Пётр Павленко: «Точно каждый месяц берём по Берлину»

Пётр Павленко: «Точно каждый месяц берём по Берлину»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Р.В. Семяшкин

Пётр Андреевич Павленко, 120-летие со дня рождения которого приходится на эти июльские дни, принадлежал к взращённому Великим Октябрём первому поколению советской литературы, давшей миру уникальный, доселе неизвестный тип писателя, жившего одной, неразрывной жизнью со страной и её народом.

ДА И САМИ ОНИ — первопроходцы советского литературного цеха — были выходцами из народа. Таковым был и рождённый в Петербурге, в семье мелкого служащего и оставившей по болезни учительское поприще домохозяйки, Пётр Павленко, ставший впоследствии, в условиях нового, социалистического общества, крупнейшим писателем, государственным и общественным деятелем, одним из организаторов всесоюзного движения борцов за мир и дружбу народов. И мог ли он, пацанёнок из рабочего пригорода Тифлиса, где протекло его скромное детство, представить себе, что, пройдя через очистительное горнило великой революции и Гражданской войны, он, не имея за плечами, как принято сейчас говорить, «мохнатой руки», добьётся таких больших, впечатляющих высот? Вряд ли. Да и несвойственно это было его поколению борцов и созидателей. По жизни их вели не личный эгоизм и самолюбие. Поэтому-то и выстояла страна, преодолела все трудности, победила фашизм и прорвалась в космос, что у истоков её стояли такие, как Павленко, бескорыстные романтики, страстные защитники справедливости и добра, смелые преобразователи старой, отжившей своё Российской империи.

Всеобъемлющая, огромная жажда жизни, впечатлений, знаний, неиссякаемая тяга к творчеству — вот те составляющие двигательной силы, направлявшей П.А. Павленко по его житейскому пути. Ему всё было интересно, важно и нужно. Он не пропускал равнодушно ничего, что могло составлять какую-либо общественную пользу и значимость. Он жил полной, широкой жизнью. Будучи романтиком в душе, сознанием своим он определённо относил себя к бойцам — бойцам революционного призыва, нового мира.

Главная, магистральная тема Павленко — великие победы поступательного социалистического движения в нашей стране — приобретала в творчестве писателя всё более широкое звучание: от «Путешествия в Туркменистан» и «Пустыни» к «На Востоке», «Счастью», «Степному солнцу», неоконченным «Труженикам мира».

В одной из своих неопубликованных автобиографий писатель отмечал, что повесть «Пустыня» имела для него особое существенное значение. В «Пустыне», писал он, «удалось нащупать то основное, что будет впоследствии всегда присутствовать в моих книгах, что станет основной темой всех следующих книг, — вооружённая борьба масс за новый порядок, за революцию, за советское строительство».

Далее Павленко пояснял свою мысль: «В «Пустыне» это была борьба туркменского крестьянства против басмачей, в следующей книге — «Баррикады» — борьба парижских рабочих в марте — мае 1871 года против реакции Тьера, в «На Востоке» — борьба всего советского народа за укрепление страны».

Главным героем своих произведений он неизменно видел народ, творящий историю, строящий новое общество, преображающий жизнь на земле. Во всех своих крупных произведениях он показывал деятельный, революционный народ и ту огромную, созидательную энергию, которой он был наделён и которую поступательно направлял во имя великих целей.

Острый темперамент художника-трибуна, агитатора, организатора, счастливый дар непосредственного и эмоционального ощущения всего нового, что ежечасно рождалось в окружавшей его действительности, и при этом страстная устремлённость в будущее, активное, наступательное отношение к жизни, партийность как органическое свойство характера, как естественное состояние души — таковы прекрасные человеческие черты, запечатлённые в творчестве П.А. Павленко.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ посредством слова выразить свои мысли Пётр Павленко начал предпринимать в достаточно молодом возрасте: ему было двадцать, когда он, окончивший реальное училище и примкнувший к подпольным большевистским кружкам в Баку, попробовал выступить со статьёй в подпольной газете «Набат».

Это было тревожное, неспокойное, но необычайно кипучее и судьбоносное время. Павленко окунулся в него смело и с полной самоотдачей. С оружием в руках, вступив в апреле 1920 года в ряды Коммунистической партии, он — молодой политработник РККА, занимаясь защитой и продвижением завоеваний революции, тем не менее начинает печататься в газете «Красный воин». Так, с малого он и начинал формироваться как будущий крупный художник социалистической действительности.

