5 лет уже минуло с того светлого дня, когда министерство образования анонсировало программу «Доступная среда»  для детей с особенностями развития .  Родители 2 миллионов детей, которые нуждаются в специальном образовательном подходе в силу особенностей развития восторженно аплодировали.  Полноценная инклюзивная среда, в которой все дети и с ограниченными возможностями здоровья, и здоровые учатся вместе и получают все необходимое в части образования, социальной адаптации это безусловное благо для всех.  В цивилизованных странах подобное практикуется уже более 40 лет.   Такой подход помогает обычным детям стать гуманнее и добрее, а особенных детей социализирует. На развитие инклюзивного образования в России в общей сложности было выделено около 7 млрд. рублей. Школы потихоньку оборудуются пандусами и лифтами, министр образования Дмитрий Ливанов рапортует о значительных успехах.  На самом деле, с реализацией этой прекрасной идеи что-то пошло не так. Впрочем, как всегда.

Вот уже несколько лет  в России, при полном неодобрении со стороны министерства образования, таинственным образом массово закрываются коррекционные школы.  Казалось бы, ну что в этом такого, просто дети из коррекционных школ будут учиться вместе с обычными детьми. Только каким образом можно организовать учебный процесс в обычном классе, например, для слабовидящего ребенка?  У таких детей свои, особые, учебные пособия, свои, специально обученные педагоги, и программа. При всем желании, невозможно встроить такого ребенка в образовательный процесс обычного класса. Каким образом в обычной школе обеспечить безопасную среду для ребенка с хрупкими костями? Как обучать в обычном классе ребенка с аутизмом, который перегружается от обилия громких звуков и другой сенсорной информации в школе и впадает в неконтролируемую истерику?   Конечно, было бы здорово каждому такому ребенку выделять в сопровождение тьютора, но это обойдется бюджету государства значительно дороже, чем содержание коррекционных школ. Кому же и почему выгодно закрывать коррекционные школы?

А вопрос, как всегда, в деньгах.  Новый закон «Об образовании»  2- летней давности обозначил новый, так называемый «подушевой» принцип финансирования школ. Базовая ставка на  ребенка 63 тысячи рублей в год.  Для детей с особенностями развития эта сумма может увеличиваться до трекратного размера, но даже при этом условии коррекционные школы, где в классах небольшое количество детей и, соответственно, больше педагогов выжить не в состоянии.  В ходе процесса оптимизации образовательные учреждения массово объединяли, коррекционные школы и интернаты просто закрывали, как не эффективную статью расходов, а детей с особенностями развития отправляли на домашнее обучение. Домашнее обучение — это когда ребенок не посещает школу, не общается со сверстниками, иногда к нему домой приходят педагоги и помогают освоить программу. Таким образом, государство свалило всю ответственность за образование и социализацию особенных детей на родителей, сэкономило деньги и обрекла самых беззащитных членов нашего общества на полную социальную изоляцию в стенах собственного дома.

Фракция КПРФ вносила на рассмотрение законопроект «Образование для всех», который предполагал существенные изменения и в части инклюзивного образования. В частности, право родителей с учётом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребёнка с ОВЗ — инклюзивную или коррекционную, возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием.  Но законопроект был отклонен «медвежьим большинством» и на данный момент мы имеем то, что имеем.  По сути, «Доступная среда» в России это дискриминационная и ухудшающая качество жизни среда для детей с ОВЗ и их родителей.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.