Наша вера в человека неизбывна

Наша вера в человека неизбывна

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Руслан Семяшкин

Тридцать пять лет прошло с тех пор, как ушёл от нас писатель Виталий Александрович Закруткин. Живший в станице Кочетовской в скромном деревянном доме на берегу тихого Дона, он остро чувствовал боли и радости родимой земли. В 50—80-е годы прошлого века его книги прекрасно знали и ценили во многих уголках Советского Союза, самой читающей стране мира. «Кавказские записки», «Плавучая станица», «Матерь человеческая», «Сотворение мира», они навсегда вошли в золотой фонд советской литературы.

«КНИГИ Закруткина просты высокой простотой, какой обладают крупные писатели. В них нет ни пышного украшения искусственных, штукатурных налепок, ни игривого расточительства материала — в них твёрдая и строгая архитектура мысли, бесстрашная высота чувства, мужество, беспокойство и ответственность солдата добра, всю жизнь воюющего на передовых позициях». Эти слова классика советской литературы, Героя Социалистического Труда Ю.В. Бондарева очень точно отображают писательскую сущность Виталия Александровича Закруткина. Действительно, его книги, написанные простым, доступным, лаконичным, сдержанно красочным языком, проникнуты великой верой в человека и человечность, в доброту и справедливость как высшие ценности на земле. Произведения В. Закруткина отличались каким-то особым теплом, страстностью, убедительностью и глубоки проникновением во многие проблемы современности. Выходившие из-под его пера творения сразу и всецело, крепко и основательно овладевали читателем, заставляя искренне переживать прочитанное. Сколько светлых слёз пролито и у нас в стране, и за рубежом за чтением повести «Матерь человеческая». «Без слёз и валидола мы не обошлись, но скажем прямо: эта вещь сильнее смерти» — так описывал свои впечатления один из восторженных читателей. И это была сущая правда.

Виталий Александрович Закруткин, писатель, гражданин, патриот земли русской, прожил большую и интересную жизнь. На его долю выпали многие испытания. Он был участником и свидетелем многих судьбоносных событий, и всё пережитое было им перенесено на страницы романов и повестей.

В литературу В.А. Закруткин пришёл зрелым человеком. Родившись в древнем городе Феодосии в учительской семье, проведя детство в украинском селе, с малых лет приобщившись к нелёгкому физическому труду, получив начальное, а после переезда семьи в начале 1930-х годов на Дальний Восток блестящее высшее образование в Благовещенском институте им. М.И. Калинина, молодой Виталий Закруткин, уже имевший практический опыт преподавательской деятельности на рабфаке, решает посвятить свою жизнь научной работе. Окончив аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена, защищает кандидатскую диссертацию по творчеству Пушкина, становится доцентом, а в 28 лет назначается заведующим кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. В довоенные годы он — любимец ростовских студентов — наизусть цитирует десятки страниц классиков. Его лекции о Пушкине, Лермонтове, Толстом, Горьком неизменно пользовались небывалым успехом. Тогда же была опубликована его книга «Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи». Здесь же, на донской земле, состоялось знакомство с Михаилом Александровичем Шолоховым, переросшее с годами в многолетнюю дружбу. В конце 1920-х — середине 1930-х годов его фельетоны и статьи публиковались в одесской и дальневосточных газетах, журналах Москвы и Ленинграда, тогда же публикует он и своё первое художественное произведение — повесть «Академик Плющов», которую сам впоследствии называл неудачной. Профессиональным же писателем он становится на фронте, где был военным корреспондентом.

В выцветшей на солнце гимнастёрке, с погонами майора, в истоптанных сапогах, кубанке и пенсне, с полевым планшетом, в котором находились объёмный дневник и фронтовые блокноты, Виталий Александрович прошёл вместе с войсками Южного фронта трудными военными дорогами кровопролитной битвы за Кавказ. Всё увиденное и пережитое, весь драматизм минувших боёв и походов, мужество и величие советского солдата он талантливо, убедительно и предельно достоверно отобразил в своих «Кавказских записках».

Жанровый профиль этого произведения определил сам писатель: «Это — не военно-исторический труд и не специальное исследование Кавказской битвы. Это рассказ о том, что я увидел и узнал». Фактически же Виталий Закруткин написал превосходную очерковую книгу, в которой беглые заметки военного корреспондента оформились в яркое и цельное художественное повествование. Послевоенные «Кавказские записки» явили советскому читателю голос большого, самобытного писателя-гуманиста. Позже, в начале 1970-х, на основе фронтовых записей и впечатлений, по которым писались «Кавказские записки», Закруткин создаёт художественно-публицистическую книгу «Дорогами большой войны». Эта тема станет одним из главных направлений в его творчестве.

К концу войны он, автор множества высокохудожественных очерков, рассказов и повестей, был заочно принят в члены Союза писателей СССР. Известие об этом событии застало его весной 1945 года в Праге, где советские войска добивали группу войск фельдмаршала Шернера. Мысленно писатель был уже в Ростове, куда он и возвратился сразу по окончании войны.

НАЧИНАЛАСЬ НОВАЯ ЖИЗНЬ. В неё Виталий Александрович входил как уже состоявшийся литератор, раз и навсегда определивший для себя дальнейшую трудовую стезю. В годы восстановления страны и её народного хозяйства в Ростове выходят написанные им роман «У моря Азовского» и имевшие большой успех «Кавказские записки». Произведения эти были восторженно приняты читателями и критиками. Вскоре писатель переезжает из областного центра в живописную донскую станицу Кочетовскую, покорившую его, что называется, с первого взгляда. С лета 1947 года и до конца дней своих писатель живёт и работает в этой станице, ставшей вскоре при его непосредственном участии прекрасным, цветущим, ухоженным, современным поселением.

Здесь Виталий Закруткин написал лучшие свои романы и повести: «Плавучая станица», «Матерь человеческая», «Сотворение мира», рассказ «Подсолнух», публицистический сборник «О неувядаемом» — о русском языке, о литературе, о писателях, книгу о творчестве М.А. Шолохова «Цвет лазоревый», сценарии художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух». Можно сказать, что беспартийный коммунист Закруткин раскрылся в них как певец грандиозной социалистической эпохи, голосом которой ему посчастливилось стать. Искреннюю веру своего товарища по перу и земляка в коммунистические идеалы, в великое Советское государство и в его народ подметил Михаил Александрович Шолохов: «Я горд и рад тому, что Виталий Закруткин — талантливый писатель, замечательный парень, человек нелёгкой жизни, человек крепкий и живёт в нашей литературе по-настоящему. Желаю ему всего доброго и хочу сказать несколько слов от имени литераторов: все мы служим Родине, служим родному народу, Коммунистической партии, служим Советской власти, за которую бились и которую в жесточайшей борьбе завоевали».

В каждом произведении Виталий Александрович красной строкой проводит свою главную мысль, заключавшуюся в его искренней вере в человека-творца, подлинного хозяина земли и её природных богатств. «Наша вера в человека неизбывна, — писал Закруткин. — Мы знаем: исчезнут среди людей кровавые распри, угнетение, невежество, одиночество. Навсегда исчезнут неравенство, ложь, клевета, предательство. Освобождённый от тяжких оков человек всю землю украсит невиданными садами и золотыми нивами, многократно умножит земные плоды. По бесконечным просторам Вселенной во все стороны устремятся послушные людям межпланетные корабли. И не обожжённый войнами, не чадный от дыма и гари, а просветлённый, чистый, прекрасный явится ещё не открытым мирам лик Земли».

Вдумчиво и тщательно изучая большой жизненный материал, вникая в героическое прошлое страны и анализируя текущие события, Виталий Закруткин сумел красочно, ярко и глубоко отобразить большие, содержательные, судьбоносные, имевшие важное политическое значение этапы истории первого в мире государства рабочих и крестьян. Сильные, благородные, чистые душой, стремящиеся жить честно, достойно, созидать и преображать своё Отечество, герои его произведений, такие как простая крестьянка разрушенного врагом колхоза им. Ленина Мария из повести «Матерь человеческая»; молодой инспектор рыболовного надзора, бывший офицер-фронтовик коммунист Василий Зубов и старый учёный-новатор профессор Щетинин, секретарь парторганизации Архип Антропов, техник-рыбовод Груня Прохорова из романа «Плавучая станица»; братья Ставровы, председатель волостного исполкома Григорий Долотов и председатель Огнищанского сельсовета Илья Длугач, настоящие патриоты, оказавшиеся волею судьбы после Октябрьской революции на чужбине, Максим Селищев и Пётр Бармин из грандиозной эпопеи «Сотворение мира»; старик-чабан по прозвищу Отец из рассказа «Подсолнух», навсегда, прочно закрепились в воображении всех тех, кто читал эти книги. Философ и художник, органически слившийся со своей эпохой, в своих героях, конечно в том числе и отрицательных, В. Закруткин прекрасно показал грандиозное время великих побед и свершений, рождённое Великим Октябрём и овеянное немеркнущей боевой и трудовой славой.

«Писатель обязан жить и работать среди тех и вместе с теми, о ком он пишет. О них, товарищах по войне и миру, писал я в «Кавказских записках», в «Плавучей станице», в рассказах, очерках и в романе «Сотворение мира», который считаю главным и любимым своим произведением… Я стараюсь участвовать в каждодневном труде героев моих книг, бываю на полевых станах, на рыбацких тонях. Ну а в свободное время люблю поохотиться». Именно так, крепко связав судьбу с родной землёй, её трудолюбивым народом, жил и творил Виталий Закруткин.

Станичники всегда удивлялись работоспособности своего знаменитого земляка, бессменного депутата сельского Совета и многолетнего депутата Ростовского областного Совета народных депутатов. Без остатка отдаваясь творческой работе, он сам заготовлял саженцы и принимал участие в закладке кочетовских виноградников, прививал, высаживал и постоянно ухаживал за большим домашним плодовым садом, решал повседневные колхозные проблемы, связанные с обустройством станицы, через правительство РСФСР добился организации создания винодельческого совхоза, всегда вникал в проблемы и помогал простым труженикам. При этом он умудрялся находить время для общения с людьми, шедшими и приезжавшими к нему из других поселений и городов. Всех умел выслушать, подбодрить, найти нужное слово поддержки и понимания. Старался он оказать и конкретную адресную помощь. А как тепло принимал своих гостей, собратьев по писательскому труду, многочисленные творческие, партийно-административные и комсомольско-молодёжные десанты. И для каждого человека он находил частицу тепла, был внимателен, отзывчив, доброжелателен, умел шутить и создавать хорошее настроение. Двери его дома были распахнуты… Этим он жил, горел и другой жизни не представлял.

Виталий Закруткин никогда не отделял общественную деятельность от основного писательского труда. Депутатская работа, исполнение обязанностей секретаря правления Союза писателей РСФСР, участие в съездах, слётах, конференциях, совещаниях в областном центре, в Москве, других городах и весях способствовали тому, что писатель жил всегда с огоньком, энергично, не растрачивая даром драгоценных сил и времени. И он всё успевал, не забывая и о чисто житейских, бытовых вопросах. Целеустремлённость, неподдельный интерес к жизни, людям, кипучую энергию и задор писатель пронёс через всю свою жизнь.

БУДУЧИ ПО НАТУРЕ человеком скромным, В.А. Закруткин был по достоинству отмечен родным социалистическим государством. За большие заслуги в развитии советской литературы Виталий Александрович был удостоен высшей награды Союза ССР — ордена Ленина. Трижды его награждали орденом Трудового Красного Знамени, за выполнение боевых заданий — орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Уже первое крупное произведение В. Закруткина было достаточно высоко оценено. Так, в 1951 году автор романа «Плавучая станица» был удостоен Сталинской премии третьей степени.

В 1970 году за повесть «Матерь человеческая» писатель стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. М. Горького. А ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили эту потрясающую повесть первой премией на конкурсе им. А.А. Фадеева. В 1982 году за художественную эпопею «Сотворение мира» ему была присуждена Государственная премия СССР.

Конечно же, не всё гладко и хорошо складывалось у него по жизни. И были в ней не только белые и светлые полосы. Скорее, наоборот: вынести пришлось немало бед, трудностей. Приходилось сталкиваться с несправедливостью, завистью, не раз был он и оговорён, оболган. Пытались обвинять его, беспартийного, в связях с троцкистами и бухаринцами. Порой очень непросто проходило обсуждение его произведений, особенно книг романа-эпопеи «Сотворение мира», за которые его надуманно, без веских на то оснований даже обвиняли в «необъективном» представлении фигуры И.В. Сталина, на что сетовал, в частности, один из критиков на страницах «Нового мира». Что ж, было и такое. Сам же Виталий Александрович, уважительно относившийся к критике, умевший находить в ней рациональное зерно, к нападкам в свой адрес относился внешне спокойно, воспринимал эти каверзы философски, основательно, без суетливости и лишних эмоций. Что же касается вопроса о трактовке образа вождя в романе «Сотворение мира», то писатель предельно тактично, показывая события 1930-х годов, упоминает и о Сталине, о той значительной роли, которую он сыграл в судьбе страны. Он не желал выступать в качестве конъюнктурщика и не подлаживался под веяния идеологической моды.

Не всё задуманное писатель успел осуществить, не всем помочь. Отпущенного ему земного пути на это оказалось мало. Остался незавершённым и остросюжетный политический роман «На золотых песках», последнее крупное произведение В. Закруткина.

Виталий Александрович более 75 лет прочно стоял на родимой земле. Настали новые времена. Подлинная культура, высоконравственная и глубоко патриотичная литература сегодня не в почёте у российских властей. Высмеян, оболган, очернён сформулированный М. Горьким метод социалистического реализма, которому был верен В.А. Закруткин. Капиталистическому государству вечные ценности добра, справедливости, любви к Родине глубоко чужды. Но они, эти непреходящие, фундаментальные духовные скрепы по-прежнему необходимы людям, народу многонациональной России. А посему доброе имя Виталия Закруткина и его уникальное творческое наследие будут жить. В этом нет никаких сомнений.

P.S. По инициативе крымской общественности сейчас рассматривается вопрос об установлении в городе Феодосии, где родился писатель, мемориальной доски в его честь.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *