«Гражданская авиация страны стремительно идёт на посадку», – такими словами обратилась инициативная группа от независимых профсоюзов к депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину. Условия труда в российской авиации стремительно ухудшаются. Всё это, конечно, не может не влиять на безопасность полётов. 20 ноября в Государственной думе по инициативе фракции КПРФ прошёл круглый стол, на котором обсуждались проблемы этой отрасли.
В своём приветственном слове Валерий Рашкин отметил, что российское авиастроение пало смертью храбрых. «Мы уже недосчитались «Когалымавиа», «Трансаэро» и «Вим-авиа». А в действующих компаниях за внешним благополучием развиваются патогенные процессы, – отметил он. – Нарушение режима труда и отдыха, игнорирование прав и свобод (в том числе право на объединение в профсоюзы), преследование профсоюзных лидеров – это не только позор, но и преступление. Все эти проблемы отражаются как минимум на качестве обслуживания пассажиров, а как максимум – на их безопасности. Пример тому – катастрофа 5 мая 2019 года с «Суперджетом».
«Ищу зарплату. Работа уже есть»
Подробно рассказала о положении дел во флагмане российской гражданской авиации, «Аэрофлоте», Илона Борисова, президент Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот». Правда, начать своё выступление ей пришлось с неприятной новости о другой авиакомпании. Скоро может обанкротиться компания «ИрАэро». «Задолженность по зарплате составляет 3 месяца, – рассказала она. – Три экипажа застряли в Китае без возможности вернуться домой. Самолёты арестованы. Вероятность разорения компании очень высока». Особенно поразило Борисову то, что официальная зарплата бортпроводников в этой компании – всего 25000 рублей.
Впрочем, средняя зарплата бортпроводников «Аэрофлота» тоже невысока: 45000–55000 рублей в месяц. При этом, по словам Борисовой, менеджмент компании постоянно выискивает любые поводы, чтобы предъявить взыскание. И одним из главных причин для придирок является членство в профсоюзе, который возглавляет Илона Борисова. В отличие от официального ручного профсоюза «Аэрофлота», Шереметьевский профсоюз бортпроводников не желает мириться с происходящим в компании.
Стандарты красоты высокого полёта
Ещё одна причина – некое «несоответствие образу бортпроводника». По словам Борисовой, под преследование по этой причине попали около шестисот женщин. «Их укоряли некрасивостью лица, предпенсионным возрастом, излишней полнотой, – сообщила она. – Некоторым сотрудницам настоятельно предлагали сделать пластические операции». В 2017 году это вылилось в судебный процесс, который завершился победой бортпроводниц Евгении Магуриной и Ирины Иерусалимской.
От зарплаты до заката
Ещё одна большая проблема – отдых. У бортпроводников «Аэрофлота» он должен в 2 раза превышать время работы. Однако простые математические расчёты показывают, что этого недостаточно. «Офисные работники заканчивают работать в 18 и начинают в 9, – рассказала Илона Борисова, – в то время как бортпроводники начинают и заканчивают работать в разное время, каждая вторая ночь бессонная, а время отдыха на коротких и суперкоротких рейсах намного короче. Еженедельный отдых бортпроводников – 42 часа, в то время как у офисных работников – 64 часа».
Кроме того, короткие и суперкороткие рейсы не позволяют налетать установленную работодателем норму, что значительно снижает зарплату. А сама система начисления оплаты такова, что разобраться в ней без бухгалтерских навыков практически невозможно. В результате получается, что работники, выполняющие один и тот же объём работы и имеющие одинаковую квалификацию, получают очень разные деньги. Премии также начисляются в очень разном объёме без всяких объяснений. В свободном доступе положение о начислении заработной платы отсутствует.
Здоровью – нет, репутации – да
Не очень интересуются в «Аэрофлоте» и здоровьем своих сотрудников. Илона Борисова сообщила, что в компании накапливается задолженность по пропускам. И, как бы ни проверяли контролирующие инстанции, через некоторое время «Аэрофлот» возвращается к этой практике. В медицинском центре компании, согласно Борисовой, огромные очереди, услуги сокращаются, количество специалистов уменьшается. Зато собственная репутация «Аэрофлот», конечно, очень волнует. Сотрудникам запрещено всякое общение с прессой. Компания проводит регулярный мониторинг СМИ, чтобы найти тех, кто посмел негативно высказаться о работодателе. Ну а далее – по отработанной схеме: придирки по мелочам, перевод на короткие и сверхкороткие рейсы, лишение премий.
Проблемы с медициной во всей авиационной отрасли подтвердил президент Профсоюза лётного состава России Мирослав Бойчук. Он считает, что российская авиационная медицина очень отстала от международных норм. «Подготовка пилотов – дело очень дорогое, это очень штучные специалисты, – отметил он. – В результате их отстраняют от полётов в нашей стране, а они затем уезжают за границу и продолжают летать там». При этом президент Шереметьевского профсоюза лётного состава Игорь Дельдюжов заявил, что в стране и так дефицит лётного состава. Вызвано это недостаточным финансированием лётных училищ. «Дипломы-то по окончании получают все, а пилотские свидетельства – только те, кто успел отлетать положенное число часов», – рассказал он.
Подтвердила эту ситуацию депутат Госдумы от КПРФ Вера Ганзя. В Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации – единственном в России колледже, готовившем пилотов вертолётов, уже 2 года не выпускали курсантов по одной простой причине: им не на чем учиться. Почти половина учебных вертолётов просто не работает. В данный момент Вера Ганзя занимается этой проблемой.
Треть катастроф – из-за усталости пилотов
Игорь Дельдюжов подчеркнул, что в целом пилоты и бортпроводники в России отдыхают в год на 50–70 дней меньше, чем их зарубежные коллеги. «Согласно действующему законодательству у пилотов не должно быть больше 36 часов рабочего времени в неделю. Но я видел графики, где 55 часов только полётного времени. А полётное – это только часть рабочего!»
Немудрено, что в почти в 30% авиакатастроф сопутствующим фактором определена усталость.
Член президиума Шереметьевского профсоюза бортпроводников ПАО «Аэрофлот» Ирина Щербакова рассказала, что условия труда продолжают ухудшаться. «Коллективный договор был принят в 2005 году, сейчас на дворе 2019. Произошли изменения в трудовом законодательстве страны, и договор требует изменений. При этом основные положение находятся не в самом договоре, а в дополнительных соглашениях, и вот они-то постоянно меняются в худшую сторону».
Юрист Сергей Саурин, защищавший бортпроводниц в суде в 2017 году, считает, что необходимо утвердить стандарт работы бортпроводника и не позволять авиакомпании расширять обязанности. Сейчас же Работники вынуждены удовлетворять все требования, которые авиакомпании заявляют для своих работников, хотя должны лишь обеспечивать безопасность полёта и обслуживать пассажиров на борту.
Из горящего самолёта вас спасут беременные женщины и инвалиды-колясочники
После всего вышесказанного желание летать и так пропадает напрочь, однако, как оказалось, есть вещи даже более страшные. Заместитель председателя превичной профсоюзной организации Работников наземных служб аэропорта «Пулково» Владимир Макаров поделился тонкостями работы спасательных служб аэропортов. «Самолёт горит 3 минуты. Через 3 минуты спасать будет уже некого. А между тем к нам не относятся все те льготы, которые относятся к сотрудникам МЧС. Мы не выходим раньше на пенсию. Кто из вас хочет, чтобы вас спасал 64-летний спасатель? Думаю, нет таких. При этом класс вредности и опасности труда у нас второй. То есть у нас могут работать беременные женщины и инвалиды-колясочники. Вы хотите, чтобы вас инвалид из самолёта вытаскивал? Я думаю, нет».
По итогам круглого стола его участники внесли свои предложения в итоговую резолюцию. Часть из них касается авиакомпаний-банкротов и ужесточения контроля за подобными случаями. Среди остальных – серия рекомендаций о борьбе с дискриминацией, а также прямой запрет на увольнение или иное ухудшение положения работника в связи с его попытками защитить свои права. Работники авиационной отрасли призвали обеспечить им безопасные условия труда и нормальный отдых. Кроме того, они просят правительство России вмешаться в ситуацию принять все необходимые меры для национализации авиакомпании «Аэрофлот».
Хочется надеяться, что представители Минтруда, Роструда, Минтранса, Генпрокуратуры, Ространснадзора, Росавиации, МВД, ФНС и прочих ведомств, присутствовавших, на мероприятии, достаточно часто летают в командировки, услышали и прочувствовали всё вышесказанное и тоже не хотят, чтобы их спасали беременные женщины.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.