учесть, что в России 5 миллионов безработных, даже такие производства прорыва в экономике не сделают. К тому же предприятий, на которые вешается замок, у нас больше, чем вновь открывшихся. И эти микроскопические производства не решают ни проблему занятости, ни проблему роста промышленности. Вспомним: после войны, при Сталине, в СССР открывали по полторы тысячи заводов в год. И за 10 лет страна превысила свой довоенный промышленно-производственный потенциал.

В России 7000 моногородов, которые были образованы вокруг заводов и фабрик. Предприятия закрылись, а города-то остались. Из этих 7 тысяч только 300 попали в федеральную программу возрождения моногородов. А что будет с остальными? Куда там деваться людям? Там даже квартиру невозможно продать, чтобы куда-то уехать.

Напряжённость растёт и в сельской местности, и в городской. Я в своих регионах это наблюдаю. Например, в Астрахани численность населения за год сократилась на 3,5 тысячи, в Волгоградской области — на 12 тысяч. Люди уезжают в Питер, в Москву, в нефтегазовые регионы, где можно найти неплохо оплачиваемую работу. Во всех же остальных городах и весях — разруха. Въезжаешь в Астрахань — сразу же видишь руины ЖБК-5, за ними — мёртвые корпуса целлюлозно-картонного комбината, а дальше пошли развалины других предприятий. Едешь оттуда в Волгоград — та же картина: стоят огромные корпуса заводов с выбитыми стёклами, с разваленными трубами, с разрушенными заборами, заросшие камышом.

Впечатление такое, что войска Паулюса из города выброшены только вчера. Полный разгром. Лишь за последние 3—4 года закрылись судоверфь, шарикоподшипниковый завод, алюминиевый, металлургический, завод насосно-силового, бурового оборудования, канатный завод, который делал канаты даже для выхода космонавтов в открытый космос. Всё это — крупные предприятия. Худо-бедно ещё держится военный завод «Химпром». Да и то благодаря тому, что я пишу во все инстанции, ходатайствую, скандалю… Но и там из 30 тысяч осталось только 3 тысячи работающих. На месте известного на всю страну тракторного завода коттеджей понастроили, из производства оставили только один цех.

Обращение специалистов Юго-Камского завода — это крик души. Но если прислушаться, этот крик стоит по всей стране. Каждый день закрываются предприятия. Разве это ответственная власть?! Надо менять социально-экономическую политику. Но ни нынешнее правительство, ни «единороссовская» Госдума, обслуживающие интересы олигархов, этого делать не будут. Нужна власть народная!

Недавно прошёл пленум ЦК КПРФ «О новых формах работы КПРФ в борьбе за власть трудящихся», на котором стоял вопрос, опосредованно поднятый в своём обращении и бывшими специалистами Юго-Камского машзавода: человек труда вновь должен обрести значимость!

У КПРФ есть программа «Десять шагов к достойной жизни». С ней коммунисты шли на выборы в Госдуму, она же легла в основу и предвыборной программы нашего кандидата в президенты Павла Грудинина. У нас есть и развёрнутая Программа построения социализма в России. Это всё шаги по восстановлению Советского государства.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.