Ключевые проблемы современной избирательной системы

Ключевые проблемы современной избирательной системы

Примечание редакции: Нам поступила статья независимого электорального эксперта Бориса Александровича Макарова. Затрагивая тему организации выборного процесса в Российской Федерации, он указывает на получившие широкое распространение способы давления на избирателей. Автор полагает, что подобное положение вещей заложено основой действующего электорального законодательства. Публикуем фрагмент материала.

Как известно, вся российская властная государственная вертикаль прямо или косвенно опирается на итоги выборов и тайного голосования. В отличие от Конституции СССР образца 1977 года и конституций многих других стран действующая Конституция России не содержит отдельной главы с подробным описанием избирательной системы нашей страны. В ней отсутствуют главы с детальным изложением избирательных прав граждан, принципов используемой в стране избирательной системы и механизмов формирования институтов власти с помощью выборов и тайного голосования. Однако в ряде статей действующей конституции тем не менее прямо или косвенно перечисляются избирательные права граждан и  некоторые принципы организации избирательного процесса.  После прочтения  Конституции РФ —  основополагающего закона нашей страны вызывает искреннее изумление то, что в тексте ни разу не встречается словосочетание – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ). Этот важнейший орган государственной власти России, в ведении которого находится судьба государства и российских народов, не упоминается в тексте ни разу. Этот самый важный орган государственной власти, формирующий фундамент властной вертикали нашей страны, появился как черт из табакерки после указа президента Б.Н. Ельцина от 29 сентября 1993 года. Позднее было принято положение о Центральной избирательной комиссии РФ.

Сначала факт отсутствия упоминания ЦИК РФ вызывает критически-негативное отношение к качеству этого документа, кажется, что его писали непрофессионалы. Но тщательно проанализировав данные, понимаешь всю мудрость и дальновидность авторов этого документа. Действительно, если бы в конституции нашей страны была глава или главы с подробным описанием электоральных прав граждан, избирательной системы, технологий тайного голосования и т.п., то при внесении изменений хотя бы в один из этих избирательных механизмов необходимо было бы проводить всероссийский референдум по вопросу изменения раздела конституции. А в наших реальных условиях никакого референдума не требуется, достаточно указа президента и одобрений Госдумы РФ и Совета Федерации.

Статья 3 российской конституции гордо провозглашает:

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 

Однако в реальных условиях разрешение народа можно и не спрашивать. Это еще раз свидетельствует об элитном принципе создания и корректировки основного закона нашей страны.

Для подтверждения этого грустного вывода достаточно вспомнить недавние многочисленные эволюции избирательной системы России.

Конституция  провозглашает, что двух-палатное Федеральное собрание РФ является представительным и законодательным органом страны. За прошедшие годы порядок формирования Совета Федерации несколько раз коренным образом менялся при неизменной конституции. Первые члены Совета Федерации избирались с помощью прямых выборов, прошедших в регионах 12 декабря 1993 года. Затем в Совет Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 95 Конституции стали входить по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органа субъекта Федерации. Как правило, губернатор (или президент) и председатель законодательного собрания региона России субъекта РФ.

Затем последовало удаление руководителей  исполнительной и законодательной власти субъектов РФ из состава Совета Федерации. Удаление произошло под лозунгом “первые лица регионов должны больше уделять внимания работе на местах, вместо того, чтобы бездумно тратить рабочее  время, участвуя в заседаниях Совета Федерации”. Сейчас члены Совета Федерации от законодательного органа региона России выбираются тайным голосованием этим же органом на срок своих полномочий. Представитель от исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте РФ. В результате этих электоральных «инноваций» Совет Федерации превратился в синекуру Администрации Президента РФ. В настоящее время наш президент имеет законное право назначить 10% членов Совета Федерации просто своим Указом. Какими критериями он при этом руководствуется одному богу известно.

Затем последовала отмена прямых выборов руководителей регионов (губернаторов и президентов республик). Практически вслед за этим был осуществлен переход на пропорциональную избирательную систему, то есть выборы депутатов Госдумы только по партийным спискам и отказ от одномандатных округов. По сути, тогда началась насильственная партколлективизация граждан, которая тогда носила название “ускоренное партстроительство” в России. При этом просто проигнорировали пункт 2, статьи 19 Конституции России, прямо запрещающий вводить какие-либо цензы по признаку партийной принадлежности (принадлежности к общественным объединениям). Затем был осуществлен переход на комбинированную (смешанную) систему  по выборам в Госдуму РФ (50% депутатов избирались по одномандатным округам, 50% по партийным спискам).

В настоящее время в связи с тем, что рейтинг правящей партии (Единая Россия) резко упал, и она потерпела ряд чувствительных поражений на некоторых региональных выборах, опять в российское общество вброшена очередная электорально-инновационная идея, проводить выборы только по одномандатным округам. Видимо, члены партии «Единая Россия» будут выдвигаться на федеральные и региональные выборы как независимые кандидаты.

Как уже было сказано ранее, в действующей Конституции РФ отсутствует глава (главы) с подробным описанием избирательных прав граждан, принципов используемой в стране избирательной системы и механизмов формирования институтов власти с помощью выборов и тайного голосования. Однако эти вопросы более подробно освещены в базовых электоральных законах России. Кроме Конституции РФ, в базовый федеральный российский электоральный набор входят: Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ N19-ФЗ от 22 февраля 2014 года и Федеральный Закон » Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ N67-ФЗ с изменениями 2005 года, также Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» N19-ФЗ с изменениями и дополнениями, а также Федеральный конституционный закон  «О референдуме Российской Федерации» №5 ФКЗ от 28.02.2004 г.

Если внимательно прочитать тексты российских электоральных законов, нетрудно заметить, что применяемые на выборах российские технологии тайного голосования не соответствуют Конституции РФ, требованиям, перечисленным в самих базовых федеральных электоральных законах и международным обязательствам России в области избирательного права, избирательных систем и технологий тайного голосования.

Фактически в тексты базовых федеральных электоральных законов включены операционно-технологические закладки, позволяющие оказывать давление на определенные группы избирателей в пользу конкретного кандидата или вопроса, вынесенного на голосование, и легко нарушать анонимность голосования. Поэтому, процедура выборов и используемые технологии голосования являются нелегитимными и юридически некорректными, а установленные с их помощью итоги уже прошедших выборов, как и результаты всех прошедших выборов, являются ничтожными. Это в свою очередь во весь рост ставит вопрос о легитимности всей вертикали российской власти, формируемой с помощью таких юридически ничтожных выборов и таких ущербных технологий тайного голосования. Именно об этом пойдет далее речь в данной статье. К тому же российские выборы являются не прямыми, а псевдопрямыми, и неравными, так как не соблюдается принцип один-человек один голос, голосование является не свободным, а подконтрольным.

Неавтоматизированное (ручное) тайное голосование.

Чтобы эти утверждения не были голословными, приведем ряд конкретных примеров. Вначале проанализируем применяемые на российских выборах неавтоматизированные технологии тайного голосования (использующие заполняемый избирателем бумажный бюллетень, их сортировку и «ручной» подсчет бюллетеней-голосов) с точки зрения их соответствия Конституции РФ, базовым федеральным электоральным законам и международным обязательствам России в области избирательных систем. А затем перейдем к анализу российских машин для голосования (легендарные КОИБы и КЭГи).

Преамбула федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме». Статья 3 этого закона перечисляет принципы проведения в РФ выборов и референдума. В частности, утверждается: «Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

«Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».

Далее в статье 7 говорится: «Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина». Аналогичные требования к выборам во все органы государственной власти содержатся также в тексте Конституции Российской Федерации.

А теперь внимательно посмотрим, в какой мере эти продекларированные электоральные права граждан и принципы российского избирательного права соблюдаются при практической реализации тайного голосования на избирательных участках нашей Родины.

Начнем с прямого избирательного права. Этот принцип означает, что избиратель голосует непосредственно за того или иного кандидата, или за вопрос, вынесенный на голосование. Прямое избирательное право может быть реализовано только при условии проведения прямых выборов. В действительности, используемые в России процедуры тайного голосования, позволяют проводить не прямые, а «псевдопрямые» выборы. На практике, голосуя, избиратель опускает бюллетень в ящик (урну) для сбора и временного хранения бюллетеней непосредственно за того или иного кандидата. Но в процесс установления итогов выборов включена избирательная (счетная) комиссия или машина (автомат) для тайного голосования. При использовании такой процедуры голосования российский избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им конкретного варианта голосования при подведении итогов выборов. Это право, в соответствии с российским избирательным законодательством, избиратель «доверяет» избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Такое положение противоречит статье 3 Конституции Российской Федерации, которая торжественно провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В действительности в России единственным источником власти фактически является «его величество — российский чиновник» и, прежде всего, сотрудники системы избирательных комиссий разного уровня.

