Предложения и рекомендации круглого стола
по теме «О состоянии экологической безопасности населения РФ
в современных условиях, в том числе г. Москве и Московской области».

Государственная Дума РФ
20.06.2019 г.

На территории Российской Федерации в настоящее время живут, работают и учатся 145 млн. человек. Вопрос их здоровья, продолжительности жизни касается каждого независимо от его возраста, пола и национальности. В своем послании Президент Российской Федерации Путин, а затем в майском указе этого года четко и ясно определил эту важнейшую позицию для нашего общества перед исполнительной и законодательной властью страны. Успешное решение этого вопроса зависит от многих факторов, которые необходимо решать последовательно и комплексно. Одним из важнейших факторов является экологическая безопасность вокруг человека в целом, которая во многом зависит от окружающей среды и в первую очередь, от чистоты воздуха, почвы и воды. А чистота воздушного и водного пространства неразрывно связана, с крайне неудовлетворительной организацией утилизации огромных промышленных и бытовых отходов в Современной России. В результате в экологически опасном состоянии находятся города миллионники Среднего и Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, Поволжья, Юга и Центра России. На экологической карте России сегодня зафиксированы 300 горячих точек, где недопустимая концентрация вредных веществ в водной и воздушной среде для нормальной жизнедеятельности человека. А это крупные промышленные центры, занимающиеся добычей и переработкой сырьевых ресурсов, города миллионники и ряд других территорий, где проживают десятки миллионов граждан России.

Чистота воздушного и водного пространства в этих точках неразрывно связана с плохой, а порой преступной организацией утилизации огромных промышленных и твердых бытовых отходов, на этих территориях. На грани экологической катастрофы находится г. Москва и Московская область. В московском регионе, на площади более 80 тысяч кв. км в г. Москве и Московской области проживает, с учетом временно работающих специалистов прибывших из бывших союзных республик, около 28 млн. человек, что составляет 20 проц. от всего населения Российской Федерации. Такая концентрация проживания людей, на этой площади, требует высокой организации сбора и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Однако за 25 лет Правительством России, исполнительной властью на местах, ничего не было сделано, а сложившиеся десятилетиями действующий в СССРпорядок сбора и переработки промышленных и бытовых отходов был ликвидирован.

Наряду с этим вопросы утилизации огромных промышленных и бытовых отходов по всей стране, особенно это касается г. Москвы и Московской области, отданы в частные руки и в большинстве – криминальные. За все эти годы Правительства Москвы и Московской области практически не решили утилизацию многомиллионных тонн бытовых отходов, на современном уровне обеспечивающую экологическую безопасность проживания людей в Московском регионе. За это время произошло сращивание воротил мусорного бизнеса с чиновниками правительства Москвы и Московской области. Такое положение и в других регионах страны, а деньги здесь огромные. Годовой теневой оборот в пределах многих сотен млрд. рублей. За последние десять лет правительством Российской Федерации и исполнительной властью на местах не решены главные вопросы по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

Первое. Организация раздельного сбора отходов в домохозяйствах и вторичной сортировки промышленного и бытового мусора и использования вторичного сырья во всех регионах России. А это грубейшее нарушение Закона РФ № 89 «Об отходах производства и потребления».

Второе. Не разработана единая территориальная схема обращения и хранения бытовых твердых и промышленных отходов. (В нашей стране такие схемы сделаны по территориям, но они не отражают целевых установок на выполнение ФЗ 89). В результате во всех регионах России нет экологически выверенных и согласованных к строительству, в установленном порядке мусороперерабатывающих заводов, полигонов постоянного и временного хранения этих отходов. Так, в Московской области, за эти годы не создано ни одного современного мусороперерабатывающего предприятия, закрыто 24 полигона ТБО грубо нарушающих технологию их утилизации. Остальные 15 полигонов работают с превышением норматива приема отходов, что приводит к повсеместным протестам населения. Так жители Волоколамского района требуют закрытия полигона ТБО «Ядрово». Но вместо закрытия свалки 14 апреля была добавлена новая карта полигона. На базе карьеров Сычёвского  ГОКа закрытого Горнотехническим надзором СССР в 1988 году, размещена свалка ТБО, что запрещено в силу действующего закона. А это загрязнение Подольско-Мячковского водного горизонта основного источника питьевой воды запада Москвы и Московской области.

Закрытие в июне 2017 года полигона ТБО «Кучино» и его экстренная дегазация привели к ухудшению экологической ситуации на востоке и юго-востоке Москвы и Подмосковья.

На полигоне ТБО «Лесная» Серпуховского района, который должен быть закрыт в 2019 году, срок его эксплуатации продлен до 2031 года.  Полигон ТБО «Сьяново» горит периодически поэтому вводится режим «ЧС».

Аналогичные ситуации экологического бедствия во многих других районах Московской области. Все это говорит о том, что налицо экологическая катастрофа в Московском регионе.

Идет 2019 год. Экологическая безопасность во всех этих горячих точках ухудшается. Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев, руководители регионов решение этой проблемы возложили на действующую систему находящуюся в руках частного капитала, а она в этих условиях её не решит и приведет к очередному ограблению граждан России.

Неоднократные обращения по этому вопросу в Правительство России Д. Медведеву, генеральному прокурору Ю. Чайке, министру внутренних дел В. Колокольцеву, руководителю следственного комитета России А. Бастрыкину, мэру Москвы С. Собянину, губернатору Московской области А. Воробьеву, руководителям других регионах России по решению этой проблемы не дали положительных результатов.

Учитывая всю сложность организации утилизации ТБО с получением хороших экологических, социальных и экономических результатов в таком сложном регионе как Москва и Московская область и других горячих точках в России необходима единая государственная структура, отвечающая за организацию, управление и контроль этим процессом на государственной основе. (Формально ее создали: Российский Экологический оператор: является публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Создана в целях  реализации норм законодательства в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, формирования комплексной системы переработки, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, переработка сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления продукции и получения энергии, стимулирования инвестиционной активности в этой области, а также в целях ресурсосбережения и реализации национального проекта «Экология». Полномочия учредителя компании осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ.) Пока судить об эффективности этой организации трудно, но распределение бюджетных средств пойдет через нее. В связи с этим просим контролирующие органы (Счетную палату РФ) взять данную организацию под особый контроль в части целевого использования бюджетных и частных инвестиций.

Уже в настоящий момент мы видим распределение ресурсов в мусорной отрасли, нарушающее ФЗ 89. Вместо инвестиций в организацию раздельного сбора отходов и реальные перерабатывающие предприятия (по переработке разных фракций вторичного сырья), на выстраивание хозяйственной системы управения и использования вторсырья в промышленности и при создании потребительских товаров, акцент сделан на гигантские мусоросжигательные заводы, куда неправомерно переданы все основные инвестиции в отрасли.  Наши конкретные предложения по второму блоку сформулированы ниже (также к резолюции прилагаем доклады экспертов по мусоросжигательным заводам и альтернативным технологиям обращения с ТКО):

  1. Обращаемся в Минпромторг и Счетную палату с требованием перераспределения инвестресурсов в отрасли обращения с отходами: снять приоритет с инвестирования предприятий по сжиганию отходов в пользу переработки во вторичные материальные ресурсы (не в энергию, поскольку энергия из мусора крайне дорога и не целесообразна в энергетической системе РФ).
  2. Направить обращение в Генеральную прокуратуру РФ на имя Ю. Чайки о нарушении Конституции РФ в связи с непредоставлением проектной документации для проведения общественной экологической экспертизы по заводам по термическому обезвреживанию от РТ Инвест. Ссылки на решения судов и процессы ниже. Даже после решения Верховного суда документы не предоставлены в полном объеме.
  • Инициировать в ГД РФ комиссиях по экологии и энергетике проведение независимой думской экспертизы мусоросжигательных заводов от РТ Инвест с привлечением независимых экспертов и широкой общественной дискуссией до ноября 2019 года.
  • Направить в Минпромторг РФ и в ПАО «Российский Региональный Оператор» обращение с предложениями об изменении приоритетов в инвестировании отрасли обращения с отходами, а также пересмотре концепции КПО, при  которой сохраняется приоритет на захоронение и сжигание отходов. КПО должны иметь не более 30% территории полигона для захоронения инертных хвостов, остальные 70% должны сортироваться, подготавливаться к переработке и вовлекаться во вторичный оборот. В рамках КПО не менее 30% должны занимать мощности по компостированию пищевых и растительных отходов
  • Внести в ГД РФ на рассмотрение законопроект о повышении РОП (расширенная ответственность производителя) до 100% до конца 2019 года.
  • Внести в ГД РФ в комиссию по энергетике поправку по ВЫВЕДЕНИЮ ИЗ ЗЕЛЕНОГО ТАРИФА всех мусоросжигательных предприятий, в том числе заводов по так называемой «переработке отходов в энергию».
  • Внести в комиссию по экологии ГД РФ поправку в законопроект об общественной экологической экспертизе: должен быть законодательно закреплен обязательный учет мнения населения по любым объектам обращения с отходами и промышленным предприятиям 1-2 классов опасности.
  • Государственной Думе – комитету по Экологии ГД РФ: разработать и вынести на голосование правки в ФЗ 89, в ФЗ 503 с внесением обязательного раздельного сбора отходов для частных и юридических лиц в РФ, начиная с крупных мегаполисов. Разработать систему штрафов и поощрений для стимулирования жителей и предприятий, занимающихся раздельным сбором отходов. Разница в тарифах на вывоз раздельно собранных отходов с вывозом смешанных для юридических лиц должна быть 10 раз, для физических лиц должна быть 3 раза.
  • Внести в ГД РФ в комиссию по ЖКХ – поправку к закону ФЗ 503 о закреплении ответственности за выбор места для контейнерных площадок для раздельного накопления отходов за районными управами, за оборудование контейнерных площадок для РНО (РСО) – за управляющими компаниями и ТСЖ, за установку контейнеров для РСО и вывоз их на переработку за региональным оператором (что уже в принципе работает, но важно закрепить).
  • Вынести в ГД РФ комиссию по ЖКХ предложение о создании единого государственного регионального оператора для Московского региона (пилотный проект).
  • Внести в ГД РФ в комиссию по ЖКХ поправку к закону ФЗ 503 по внесению целевого норматива установки контейнеров для раздельного накопления отходов в городах и поселках – не менее 1 контейнера на 1500-2000 жителей, в небольших населенных пунктах – не менее 1-2 контейнеров на пункт.
  • Внести в ГД РФ в комиссию по ЖКХ поправку в закон ФЗ 503 об обязательном выделении инвестиций из средств муниципальных бюджетов на программы образования и просвещения взрослого и детского населения по раздельному сбору и накоплению отходов в условиях домохозяйства и населенных пунктов.
  • Внести в ГД РФ на рассмотрение законопроект о налоговом и административном стимулировании предприятий по переработке вторичного сырья. Вновь созданные предприятия должны иметь налоговые каникулы (3 года), все предприятия в данной отрасли — налоговые льготы (освобождение от НДС), а также облегченную систему отчетности.
  • Внести в комиссию по экологии ГД РФ поправки в ФЗ 89 об обязательном открытии информации по проектам предприятий 1-2 класса опасности для населения.
  • Внести в комиссию по здравоохранению ГД РФ законопроект о возрождении в России института санитарных врачей, наделения их полномочиями участия в комиссиях Росприроднадзора, государственных и общественных экспертиз всех промышленных предприятий, а также объектов обращения с отходами.
  • В комиссию по ЖКХ ГД РФ: внести изменения в нормативную базу по учету отходов при формировании тарифов жкх для населения и юридических лиц. Должен быть введен режим учета отходов и расчет тарифа на вывоз по фактическому накоплению с обязательным стимулированием при раздельном сборе.
  • В ГД РФ и Минпромторг направить предложение: ускорить принятие закона о запрете на ввоз и производство любой пластиковой одноразовой упаковки для товаров массового потребления и продуктов питания, а также самих товаров, кроме медицинских, санитарно-гигиенических, биологических, научных и военных нужд. Также запретить производство и ввоз на территорию РФ потребительских товаров и строительных материалов из неперерабатываемых материалов с 2022 года.
  • Создать открытый комитет в ГД РФ при комиссиях по ЖКХ и экологии для открытого экспертного анализа и обсуждения технических решений в области обращения с отходами с приглашением независимых российских экспертов и зарубежных консультантов. Не должно быть никаких экспертов из крупных корпораций.
  1. В комиссию по ЖКХ ГД – внести на рассмотрение поправки о внесении в ФЗ 503 и ФЗ 89 о целевых показателях по внедрению во вторичный оборот раздельно собранных отходов: не менее 50% к 2022 году, не менее 70% к 2029 году.
  2. Минпромторгу предоставить на обсуждение в ГД дорожную карту – долговременный план по формированию системы обращения с отходами до 2030 года с целевыми показателями переработки.

Решение проблемы обращения с отходами Правительству России надо решать в разрезе каждого региона, где сложилась чрезвычайная ситуация. Москва и Московская область в этом должна быть первоочередной.

  • В комитет по экологии в ГД РФ – вынести на обсуждение законодательный запрет на производство РДФ топлива из несортированных отходов, с использованием пластиковых отходов, отходов 1-3 классов опасности.

Третье. Председателю Правительства РФ Д. Медведеву соблюдать федеральное законодательство, международные договора, касающихся развития системы ООПТ в Российской Федерации, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия, экосистем, жизнеспособных популяций видов в естественных условиях, в том числе в национальном парке «Лосиный остров».

Министерству природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкину отозвать проекты постановлений Правительства РФ: 01/01/02-19/00088165 от 1 февраля 2019 г., 01/01/02-19/00088375 от 11 февраля 2019 г., в которых содержатся нормы по изменению границ «Лосиного острова» с целью изъятия 140 га земель национального парка под строительство СВХ, части МЦК, дублёра Щёлковского шоссе, и легализации строящегося торгового центра в интересах компании «Ташир» на Ярославском шоссе.

Обратиться к Президенту В. Путину, для принятия необходимых мер к Министру природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкину, под руководством которого Министерство не обеспечивает реализацию Указа Президента РФ N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» в части сохранения биологического разнообразия, экосистем, повышения эффективности государственного экологического надзора, государственного мониторинга окружающей среды, других актов РФ.

Четвертое. В связи со сложившейся ситуацией с утилизацией промышленных и бытовых отходов в РФ в 300 горячих точках на экологической карте России, в том числе в Московском регионе необходимо рассмотреть эту проблему на внеочередном Заседании Совета Безопасности при Президенте РФ с участием ведущих экспертов по этому вопросу. Вопрос обращения с отходами производства и быта должен быть решен в течение пяти лет и поставлен в ранг проблем национальной безопасности.

Пресс-служба Кировского МО МГО КПРФ г.Москвы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.