Пётр Павленко никогда не чурался практической журналистской работы. И лучшей трибуной для живого печатного слова ему казалась газета, он вырос и воспитался на газетном очерке. Газета в его глазах была важнейшей школой познания современности, связи с жизнью, глубокого проникновения в её повседневные взлёты, достижения и неизбежные проблемы. Потому-то на протяжении долгих лет он плодотворно сотрудничал с рядом центральных печатных изданий. В архиве П. Павленко сохранилось командировочное удостоверение «Правды», направившей писателя в декабре 1934 года на Дальний Восток. По результатам той командировки совместно с Александром Фадеевым он подготовил интересные репортажи, один из них был в 1936 году опубликован в авторитетном журнале «Наши достижения».

Практический опыт восприятия жизни во многих её проявлениях, способность наблюдения за новшествами, нововведениями, способность распознать в них ключевые моменты Павленко приобрёл в годы бурной молодости. Наверное, ему повезло — он многое успел увидеть и познать, поскольку судьба бросала его на ответственные и очень интересные поприща. Весной 1924 года Закавказская партийная организация делегировала его на XIII съезд партии, а уже в декабре того же года он отправляется в Турцию секретарём Константинопольского представительства Уполномоченного Наркомата внешней торговли ЗСФСР. Начинает появляться его турецкая корреспонденция в газете «Заря Востока» и в одесской газете «Известия», где он подписывался псевдонимом Суфи.

К концу двадцатых годов прошлого столетия Павленко, работавший с октября 1928 года в Москве, в журнале «Красная новь», отдаёт себе отчёт в том, что без литературной деятельности он уже свою дальнейшую жизнь не представляет.

О впечатлениях, вынесенных из тридцатых годов, когда Пётр Андреевич имел за плечами определённый литературный опыт и его имя с каждым новым творческим явлением приобретало всё большую известность, по прошествии десятилетий вспоминал его друг, известный писатель-ленинградец Михаил Слонимский: «Надо сказать, что Павленко был блистательным собеседником, рассказчиком. Искусством разговора он владел виртуозно. Даже то, что казалось не очень значительным, не слишком интересным, становилось в его изложении ярким или, во всяком случае, занимательным. Его отличала чрезвычайная восприимчивость ко всему живому, ко всему новому, он являлся как бы концентратом всего самого важного, что произошло, его появление на пороге вызывало не только дружескую радость, но и нетерпеливый интерес к тому, что и как он расскажет. Казалось, что жизнь его всегда идёт на пределе, не знающем усталости и упадка, у некоего критического радиуса, который, впрочем, очень точно выверен и случайным взрывом не грозит.

Он умел дружить и умел любить. <…> Чувствами своими он владел властно. Человеком он был сильным, решительным. Резкостей не избегал. <…> Павленко шёл по глубокому руслу жизни, по главной её магистрали. Полковым комиссаром, писателем и бойцом он прошёл Великую Отечественную войну, деятельно работал в послевоенные годы в литературе, в широкой общественности. И умер он на ходу — в работе, на полуфразе. Он остался в памяти моей как романтик и лирик коммунистической идеи».

В марте 1939 года, имея корреспондентский билет на открытие XVIII съезда ВКП(б), Пётр Андреевич неожиданно вместо Москвы окажется в Узбекистане. Он будет активно вникать в жизнь республики, станет гостем и выступит с большой речью на съезде писателей Узбекистана, познакомится с новостройками и будет принимать активное участие в первых начальных мероприятиях грандиозного строительства Большого Ферганского канала. Пятого августа «Правда» напечатает очерк Павленко «Ферганский почин». Писателя переполняли возвышенные настроения, всё увиденное он воспринимал как свидетельство грандиозных преобразований, привнесённых в жизнь Великим Октябрём. Он жил тогда на необычайном подъёме.

Не успев остыть от узбекских впечатлений, осенью того же 1939 года Павленко в качестве военного корреспондента «Правды» отправляется в только что освобождённую Западную Украину. День за днём главная газета страны публиковала его живые документальные очерки о подготовке и ходе избирательной кампании, о Народном собрании Западной Украины, которое приняло историческую декларацию об установлении Советской власти и воссоединении с Советской Украиной.

С ОСОБЫМ, на пределе человеческих возможностей, напором он трудился журналистским пером и в годы Великой Отечественной войны. Тогда он побывал на многих фронтах и подготовил бесчисленное количество корреспонденций, очерков и статей.

Излишняя скромность писателя не позволяла ему — мастеру публицистического жанра, блестящему очеркисту, умевшему талантливо, лаконично и сжато преподносить в статьях или очерках свои писательские мысли, — реально оценивать свои способности в этом направлении. Так, в феврале 1948 года Пётр Андреевич в одном из писем своему близкому другу Всеволоду Вишневскому напишет: «Я страшно люблю публицистику, но боюсь, что я в ней неуч, самоучка». Вообще-то, самокритичное, порой даже очень, отношение к своему творчеству будет преследовать писателя на протяжении всей его жизни. Такому отношению к писательскому труду способствовало его «горьковское воспитание». Ещё в 1932 году, когда был написан роман о днях Парижской коммуны «Баррикады», Павленко обратился к Горькому с просьбой оценить это произведение. В ответном письме Горький, отмечая неоспоримое дарование писателя, подверг роман серьёзной критике, отмечая «расплывчатость образа» и ряд других недостатков. Пройдёт немного времени, и Пётр Андреевич, работая над романом «На Востоке», вновь обратится к Алексею Максимовичу с черновым вариантом этого произведения. Горький же без всякой сентиментальности письмом укажет ему на существенные идейно-тематические и стилистические недоработки. После этого Павленко по существу напишет роман заново. К великому писателю Павленко в обоих случаях не просто прислушался — он приучил себя воспринимать критику и считаться с мнением коллег-литераторов, тем более тех, кто прошёл большую, чем он сам, школу и приобрёл значительный литературный опыт.

Но М. Горький для Павленко был не просто учителем. По существу, с первого знакомства великий писатель определил дальнейший путь молодого литератора. Этому предшествовала совместная с Н. Тихоновым, Л. Леоновым, Вс. Ивановым, В. Луговским, Г. Санниковым поездка в 1930 году в Туркменистан, в результате которой Павленко напишет книгу очерков «Путешествие в Туркменистан». Книга заинтересует М. Горького, который в марте 1931 года в письме к С. Сергееву-Ценскому, называя имена талантливых писателей, упоминает в их числе и имя Павленко. А годом ранее, в статье «О литературе», Алексей Максимович назовёт имя Павленко в числе «талантливых очеркистов». Тогда и уловил он в очерках Павленко родственную и своему творчеству цель — активное вмешательство в жизнь и стремление преобразовать её в интересах народа и Родины.

Встреча с Горьким произошла в 1932 году. Тогда Алексей Максимович пригласил к себе Н. Тихонова и П. Павленко, чтобы они рассказали ему о Востоке. С тех пор, после того памятного разговора, Павленко находится в самой гуще писательской жизни страны. Войдёт он и в президиум Оргкомитета по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, прошедшего под руководством М. Горького.

На самом же Первом съезде писателей, 85 лет назад, П. Павленко был избран в правление писательской организации Союза ССР, а затем вместе с Д. Бедным, Ф. Гладковым, Л. Леоновым, А. Серафимовичем, Н. Тихоновым, А. Толстым, А. Фадеевым, К. Фединым, М. Шолоховым, И. Эренбургом и другими — в возглавляемый Горьким президиум правления.

ВСКОРЕ после той первой встречи с Алексеем Максимовичем Пётр Андреевич становится его ближайшем помощником в издательской деятельности. В 1933 году он редактировал издававшийся по инициативе Горького журнал «Колхозник», ряд альманахов. Он повседневно наблюдает и изучает, как работает великий мастер с корреспондентами, какие требования предъявляет к писателям. «Вспоминая о встречах с Горьким, — писал Павленко, — не раз я говорил себе: путь мой как литератора был бы совсем иным, не подари мне жизнь счастья видеть, слышать и учиться у Горького».

Искреннюю любовь к Алексею Максимовичу Павленко пронёс через всю жизнь, от первых детских впечатлений до последних минут своего пути, когда 15 июня 1951 года в Москве заканчивал для «Правды» статью «Бунтарь, труженик, искатель», посвящённую 15-й годовщине со дня смерти Горького. Мастерство высшей пробы, которое Павленко уже в раннем возрасте ощутил в произведениях Горького, как раз и было «огромным умением всё описываемое представить живой жизнью». Желание научиться этому умению и двигало Павленко в его художнических поисках на протяжении многих лет творческой деятельности.

Большего фактического материала с мест, живой публицистики без устали требовал он, редактируя в последние годы жизни им же самим созданный литературный альманах «Крым». На страницах этого внушительного периодического издания Павленко стремился рассказать о проблемах водоснабжения Крыма, о работе передовых колхозов, о жизни крымских степей, о железе Камыш-Буруна, о керченских рыбаках, о первых послевоенных достижениях тружеников-крымчан. И если материалы запаздывали, Пётр Андреевич обращался к своим коллегам с напоминанием о том, что «жизнь проходит мимо нас, точно она не близка нам, точно мы не хотим погружаться в неё». Его волновало буквально всё, чем жил тогда Крымский полуостров. Сам же П. Павленко с семьёй жил в Ялте с 1945 года, на Горном проспекте, 10, в народе переименованном в улицу Павленко, в дачном доме тестя, известного писателя и драматурга К.А. Тренёва. Жил скромно, дом требовал ремонта, за тощим пайком приходилось ездить в Симферополь. Но при всех бытовых неурядицах, при плохом здоровье, что и потребовало по настоянию врачей сделать Крым постоянным местопребыванием, Пётр Андреевич был в гуще общественной жизни. Помимо руководства областной организацией Союза писателей и редакторской работы в альманахе «Крым», он неоднократно избирался членом Ялтинского горкома партии и Крымского обкома партии, депутатом Ялтинского городского Совета, где работал в постоянно действующей комиссии по народному просвещению. Ни одно значительное событие партийной, хозяйственной, культурной жизни Ялты и Крыма не проходило мимо писателя.

12 марта 1950 года трудящиеся Крыма и Краснодарского края избрали Петра Павленко депутатом в Совет Национальностей Верховного Совета СССР — дань высшего народного признания.

Он страстно любил наш прекрасный и чудный Крым, ставший для него второй малой родиной. В Крыму он создал свой лучший роман «Счастье», ставший своего рода идейным завещанием писателя будущим поколениям. В его ялтинском рабочем кабинете была удивительная рабочая картотека по Крыму. Она состояла из множества коробок, переполненных записями. На этих коробках были такие надписи: «Ялта и её окрестности», «ЮБК (Южный берег Крыма. — Р.С.). Никитский сад. Ай-Тодор. Батилиман», «История. Крымская орда», «Горный Крым. Пещеры. Пещерные города», «Рыбаки», «Симферополь. Окрестности. Пещеры», «Керчь», «Садоводство. Виноград. Почва. Вода», «Феодосия и окрестности. Судак. Старый Крым», «Пушкин. Гоголь. Грибоедов». Эта картотека даёт представление о том, как всесторонне и глубоко Павленко изучал историю и день сегодняшний того региона, в котором жил и работал. Он искренне любил крымчан, будь то начинающие литераторы или суровые строители новой послевоенной жизни. Он всегда находил для Крыма вдохновенные слова. «Крым должен стать областью, жизни которой завидовали бы соседи. Пора уже, чтоб о нас говорили: «Вот живут так живут крымчане! И откуда у них это богатство, это неисчерпаемое изобилие, это неиссякаемое плодородие! Земля у них, что ли, особая?» Пройдёт немного времени, писателя уже не будет в живых, а Крым вдохновенным трудом своих сынов и дочерей превратится в край садов и виноградников. Настанет время «неисчерпаемого изобилия» и «неиссякаемого плодородия», о котором мечтал и которое приближал Пётр Андреевич. Но настанут и другие времена… Дом К. Тренёва и П. Павленко перестанет быть музейным объектом, а многочисленным гостям вечно прекрасной Ялты местные экскурсоводы не будут даже называть эти славные имена. Горько об этом писать, но ещё больнее от осознания того, что под удар подпадает память, то святое и нерасторжимое ощущение, которое не должно покидать нормального здравомыслящего человека.

РОМАН «Счастье», написанный по крымским впечатлениям, сыграл в послевоенной советской литературе принципиально важную роль. В нём писатель обращается к теме трудового послевоенного подвига. Главный герой романа, вчерашний фронтовик Воропаев, становясь на путь мирных свершений в одном из хозяйств Крыма, добиваясь конкретных результатов своим самоотверженным отношением к труду, объединяет людей, ведёт их за собой. Этот образ, подсмотренный Павленко ещё в его первый, совместный с К.А. Тренёвым приезд весной 1944 года в недавно освобождённый Крым, имел такое народное признание, что вызвал к жизни целое «воропаевское движение». Движение это было воистину народным. Так правдиво, без прикрас, ощущая пульс времени, писатель смог показать процесс духовного и патриотического подъёма советских людей, отдающих все силы, несмотря на увечья, причинённые войной, созидательному труду во имя восстановления и возрождения Родины. За этот роман — одно из самых заметных произведений второй половины 1940-х годов — П.А. Павленко был удостоен Сталинской премии I степени.

Наряду с Николаем Тихоновым, Ильёй Эренбургом, Константином Симоновым, Алексеем Сурковым, Александром Корнейчуком, Мирзо Турсун-заде, Борисом Полевым Пётр Павленко был в числе самых активных участников советского движения борцов за мир. Конечно, их главным мирным оружием стало слово. Павленко в этом ряду был на переднем плане. Тогда он смог чётко уловить существо советского героизма, бывшего фундаментом ширившегося среди прогрессивных людей мира движения: «Наша страна не консервирует героизм от войны до войны. Она сражается ежечасно, и героизм ей нужен как будничная норма жизни, ибо мы не только воюем, но и живём героически. Мы закрываем грудью вражеские бойницы не только на полях сражений, но и в залах международных конференций. Мы форсируем реки, буравим горы, исследуем небо в таких темпах, точно каждый месяц берём по Берлину». Вся огромная страна читала страстные статьи писателя, отстаивавшего дело мира, в ленинской «Правде». Причём печатал их орган ЦК ВКП(б), в частности, в первомайских и новогодних номерах, что было свидетельством высокого авторитета самого Павленко. Да и названия этих статей говорили сами за себя: «За мир, за жизнь», «Привет вам, борцы за мир во всём мире!», «Новогодние размышления», «Героический путь» и др.

Весной 1949 года П.А. Павленко в составе советской делегации выехал в США на Всеамериканский конгресс в защиту мира, созванный Национальным комитетом деятелей науки и культуры. На этом представительном форуме, в литературной секции, писатель произнёс большую речь о роли печатного слова. «Будем говорить о необходимости мира для всего человечества, — цитировала «Правда» его слова, — повествуем ли мы о любви или красоте, о семейном счастье или весёлых приключениях путешественника». Своими глазами увидев то, что представляла собой капиталистическая Америка, вернувшись на Родину, писатель публикует очерк «Американские впечатления».

До поездки в США, в Нью-Йорк, писатель не раз бывал в Европе, в частности во время войны, когда участвовал в победоносном освободительном походе в составе Третьего Украинского фронта.

В одной из своих бесед со студентами Московского литературного института Пётр Андреевич рассказывал: «Я очень много путешествовал. Мне пришлось быть в Турции, Греции, Египте, Италии, на Балканах, на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Иране. Потом Отечественная война — Румыния, Венгрия, Австрия, не однажды Германия… Потом я был в Америке, в Швеции, снова в Италии».

Послевоенные заграничные маршруты Павленко, когда он выступал как советский посол мира и дружбы между народами, начались с большой поездки по Германии, Чехословакии и Австрии. Это было летом 1947 года, после окончания работы над романом «Счастье».

ОСЕНЬЮ 1949 года вместе с А.А. Фадеевым и академиком А.Н. Несмеяновым Павленко принял участие в Первом национальном конгрессе общества дружбы «СССР — Италия». В результате своей поездки в Италию он опубликовал большой очерк «Итальянские впечатления», написанный с подлинным литературным блеском, присущим писателю.

