Медведев готовит «гильотину» надзорным органам, а отправит на нее бизнес

Медведев готовит «гильотину» надзорным органам, а отправит на нее бизнес

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Правительство России приступает к снижению давления на бизнес, чтобы ускорить экономический рост. Кабмин определил 33 министерства и ведомства, которые в первую очередь попадут под «регуляторную гильотину». До 2021 года их требования к бизнесу должны быть проанализированы и необоснованные — отменены.

Заметим, «гильотина» в той или иной степени затронет практически все надзорные структуры. Избежать ее удалось лишь Росфинмониторингу, который сам не проверяет компании, и ФСБ, которая следит за выполнением антитеррористических требований.

До 8 августа правительство должно получить отзывы Минэкономразвития, Минюста и Аналитического центра при правительстве об изменении перечня, указано в письме премьера Дмитрия Медведева. После утверждения список будет обновляться раз в полгода.

Напомним, о запуске «регуляторной гильотины» Медведев объявил в январе 2019 года. Механизм предполагает отмену с 1 января 2021 года всех устаревших нормативных правовых актов.

«Задача может быть решена с помощью механизма „регуляторной гильотины“. В чем она заключается? Все те ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований», — заявил Медведев, выступая на Гайдаровском форуме.

Нынешние требования к предпринимателям заключены более чем в 9 тыс. нормативных актах. Их соответствие современным требованиям должен будет описать закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований», — подчеркнул Медведев.

Заметим, навести порядок в сфере надзора за бизнесом предлагал и Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию он потребовал к 2021 году отменить устаревшие нормативы и требования к предпринимателям, оставив только самые актуальные.

И вот дело дошло до практической реализации. Как сообщила 8 июля пресс-служба правительства, в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о контрольно-надзорной деятельности (КНД) и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 года, а работа над «гильотиной» фактически началась с 28 июня, когда Чуйченко был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению. Заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов так объяснил алгоритм работы всех групп:

— на первом этапе они определят список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона);

— на втором — определят риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования;

— на третьем — сформулируют способ управления рисками.

В итоге станет очевиден критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.

По оптимистичным оценкам, реализация реформы обеспечит рост ВВП втрое — от 2% до 6%. Насколько реальны эти планы?

— Кратный рост ВВП в результате реформы контрольно-надзорной деятельности — это очередные «обещалки», — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — «Регуляторная гильотина» — всего-навсего уменьшение количества проверок бизнеса. Причем не сомневаюсь: 45 рабочих групп будут долго реформу обсуждать, и внешне работа будет кипеть — это чиновники умеют. Возможно, они даже отчитаются по результатам: номинально уменьшат количество проверок и регулятивных функций у министерств и ведомств. Но это совершенно не значит, что бизнесу России будет лучше.

Напомню, в мае Владимир Путин дал повторное поручение добиться выхода России на 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Президент уже давал такое поручение в майских указах 2012 года — его должны были исполнить до 2018 года. Выполнить задачу не удалось. Тем не менее, позиции России резко улучшались в течение пяти лет — она поднялась с 120-го до 31-го места в рейтинге.

Но это на бумаге, на деле с бизнесом в России беда. Бизнесу, в реальности, стало только хуже за это время. Он в значительной мере обанкротился, на него идет огромное давление со всех сторон. По сути, бизнес уничтожают — а в рейтинге РФ продвигается.

Так получалось, поскольку кабмин улучшил ряд формальных показателей, влияющих на рейтинг. То же самое, я считаю, будет с «регуляторной гильотиной».

«СП»: — Почему вы в этом уверены?

— Чиновники напридумывают уменьшение количества плановых проверок, но это легко обойти. Наши контрольные органы давно приспособились к разного рода «гильотинам». Чтобы «прессовать» бизнес, им не надо много проверок — можно и за одну разрушить бизнес точно так же, как с помощью десяти. Здесь вопрос чисто технический: как эту единственную проверку проводить.

Точно так же можно поступить с другими «гильотинируемыми» показателями. Надзорные функции, которые у разного рода служб отберут, эти службы компенсируют за счет оставшихся полномочий. В результате, ничего не помешает проверяющим выносить новые предписания, блокирующие работу.

Должен сказать, проверяющую деятельность вообще очень сложно ограничить, и очень трудно оценивать в количественных показателях. Проверки нельзя запретить — иначе, скажут проверяющие, мы не сможем отвечать, если что-то сгорит или утонет. Отменить внеплановые проверки тоже невозможно — если поступил сигнал (скажем, дым пошел), проверяющие (пожарные) должны разобраться.

Просто у Медведева — видимо, в силу юридического образования — любовь к казуистике. Премьер любит заниматься не делами, а крючкотворством — потому и придумывает «гильотины».

