5 лет уже минуло с того светлого дня, когда министерство образования анонсировало программу «Доступная среда» для детей с особенностями развития . Родители 2 миллионов детей, которые нуждаются в специальном образовательном подходе в силу особенностей развития восторженно аплодировали. Полноценная инклюзивная среда, в которой все дети и с ограниченными возможностями здоровья, и здоровые учатся вместе и получают все необходимое в части образования, социальной адаптации это безусловное благо для всех. В цивилизованных странах подобное практикуется уже более 40 лет. Такой подход помогает обычным детям стать гуманнее и добрее, а особенных детей социализирует. На развитие инклюзивного образования в России в общей сложности было выделено около 7 млрд. рублей. Школы потихоньку оборудуются пандусами и лифтами, министр образования Дмитрий Ливанов рапортует о значительных успехах. На самом деле, с реализацией этой прекрасной идеи что-то пошло не так. Впрочем, как всегда.
Вот уже несколько лет в России, при полном неодобрении со стороны министерства образования, таинственным образом массово закрываются коррекционные школы. Казалось бы, ну что в этом такого, просто дети из коррекционных школ будут учиться вместе с обычными детьми. Только каким образом можно организовать учебный процесс в обычном классе, например, для слабовидящего ребенка? У таких детей свои, особые, учебные пособия, свои, специально обученные педагоги, и программа. При всем желании, невозможно встроить такого ребенка в образовательный процесс обычного класса. Каким образом в обычной школе обеспечить безопасную среду для ребенка с хрупкими костями? Как обучать в обычном классе ребенка с аутизмом, который перегружается от обилия громких звуков и другой сенсорной информации в школе и впадает в неконтролируемую истерику? Конечно, было бы здорово каждому такому ребенку выделять в сопровождение тьютора, но это обойдется бюджету государства значительно дороже, чем содержание коррекционных школ. Кому же и почему выгодно закрывать коррекционные школы?
А вопрос, как всегда, в деньгах. Новый закон «Об образовании» 2- летней давности обозначил новый, так называемый «подушевой» принцип финансирования школ. Базовая ставка на ребенка 63 тысячи рублей в год. Для детей с особенностями развития эта сумма может увеличиваться до трекратного размера, но даже при этом условии коррекционные школы, где в классах небольшое количество детей и, соответственно, больше педагогов выжить не в состоянии. В ходе процесса оптимизации образовательные учреждения массово объединяли, коррекционные школы и интернаты просто закрывали, как не эффективную статью расходов, а детей с особенностями развития отправляли на домашнее обучение. Домашнее обучение — это когда ребенок не посещает школу, не общается со сверстниками, иногда к нему домой приходят педагоги и помогают освоить программу. Таким образом, государство свалило всю ответственность за образование и социализацию особенных детей на родителей, сэкономило деньги и обрекла самых беззащитных членов нашего общества на полную социальную изоляцию в стенах собственного дома.
Фракция КПРФ вносила на рассмотрение законопроект «Образование для всех», который предполагал существенные изменения и в части инклюзивного образования. В частности, право родителей с учётом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребёнка с ОВЗ — инклюзивную или коррекционную, возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием. Но законопроект был отклонен «медвежьим большинством» и на данный момент мы имеем то, что имеем. По сути, «Доступная среда» в России это дискриминационная и ухудшающая качество жизни среда для детей с ОВЗ и их родителей.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
А психи тоже будут со всеми учиться?
Социализировать ли ребёнка с отклонениями или нет? Вопрос непростой. Скорее всего, важно, как это делать. Не социализировать вообще, наверное, нельзя, социализировать со всеми тоже. Наверное, подошёл бы паллиатив. Социализировать, но по группам ему подобных. Таковы, в общем, досужие рассуждения о тех, которых жаль. ИМХО.