Прошло уже почти 30 лет, как, поверив пению либеральных сирен, народы СССР свернули с пути строительства социализма. Но граждане РФ с каждым днём всё больше убеждаются не просто в ошибочности, но в гибельности этого пути для России.
Буржуазные идеологи (и сторонники власти, и либералы, претендующие на роль оппозиции), понимают, что объективное сравнение темпов развития СССР и того, что происходит с РФ, наглядно показывает ущербность курса, которым с 90-х годов идёт страна. Их страшит, что, поняв это, народ захочет возвращения на путь строительства социалистического общества. Поэтому они прилагают все силы для дискредитации достижений Советской власти в глазах общественности. Один из главных приёмов для этого – внедрение в массовое сознание ложных стереотипов о жизни СССР. В первую очередь стремятся обесценить такое величайшее достижение, как осуществление за 10 лет индустриализации страны (это и понятно: новая буржуазия все эти годы демонстрирует только умение грабить, губить и разрушать).
Технологию внедрения стереотипов хорошо иллюстрирует следующий пример.
Е. Шульман, популярная в определённых кругах политолог, в одной из своих лекций, давая понять, что говорит о вещах хорошо известных, вещает, что индустриализация проходила во всех странах, но в одних «с некоторыми или даже значительными жертвами», а в СССР «насильственным путём и с чудовищным умножением жертв». Далее, расшифровывая эту тему, она утверждает: «У вас может происходить переселение сельского населения в города, а может происходить голодомор. Крестьяне могут переезжать в города, думая, что им там будет лучше жить, будут больше платить и становятся рабочими, а может происходить индустриализация путём построения ГУЛАГа».
Вызывает восхищение, как доктор политических наук изящно выразилась в отношении ведущих капстран: «…с некоторыми и даже значительными жертвами». И скромно умолчала, что в этих странах индустриализация охватила период в 100- 200 лет, а в СССР была осуществлена всего за 10 лет. И сельское население там не столько переселялось в города «думая, что там будет лучше жить», сколько посредством экономического, а порой и просто насилия массами сгонялось с земли, вынуждалось за бесценок продавать свою рабочую силу, жить в ужасных условиях… Рабочий день длился 12 -14 часов, рабочего могли выгнать в любой момент и штрафовали по любому поводу. О таких вещах как отпуск, оплата больничного и т. п, никто и мечтать не мог. Но и такая работа была доступна далеко не всем. Детский труд в массовом порядке эксплуатировался за гроши, в то же время тысячи людей метались по стране в поисках работы, а их, например, в Англии, ещё за бродяжничество клеймили и отправляли на принудительные работы (надо полагать, что движение луддитов возникло в Англии не от хорошей жизни).
Российская империя вступила на путь индустриализации только в конце ХIХ века после отмены крепостного права и до 1917 г. шла тем же путём, что и другие страны (правда, без запрета бродяжничества). С приходом Советской власти положение кардинально изменилось. Уже в 1917-18 гг. были приняты декреты о 8-и часовом рабочем дне (48-и часовая неделя), оплачиваемых отпусках, больничных и так далее. Завершение периода восстановления народного хозяйства и переход к индустриализации ознаменовались ликвидацией безработицы и введением 42-часовой рабочей недели (в 1940 г. нарастание угрозы войны вынудило вернуться к 48-и часовой).
До Октябрьской революции положение человека в Российской империи определяли прежде всего его происхождение и величина состояния. Наёмный рабочий был парией, бесправной личностью (почитайте описания условий жизни рабочих Вересаевым, Горьким, Короленко…). В СССР же главным фактором, определяющим положение человека в обществе, стал общественно-полезный труд. Передовики производства не только получали высокое вознаграждение, но прославлялись на государственном уровне, им присваивались высокие звания, вручались ордена. В 1927 г. было введёно звание «Герой Труда» (с января 1938 г. – «Герой Социалистического Труда», с вручением золотой медали и ордена Ленина). Труд стал не только средством добычи хлеба насущного, но делом доблести, славы и чести. Такая политика стимулировала выразившийся в ударничестве и стахановском движении подъём творческой энергии масс. Именно это, а не ГУЛАГ и голодомор, как пытаются внушить Шульман и ей подобные, обеспечили индустриализации феноменальный успех в СССР.
Что же касается Главного управления исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ), то оно было организовано в связи с реформой пенитенциарной системы СССР в 1929 г. Направлялись в ГУЛАГ только осуждённые на срок более 3-х лет. Их труд использовался для освоения неблагоприятных и отдалённых земель и на ряде крупных строек. Частный сектор и безработица к этому времени сошли на нет и в стране образовался дефицит рабочей силы. Поэтому было принято решение, позволявшее, с одной стороны, полнее использовать трудовой потенциал заключённых, с другой — создать для тех из них, кто был готов встать на трудовой путь, условия, облегчающие переход к нормальной жизни.
Новая система стимулирования повышения производительности труда заключённых (перевод в разряд «расконвоированных-жить вне места заключения, сокращение срока заключения до полутора раз и т.д.) оказалась эффективной. Чтобы бывшему заключённому было легче адаптироваться к нормальной жизни, после отбытия наказания ему предоставлялась возможность остаться на том же объекте в качестве вольнонаёмного работника.
ГУЛАГ внёс заметный, но не решающий вклад в индустриализацию СССР. Доля его рабочей силы, не превысила 8% от общей численности рабочих в СССР даже когда численность заключённых была максимальной (1937-38 гг).
Что же касается голодомора, он не только не был специально организован, но стал существенной помехой индустриализации СССР.
Существует устойчивый миф, что индустриализация проводилась за счет форсированного экспорта зерна, что государство экспроприировало хлеб, направляя его на экспорт, и на этой почве произошел «голодомор». Но когда начиналась индустриализация, то уже 60 -70% экспорта СССР приходилась на промышленную продукцию. Можно утверждать, что социальные издержки зернового экспорта СССР были серьезными, а вот роль его в обеспечении индустриализации валютой была достаточно скромной.
Так называемый «голодомор» явился следствием того, что пик колхозного строительства, когда, с одной стороны, сбор зерна под влиянием кулацкой агитации резко сократился, а с другой нормы хлебозаготовок в ряде случаев были неоправданно завышены, пришёлся на неурожайные годы.
Неурожаи происходили в России регулярно с периодичностью 9 -12 лет и охватывали десятки губерний. Наиболее сильный неурожай поразил Россию в 1889-92 гг: голодало 30 млн. человек, излишек смертей составил 1,75 млн. человек. Несмотря на это вывоз зерна помещики и крупные землевладельцы не сократили.
Утверждение же Шульман, что, не взирая ни на что, СССР продолжал в 30-е годы интенсивный экспорт зерна ради получения валюты, необходимой для индустриализации, является, мягко говоря, недобросовестной информацией.
Если в 1930-31 гг. он достигал 5 млн. тонн, то в 1932г был сокращён до 1,7 млн. (понятно, что все ранее заключённые контракты мы разорвать не могли), а в апреле 1933 г. по решению Политбюро ЦК ВКП(б) вообще был приостановлен.
Так что, уважаемые граждане, имейте в виду: далеко не каждой информации, даже исходящей от людей с высокими научными титулами, надо верить (особенно, если она исходит от либералов и касается СССР).
Николай Кудрин.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.