«СП»: — Реформа принесет эффект?

— С точки зрения экономики, надо изменить мотивацию надзорных служб. Эти службы, наряду с местными властями, должны быть заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории — как это сделано в передовых странах. Там проверяющие только страхуют бизнес на случай чрезвычайных ситуаций, причем их оплата зависит от того, сколько налогов приходит от бизнеса в местную казну.

Но в России такой мотивации нет. У нас контролирующих служб огромное количество, и зачастую они дублируют друг друга. В этих структурах работает очень много сотрудников, им нужно чем-то заниматься и как-то кормиться.

С их точки зрения, чем больше они у бизнеса отберут — тем лучше. Это чисто бандитский подход. И пока принцип кормления не сломан, ничего не изменится. Проверяющие будут по-прежнему считать, что территории им даны на откуп, чтобы они могли их «доить».

Замечу, бандиты хотя бы думают на перспективу — берут мзду так, чтобы не задушить бизнес полностью. А в надзорных службах работают случайные люди, которым на положение бизнеса наплевать. Они в этом смысле абсолютно безответственны, и вправе принимать любые решения, вредящие бизнесу — если только им не дали денег.

«СП»: — То есть, корень проблемы — в мотивации?

— В том, что у нас контрольные органы стали самостоятельными игроками. У них уже сформировалась определенная система интересов, сломать которую очень трудно. Здесь крючкотворством не отделаешься — систему надо полностью перестраивать, и подстраивать под интересы бизнеса. Но никто в правительстве этим заниматься не собирается.

— «Регуляторная гильотина» — абсолютно необходимая вещь для повышения комфортности инвестиционного климата, — возражает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Механизм позволяет минимизировать текущие издержки и затраты бизнеса на проведение проверок.

Этот объем издержек оценивали по-разному. Пять лет назад — в 1,5% ВВП, затем примерно в 3% ВВП. Где-то в этих пределах истина и лежит. Именно столько суммарно теряет в течение года весь российский бизнес из-за проверок со стороны государства. Это дополнительные трудозатраты бухгалтерии, дополнительный документооборот.

Если издержки снизить, это может повысить мотивацию к частным инвестициям. Кроме того, важна предсказуемость проверок и перечень оснований, по которым они проводятся. По сути, надзор должен стать консультативным.

Но, конечно, только из-за реформы рост ВВП не поднимется до 6%. Это даже не научная фантастика.

Комментарий редакции: При рассмотрении затронутой в статье темы надо пройти между двумя крайностями. Конечно, нужно положить конец полуфеодальному давлению контролирующих инстанций на деятельность хозяйствующих субъектов — но не только малого бизнеса, но и народных предприятий. Мы прекрасно знаем, что они тоже подвергаются рейдерским атакам и необоснованным претензиям (как «Совхоз имени В.И. Ленина»). Если с этим смириться, то едва оставшиеся производительные силы окончательно развалятся. А следовательно, будет окончательно сужаться и без того узкая бюджетная основа для выполнения социальных обязательств государства. Это одна сторона дела. А другая сторона заключается в том, что хозяйствующие субъекты должны нести ответственность перед обществом. Нельзя допускать, чтобы они производили некачественную продукцию, от которой гибнут люди, чтобы они не уделяли внимания технологической и противопожарной безопасности, чтобы они не обманывали государство в налоговой сфере. Иначе общество будет нести убытки — и экономические, и социальные. Надо законодательство сделать обоснованным и понятным, а не снижать степень контроля. Это первое. Второе — надо уточнять, о каком бизнесе идете речь. Если о мелких экономических субъектах, о коллективных предприятиях, то здесь возражения нет. КПРФ постоянно выступала за снятия давления на данные структуры. А если либералы под «бизнесом» подразумевают олигархов, то тут надо действовать иначе. Вообще то национализировать надо крупные средства производства. Но раз власти и этого не хотят, то распространили бы на них законность, обязав добросовестно платить налоги, соблюдать техническую безопасность, производить качественную продукцию. Однако «кошмарят», к сожалению, не их. Собственно говоря, иначе не может быть сейчас. Ведь правит бал крупная буржуазия. Вполне понятно, что она не согласиться на то, чтобы на неё была наложена хотя бы минимальная ответственность перед народом. Но общество недовольно политикой капитала. Поэтому эксплуататоры «закручивают гайки». И те, кто непосредственно выполняет их репрессивные и ограничительные распоряжения, являются опорой власти олигархии. За это им «на кормление» отданы мелкие хозяйствующие субъекты и народные предприятия. Но не крупный бизнес. И только смена системы может положить конец негативным явлениям, о которых идет речь.


Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *