По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Татьяна Офицерова
11 сентября в Государственной думе состоялся «правительственный час», на котором министр науки и высшего образования Михаил Котюков доложил о ходе реализации национального проекта «Наука».
СНАЧАЛА несколько слов о самом министре. Михаил Михайлович Котюков — профессио-нальный финансист. Окончив в 1999 году Красноярский госуниверситет по специальности «финансы и кредит», он медленно, но верно стал подниматься по служебной лестнице строго в русле полученного им образования. Незначительное отклонение от курса произошло, когда в апреле 2010 года М. Котюков оказался во главе департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства финансов РФ. Так состоялось его знакомство с научной сферой.
В октябре 2013 года с поста замминистра финансов РФ Михаил Михайлович уже уверенно пересел в кресло руководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО), вновь созданной структуры, к которой отошли имущество и недвижимость укрупнённой Российской академии наук. И, наконец, в мае 2018-го, снова попав в струю реорганизаций, когда министерство образования и науки было разделено на два ведомства, М. Котюков встал у руля министерства науки и высшего образования, пополнив команду финансовых менеджеров, взявшихся за осуществление технологического прорыва России.
«В центре внимания национального проекта «Наука» находится учёный. Мы должны сделать работу исследователя в России комфортной и привлекательной, — обозначил министр своё видение возложенных на него задач и «оцифровал» намеченный ориентир. — В ближайшие годы нам необходимо подготовить и привлечь в науку дополнительно 35 тысяч человек». По его мнению, мы «немного» отстаём в сфере исследований и разработок для вхождения в пятёрку наиболее развитых стран мира, но сбалансированность плана и мероприятий национального проекта должны обеспечить кратное увеличение научных результатов.
Это смотря каким штангенциркулем результаты мерить. Например, одним из целевых показателей нацпроекта является место России по её удельному весу в общем числе научных статей в международных базах данных. По мнению же многих учёных, это ни в коей мере не отражает реальный уровень развития научных исследований и разработок и внедрение результатов интеллектуальной деятельности. И хотя за последние 10 лет число публикаций российских учёных в западных журналах увеличилось в 2 раза, что подняло Россию на 46-е место в мире по Глобальному инновационному индексу, однако, как отметил присутствовавший на «правительственном часе» президент РАН Александр Сергеев, значительная, если не бо`льшая часть публикаций наших учёных делается по результатам работ, выполненных за границей. «Наших учёных приглашают туда, берут в соавторы, но зачастую эти публикации не отражают то, что сделано в российской лаборатории», — пояснил он. И неудивительно, ведь Россия в 10 раз отстаёт от ведущих научно ориентированных стран по оснащённости рабочего места.
Отсюда отчасти и проблема утечки умов. По данным Мирового банка, в постсоветское время около одного миллиона научных работников ушли в другие сферы или уехали за рубеж, напомнил депутат Олег Смолин. Наши потери от интеллектуальной эмиграции превышают экономические потери от вывоза капитала, которые превысили, в свою очередь, 2 триллиона рублей, привёл депутат оценку бывшего министра экономического развития и торговли, а ныне президента Сбербанка Германа Грефа. По данным экспертов РАН, в 2013 году за рубеж уехали 20 тысяч российских учёных, в 2016-м — 44 тысячи. Михаил Котюков заявил, что сейчас ситуация меняется. Если это так, то тенденция нуждается в закреплении. Бюджет нацпроекта составляет 635 миллиардов рублей на пять лет. Из 37 миллиардов рублей, предусмотренных на этот год, пока выделено 19,3 миллиарда. По мнению А. Сергеева, ни нынешний, ни даже обещанный на ближайшую перспективу уровень финансирования науки не позволят нашей стране встать на рельсы научно-технологического прогресса и двигаться со скоростью, с которой сейчас движутся ведущие научно ориентированные и технологически развитые страны.
Удельный вес затрат на исследования и разработки в объёме ВВП страны не растёт, констатировал аудитор Счётной палаты РФ Михаил Мень. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, по доле расходов на НИОКР относительно ВВП Россия в 2017 году занимала 28-е место в мире (1,1 процента ВВП). Для достижения национальной цели по ускорению технологического развития Российской Федерации необходимы значительно большие бюджетные вложения, считает М. Мень.
Николай Коломейцев, заметив, что с 2013 по 2018 год финансирование российской науки уменьшилось на 21 процент, высказался более радикально относительно эффективности нацпроекта: «Хорошие слова, не подкреплённые финансами».
Алексей Куринный затронул проблему «оптимизации» системы высшего образования. За последние четыре года количество государственных вузов сократилось на 17 процентов, а их филиалов — в 2,2 раза. Намерено ли министерство продолжать принудительную ликвидацию и реорганизацию? — спросил он.
Проводить оптимизацию организаций, которые не дают качественного образования, нужно всегда, ответил Михаил Котюков. При всей дипломатической аккуратности и тактичности ответа такой метод лечения «больных» вузов напоминает известный по классике советского кино «единственный прогрессивный взгляд»: «резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!».
Обобщил вопросы, поднятые коллегами по фракции КПРФ, Олег Смолин, сделав упор на системе высшего образования, неразрывно связанной с наукой. Колоссальный профицит бюджета никак не повлиял на мировоззрение правительства, по-прежнему скупо отсчитывающего на всю систему образования 3,5 процента расходной части госказны, что в два раза меньше, чем было в советские годы. По суммарным расходам на образование Россия занимает 98-е место в мире, по финансированию науки — 35-е место в списке из 62 стран. Указ президента в части науки недофинансируется в 4,5 раза. Острейшей проблемой вообще для всей системы образования, и высшего образования в частности, остаётся, по мнению депутата, проблема бюрократизации. Российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. Для дебюрократизации системы образования депутат предложил отказаться от оценки качества оформления документов и перейти к реальному качеству оценки уровня знаний студентов.
Перманентный процесс реорганизации, постигший систему образования, закреплён в федеральной целевой программе. Такого нет нигде в мире! Согласно этой программе, за пять лет предполагается сократить количество вузов на 40 процентов, а филиалов вузов — на 80 процентов. Частные вузы и филиалы в основном закрывают, а госвузы преимущественно укрупняют. Реорганизация научных институтов проходит чуть мягче. До начала этого процесса их было 901, сейчас — 460.
В центре обсуждения благодаря фракции КПРФ оказались и зарплаты преподавателей вузов. Спикер палаты попросил министра подготовить информацию о средних зарплатах по вузам без учёта зарплат ректоров, проректоров, деканов факультетов и заведующих кафедр, искажающих реальную картину. Олег Смолин по аналогии с рекомендациями, данными на парламентских слушаниях, об установлении базовых окладов учителей на уровне 70 процентов от средней зарплаты по региону предложил такие же рекомендации дать правительству и в отношении школьных преподавателей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.