Устранить этот фундаментальный недостаток любых российских выборов можно с помощью нового поколения юридически значимых, социально безопасных, прозрачных технологий гарантированного тайного голосования избирательными бюллетенями с ретроспективным контролем. Эти технологии предоставляют каждому избирателю полное активное избирательное право и техническую возможность (на основе блокчейн технологий) при желании самостоятельно и конфиденциально проверить результат учета его «голоса» при установлении общих итогов голосования. Родиной этого нового поколения технологий тайного голосовая является Россия. Они защищены 13 патентами РФ, в числе которых 3 патента на способ тайного голосования [ 1,2,3 ].  Один из возможных вариантов этих технологий тайного голосования используется на выборах в Республике Казахстан. Сейчас российскому избирателю вопреки требованиям статьи 3 Конституции РФ предоставлено только усеченное (ограниченное) активное избирательное право. То есть он может выбрать вариант голосования, сделав соответствующую отметку в бумажном или электронном бюллетене и «опустить» бюллетень в «ящик» для сбора и хранения бюллетеней-голосов, но лишен права осуществлять контроль за тем, правильно ли учтен его заполненный бюллетень при подведении общих итогов голосования. Более подробно о прозрачных технологиях тайного голосования можно прочитать в работах [ 4,5, 6 ].

 Посмотрим теперь, являются ли выборы свободными и добровольными. Не может ли кто-то осуществлять контроль за волеизъявлением избирателей. Свободное «волеизъявление» означает, что никто не может прямо или косвенно оказывать какое-либо давление на избирателя. Тем не менее, в России появился новый способ давления на избирателя, с помощью которого его заставляют проголосовать за того или иного кандидата. Этот способ появился из-за расплывчатой формулировки в статье 64 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав ….», пункт 7 которой гласит: » Голосование проводится путем нанесения избирателем ….в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящимся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор …….». Аналогичная запись содержится в статье 75, пункт 8 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» и статье 69, пункт 8 федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» и в соответствующих статьях других электоральных законов страны и регионов.

Такая расплывчатая формулировка «любой знак», то есть отсутствие конкретизации о форме и способе документирования выбранного избирателем варианта голосования сделало возможным в России способ голосования, который можно назвать «директивным или подконтрольным голосованием». Родиной этой инновации в избирательном процессе считается одна из российских республик Северного Кавказа. Этот метод «давления» на избирателей получил широкое распространение во многих регионах страны, особенно там, где велик так называемый «административный ресурс». Именно его широкое использование дает возможность получать 90% результаты голосования в пользу кандидатов и партий, поддерживаемых федеральной, региональной властью или местными олигархами.

Суть способа состоит в следующем. До начала выборов представители местной администрации или «общественных организаций» совершают обход всех домов и квартир на территории избирательного участка и предлагают всем проживающим в этом доме или квартире проголосовать за кандидата «А» или за партию «Б». А в качестве знака, внесенного (поданного голоса) за указанного кандидата или партию вписать конкретную букву, цифру или иной знак. Например, в семье Ивановых всем 4 потенциальным избирателям рекомендуют в бюллетенях ставить букву «и», в семье Магомедовых, где 9 избирателей всем рекомендуют ставить букву «м» и т.п.

Далее следует прозрачный намек: если после вскрытия урны для голосования обнаружится, что количество бюллетеней с «рекомендованными, правильными» вариантами голосования окажется меньше, чем число избирателей в вашей квартире (доме), то «отключим газ и воду», а у вас и ваших детей могут быть неприятности, например, уволят с работы, отчислят из вуза и т.д. Как правило, такую «агитацию» среди избирателей проводят работники управляющих компаний (ЖЭКов и ДЭЗов), участковые полицейские, работники системы социального обеспечения, нанятые «волонтёры-общественники» и т.д. Они адресно посещают граждан, имеющих задолженность по квартплате, получающих жилищные субсидии, нелегально сдающих жилищную площадь, одиноких стариков, хронических больных, инвалидов, нуждающихся в уходе и дорогих медикаментах и т.п. По сути этой категории избирателей предлагают выборы без выбора. Или проголосовать за угодного кому-то кандидата, или выселение из квартиры за неуплату, лишение жилищных или иных субсидий, отказ в предоставлении бесплатных медикаментов, возбуждение уголовного дела за незаконное занятие коммерческой деятельностью и так далее. В терминах уголовного права эти действия квалифицируются как шантаж избирателя. Такое формально «свободное» голосование по существу является издевательством над принципами демократии. Можно ли такие выборы называть «свободными и тайными»? Центральная Избирательная Комиссия РФ, Государственная Дума, Совет Федерации РФ прекрасно осведомлены об использовании таких инноваций, но никаких мер по пресечению этого безобразия не принимают. Причём, часто после окончания выборов «доверенные лица» осуществляют подмену бюллетеней. Бюллетени со старые вариантами голосования уничтожаются, а в новых бюллетенях ставят галочки и крестики за победивших на выборах кандидатов, то есть осуществляется своеобразная их унификация.

Не поможет пресечь эти безобразия и закупка на миллиарды рублей и установка на избирательных участках веб-камер, и трансляция их изображений в сеть Интернет. Абсолютно не помогает и присутствие на избирательных участках отечественных и иностранных наблюдателей. Так как работа по принуждению к правильному голосованию ведется с электоратом, как правило, вне помещений избирательных участков и задолго до дня голосования.

Для решения этой проблемы можно, как в ряде зарубежных стран, законодательно ограничить виды отметок, которыми избиратель может зафиксировать в бюллетене свой выбранный вариант голосования. Например, только крестик или галочка. Можно также при голосовании использовать принцип «ненужное зачеркнуть». Такой способ фиксации в бюллетене выбранного варианта голосования известен уже более ста лет и до 12 декабря 1993 года он использовался и на выборах в СССР и России. Имеются другие процедуры и технологические операции, устраняющие этот дефект.

Повторим еще раз: отсутствие в российских федеральных базовых электоральных законах требований о конкретизации, о форме и способе документального закрепления выбранного избирателем варианта голосования, как и отсутствие прописанного порядка выдачи избирателю бланка бюллетеня — это своеобразные операционно-технологические закладки, позволяющие оказывать давление на определенные группы избирателей в пользу конкретного кандидата или вопроса, вынесенного на голосование. Попутно отметим, что в этой проблеме Россия не одинока, подобная закладка имеется в тексте избирательного законодательства Украины. Смотрите статью автора [ 7 ].

Теперь рассмотрим, обеспечивается ли анонимность (конфиденциальность) голосования российского избирателя. Статья 7 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав ……» декларирует: «Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя». Но, тем не менее, такой контроль может быть обеспечен в полном соответствии с пунктом 16 статьи 63 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав …». Этот пункт гласит: «На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии». (Аналогичная запись содержится в пункте 12 статьи 67 федерального закона «О выборах президента РФ» и в пункте 17 статьи 73 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы …».)

Появление такой законодательной нормы было мерой защиты от вала фальшивых бюллетеней. Но этот способ защиты позволяет проводить скрытое кодирование бюллетеней, которое может осуществляться с помощью:

a) Изменения персонального состава членов избирательной комиссии, ставящих свои подписи на бюллетень;

b) Изменения порядка следования двух подписей (в строке или в столбце);

с) Изменения наклона подписей (вверх или вниз);

d) Изменения характера подписи (пропуская в подписи одну или несколько букв и т.д.);

e) Изменения места расположения и ориентации оттиска печати и т.д.

Такие простые операции позволяют, во-первых, скрыто закодировать тысячи бюллетеней, а во-вторых, при желании осуществлять контроль за волеизъявлением каждого избирателя, проверяя выбранный им вариант голосования. В самом простейшем случае избирательные бюллетени могут быть дополнительно пронумерованы невидимыми «симпатическими» чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан.

Аналогично, скрытое кодирование можно осуществить, наклеивая на лицевой или оборотной стороне бюллетеня марку со специальной голографической защитой. Наклеивая марку в определенной области листа, можно скрыто закодировать все бюллетени, и затем также разложить их стопкой и отмечать, кому какой бюллетень был выдан.

Поэтому процесс голосования такими «краплеными» бюллетенями, допускающий процедуры их скрытого кодирования, не может считаться свободным и тайным. Имея доступ к таким закодированным бюллетеням и к соответствующей избирательной документации, на основе выбранных избирателями вариантов голосования можно создавать закрытые базы данных об электоральных предпочтениях граждан и на их основе поделить весь электорат на «правильных» (заслуживающих доверия) и «неправильных» (неблагонадежных). И в нужный момент незаметно вносить коррективы в жизнь и судьбу «неправильных» граждан. Например, при приеме на работу, повышении по службе, предоставлении кредита, наложения штрафов и взысканий, вынесения судебных приговоров и т.д. Причем, в нарушении закона о защите персональных данных такие электоральные сведения могут собирать и хранить не только правоохранительные ведомства, но отдельные представители региональных и муниципальных властей и даже частные фирмы для обслуживания отдельных состоятельных заказчиков.

Таким образом, (повторим еще раз) используемые на российских выборах базовые неавтоматизированные технологии тайного голосования (опирающиеся на бумажный бюллетень и «ручной подсчет бюллетеней-голосов») обладают принципиальными системными недостатками. Фактически, на виду у всех избирателей в тексты базовых федеральных электоральных законов включены своеобразные операционно-технологические закладки, позволяющие оказывать давление на определенные группы избирателей в пользу конкретного кандидата или вопроса, вынесенного на голосование, не соблюдать тайну голосования и принцип прямых выборов. По сути, на всех российских выборах осуществляется не свободное, а директивное (подконтрольное) голосование «краплеными» бюллетенями. В России разработаны предложения, устраняющие эти электоральные дефекты, а фактически грубейшие нарушения избирательных прав российских граждан, которые являются уголовно наказуемым деянием.

Серьёзной и социально опасной электоральной проблемой России остается так называемое миграционное или круизное голосование, которое в нашей стране называют электоральная карусель. Это неоднократное голосование одних и тех же избирателей на одном и том же или на разных избирательных участках. Причем, как правило, это неоднократное голосование осуществляется по предварительному сговору с одним или несколькими «доверенными» членами участковой избирательной комиссии. Несмотря на многочисленные случаи разоблачения таких электоральных круизов (во многих регионах) ответственные за прекращения этих безобразий властные структуры и прежде всего ЦИК РФ никаких реальных мер по искоренению этого механизма незаконного присвоения властных полномочий не принимают. Более того, разрешение голосовать на президентских выборах 18 марта 2017 года не по месту регистрации избирателя, а возможность проголосовать в месте фактического постоянного проживания привело к массовому тиражированию круизного голосования. Так как нет четких механизмов слежения за неоднократным голосованием, как нет правовых и организационных механизмов искоренения это нарушения прав избирателей (нарушается принцип один человек — один голос). А также нет независимого и неподкупного уполномоченного органа, осуществляющего выявление фактов неоднократного голосования.

Избирательные законы России также не уточняют, чем должен быть нанесен «любой знак» в избирательный бюллетень. На некоторых избирательных участках избирателям предлагают для выбора варианта голосования воспользоваться ручками с исчезающими через некоторое время чернилами, в результате чего, после вскрытия урн из них извлекают пачки чистых бюллетеней, которые «доверенные» члены избирательной комиссии могут повторно заполнить по своему «вкусу».

Таковы вкратце печальные итоги бездумного реформирования неавтоматизированных технологий тайного голосования, применяемых на выборах в органы власти России. Так называемый «административный ресурс» заложен прямо в тексты базовых электоральных законов нашей страны.

Машины для тайного голосования.

Не сумев навести хотя бы относительный порядок при использовании «классической» технологии голосования, опирающейся на принципы австралийского, секретного, бумажного избирательного бюллетеня, и ручной подсчет голосов (бюллетеней), российские власти начали поспешно и активно внедрять машины для голосования. Это так называемые Комплексы Обработки Избирательных Бюллетеней (КОИБ), использующие технологию оптического сканирования бумажных бюллетеней с помощью оптоэлектронных устройств и последующего компьютерного распознавания изображений. Внедрение в практику выборов этих машин осуществляется в рамках создания Государственной Автоматизированной Системы «Выборы». В последнее время в практику голосования активно внедряются также Комплексы Электронного голосования (КЭГ). На последних выборах Президента России 18 марта 2018 года на различных избирательных участках было установлено более 13 тысяч автоматизированных комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБы и КЭГи). Почти одна треть зарегистрированных избирателей могла проголосовать с помощью отечественных машин для голосования. Причем, агитируя за внедрение в практику тайного голосования таких машин, их сторонники приводят ложные аргументы, лукавые доводы и откровенные небылицы.

Перед началом массового внедрения КОИБов и КЭГов представителями ЦИК РФ были заявлены их следующие основные преимущества:

  1. Быстрота (малое время) подведения итогов голосования. Однако мгновенного установления итогов голосования почему-то не происходит. Практика использования машин для голосования на выборах в различные уровни власти не подтверждает тезис о том, что использование подобных машин приводит к гораздо более быстрому подведению итогов голосования по сравнению с «ручным» подсчетом голосов. Использование этих машин постоянно сопровождалось хроническими скандалами, связанными, в том числе и с чрезмерной задержкой определения итогов выборов.
  2. Высокая мобильность при внеплановой организации и проведении выборов. Этот довод сторонников машинного голосования практически блокируется законодательным введением единых дней голосования.
  3. Низкая себестоимость голосования. Но расчеты себестоимости электронного голосования показывают, что в зависимости от удаленности участковой избирательной комиссии себестоимость последнего в 10-20 раз выше, чем при использовании классической неавтоматизированной технологии тайного голосования.
  4. Высокая надежность и достоверность подсчета голосов с помощью КЭГов и КОИБов. Российские машины для голосования относятся к классу сложных программно-управляемых радиоэлектронных систем. Для повышения надежности их работы, защиты от сбоев, временных отказов необходимо принимать специальные меры: применять только российские радиоэлектронные компоненты класса «space» (космос), осуществлять процедуры дублирования и резервирования вычислений, использовать принципы многопроцессорности и мажорирования. Использовать только доверенное отечественное программное обеспечение, российские комплектующие и многое, многое другое. Перед каждыми выборами обязательно проводить поиск программно-аппаратных закладок, поиск программных вирусов, осуществлять тесты на проникновение. Все это приведет к стремительному росту себестоимости машинного голосования. Оно будет уже не в десятки, а в сотни раз дороже традиционной неавтоматизированной классической технологии.
  5. Высокая киберзащищённость от попыток фальсификации итогов выборов.

Все российские машины для голосования имеют легальные выходы в специализированные информационно-коммуникационные сети и сети электропитания, частично используют импортные комплектующие, в которых могут быть размещены программно-управляемые закладки, в том числе активируемые по каналам беспроводной связи. Проведением тестов на проникновение (пентестов) и поиском управляемых программно- аппаратных закладок в КЭГах и КОИБах никто в РФ не занимается в виду отсутствия неангажированной, беспристрастной и абсолютно неподкупной организации или частных лиц. Самая лучшая киберзащищённость может быть достигнута только в случае, если её в отношении своего выбранного варианта голосования осуществляет каждый избиратель, добиться этого можно только в случае, если ему законодательно будет предоставлено полное активное избирательное право.

Необходимо также отметить следующие фундаментальные недостатки машинного голосования:

1. Не обеспечивается тайна голосования. Это происходит потому, что в этих технологиях не разнесены в пространстве и во времени этапы выбора варианта голосования, его документального закрепления и его ввода в память электорального программно-технического комплекса.

2. В нарушение принципов избирательного права появляется потенциальная возможность несанкционированного доступа к текущим (промежуточным) результатам голосования, используя проводные или не проводные каналы связи и незадекларированные возможности машин для голосования. Это позволяет оказывать влияние на результаты итогового голосования. Например, сорвать процесс голосования, если на выборах побеждает неугодный кому-то кандидат.

3.  Имеются возможности скрытого психофизического воздействия на подсознание избирателя в момент выбора им варианта голосования, как с помощью разного цвета или яркости и места расположения информации на экране цветного дисплея, так и с использованием других специальных программ (например эффект 25 кадра) и внешних устройств. Это становится вполне возможным, так как в отличие от голосования с помощью бумажных бюллетеней, процедуры выбора варианта голосования и запись его в память машины (учет варианта голосования) не разнесены во времени и пространстве.

4. И наконец, самое уязвимое место этих аппаратов — невозможность проведения независимой экспертизы машин для голосования на предмет наличия аппаратных и программных «закладок» для фальсификации итогов голосования. Такие «закладки» позволяют осуществить фальсификацию в пользу одного из вариантов голосования путем тайного размещения программных или аппаратных средств, способных изменять штатный алгоритм (технологический режим) работы машины для голосования. Эти закладки могут быть активизированы как путем непосредственного скрытого несанкционированного доступа к программно-аппаратной части машин для голосования, так и с помощью скрытых «неклавированных» возможностей этих программно-аппаратных комплексов. В последнем случае, эти «спящие» закладки могут быть активизированы извне, например, по недекларированным каналам непроводной или проводной связи, или от таймера процессора (в определенное время), или от количества загрузок бюллетеней, или количества сеансов голосования, или от внешних датчиков, реагирующих на интенсивность или фазу электроосвещения, звуковые и световые сигналы и т.д.

5. Кроме того, должна быть предусмотрена защита от скрытного использования средств и технологий функционального поражения и подавления. Прежде всего, от мощного электромагнитного и лазерного излучения.

Даже этот краткий обзор показывает, что машины для голосования не оправдали возлагаемых на них надежд и ожиданий.

О разработке, внедрении и опыте применения новейших российских электронных систем тайного голосования можно писать отдельный многотомный криминально-электоральный роман, в котором будет все: обман избирателей, дезинформация представителей законодательной и исполнительной власти, популистские заявления, откровенная ложь и дремучая некомпетентность российских чиновников, нецелевое использование и бесконтрольное расходование огромных бюджетных средств, возможная фальсификация выборов и т.д.

Ограниченный объем статьи не позволяет привести результаты подробного системного анализа особенностей голосования с помощью КОИБов и КЭГов. Но о достоинствах и недостатках этих любимых игрушек российской ЦИК можно подробно узнать в статье автора: «Россия: Особенности национального голосования», [8]. Ознакомившись с этой статьей, читатель узнает, что использование машин для голосования не только не устраняет перечисленные выше дефекты технологий российского «ручного» тайного голосования, но и порождает целый ряд новых серьёзных проблем. Фактически, все заявленные конкурентные преимущества машинного голосования не более, чем красивый миф, прикрываясь которым, на виду у всей страны в течение многих лет группа лиц осуществляла распил нескольких десятков миллиардов рублей.  Прочитав эти материалы, возможно читатель задаст себе вопрос – зачем и на что были потрачены и продолжают бессмысленно тратить десятки миллиардов рублей бюджетных денег? И почему Генеральная прокурора РФ не проводит досконального расследования фактов нецелевого использования бюджетных средств на заведомо бесполезные машины для голосования.

Практически, эти бюджетные деньги были отняты у детей, страдающих тяжелыми онкологическими и кардиологическими заболеваниями и бездумно потрачены на создание абсолютно бесполезных дорогостоящих электоральных игрушек. А ведь на эти десятки миллиардов рублей  безвременно ушедшие в мир иной дети могли получить хотя и дорогостоящее, но эффективное и высокотехнологичное лечение в России или в зарубежных странах

Таким образом, попытка наказать владельцев Интернет-СМИ за «клевету» или «оскорбление»  представителей вертикали российской власти, в первую очередь, за публикации фейковых (ложных) новостей, «угрожающих» социально-политической стабильности и безопасности России, столкнётся с проблемой легитимности этой власти, формируемой с помощью процедур выборов и тайного голосования. Поскольку выборы во все органы государственной власти нашей страны проводятся с грубыми нарушениями и отступлениями от требований Конституции РФ и базовых электоральных законов, то и оскорблять просто некого.

На первый взгляд может показаться, что проблема нелегитимности формирования всей российской властной вертикали, с помощью дефектных технологий тайного голосования  мелкая и несерьезная.

Но если под этим углом зрения провести ретроспективный обзор социально-политической жизни страны за последние почти 26 лет, то абсолютно незаконной становится вся эпопея с российской приватизацией после 13 декабря 1993 года, с международными  договорами и обязательствами России. Незаконными являются: вся законодательная база нашей страны, все вынесенные от имени Российской Федерации судебные приговоры, принятие и исполнение бюджета государства, а также награждения орденами и медалями, присвоение званий, назначение на должность и освобождение от должности на государственной службе, разрешение и запрет проведения митингов и демонстраций и т.д. и т.п. Если активно «педалировать» этот вопрос, то в этом случае в стране наступает полная правовая вакханалия, причиной которой является маленький «пустячок» — использование на федеральных, региональных и муниципальных российских выборах нелегитимных технологий тайного голосования. Самое обидное, что даже архиважнейшие для нашей страны результаты референдума о присоединении Крыма к России также юридически ничтожны, так как там тоже использовались юридически дефектные технологии тайного голосования.

Пора руководству России понять, что внутренняя политика в нашей стране это не дворовый футбол. Грубое пренебрежение фундаментальными основами конституционного и электорального права, в частности отсутствие в Конституции России раздела (главы) об избирательной системе и крайне низкое качество российских базовых федеральных электоральных законов привело страну к правовому коллапсу. Вся российская властная вертикаль фактически формируется с грубыми нарушениями конституции нашей страны и базовых электоральных законов. Выходом из этой позорной ситуации может быть принятие новой конституции и новых скорректированных российских электоральных законов, или разработка и принятие нового избирательного кодекса, который, кстати, был давно обещан избирателям руководителями ЦИК РФ.

Российский избиратель не может в полном объёме реализовать своё активное избирательное право. То есть, он может проголосовать, но  не имеет права и технической возможности проверить правильно ли учтён выбранный им вариант голосования при установлении общих  итогов голосования. Так как, ему предоставлено только ограниченное активное избирательное право. Такое положение фактически провоцирует электорат на проведение разнообразных протестно-противоправных  действий при обнаружении фактов фальсификации итогов голосования или механизмов подготовки к выборам. И резко снижает доверие и уважение граждан к представителям российской властной вертикали, получающим(замещающим)  свой государственный пост в результате победы на выборах.

Несмотря на постоянные скандалы, связанные с грубыми нарушениями законодательных процедур проведения российских выборов и итогов тайного голосования, наш уважаемый президент, Совет Федерации, Госдума РФ, ЦИК РФ, никаких реальных мер по корректировке «убогой» российской электоральной системы не принимают. Видимо, ждут, когда очередной российский электоральный скандал закончится кровавыми столкновениями, которые быстро перерастут в вооруженные мятежи и восстания. В этих условиях можно будет абсолютно безупречно с правовой точки зрения «зачистить» всю недовольную оппозицию. Но при этом забывают, что вооруженные столкновения могут быстро перерости во вторую гражданскую войну. А страна, обладающая ядерным оружием, гражданскую войну может не пережить, и может исчезнуть с политической карты мира как единое государство.

P.S.     До 2019 года все президенты России (Ельцин, Медведев, Путин) неоднократно делали заявление о том, что действующая Конституции России ещё не исчерпала своего потенциала и вносить в неё какие либо коррективы, а тем более принимать новую нет никакой необходимости. Однако в 2019 году положение вдруг коренным образом изменилось. В течение 2019 года за пересмотр действующей конституции нашей страны дружно высказались следующие представители российской правящей элиты: Президент России Путин В.В., Председатель правительства РФ Медведев Д.А., Председатель Совета Федерации Матвиенко В.И., Председатель Государственной Думы РФ Володин В.В., Председатель Конституционногои  Суда РФ Зорькин В.Д., Председатель Следственного комитета РФ Бастрыкин А.И. и многие другие.

Почти все они предлагали принять новую Конституцию РФ для переспределения обязанностей между различными ветвями российской власти. Это, несмотря на наличие действительно острых и неотложных проблем в нашей Конституции. (Смотри например [9,10,11]). Для чего это делается, абсолютно понятно. В 2024 году заканчивается очередной четвертый срок Владимира Владимировича Путина на посту Президента России. Бороться за пост президента на предстоящих выборах 2024 года он не может. Конституция РФ разрешает быть президентом только 2 срока подряд. Заканчивать  деятельность на политической сцене страны Владимир Владимирович видимо не предполагает. Во-первых, у него это неплохо получается, во-вторых, это ему нравиться. Тьфу-тьфу не згазить, здоровье у него тоже отменнное. Поэтому необходимо перераспределить обязанности между различными ветвями российской власти таким образом, чтобы в период 2024-2030 годов он оставался в тени, но реально управлял всеми рычагами российской власти. Правда, потом, после победы на выборах, придется опять проводить перераспределение обязанностей между ветвями российской власти в пользу Президента России.

Но есть другой вариант решения этой проблемы. Как отмечалось выше, выборы во все органы российской власти проводятся с нарушением Конституции РФ и базовых электоральных законов. Их результаты непросто нелегитимны (незаконны), они ничтожны. По этому необходимо срочно внести такие изменения в базовое электоральное законодательство, чтобы гарантировать проведение прямых,равных и свободных выборов, при тайном голосовании. Для этого каждый избиратель должен быть наделен полным активным избирательным правом. После этого от имени Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ может быть осуществлен запрос в Конституционный суд РФ с просьбой разъяснить может ли Путин В.В. участвовать в выборах Президента в 2024 году. Так как российское электоральное законодательство коренным образом изменилось.

Если не провести срочную реформу российского электорального законодательства, то в единый день голосования 8 сентября 2019 года когда  в России пройдут выборы глав 16 субъектов, в 13 будут избраны заксобрания, вместо честных, прямых, свободных, равных выборов, при тайном голосовании будет опять проведен очередной избирательный балаган.

Борис Александрович Макаров

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *