По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Валерий Рыбалкин
18 августа в нашей стране отмечается ежегодный праздник — День Воздушного флота (День авиации). Он празднуется с 1933 года: сначала 18 августа, с 1981 года — в третье воскресенье августа. В связи с этим следует вспомнить о достижениях отечественных авиаконструкторов и лётчиков.
ПОВЕСТВОВАНИЕ о достижениях нашей страны в освоении неба надо начать с рассказа о достижениях в воздухоплавании. Очень часто рассказ о старте освоения человеком неба начинают с полёта французов братьев Ж. и О. Монгольфье на воздушном шаре 21 ноября 1783 года. Однако ещё в 1731 году рязанский подьячий на воздушном шаре первым в мире поднялся в небо.
8—9 ноября 1922 года Н. Анощенко, И. Мейснер, Н. Стобровский на аэростате совершили полёт из Москвы до озера Лиекса в Северной Карелии. Расстояние в 1273 км они преодолели за 22 часа 10 минут. Тогда это было рекордное достижение. 30 января 1934 года стратостат П. Федосеенко, А. Васенко и Д. Усыскина поднялся на рекордную высоту — 22 км. 3 сентября 1935 года аэростат И. Зыкина и А. Тропина совершил рекордный полёт продолжительностью 91 час 15 минут из Москвы в Актюбинскую область.
29 сентября — 4 октября 1937 года дирижабль «СССР-6» установил мировой рекорд продолжительности полёта: 130 часов 27 минут. 16 марта 1941 года аэростат С. Гайгерова и Б. Невернова установил мировой рекорд по продолжительности и дальности: расстояние в 2767 км из Москвы в Новосибирскую область было преодолено за 69 часов 20 минут. К началу Великой Отечественной войны из 24 мировых рекордов в области воздухоплавания 17 были установлены воздухоплавателями СССР.
Теперь о самой авиации. Рассказ о ней часто вновь начинают с зарубежного достижения:
17 декабря 1903-го американцы У. и О. Райт совершили первый в мире полёт на самолёте. Но ещё в 1881 году капитан 1 ранга А. Можайский получил патент на построенный по его проекту самолёт. В 1882-м (или в 1885-м) в Красном Селе на этом самолёте лётчик И. Голубев совершил первый в мире полёт. В 1911 году Г. Алехнович на отечественном самолёте установил мировой рекорд, поднявшись за 9 минут на высоту 500 метров. Летом 1914-го расстояние между Киевом и Петербургом было преодолено за 13 часов, что тогда также было мировым рекордом.
В 1911 году в Петербурге был построен тяжёлый многомоторный самолёт «Русский витязь», который 2 августа 1913 года установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты, имея на борту семь пассажиров. В декабре того же года была построена его улучшенная конструкция — первый в мире четырёхмоторный «Илья Муромец», ставший родоначальником тяжёлых бомбардировщиков. По грузоподъёмности, радиусу действия, оборудованию, вооружению «Илья Муромец» не имел себе равных в мире: поднимал до 800 кг бомб, был вооружён тремя-семью пулемётами, имел экипаж 8 человек. В одном полёте с десятью пассажирами он достиг высоты 2 км, что было тогда мировым рекордом подъёма с пассажирами на высоту. 5 июня 1914 года «Илья Муромец» с шестью пассажирами продержался в воздухе 6 часов 33 минуты, что также было мировым рекордом.
27 августа (9 сентября) 1913 года поручик П. Нестеров первым в мире выполнил на самолёте «мёртвую петлю», ныне носящую его имя. 11 сентября 1916-го К. Арцеулов первым в мире ввёл самолёт в преднамеренный штопор и успешно вышел из него.
Советская Россия и СССР сразу также активно включились в борьбу за мировые рекорды в небе. В 1932 году лётчик П. Сузи установил первый советский мировой рекорд, достигнув высоты 8100 метров. В сентябре 1934-го М. Громов установил мировой рекорд дальности полёта без посадки, пролетев 12411 км за 75 часов 2 минуты. Этот рекорд продержался 22 года. На следующий год В. Коккинаки установил мировой рекорд высоты в самолёте с открытой кабиной — 14575 метров. А всего на счету отважного лётчика 22 мировых рекорда.
В 1937 году экипаж В. Чкалова первым в мире перелетел в Америку через Северный полюс, причём без посадки. А спустя всего несколько дней экипаж М. Громова не только достиг Америки, пролетев также над Северным полюсом, но и установил очередной мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта. В 1938 году экипаж В. Гризодубовой установил подобный мировой рекорд для женских экипажей.
Успешно наша авиация осваивала Арктику. Ещё в августе 1914 года поручик Я. Нагурский совершил первые в мире арктические полёты. 21 мая 1937-го М. Водопьянов первым в мире приземлился на Северном полюсе, при этом высадив первую в мире экспедицию на Северном полюсе — экспедицию И. Папанина. А 3 апреля 1941 года экипаж И. Черевичного первым в мире приземлился на «полюсе недоступности» — в центре Арктики — точке, равноудалённой от Америки, Европы и Азии.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны СССР стал пионером в освоении и реактивной авиации. 28 февраля 1940 года В. Фёдоров в полёте отсоединил от самолёта-буксира ракетоплан конструкции С. Королёва, совершив таким образом первый в мире полёт на аппарате с жидкостным реактивным двигателем. 15 мая 1942 года Г. Бахчиванджи совершил первый в мире полёт на реактивном самолёте.
Необходимо сказать доброе слово о наших авиаконструкторах и их КБ, без которых достижения лётчиков были бы немыслимы. Самолёты, созданные А. Туполевым, его соратниками и последователями, установили 78 мировых рекордов. ТУ-104 стал первым в мире пассажирским реактивным лайнером, а ТУ-144 — первым в мире пассажирским сверхзвуковым. ТУ-160 был самым тяжёлым и самым скоростным в мире боевым самолётом. На нём было установлено 46 мировых рекордов.
На МиГах было установлено 55 мировых рекордов, на ЯКах — 86, на СУ — более 50, на ИЛ-76 — 27. Теперь о самолётах КБ О. Антонова. 24 декабря 1982 года совершил первый полёт АН-124 «Руслан» — в то время самый грузоподъёмный в мире самолёт. 26 июля 1985 года он поднял на высоту 10750 метров груз в 17129 кг, на 53% побив существовавший на тот день мировой рекорд грузоподъёмности. Всего «Руслан» установил более 30 мировых рекордов.
27 февраля 1965 года совершил первый полёт АН-22 «Антей» — крупнейший в мире турбовинтовой самолёт, лишь 22 октября 1967-го установивший 15 мировых рекордов. 24 декабря 1988 года совершил первый полёт АН-225 «Мрия», ставший самым тяжёлым грузовым транспортным реактивным самолётом. При этом за 3,5 часа полёта он установил 110(!) мировых рекордов, а всего на его счету 225 мировых рекордов.
Успешно покоряли небо и советские женщины. Выше уже говорилось о беспримерном перелёте экипажа В. Гризодубовой. С. Савицкая известна человечеству как первая в мире женщина, вышедшая в открытый космос, но мало кто знает, что ещё ранее она прославила себя и как лётчица, и как парашютистка. Савицкая — абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, автор трёх мировых рекордов в прыжках с парашютом из стратосферы, пятнадцати мировых рекордов, установленных на реактивных самолётах.
Экипаж М. Попович в феврале 1972 года установил на АН-22 «Антей» 10 мировых рекордов. Всего М. Попович установила 102 (!) мировых рекорда, освоила 40 типов самолётов и вертолётов, стала единственной в мире женщиной, пилотировавшей «Антей».
Теперь о достижениях наших вертолётчиков. Ещё в 1754 (!) году М.В. Ломоносов продемонстрировал «машинку», способную взлетать с места без разбега. В 1912-м Б. Юрьев получил на Международной выставке воздухоплавания золотую медаль за созданный им геликоптер — прообраз будущего вертолёта.
14 августа 1932 года конструктор А. Черёмухин на созданном им вертолёте поднялся на высоту 605 метров. При этом заметим, что на то время мировой рекорд высоты для вертолётов составлял 18 метров.
Крупным создателем вертолётов был М. Миль. В 1949 году он сконструировал первый советский современный вертолёт, на котором в дальнейшем было установлено 23 мировых рекорда, в том числе 11 женских. А всего вертолёты КБ Миля установили более 60 мировых рекордов. Вот лишь некоторые из них. МИ-12 поднял груз в 31130 кг на высоту 2950 метров. 6 августа 1969 года МИ-12 поднял груз в 40240,5 кг на высоту 2255 метров. Этот рекорд грузоподъёмности был побит лишь 30 декабря 2011 года. Вертолёт МИ-4 в 1958 году на Международной выставке в Брюсселе был удостоен золотой медали и диплома. В 1957 году МИ-6 первым из вертолётов развил скорость более 300 километров в час и 12 лет удерживал мировой рекорд по грузоподъёмности среди вертолётов.
Крупным конструктором в вертолётостроении был Н. Камов. На упомянутой выставке в Брюсселе созданный им КА-18 также был удостоен золотой медали и диплома. Созданный в его КБ КА-22 установил 8 мировых рекордов, КА-26 — 6 мировых рекордов.
О подвигах наших лётчиков можно говорить очень много. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, поэтому остановимся лишь на тех из них, которые были в своём роде первыми. 26 августа (8 сентября) 1914 года штабс-капитан П. Нестеров совершил первый в мире воздушный таран по воздушной цели. В ходе боёв на реке Халхин-Гол батальонный комиссар М. Ююкин совершил первый в мире воздушный таран по наземной цели. Лейтенант Е. Степанов в ночь на 25 октября 1937-го в небе Барселоны совершил первый в мире ночной таран. Старший лейтенант Е. Зеленко 12 сентября 1941 года стала единственной в мире женщиной, совершившей такой же подвиг. 28 ноября 1973 года капитан Г. Елисеев осуществил первый воздушный таран по воздушной цели на реактивном самолёте.
Комментарий редакции: Обращение к такой теме как успехи Отечественной авиации представляют интересы для в настоящее время. Сегодня, когда уничтожается российское самолётостроение, когда правительственные деятели не скрывают своей приверженности ставки на импорт самолётов, когда нашему народу внушается комплекс неполноценности, обращение к славным страницам нашей авиационной отрасли носит, несомненно, актуальный характер. Изложенные в статье факты демонстрируют, что Россия может осваивать новые горизонты, что наша страна действительно способна покорять вершины прогресса, создавать новое, совершать героические поступки. Нужно лишь создание условий, благоприятствующих всему этому. И в дореволюционной России, и в СССР была возможность осваивать новые виды техники в авиации (и не только), поскольку не было подчинения политики властей интересам иностранных государств (в отличие от последних тридцати лет). Следовательно, все делалось во имя усиления мощи именно нашей страны. Но наибольших успехов авиационная отрасль достигла именно при Советской власти. В основе данного прорыва лежали общенародная собственность на средства производства, плановый характер экономики, солидарность трудящихся, их готовность к совместной работе на благо Родины и будущих поколений. Только это благоприятствовало увеличению количества новых открытий. Благодаря данной системе совершались подвиги. Соответствующий позитивный опыт должен быть взят на вооружение и в наши дни, когда страна нуждается в ускоренном развитии.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.