И как ни пытался Павленко жить, что называется на полную катушку, отдавая всего себя многогранной работе, застарелая болезнь в последние пару лет не отпускала его. В феврале 1951 года обострилось давнее сердечное заболевание. В одном из писем, датированном 22 апреля, говорилось: «…Еле тяну. Видно, всему свой конец, а главное — неожиданный». Тем не менее Павленко продолжает напряжённо работать. Почувствовав себя несколько лучше, в том числе имея целью сбор материала для романа «Труженики мира», над которым он тогда работал, в мае, вместе с писателями Петрусем Бровкой и Вадимом Кожевниковым, Пётр Павленко поездом (лететь ему было запрещено) выезжает в Чехословакию. Эта заграничная поездка станет последней в его жизни… По возвращении в Москву, физически чувствуя себя плохо, Пётр Андреевич проживёт ещё пару дней, а скончается в ночь с 15 на 16 июня за столом, работая над статьёй к пятнадцатилетию со дня смерти Горького. Рядом с рукописью на столе лежала книга Горького «Публицистические статьи». В ней были подчёркнуты слова, которые Павленко уже не суждено было процитировать.

18 июня 1951 года на траурном митинге в Центральном Доме литераторов Александр Фадеев сказал такие слова: «Его всегда трудно было застать на одном месте. Он был жаден к жизни. Он обладал той исключительной любознательностью и интересом к жизни, которые и характеризуют подлинный, настоящий и глубокий талант. Павленко бросало в разные концы нашей необъятной Родины. Он бывал на всех великих стройках, в самых дальних краях нашего Отечества. В этом отношении он всегда был неугомонен. Но особенность его характера состояла и в том, что он соединял эту жадность к жизни с величайшей профессиональной изобретательностью, с искромётной выдумкой. Ему был в высшей степени присущ тот творческий домысел, о котором так любил говорить Алексей Максимович Горький, и это создавало неповторимое обаяние его таланта, поскольку, опираясь на источник живой действительности, он всегда находил в ней то своеобразное, новое, тот необычный свой «поворот», который и придавал прелесть его таланту».

Эти слова многолетнего друга, с которым П.А. Павленко связывала двадцатилетняя совместная работа в Оргкомитете, а затем и в Президиуме Союза советских писателей, очень точно отображают основные личностные характеристики Петра Андреевича как художника. Судьба, кстати, распорядилась так, что Александр Александрович, которого Павленко должен был заменить на посту генерального секретаря Союза писателей на время его годового творческого отпуска, буквально за несколько часов до смерти встречался с Павленко. Он же активно работал в комиссии по литературному наследию П.А. Павленко и в том числе непосредственно занимался изданием шести томов Собрания сочинений писателя. На первом же заседании комиссии А. Фадеев восторженно отмечал: «Как много он успел написать!»

Однако очевидно и то, что очень многое, возможно, более существенное, он сделать не успел. Остались нереализованными его обширные планы и задумки. Остался незавершённым роман «Труженики мира». Недолго без него, учредителя и организатора, просуществует и альманах «Крым».

ПИСАТЕЛЬ, публицист, киносценарист (о работе Петра Андреевича в кино можно было бы многое рассказать: он был автором сценариев таких вошедших в историю кинофильмов, как «Александр Невский» — совместно с С. Эйзенштейном, «Падение Берлина» — совместно с М. Чиаурели, «Композитор Глинка»), четырежды лауреат Сталинской премии П.А. Павленко, несмотря на то, что произведения его уже давно не переиздаются и на полках библиотек их также встретишь нечасто, продолжает жить в нашей памяти. Остались его архивы, книги, фильмы. И каждый раз, прогуливаясь по улице Павленко в родном Симферополе, в сознании возникает образ писателя-борца, коммуниста и гражданина, его мудрый и проникновенный взгляд, обращённый в светлое и справедливое будущее, за которое нам, современникам, следует сегодня продолжать бороться.

Комментарий редакции: Мы обратим внимание на приведённые в заглавии слова П.А. Павленко. Чтобы не утверждали некоторые, Советский народ проявлял героизм не только в критические для страны моменты. Каждый месяц и даже каждый день СССР демонстрировал миру — и в экономическом, и в социальном, и в военно-стратегическом, и в культурном отношениях. Пётр Павленко был в числе тех, кто содействовал данному процессу. В статье подчёркивается, что его кинопроизведения (и не только) до сих пор живы в памяти нашего народа. Вот такие личности, представляющие собой борцов за достойное будущее страны и народа, должны быть примером для подрастающего поколения.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *