Минские соглашения устарели, не начав реализовываться

Минские соглашения устарели, не начав реализовываться

В эти дни Коммунистическая партия Донецкой народной республики отмечает пятилетие своей деятельности. Первый секретарь ЦК КПДНР Б.А. Литвинов размышляет о судьбе ДНР, в создании которой коммунисты принимали самое активное участие, а Борис Алексеевич был одним из первых руководителей республики.

ПОШЁЛ ШЕСТОЙ ГОД существования нашего государства, за это время уже можно было бы выстроить качественную систему управления страной. Однако за какой вопрос ни возьмись, везде непочатый край работы.

Я убеждён в том, что без участия широких масс построить народную республику не удастся. Мы прекрасно помним тот энтузиазм людей 2014-го, 2015-го, отчасти даже 2016 года, когда инициатива перехлёстывала через край, даже превышала возможности, когда народ искренне хотел быть полезным своему государству. Сейчас народная инициатива находится в глубоком подполье. Чувствуется разочарование у активного населения. Те начинания, которым мы дали толчок в 2014-м, не нашли своего продолжения. В обществе созрел большой запрос на смыслы, на образ будущего.

Люди хотят понимать, куда мы идём, что мы строим, зачем мы это делаем. В конце августа — начале сентября прошли траурные мероприятия в годовщину гибели Александра Захарченко. На них было много тех, кто боролся за республику с самого начала вместе с Захарченко. Мне довелось встретиться со многими военными командирами, видными ополченцами. И все как один задают вопрос: кто сегодня формулирует политические цели и задачи, кто сможет дать ответы на вопросы, куда мы идём и зачем, кто определяет образ будущего, кто предложит программу достижения образа будущего? Потребность в ответах на эти вопросы созрела и у гражданского населения, и у военных. У всех. Но нет ни людей, ни государственных структур, ни политических организаций, кто бы работал в этом направлении, формировал общественное мнение или хотя бы пытался в них разобраться.

В 2014 году для нас смыслом всех действий было построение социально ориентированного государства. Народ должен понимать, что это — его государство. А сегодня он перестал понимать, чьё это государство. Особенно в последние полгода-год, когда нам пытаются навязывать идею того, что мы должны стать частью Украины с особым статусом. Это раздражает наше общество. Особенно тех, кто стоял у истоков создания ДНР, кто активно участвовал в её строительстве, кто и сегодня хочет и может строить наше государство. Именно наше, а не как часть Украины с «особым статусом».

Я — сторонник продолжения переговоров в Минске, прежде всего в части установления мира. Минские соглашения способствуют обменам насильно задерживаемых людей. Такие шаги навстречу друг другу, безусловно, полезны. Если в условном завтра Украина откроет пути для торговли с ДНР, снимет блокаду, я тоже буду это приветствовать. Диалог между руководителями ДНР и Украины, поиск путей мирного сосуществования мы поддерживаем. Но в политической части я не вижу возможности, чтобы мы стали частью Украины в любой форме: конфедерация, федерация, регион с особым статусом, автономия.

Для того чтобы стать частью Украины, Украину нужно кардинально перезагрузить. В 2014 году, до переворота, Украина была единым государством во всех отношениях: экономическом, политическом, военном. Она была внеблоковой, входила в СНГ, и сохранялась хотя бы слабая надежда на интеграцию в евразийское цивилизационное пространство. Сегодня Украина в свою Конституцию вписала, что она держит курс на ЕС и НАТО. Она на законодательном уровне практически ввела запрет на официальный статус русского языка, на историческую память об общей судьбе с русским народом, на символы гордости наших общих с Россией побед и достижений. Наконец, в военной доктрине Украины Россия значится врагом номер один. Чтобы мы о чём-то с ними договорились, то как минимум эти их положения должны быть устранены из Конституции и других законодательных актов. Это первое.

Второе. В минских соглашениях записано, что Украина должна внести изменения в Конституцию в части административно-территориального устройства, то есть стать, скажем, конфедеративным или федеративным государством. Но я не вижу ни одного шага в этом направлении. Далее. В течение пяти лет на Украине людям активно промывали мозги националистической пропагандой, настраивали против нас и России, появилось целое поколение, настроенное против нас, и я не вижу возможности в короткий срок преодолеть последствия этой пропаганды. Те люди, которые навязывают нам мысль о том, что мы можем стать особой территорией в составе нынешней Украины, мне кажется, делают ошибку.

В то же время мне представляется, что 2020 год должен стать довольно интересным. В конце декабря будущего года, как было заявлено, должны быть убраны все противоречия на пути укрепления Союзного государства России и Белоруссии. Если это произойдёт, появятся шансы формировать Евразийский союз, объединяющий государства постсоветского пространства. И нам — ДНР и ЛНР — необходимо стремиться стать частью этого объединения. Впрочем, сегодня мы наблюдаем центробежные политические процессы. Очень многие силы в мире противодействуют новому объединению родственных народов. Но тенденция такая есть. И мы должны включиться в этот процесс.

Мы доказали в борьбе: наш выбор — создание и укрепление народных республик, сегодня нам нужна юридическая поддержка со стороны других государств. Фракция КПРФ в Госдуме давно призывает Кремль признать наши республики. Это был бы реальный шаг к формированию Евразийского союза. На Украине должны понять, что тот, кто с Россией, у того есть будущее, те же, кто отвернулся от России, будущего не имеют.

Если говорить о том, будто Украина пошла в Европу, то я не вижу этого движения. Украина пошла скорее в объединение, противостоящее Европе: в некий американо-польско-прибалтийский союз. И там ей предназначена роль вечного раздражителя для России, не более.

Так случилось, что мы должны показывать Украине её исторический путь развития. И начинать это нужно прямо сейчас. Вернее, нужно было начинать строить изначально, с 2014 года, но и сейчас ещё не слишком поздно. Мы должны провести демократизацию всех процессов.

Но сейчас у населения ДНР складывается впечатление, что решения о его дальнейшей судьбе принимают какие-то неведомые структуры. Я имею в виду даже не Москву, а тех, кто управляет здесь, на территории ДНР. Премьер, вице-премьер, правительство… Как-то так получилось, что вся наша экономика, самые значимые её активы через «Внешторгсервис» и его структуры отданы в управление Сергею Курченко, олигарху с Украины, который сейчас живёт в России. Руководят экономикой не те, кто создавал республику, а те, кто пришёл потом, выражая интересы совсем не местного населения.

Всё крутится вокруг власти и собственности. И собственность поставлена на первое место. В том же Минске Киев ставит прежде всего вопросы собственности: мол, сначала пустите собственников на их предприятия в Донбасс, а потом будем говорить обо всём остальном. Но как можно пустить тех, кто бросил на произвол судьбы свои коллективы, предприятия, организации? Я ещё в 2014—2015-х годах говорил о том, что то, что брошено, необходимо национализировать. Нужно, чтобы у государства был пакет материальных активов, их надо использовать, развивать в интересах ДНР. У нас десятки оставленных производств. Задача народной республики — эффективно распоряжаться таким хозяйством. Но ничего этого не делается.

Возьмём Горловский мясокомбинат. В 2014 году там из почти 300 человек осталось 140 сотрудников, хозяин сбежал. Предприятие распадалось на глазах. Тогда Захарченко назначил туда хорошего управленца, профессионального, грамотного, предприятие стало государственным, назначенный директор поднял предприятие, выпуск продукции вырос в 6,5 раза. На мясокомбинате закрыли задолженность по зарплатам, сейчас там работают 270 человек, зарплата стабильная, вышли даже на некоторый уровень рентабельности. И вдруг… предприятие передаётся в частные руки. Вместо того чтобы развивать государственный сектор экономики!

Похожая ситуация с «Силуром» — Харцызским канатным заводом: передали предприятие в частные руки, какой-то фирме, зарегистрированной в Ростове совсем недавно. Происходит вывод более или менее привлекательных активов из государственной сферы управления в частную. Нас, тех, кто создавал ДНР, такая позиция не устраивает. Всё, что брошено прежними хозяевами на произвол судьбы, должно быть национализировано, то есть передано в госсобственность. И государство должно позаботиться об эффективном использовании достояния республики. Необходим закон о национализации стратегических отраслей экономики и брошенного имущества. Распорядиться им можно по-разному. В зависимости от ситуации возможны и сдача в аренду, и концессия, и создание народных предприятий, вариантов много. И коммунисты в сотрудничестве с опытными специалистами готовы создать такой закон, тем более что сейчас этим никто другой не занимается.

Борис ЛИТВИНОВ, первый секретарь ЦК КПДНР.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *