Государственный переворот?

Государственный переворот?

По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА

После недавних президентских и досрочных парламентских выборов на Украине в активную работу включились новоизбранный президент, парламент, сформированное ими новое правительство. Форсированно комплектуются управленческие структуры во всех сферах государственной жизни в центре и на местах, что сопровождается тотальной сменой состава руководящих кадров. Радикальные шаги новой администрации, характер действий по выстраиванию жёсткой властной вертикали, проявляемые при этом поспешность и суетливость дают повод некоторым обозревателям утверждать, что президентом и его политической силой — партией «Слуга народа» — итоги выборов используются для… совершения государственного переворота.

В ПОЛИТОЛОГИИ переворотом обычно принято считать внезапное, часто насильственное свержение существующего правительства группой заговорщиков, путчистов. В отличие от революции перевороты не приводят к смене общественно-политического строя, социальной структуры и культурных ценностей, редко приводят к фундаментальной смене государственной политики.

Власть в стране нынче действительно радикально поменялась. В руководстве ею происходит полное обновление поколений. Но всё это случилось не благодаря заговору и насильственным действиям, а в результате выборов, которые состоялись, как принято считать, без особых нарушений избирательного закона. Общественно-политический строй, экономическая система в стране, её кланово-олигархическая основа, внешнеполитическая ориентация остаются прежними. Так что говорить о государственном перевороте на Украине вроде бы нет оснований.

И всё же толки о перевороте возникают не на пустом месте. Они вызваны тем, что усилия президента, его команды сосредоточиваются в основном на концентрации в руках главы государства все больших полномочий, укреплении власти и создании прочной опоры в имеющих важное значение государственных структурах. Президент играет ведущую роль в комплектовании парламентских комитетов, правительства; ему подчинена Национальная гвардия, выведенная из сферы влияния министра внутренних дел А. Авакова, которого В. Зеленский, судя по всему, вынужден был оставить хотя бы на какое-то время в составе кабинета министров. Произошло прекращение полномочий и переизбрание всего состава Центральной избирательной комиссии; замена глав госадминистрации в регионах; перезагрузка кадров в правоохранительных органах, прежде всего в Службе безопасности и прокуратуре (через сложение полномочий всеми её сотрудниками и др.). Причём решаются эти вопросы в спешке, порой с отступлениями, скажем деликатно, от установленной законом процедуры.

Всем предыдущим президентам «не хватало» конституционных полномочий, чтобы «откорректировать» под себя Основной Закон страны, хотя практически каждый из них в процессе своей деятельности это сделать пытался. В. Зеленский же, судя по его первым шагам, стремится решить «проблему с полномочиями» в самом начале своей каденции. Этот процесс он начал с прекращения полномочий опасно деградированного, утратившего доверие общества парламента, продвижения законов об ограничении неприкосновенности народных депутатов, урегулировании порядка импичмента президента, о сокращении числа депутатов Верховной рады, об уголовной ответственности за незаконное обогащение. Такие шаги одобрительно воспринимаются большей частью общества, они способствуют сохранению президентом высокого имиджа.

Зеленский торопится. К этому его понуждает ряд факторов. Но при всей значимости уже осуществлённых мер для основной массы наших людей более значимы другие проблемы. Они ждут осуществления обещаний, которые давались во время избирательных кампаний, относительно прекращения кровопролития на востоке страны, нормализации отношений с северным соседом, снижения непосильных для десятков миллионов соотечественников жилищно-коммунальных и других тарифов, реальных результатов в подавлении коррупции и в борьбе с преступностью, улучшения положения в здравоохранении.

Выполнять такие обещания не просто. Тем более в условиях огромного дефицита квалифицированных кадров и фактического уничтожения профессионализма в управлении почти всеми сферами государственной жизни. И большой вопрос, оправдает ли себя в этих условиях ставка на людей, которые воспитывались в духе оголтелого антикоммунизма и антисоветизма, зоологической русофобии, приобретали специальность и духовно формировались в зарубежных учебных заведениях и на фирмах, не имеют опыта работы в отечественной экономике.

Какой плодотворной работы можно ожидать, скажем, от новоназначенного министра образования и науки, которая к науке не имела отношения? Зато свою «деятельность» на высоком государственном посту руководителя просвещения она начала с заявления о необходимости полностью освободить украинскую школу от «негатива советской школы», которая, видите ли, «была пронизана страхом перед всеми» (?!). И эта оскорбительная чушь говорится о советском образовании, которое было образцом для многих, в том числе очень развитых, стран мира! Именно оно создало предпосылки для развития советской науки, в том числе её важнейшей составной части — украинской науки, занимавшей передовые позиции на планете. И это не единственный такой министр в новом правительстве.

В случае же неудачи обещанных трансформаций уникально высокая поддержка общества может так же обрушиться, как и возникла. Уже первые голосования в Верховной раде породили опасения относительно удержания целостности и сплочённости огромной, состоящей в основном из неопытных депутатов пропрезидентской фракции.

К ТОМУ ЖЕ новой власти агрессивно противостоят политические банкроты, группирующиеся вокруг потерпевшего сокрушительное поражение Порошенко. Они стремятся к реваншу. Здесь существует угроза реального, притом не бескровного государственного переворота. Активизацию этих сил можно видеть на примере поведения членов фракции «Европейская солидарность» в парламенте: тон здесь задают такие оголтелые «ястребы», как И. Геращенко, экс-спикер

А. Парубий, к которым вскоре может присоединиться нынешний одиозный руководитель пресловутого Института национальной памяти В. Вятрович. Среди захватчиков парламентской трибуны мелькал как неприкаянный и вчерашний президент Порошенко. Подобное поведение политика такого уровня трудно представить в нормальной, демократической стране.

И дело не ограничивается недостойными цивилизованного общества выходками, перенесёнными из практики прежнего состава Верховной рады: Зеленскому адресуются неприкрытые угрозы, если он «поведёт себя не так». Ими сопровождается поднятая сторонниками «партии войны» истерика в СМИ в связи с тем, что украинская сторона во время обмена удерживаемыми лицами передала России «того, кого нельзя было выдавать». На страницах одного наиболее читаемого еженедельника прямо пригрозили «Зе!команде»: ей, мол, надо прислушаться к тем, кто не приемлет политики «всё ради освобождения», «если ей не хочется вдыхать на Банковой запах пылающих шин». Стоит напомнить, что впервые такая угроза прозвучала с трибуны Верховной рады из уст тогда ещё спикера Парубия. А «поджигатели шин», по имеющейся информации, уже наготове. Если не укротит власть «порохоботов», то они её «съедят».

Неизвестно, какую позицию займут ведущие олигархи, которым принадлежит реальная власть в стране, прежде всего в экономике. Сейчас они заняты укреплением своих позиций в местном самоуправлении в связи с созданием объединённых территориальных общин и предстоящими выборами в местные советы, особенно в городах-миллионниках — Киеве, Харькове, Днепре и Одессе.

Нельзя сбрасывать со счётов и позицию зарубежных «доброхотов», стремящихся не допустить нормализации отношений нашей страны с «агрессором». Ведь ни для кого не является секретом, что «независимая» Украина продолжает оставаться под внешним управлением. Её политику — и внутреннюю, и внешнюю — по-прежнему определяют США, Европейский союз, НАТО. Американские чиновники, как при Порошенко, позволяют себе бесцеремонно диктовать новым украинским властям, какой генеральный прокурор их устраивает, а какой — нет, какие реформы можно осуществлять, какие тарифы дозволяется вводить…

Непростые процессы происходят в Европе: лидеры, политики и деловые круги её ведущих государств всё более разочаровываются в действиях украинского руководства, выражая озабоченность его отношением к выполнению минских договорённостей. Нетрудно представить, какие усилия и какое дипломатическое умение требуются в этой обстановке от Зеленского, чтобы идти на контакт с Путиным, в результате был совершён обмен удерживаемыми лицами, воспринятый в мире как важный шаг на пути урегулирования продолжающегося шестой год кровопролитного конфликта на востоке Украины.

И это не единственный вопрос, в поисках решения которого президенту приходится лавировать ради недопущения нового опасного обострения обстановки в обществе. Серьёзным испытанием для украинского президента станет и его первая личная встреча с президентом США Трампом. Скажу откровенно: когда слышу некоторые взаимоисключающие заявления Зеленского по одним и тем же вопросам, то не могу сказать, когда он «настоящий».

ПРИХОД К ВЛАСТИ, думается, был не государственным переворотом, а реализацией основательно продуманного проекта, целью которого была замена опостылевшего украинскому обществу Порошенко, сохранением проводившегося им политического курса, прежде всего завершение «большой приватизации», включая передачу в частные руки стратегически важных объектов, отмену моратория на куплю-продажу земли, осуществление непростой административно-территориальной реформы. Зеленский стремится это совершить, не считаясь ни с преобладающими в обществе настроениями, ни с Конституцией и другими законами. Более того, он торопится сделать это ещё до конца нынешнего года. Кто больше всего заинтересован в таких действиях, хорошо известно. Под эти планы были заранее подготовлены десятки законопроектов, которые поспешно, зачастую нарушая регламент, принимаются без всестороннего обсуждения и необходимой доработки.

Под эти действия, чреватые, по мнению авторитетных учёных и политиков, крайне отрицательными для Украины последствиями, подводится политика либертарианства, наиболее агрессивной современной формы неолиберализма. Ими всячески восхваляются «либеральные реформы», проводившиеся на Украине в ходе реставрации капитализма. Они не вспоминают, что в результате них прекратили существование сотни крупных предприятий, в том числе некоторые, имеющие стратегическое, оборонное значение. Доля обрабатывающей промышленности уменьшилась в ВВП страны в сравнении с 1990 годом более чем в пять раз и продолжает сокращаться.

Новая власть заявляет о намерении добиться уже в ближайшие годы роста ВВП не менее чем на 5—7% в год. За счёт чего она надеется этого добиться, не говорится. Но эти «планы» строятся, исходя из того, что государство будет всё меньше заниматься экономикой.

Особого внимания требует деятельность власти по обеспечению законности и правопорядка в стране, прежде всего соблюдения требований Конституции. На неё замахивался, стремясь расширить свои полномочия, П. Порошенко. Теперь изменения в неё вносятся по предложению В. Зеленского. Но никому не позволительно забывать, что статья 22 (часть третья) украинской Конституции устанавливает: при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объёма существующих прав и свобод. Это требование было явно игнорировано, например, при повышении возраста для выхода на пенсию. Статья 49 обязывает государство создавать условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна предоставляться бесплатно, но это требование бесцеремонно нарушалось практически при всех президентах.

Грубейшим, притом циничным нарушением Конституции явилось включение в неё, без проведения Всеукраинского референдума, положения о намерении Украины вступить в Европейский союз и в НАТО. Оно противоречит Декларации о государственном суверенитете Украины, в которой был закреплён курс на утверждение её внеблокового статуса. В нарушение Конституции, закона об обороне Украины и ряда других законов Вооружённые силы страны были привлечены к участию в так называемой Антитеррористической операции — подавлении протестных выступлений жителей Донбасса против беззаконий, творимых национал-радикалами, наследниками нацистских пособников немецко-фашистских оккупантов.

По заключению правовых управлений аппарата Верховной рады, до полутора десятка статей Конституции были проигнорированы при принятии пресловутых законов о декоммунизации и люстрации, на основании которых порошенковская власть пыталась запретить деятельность Компартии Украины. В нарушение Конституции партия, не будучи ещё юридически запрещённой, не допускается до выборов. Её офис разгромлен, печатный орган запрещён. Фактически объявлено о запрете коммунистической идеологии.

Факты «вольного» обращения новой администрации с Основным Законом, с процедурой законотворческого процесса под предлогом «политической целесообразности» вызывают озабоченность в обществе. Высказываются опасения относительно превращения режима, установленного под лозунгами преодоления беззаконий времён Порошенко и других предшественников, в авторитарную диктатуру. Хотелось бы верить в искренность публично выраженных намерений В. Зеленского не допустить такого развития событий.

Крайне негативно сказывается фактическое отсутствие в депутатском корпусе левого крыла, которое выражало бы интересы людей труда. Да и вообще относительно декларируемой в украинской Конституции свободы реальной оппозиционной деятельности, которая не сводилась бы только к борьбе за доступ к «хлебным» должностям во властных структурах, ничего не изменилось. Продолжается судебная расправа над Коммунистической партией. Уже при новой власти министерство юстиции и Служба безопасности потребовали в судебном порядке прекратить выпуск единственной в стране всеукраинской общественно-политической «Рабочей газеты».

Порой можно слышать, что «у Зеленского не дошли руки до этих вопросов». Но дойдут ли? И какой будет его реакция?

Жизнь приносит всё новые подтверждения тому, что справедливость, подлинная свобода и равноправие могут быть обеспечены только сменой общественно-политического строя, переходом власти в руки достойных представителей трудового народа.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *