Украина после выборов

Украина после выборов

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Георгий Крючков

Хотя после президентских и внеочередных парламентских выборов на Украине прошло немного времени, уже возникают вопросы относительно того, к чему привели их результаты и чего ожидать от новой власти. Развитие политической ситуации даёт поводы для опасений, что события в стране идут не так, как надеялись большинство избирателей и как можно ожидать в связи с теми общественными процессами, которые определили результаты избирательной кампании.

Зеленский — либертарианец?

На прошедших выборах, во-первых, народ Украины убедительным большинством (голосами почти трёх четвертей избирателей, отданными за нового президента) отверг ставший ненавистным (и это подтверждают результаты социологических исследований) режим Порошенко, его внутренний и внешнеполитический курс. Причём отверг — впервые после провозглашения независимости — с поразительным единодушием в большинстве регионов и, к тому же, не по призыву какой-то определённой политической силы. Так, доведённые до нищеты и отчаяния люди по сути открыто заявили: «По-прежнему дальше жить нельзя». Игнорировать это обстоятельство для власти небезопасно.

Во-вторых, выборы подтвердили выводы многочисленных замеров общественного мнения о том, что среди множества претендентов из числа примелькавшихся политиков и государственных деятелей, из более чем 350 политических партий большинство граждан не видят тех, кому они могли бы доверить управление страной.

К слову, тратить в этих условиях, тем более из оскудевающей казны, миллиарды гривен на государственную поддержку политических партий и нелогично, и безнравственно, особенно если речь идёт о партиях, за которых на выборах отдают свои голоса всего 2% избирателей. Почему содержать их должны налогоплательщики?

Не может не вызывать раздумий и то обстоятельство, что на высший государственный пост избран претендент, который не имел опыта политической деятельности, работы в органах государственной власти, не представил развёрнутой программы. Избирателей привлекло, что Зеленский, будучи эстрадным актёром, остро критиковал проворовавшуюся, коррумпированную олигархическую власть и обещал привести, в случае избрания, к управлению страной новых, не скомпрометировавших себя людей, способных восстановить облик Украины как высокоразвитой современной державы, добиться прекращения войны на востоке страны. Как отмечали многие, на выборах «покупали кота в мешке» с «программой «За всё хорошее, против всего плохого».

В-третьих, впервые за годы независимости большинство в депутатском корпусе украинского парламента в результате выборов составили представители одной, пропрезидентской партии, причём партии, которая практически ещё только создаётся, по сути — фантомной. Это стало ещё одним подтверждением доверия президенту В. Зеленскому, который получил уникальную возможность управлять страной в деловом контакте с парламентом и правительством. Проблема формирования правящей коалиции в Верховной раде, создававшая нередко сложности для его предшественников, на данном этапе теряет свою актуальность и остроту.

Впервые за многие годы в стране сложились условия для слаженной работы всех ветвей власти и реализации обещаний, которые давались во время выборов. С одобрением было встречено в обществе первое решение вновь избранного президента: досрочно прекратить полномочия дискредитировавшей себя под управлением горе-спикера А. Парубия Верховной рады. Так же воспринимаются многими и осуществляемые меры по замене обанкротившихся высокопоставленных чиновников.

В то же время новоизбранный президент с самого начала столкнулся с яростной оппозицией не скрывающих реваншистских устремлений прежних властителей в лице своего предшественника, руководства парламента и немалой части депутатского корпуса, а также кабинета министров. Ими всё делалось для того, чтобы оттянуть инаугурацию Зеленского, замену руководства Генеральной прокуратуры, министерств иностранных дел и обороны, Службы безопасности (возглавляющие их чиновники «срочно ушли в отпуск), блокировалось решение вопроса об упорядочении управления столицей республики.

Впрочем, этого можно было ожидать. Недоумение стало возникать, когда в порядок дня встала выработка позитивной программы новой власти, поиск ответа на ставший сакральным для Украины вопрос: «Что строить? По какому пути пойдёт далее страна?» О том, что власть этим серьёзно озабочена, можно было подумать после заявления президента о намерении провести, так сказать, «генеральный аудит», то есть на основе глубокого, всестороннего анализа дать объективную оценку состояния дел в стране, без чего невозможно разработать реалистическую программу выведения её из глубокого, всеохватывающего кризиса.

Но оказалось, что у шустрых, амбициозных помощников главы государства уже имеются ответы на непростые вопросы, которые они стремятся огласить раньше своего шефа. Идеологией новой власти ими был объявлен курс на либертарианство «с учётом национальных особенностей, менталитета и традиций». Этим мудрёным термином обычно обозначается сегодняшняя разновидность неолиберализма, предполагающего снижение роли государства, минимизацию его вмешательства в дела граждан и рыночную экономику. Но этот курс многими учёными с мировыми именами характеризуется как тупиковый для человечества путь. Можно сослаться хотя бы на слова нобелевского лауреата Джозефа Стиглица: «Неолиберализм, представляющий собой новейшую формацию капитализма, окончательно дискредитировал себя и должен быть объявлен мёртвым. Необходимо бороться с влиянием капитала на решения, которые определяют судьбу государств. Единственно разумная альтернатива неолиберальной вакханалии, несущей кризис всему миру, — это прогрессивный левоцентризм».

Избранный ими курс украинские либертарианцы стремятся даже сделать «образцом для других». Впрочем, это, судя по всему, и одна из навязчивых идей самого Зеленского, который ещё во время инаугурации сказал: «Получилось у нас — получится и у вас». Видение этого курса В. Зеленский раскрыл во время недавнего визита в Турцию. Он включает в себя, во-первых, завершение тотальной приватизации крупных предприятий; во-вторых, проведение уже в этом году земельной реформы, «что даст возможность создать в 2020 году рынок на 40 миллионов гектаров одних из лучших в мире по качеству земель». В-третьих, осуществление необходимых реформ, которые должны «сделать Украину магнитом для иностранных инвестиций» (среди них, в частности, принятие закона о концессиях, легальное открытие игровых домов, то есть казино, в курортных местах и др.). Президент уверен, что эти меры уже в ближайшие годы создадут условия для стремительного — до 5—7% в год — роста экономики Украины.

Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего то, что в принципиальном плане эти намерения и прожекты не отличаются от курса, который декларировали и реализовывали предшественники нынешнего президента. Им удалось не всё. Получится, что Зеленский пошёл в президенты, чтобы выполнять их планы?

Ситуацию в значительной мере проясняет то обстоятельство, что намерения новой власти, безапелляционно декларируемые ещё до сформирования правительства и даже до того, как приступил к работе новоизбранный парламент, подвергаются ревизии. Чем объясняется такая смелость новобранцев во власти? Вероятно, тем, что эти планы всецело совпадают с категорическими требованиями американского конгресса к властям незалежной — к её президенту и правительству. Кстати, они были изложены в принятой ещё в 1996 году резолюции обеих палат №120 «В поддержку независимости Украины»:

«— сделать первым своим приоритетом демонтаж ещё остающихся социалистических секторов своей экономики, особенно путём ускорения приватизации средних и крупных предприятий,

— осуществить необходимые институциональные и правовые реформы с целью создания положительного климата для иностранных инвестиций,

— противодействовать появлению какой бы то ни было политической или военной организации, которая могла бы способствовать реинтеграции государств бывшего Советского Союза».

Эти требования считали для себя законом и неукоснительно придерживались их все предыдущие власти «независимой» Украины, хотя указанная резолюция длительное время оставалась фактически скрытой от украинской общественности.

Нестыковка народных чаяний и президентских планов

Приватизация, купля-продажа земли, другие вопросы, о которых идёт речь, — это проблемы, касающиеся основ жизни государства и его народа. Решать их без учёта мнения большинства населения (а тем более вопреки ему) не позволительно для любой власти. Регулярные мониторинги, проводимые Институтом социологии Национальной академии Украины, показывают, что отношение к ним в нашем обществе далеко не однозначное. К тому же за годы независимости оно радикально изменилось.

Если в 1992 году к передаче в частную собственность (приватизации) крупных предприятий скорее положительно относились 25,1% участников исследований, то в прошлом, 2018-м — всего 17,3%; скорее отрицательно — соответственно 31,6% и 57,6%; затруднились с ответом — 41,8% и 25,1%. Более чем на треть — с 56% до 36% — уменьшилась за это время доля сторонников приватизации малых предприятий. Зато противников стало больше в 2,6 раза, их теперь почти столько, как и сторонников: 34,9%. Число не определившихся с ответом осталось практически неизменным: 28,8% в 1992 году и 30,1% в 2018-м. Эти показатели не вызывают удивления: за более чем треть века после реставрации капитализма наши люди так и не дождались от приватизации ни «эффективного собственника», ни обещанного снижения цен.

Острые дискуссии в обществе вызвали намерения власти провести так называемую земельную реформу, рассчитывая на значительные иностранные инвестиции для существенного пополнения государственного бюджета. И по этому вопросу отношение в обществе существенно изменилось. Доля тех, кто выступал за свободный рынок земли, уменьшилась с 38,5% до 22,6%, зато число противников возросло почти в полтора раза: с 44,4% до 63,8%. По их мнению, открытие рынка земли «будет сопровождаться и шантажом, и давлением, и настойчивым уговариванием крестьян продать принадлежащие им участки», создаст «условия для появления новых форм рейдерства на земле», вызовет новое социальное напряжение на селе.

К тому же разрешение продавать землю иностранцам может стать «новой технологией неоколониализма». Не допустить такого сокрушительного удара по нашему селу, по экономике, по Украине как государству в целом — долг патриотов. Об этом надо говорить во весь голос, ибо власть явно намерена допустить иностранцев хозяйничать на украинской земле. Почему-то остались без внимания общественности слова, сказанные Зеленским на украинско-турецком бизнес-форуме: «На Украине уже работают турецкие компании, которые владеют землёй. Надеюсь, что таких компаний станет больше, особенно это касается южной части страны, где имеется потребность в создании и развитии мелиоративных систем. Также рассматриваем возможности для государственно-частного партнёрства». Эти слова невозможно расценить иначе, как прямое приглашение иностранных кошельков скупать на Украине землю.

Нельзя не прислушаться и к предостережениям относительно количества земли, которая может находиться в собственности или владении отдельных лиц. В стране уже есть люди, которые владеют — пока что на правах аренды — сотнями тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. Справедливо отмечается, что это ведёт, в частности, к ослаблению внимания к восстановлению и развитию социальной инфраструктуры на селе (а она в значительной мере уже уничтожена), к повседневным нуждам его жителей (среди них всё чаще преобладают пенсионеры). Печальный опыт трансформаций в украинском селе после реставрации капитализма приводит объективных исследователей к выводу: по совокупной эффективности «коллективное хозяйствование превосходит единоличное». Поэтому «целесообразно формировать из существующих собственников земли владельцев аграрных производств, создавать общества владельцев земли».

Что касается ускорения роста ВВП, то пока что речь идёт об обещаниях, не подкреплённых конкретными мерами, которые необходимы для достижения желаемого результата. Но обещать можно всё, что угодно. Между тем реальное состояние украинской экономики не даёт оснований для оптимизма. Так, по сравнению с июнем прошлого, 2018 года промышленное производство снизилось на 2,3%, в том числе в перерабатывающих отраслях — на 4,8%. Производство строительных материалов — на 7,3%, что угрожает замедлением в промышленном и жилищно-бытовом строительстве. В машиностроении объём производства в июне этого года был на 13,3%, а в чёрной металлургии на 9,4% ниже, чем в прошлогоднем июне. Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение промышленного производства.

Один из наиболее информированных украинских экономистов Богдан Данилишин приводит такие убийственные факты. За последние три года государственное предприятие «Антонов» не произвело и не поставило заказчикам ни одного серийного самолёта. «АвтоЗАЗ» выпустил за это время всего один легковой автомобиль. Крюковский вагоностроительный завод произвёл в 2018 году восемь (!), в первом полугодии этого года пять (!) пассажирских вагонов.

Удавка проблем

Катастрофическое положение складывается на внутреннем рынке. Как следует из данных государственной статистики, в 2018 году рынок продовольственных товаров наполнялся продукцией отечественных товаропроизводителей на 81,4%, непродовольственных товаров — на 31,7%, в том числе телекоммуникационной продукции, аудио- и видеооборудования, компьютерной техники, автомобилей, обуви, часов и ювелирных изделий — на 0,1—4,8%. Увеличивается импорт сельскохозяйственной продукции. Ввоз огурцов и томатов, например, в первом полугодии этого года возрос соответственно на 38% и 15% и стал рекордным за последнее десятилетие.

Приведя эти данные, Б. Данилишин делает вывод: если пустить всё на самотёк, — а именно так обстоит дело в украинской экономике и по сути к этому призывают либертарианцы — и допустить ещё пять лет профанации в экономической политике, тогда придётся забыть не только о производстве самолётов или пассажирских вагонов, но страна из «аграрной сверхдержавы» превратится в импортёра продовольствия.

Немало проблем связано с пополнением государственного бюджета, обеспечением своевременной выплаты заработной платы, расчётов по долгам государства, достигшим огромных размеров (в том числе в иностранной валюте). В последнее время аналитики высказывают всё больше озабоченности в связи с тем, что рост объёмов ВВП и пополнение бюджета в значительной мере обеспечиваются поступлением валюты от украинцев, работающих в других странах. По данным минфина Украины, постоянно работают за рубежом 3,2 миллиона наших сограждан. Это почти пятая часть (точнее 18%) экономически активного населения страны. (К слову, это позволяет властям делать вид, будто в стране нет угрозы резкого роста безработицы.) В прошлом году они перевели на родину 14 миллиардов долларов. Но специалисты прогнозируют постепенное оскудение и этого источника спасительных для страны валютных поступлений: всё больше трудовых мигрантов с Украины устраиваются на постоянное проживание по месту работы, правдами и неправдами решают вопросы, связанные с гражданством, забирают свои семьи и, естественно, прекращают пересылку на родину валюты.

Трудно представить, на чём основан оптимизм президента относительно достижения быстрого перелома в экономике и увеличения темпов экономического роста: при отсутствии профессиональных кадров, опытных, надёжных управленцев преодолеть мертвящую силу косности, инерции невозможно. Так обстоит дело в экономике, где создаются предпосылки и материальные условия для укрепления могущества и процветания страны, обеспечения надлежащего жизненного уровня народа. В ближайшее время вряд ли есть основания рассчитывать на решение и острых социальных проблем: снижение грабительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги, прекращение безудержного роста цен на лекарства, продовольствие, промышленные товары повседневного спроса.

Не происходит ощутимых сдвигов и в борьбе с преступностью и коррупцией. Между созданными многочисленными органами, призванными вести борьбу с этим злом, продолжается выяснение отношений. Взяточники и мздоимцы уютно гнездятся в этих новообразованиях. А количество убийств, грабежей, разбойных нападений, изнасилований, краж, рейдерских захватов только растёт. Проведённые в этих системах «реформы» нанесли тяжёлый удар по профессионализму кадров. В судах, прокуратуре, других правоохранительных органах огромный недокомплект работников. Права граждан грубо нарушаются. Многие люди подвергаются истязаниям и пыткам.

Остаётся в силе антиконституционный закон о гарантиях для государственного — украинского — языка, несмотря на то, что этим законом попраны конституционные права миллионов русскоязычных граждан. Обещания Зеленского принять меры к приведению этого правового акта в соответствие с Основным Законом Украины и её международными обязательствами пока что остаются декларацией.

Как и при Порошенко, карательная система государства направлена против реальных оппозиционных сил, выступающих в защиту интересов трудящихся. Прежде всего против Компартии Украины. Конституционный суд, попирая закон и право, игнорируя выводы международных правовых институций, нарушая элементарную логику и справедливость, признал легитимным пресловутый закон о «декоммунизации», не удосужившись даже рассмотреть конкретные, более чем убедительные доводы группы народных депутатов, обосновавших его неконституционность.

Тем временем Компартия, не будучи юридически запрещённой, фактически лишена возможности легально действовать, реализовывать полномочия, предоставленные Основным Законом. Её не допускают к участию в президентских, парламентских, местных выборах. Окружной административный суд решил прекратить деятельность партии, не запретив её. Дело в том, что за пять лет правоохранительные и судебные органы не нашли доказательств нарушений Компартией Конституции страны, что могло бы быть единственным законным основанием для запрета. Формально прекращение деятельности КПУ оправдывается тем, что партия не изменила наименования «коммунистическая» и не отказалась от своей символики: красного знамени, пятиконечной звезды, серпа и молота. Пока это решение не вступило в силу, так как ещё не рассмотрена апелляция. Но это только антиконституционный предлог, изобретённый минюстом и пресловутым «Институтом национальной памяти». К слову, это подтверждает и ситуация с другой оппозиционной партией — Прогрессивной социалистической партией Украины, которая выполнила требование об изменении символики, но к участию в выборах всё равно не допускается.

Как видим, и по этому далеко не рядовому вопросу, ярко отражающему политическую обстановку на Украине с законностью, правами и свободами граждан, ситуация не изменилась. Она остаётся такой, как и при Порошенко.

Для ловли голосов или для дела?

Одним из первых обещаний нового президента было заявление о готовности и решимости принять все меры к прекращению кровопролития на востоке страны, урегулировать ситуацию с отдельными регионами Донецкой и Луганской областей. И на этом на-правлении, где речь идёт не просто о правах наших соотечественников, среди которых много детей, женщин, пожилых людей, но и об их жизни, существенных сдвигов не произошло. Хуже того, в последнее время гибнет даже больше людей (и военных, и гражданских, в том числе детей, пожилых, женщин). Меня потрясли слова матери из одного города Донецкой области. Её пятилетняя дочь, родившаяся и растущая во время этой проклятой войны, просит: «Мама, когда меня убьют, положи со мной в могилу мою куклу». Как можно спокойно такое воспринимать?!

Не касаюсь здесь обстоятельств, породивших эту страшную трагедию в жизни родной Украины. Сегодня важнейшее значение имеет выход из сложившейся ситуации. Ключевой, на мой взгляд, вопрос заключается в том, чтобы обеспечить жизнь, безопасность, элементарные права граждан отдельных районов Донбасса, не допустить репрессий, которыми их пугают ретивые поборники продолжения войны, гарантировать соблюдение особенностей региона. В минских соглашениях это нашло выражение в требовании к украинской стороне (а она, подписав соглашение, обязалась его выполнить) принять закон об особом статусе этих регионов, закрепив его в Конституции Украины. Для этого, конечно же, нужно садиться за стол переговоров представителям Киева и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик. Но украинская сторона категорически это отвергает, мотивируя тем, что «с террористами и сепаратистами переговоры не ведут». Образовался тупик.

Уроки из этого при Порошенко сделаны не были. Будут ли они сделаны при новой власти? Боюсь, что, в случае если «партия войны» возьмёт верх, ситуация может получить такое развитие, что заявление, подобное тому, которое сделал тогда Яценюк, как бы не пришлось делать в сходных, но ещё более худших обстоятельствах её нынешним представителям. Критического анализа требует проводимая под знаком децентрализации реформа местного самоуправления. И по этому вопросу новая власть пока что ограничивается общими декларациями.

Непримиримый критик или верный наследник?

Украинское общество не едино. Оно разобщено по многим причинам, обстоятельствам и направлениям. Только учёт особенностей регионов, потребностей их населения, закрепление в правовых актах и неукоснительное их соблюдение обеспечат прочное единство Украины, фактическое становление политической нации, о которой в Конституции чётко сказано: «Украинский народ — граждане всех национальностей».

Режим Порошенко многое сделал для углубления раскола в нашем обществе, чтобы на многие десятилетия, а может быть, и на века рассорить братские народы Украины и России. Сделает ли и настроен ли делать из этого выводы президент Зеленский?

Невольно возникает вопрос: а не было ли избрание В. Зеленского, проходившее под знаком беспощадной критики Порошенко и последствий его разрушительной деятельности, продуманным планом (кстати, о нём Зеленский мог и не догадываться), средством предотвращения взрыва народного возмущения и сохранения политического курса, который проводил Порошенко? На такие размышления наводит ряд факторов.

Прежде всего нельзя не учитывать того, что реальная власть на Украине принадлежит пяти — семи олигархам. Будучи компрадорским, а не национальным, украинский крупный капитал ориентируется прежде всего на Запад. Туда олигархат вывозит на хранение свои капиталы. Там учит своих детей. Там строит (или приобретает) дворцы, там отдыхает. Угождать Западу, прежде всего Соединённым Штатам Америки, для них — первейшее дело. Поэтому они будут толкать в этом направлении и нового президента. Кстати, многие деятели в окружении Зеленского вышли из обслуги олигархов и, судя по всему, соответственно настроены.

Впрочем, сами олигархи (кроме, может быть, И. Коломойского) сейчас предпочитают «не высовываться», выжидают «куда ветер подует»… Дело в том, что за последние пять — шесть лет огромное влияние на политическую ситуацию в стране приобрели различные незаконные, тем не менее легально действующие, военные и полувоенные формирования («батальоны», «полки» и т.п.), которые находятся под полным влиянием неонацистских радикальных сил и, естественно, тоже служат Западу. Они не скрывают того, что, если Зеленский попробует свернуть с порошенковского пути, их реакция будет мгновенной и беспощадной.

К сожалению, вынужден признать, что граждане, вручившие Зеленскому власть, не готовы в случае необходимости организованно выступить в его защиту. К тому же, видя, что дела в стране пошли не так, как обещал их избранник, многие растерялись. Рассчитывать на немедленное улучшение обстановки в украинской экономике, преодоление массовой бедности не приходится. Разочарование в сделанном выборе может наступить довольно скоро.

Боеспособной политической силы, которая могла бы организовать массы на защиту их прав, радикальное изменение обстановки в стране, как и лидеров, пользующихся авторитетом и влиянием у большинства народа Украины, сегодня не просматривается. Изменение ситуации на Украине возможно только в результате смены общественно-политического строя, утверждения в стране социальной справедливости и подлинного народовластия. Для этого прогрессивным силам, в том числе и прежде всего Коммунистической партии, необходимо вести огромную разъяснительную, воспитательную, организационную работу.

Комментарий редакции: Мы говорим о пагубном характере неолиберальной политики «вашингтонского консенсуса» — и совершенно справедливо говорим. Верно и то, что увеличение составляющей данной политике поставит Украину на грань катастрофы. Пример Аргентины (и не только) наглядно подтверждает данный тезис. В то же время следует отдавать себе отчёт в том, что от лиц, подобных Порошенко, Зеленскому и прочим, иных подходов не нужно ожидать. Они являются ставленниками западной олигархии и осуществляют её колонизаторские планы. Насаждение непригодной в современных условиях системы свободного рынка является действенным способом развала производственной базы, социально-демографического потенциала и ускоренного формирования предпосылок для полного и окончательного захвата страны иностранной буржуазией. Поэтому речь должна идти только о сопротивлении народа подобным людоедским экспериментам, об организации и об укреплении силы, способной повести за собой массы трудящихся. Конечно, КПУ находится под запретом. Однако в начале XX столетия большевикам со многим приходилось сталкиваться. Тем не менее, это не мешало им идти в народ и поднимать его на борьбу с эксплуататорами. Вот и сейчас важно на Украине (и не только в этой стране) организовать трудящихся на сопротивление разрушительным действиям правящего класса.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *