По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Юрий Сидоров
Валерий Александрович Гаврилин навсегда вошёл в историю русской и мировой музыки как великий композитор. Это уже признано всем музыкальным миром, а главное — признано миллионами слушателей в нашей стране и за рубежом. Обладая огромным даром волновать и облагораживать души и сердца людей искренними, простыми и чарующими мелодиями, он понимал основное, о чём сказал в своих записках консерваторских лет: «Музыка, сердце моё, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать, и ещё любить…» В эти августовские дни почитатели его таланта отмечают восьмидесятилетие со дня рождения мастера.
БЫЛ уже поздний вечер, когда мы выходили из петербургского Дома радио на Невский проспект. Здесь, в знаменитой Первой студии, состоялись концерты очередного Всероссийского музыкального Гаврилинского фестиваля. Три вечера подряд люди слушали музыку Валерия Гаврилина… Это было потрясение, духовный катарсис.
Ни один композитор мира не волновал и не волнует меня так, как Валерий Александрович Гаврилин. И не только меня. Ему одному присущи особая русская песенность, истинно русские гармонические и тембровые находки, изумительный мелодизм, простота музыкальных фраз, мощь, пронзительность звучания. Он и его великий современник Георгий Васильевич Свиридов — два уникальных мастера музыкального письма, воплотивших всю чистоту и красоту земли русской, русского народа, песенной России. Спутать их с кем-либо невозможно. У них свой музыкальный стиль, свои интонации, свои гармонии. Их музыку узнаёшь мгновенно. У них свои интонационные краски. Такие, что сердце наполняется благородством и любовью, а душа светлеет.
Истоки и корни композитора Гаврилина — вологодская земля. Биограф композитора Татьяна Отюгова пишет, что его мать Клавдия Михайловна Гаврилина работала в детских домах Вологодской области, была воспитателем, потом директором. Заведующим РОНО в небольшом городке Сокол работал перед войной отец композитора Александр Павлович Белов, в 1941 году ушедший на фронт и вскоре погибший под Ленинградом. Спустя много лет после войны братскую могилу, в которой похоронен отец, сын разыскал в Лигове.
По свидетельству Т. Отюговой и рассказу певца Эдуарда Хиля (много лет сотрудничавшего с Гаврилиным), вырос Валерий в детском доме, так как мать, всецело преданная идеалам коммунизма, была по доносу арестована в 1950 году. Через несколько лет она была полностью реабилитирована.
Первой открыла способности Валерия к музыке преподаватель Татьяна Дмитриевна Томашевская, которая появилась в детдоме в 1951 году. Мальчика зачислили в музыкальную школу. В своих воспоминаниях Татьяна Дмитриевна пишет о нём как об уникально одарённом ребёнке, с благоговением относящемся к учёбе. Тут помог случай: в Вологду приехал доцент Ленинградской консерватории Иван Михайлович Белоземцев. Подросток, не проучившийся музыке и трёх лет, произвёл на гостя очень сильное впечатление. Белоземцев предложил ему попробовать сдать экзамены в специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории. Беспокоило только одно: как мальчик сумеет догнать своих сверстников, которые сидят за роялем с четырёх-пяти лет?
Шёл 1953 год. Мама Валерия была ещё в заключении, но без её разрешения директор детдома наотрез отказалась отпустить его в Ленинград. И тогда Томашевская пошла в тюрьму. Начальник, выслушав Татьяну Дмитриевну, велел привести заключённую Гаврилину. Та категорически отказалась дать согласие на отъезд сына в Ленинград. Положение спас… начальник тюрьмы, убедив мать отпустить сына учиться музыке. Вот так. Если бы не он, то мир, может быть, никогда бы не узнал композитора Гаврилина.
СПЕЦИАЛЬНО так подробно описываю начало пути Гаврилина в музыке, чтобы подчеркнуть: сколько талантов из бедных, не имевших никаких связей семей благодаря политике советского государства вышли, как говорится, в люди и потом принесли славу стране! С детьми занимались, им помогали, поддерживали. Действовали «по Ломоносову», по его заветам. Возможно ли сегодня такое?
Валерий уезжал с Вологодчины, чтобы возвращаться на эту землю вновь и вновь. Для него не было на земле места ближе, роднее, желаннее. Даже несколько дней, проведённых в родных местах, вселяли в душу покой, наполняли настоящим счастьем.
Мальчика приняли в седьмой класс специальной музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Началась настоящая учёба. Начинался трудный путь музыкального познания будущего композитора Гаврилина.
Учился он всегда и везде хорошо. В детдоме сверстники его называли «великим», в музыкальной школе в Ленинграде — «профессором гармонии». Многим было трудно гармонизировать простую мелодию, а он легко справлялся с самыми сложными гармоническими задачами.
В 1958 году Валерий поступает в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова на отделение композиции теоретико-композиторского факультета в класс известного ленинградского композитора профессора Ореста Александровича Евлахова. В конце первого курса Гаврилин совершает свою первую в жизни фольклорную экспедицию по Псковской земле. И этот край, как и родная и на всю жизнь драгоценная Вологодчина, стал для него одним из самых любимых мест, душой и сердцем великой России.
На Псковщине Гаврилин смог познакомиться с совершенно новым для себя пластом народного творчества. Руководитель фольклорной экспедиции Наталья Львовна Котикова научила его собирать песни, записывать их, учила подходить к людям так, чтобы они эти песни для него запели. Поэтому полноценное начало композиторской деятельности состоялось именно на Псковщине, в городе Опочка, а первые опыты музыки для сцены связаны с Народным театром города.
На этой благодатной земле Гаврилин бывал до1978 года. Псковщиной вдохновлены его «Вторая немецкая тетрадь», «Вечерок», вокально-симфоническая поэма «Военные письма», музыка к 30 спектаклям, 24 песни. Одна из них, знаменитая «Два брата», была сочинена за время пути из Ленинграда в Опочку — за 8 часов.
Свою дипломную работу как музыковед Гаврилин пишет о народно-интонационных истоках песенного творчества Василия Павловича Соловьёва-Седого и в 1964 году, оканчивая консерваторию, защищает её на «отлично». Благодаря помощи О.А. Евлахова, который специально собрал экзаменационную комиссию, Валерий в дополнение к музыковедческому экстерном получает ещё и диплом композитора. Открывался путь в аспирантуру.
Но её Гаврилин так и не окончил. Но это уже не имело большого значения: в нашей русской советской музыке вызревал крупный мастер.
1965 год стал годом начала его подлинного восхождения к славе: в этом году Гаврилин написал знаменитую «Русскую тетрадь», в том же году он был принят в Союз композиторов СССР. С этого сочинения началось, по словам самого автора, «профессиональное композиторское плаванье». Он писал: «Каждую из восьми песен цикла я старался расположить так, чтобы уже само чередование выражало контрастность чувств, переживаний, заставляло следить за их сюжетом. Это песни-воспоминания. На народные тексты, собранные в Ленинградской, Вологодской и Смоленской областях. Что же касается музыки, то фольклорных цитат в ней нет. Но она непосредственно связана с интонациями народного творчества».
В декабре 1966 года на пятом пленуме Союза композиторов СССР «Русскую тетрадь» слушали Шостакович и Свиридов. В одной из телевизионных передач Георгий Васильевич Свиридов говорил: «Вспоминаю, как после концерта я шёл поздравлять композитора, с которым ещё не был тогда знаком. Перед тем как войти в артистическую комнату, встретил выходящего оттуда Шостаковича. Я спросил его: «Ну как, Дмитрий Дмитриевич?» Он только развёл руками. И я увидел на глазах у него слёзы».
Потом Шостакович скажет Гаврилину: «Вам будет трудно жить. Вы начали с того, чем обычно заканчивают».
Это произведение стало часто звучать по радио. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку, где цикл исполняла Зара Долуханова, благодаря которой «Русскую тетрадь» услышали во многих странах мира. В 1967 году за это произведение Валерию Гаврилину была присуждена Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки. Ленинградский композитор стал самым молодым обладателем престижной награды.
«Русская тетрадь» принесла мне очень много друзей. И очень много врагов тоже. А это означало, что я, как композитор, состоялся», — вспоминал годы спустя Гаврилин. Среди врагов было немало коллег композитора, все ещё относившихся к нему как к «деревенскому парню». Хотя уже в молодые годы он был европейски образованным, всесторонне развитым человеком.
В 1968 году произошла встреча, во многом определившая его творческую судьбу. На киностудии «Ленфильм» режиссёр Вадим Михайлов снимал фильм «В день свадьбы», музыку для него пригласил писать Гаврилина. В ленфильмовском общежитии во время их встречи он познакомил Валерия со своей женой Альбиной. Она, окончившая Литературный институт, и стала писать стихи для музыки к кинофильму. Так началось творческое сотрудничество с поэтессой Альбиной Шульгиной, продолжавшееся много лет. В фильме прозвучала песня «Сшей мне белое платье, мама», которой суждено было намного пережить сам фильм, стать поистине народной песней.
Пройдут годы, вместе с Шульгиной в 1974 году будет написан вокально-инструментальный цикл «Земля» (посвящённый подвигу тракториста Анатолия Мерзлова, спасшего ценою жизни колхозное имущество), где будет ещё одна песня о маме — она так и называется «Мама». После первого исполнения чуть ли не на каждом своём концерте композитор получал записки с просьбой помочь найти её слова.
Много позже были знаменитые «Перезвоны», где также были тексты Шульгиной. За эту симфонию-действо, подлинный шедевр вокально-симфонического искусства, Валерию Гаврилину в 1985 году была присуждена Государственная премия СССР. В том же году ему было присвоено почётное звание народного артиста РСФСР.
Народный артист СССР Владислав Чернушенко, много раз исполнявший «Перезвоны» с Ленинградской певческой капеллой, говорил, что в этом произведении вся Россия, её радости, боль, тревоги, её природа и люди. Недаром композитор дал ей подзаголовок «По прочтении В.М. Шукшина».
Сам Гаврилин рассказывал о «Перезвонах» следующее: « Сюжетно «Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого: солдат шёл в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идёт описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне конструкцию «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это всё двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги».
В 1970-е годы Валерий Александрович активно сотрудничает с драматическими театрами, пишет для кино. Он заканчивает «Вторую немецкую тетрадь» на стихи обожаемого им Гейне, вокальный цикл «Вечерок», посвящённый Заре Долухановой, вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» (все три цикла на стихи Шульгиной). В театрах пишет музыку для спектаклей Георгия Товстоногова (в Ленинградском Большом драматическом театре имени М. Горького), Михаила Ульянова (в театре имени Евгения Вахтангова), Льва Додина (в Ленинградском Малом драматическом), Зиновия Корогодского (в ленинградском ТЮЗе), Игоря Владимирова (в Ленинградском театре имени Ленсовета). В 1980 году за «Военные письма», цикл «Земля», песню «Два брата» Гаврилину присуждают премию имени Ленинского комсомола.
Ему всегда везло на поэтов, соавторов его произведений. Композитор Станислав Пожлаков, например, познакомил его с поэтом Виктором Максимовым, который стал его соавтором, а позже и другом. Именно Максимов напишет слова для песни «Два брата». Гаврилин считал Максимова, уже ушедшего из жизни, очень хорошим поэтом, недооценённым; с ним он сочинил семь песен и сам написал предисловие к его сборнику стихов.
В НАЧАЛЕ 80-х композитор неожиданно обратился к новому для себя жанру — вместо вокальных и инструментальных циклов он стал писать балеты. Первым стал балет «Анюта» по рассказу А.П. Чехова. Заняться этим его буквально заставил А. Белинский, поставивший довольно много музыкальных телевизионных спектаклей.
«Анюта» была поставлена в Москве, в Большом театре Союза ССР, с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым в главных ролях. Белинским был сделан телевизионный фильм-балет «Анюта» с теми же исполнителями. Балет был вскоре поставлен в Неаполе, в театре «Сан-Карло».
Следующий телевизионный балет «Дом у дороги» по поэме Александра Твардовского задумывался тоже по настоянию А. Белинского. Вот что пишет в своих воспоминаниях режиссёр: «В музыке Валерия Гаврилина к балету «Дом у дороги» есть вальс. Звучание — девять минут. Четыре музыкальные темы имеет вальс, посвящённый войне. Есть несколько музыкальных произведений, отразивших тему Великой Отечественной войны: конечно же, Седьмая симфония Шостаковича, конечно же, песни Соловьёва-Седого. «Военный вальс» Гаврилина стоит в этом ряду. Я помню потрясение Владимира Васильева, приехавшего в Ленинград отказываться от постановки балета «Дом у дороги» и тут же переменившего решение после того, как услышал исполнение вальса оркестром Ленинградского радио».
А сам легендарный мастер балета Владимир Васильев признавался: «Мне посчастливилось работать с произведениями Валерия Гаврилина. Какое это было радостное и благодатное время!»
Гаврилин написал ещё музыку к балету «Подпоручик Ромашов» (по повести А. Куприна), поставленному в Ленинграде Борисом Эйфманом; в начале 1990 года в Новосибирском оперном театре состоялась премьера балета «Женитьба Бальзаминова» (по А.Н. Островскому). Вместе с Белинским работал над телевизионным балетом «Невский проспект», но денег на его постановку не достали… Время уже было тяжёлое, мерзопакостное, вовсю шли губительные реформы.
Т. Отюгова пишет: «Жизнь музыкантов в те годы, когда рушились все привычные устои и людям было совсем не до музыки, была, мягко говоря, нерадостна. Но Гаврилин не считает свою профессию особенной, он уверен, что обязан во всём разделять жизнь своего народа, и отказывается от персональной президентской стипендии».
Один телефонный разговор тех дней хорошо запомнил Виктор Максимов: «Ну… как ты там? Как твоя эпохальная проза?» — «А никак. Лежит себе в столе». — «Вот-вот, в столе… Никому мы, Витюня, не нужны. Никому. Не наша это теперь страна. И никакая это не Россия!.. Этим паханам нужна сейчас другая музыка — блатная. Господи, да причём тут «Перезвоны»! Не зашибли бы ещё на подворотне — и на том спасибо… Ладно, всё, молчу…»
Пришло время разрушения не только страны, но и коллективного сознания, общности людей, и наступило время индивидуализма. На мой взгляд, и страна распалась по причине потери коллективного мышления, когда верх стали брать корыстолюбие, зависть, жажда обогащения. То есть всё то, что никогда не было свойственно русским и советским людям.
В эти непонятные и тяжёлые дни Гаврилин в своих дневниках вспоминает строки из предсмертного стихотворения замечательного поэта-фронтовика Юлии Друниной:
Как летит под откос Россия
Не могу, не хочу смотреть…
Гаврилин записывает в дневнике: «Музыка всё больше превращается в монетный двор — из всего гонят монету. …У нас очень много музыки вокруг нас и очень мало музыки в нас самих. Мы боимся тишины, боимся подумать, не желаем думать». И еще: «Яблоко в моих руках — музыка, его сок — человеческая боль, вера, надежда, любовь, добро. Вернее, я хочу, чтобы оно было таким. Это пока всё ещё мечта… Оно ещё бедновато, моё яблоко. Мой нескончаемый долг — напитать его. И тогда я подарю это яблоко людям, я хочу, чтобы трапеза на музыкальном пиршестве была всеобщей, братской. И чтобы музыкальная пища для всего нашего народа была простой, здоровой и полезной. В этом я вижу свой неоплатный и радостный долг русского художника».
Но время «простой, здоровой и полезной пищи» — он чувствовал — уходило безвозвратно. Переживания за страну, за русскую культуру, за русскую музыку сказались на здоровье. Он перенёс один инфаркт, затем второй.
26 января 1999 года Гаврилин в последний раз вышел на улицу. Мороз резко сменился на оттепель: для сердечников это катастрофа.
28 января она пришла в дом Гаврилиных…
Беды могло не быть, если бы композитору сделали операцию шунтирования. Но таких денег — чтобы вместе с женой поехать за границу, оплатить проживание там и саму операцию — не было. А просить он не умел никогда.
ОСЕНЬЮ 1999 года в честь 60-летия Валерия Гаврилина прошёл Первый музыкальный всероссийский фестиваль его музыки. Уже без автора. Концерты фестиваля имели огромный успех. Как будто со смертью композитора встала во весь рост красота и пронзительная мощь его музыки. Как и на нынешнем фестивале, люди выходили из залов со слезами. Это слёзы очищения, освобождения от коросты бездуховности, пошлости, эгоизма.
Проводниками музыки Валерия Гаврилина многие годы являются эстрадно-симфонический (ныне Губернаторский) оркестр имени В.П. Соловьёва-Седого, Академическая капелла имени М.И. Глинки под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко, Детский хор телевидения и радио Петербурга под управлением профессора Станислава Грибкова, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского под руководством народного артиста СССР Владимира Федосеева, Московский академический камерный хор под управлением народного артиста СССР Владимира Минина, ведущие солисты-вокалисты Петербурга и Москвы, деятели музыки других городов России.
Все фестивали музыки Гаврилина были организованы благодаря президенту фонда «Петербургское наследие и перспектива» Галине Ефимовой, в качестве певицы ранее участвовавшей в нескольких концертах. Во вступительном слове она сообщила, что оргкомитет фестиваля обратился за финансовой поддержкой в 22 крупные коммерческие организации. Но спонсором фестиваля стал только горком КПРФ. Коммерсанты ответили молчанием… Вот оно, истинное лицо капитализма!
В книге «О музыке и не только…» на последней странице рукой Гаврилина написана мелодия Нино Роты из «Амаркорда». И венчают книгу две записи: «Мы не открытое общество, мы оголившееся общество, причём в самой непристойной позе». И — самая последняя: «Я живу на своей родине, я охраняю и сохраняю её музыку».
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.