Пенсионная реформа: Инженеров научат шлагбаумы поднимать, а льгот и доплат не дождутся

Пенсионная реформа: Инженеров научат шлагбаумы поднимать, а льгот и доплат не дождутся

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

В середине октября «СП» поднимала вопрос начисления Пенсионным фондом России (ПФР) страхового стажа для получения пенсий. В тот раз инфоповодом послужило сообщение одного из российских новостных агентств о том, что с 2019 года ПФР перестает учитывать нестраховые периоды, обозначенные в части 1 статьи 12 ФЗ № 400, если до или после них не было трудовой деятельности, являющейся поводом для отчислений. К этим периодам, в частности, относятся: служба в армии или во вневедомственных структурах, уход за ребенком до полутора лет, временная нетрудоспособность, уход за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом, а также пожилым гражданином от 80 лет, период получения пособия по безработице и период обустройства в процессе переезда в другой регион с целью осуществления трудовой деятельности. При этом в качестве первоисточника информации называлась пресс-служба самого ПФР, правда, без соответствующих гиперссылок на какой-либо официальный документ.

Тогда получить официальный комментарий пресс-службы ПФР «СП» не удалось. «Мы не можем ничего сказать вам по этому поводу, — ответили специалисты по связям с общественностью отделения ПФР по Москве и Московской области. — Если вам нужен какой-то пресс-релиз или подробное разъяснение по этому поводу, вы можете прислать нам официальный запрос, а мы перенаправим его нашим специалистам, которые адекватно разложат все по полочкам. На это требуется, как правило, несколько дней, потому что законодательство очень объемно и учитывает много нюансов».

Размышления экспертов «СП» о возможности такого развития событий в ходе пенсионной реформы вызвали серьезный общественный резонанс. Он оказался настолько широким, что председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов письменно попросил главу ПФР «в связи с публикациями в средствах массовой информации и поступившими обращениями граждан» дать разъяснения, на основании каких федеральных нормативных правовых актов произошли изменения в составе трудового стажа, которые в 2019 году перестали учитываться при формировании пенсии.

И вот, наконец, ПФР распространил официальное заявление на этот счет. «Появляющиеся в средствах массовой информации сведения об исключении из страхового стажа таких периодов, как военная служба, временная нетрудоспособность, уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более шести лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, официально оформленная безработица, период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, не соответствуют действительности», — говорится в документе за подписью главы фонда Антона Дроздова.

Кроме того, в документе также уточняется, что «действующее правовое регулирование позволяет учитывать при назначении страховой пенсии основные, важные для человека периоды, когда он не мог трудиться», при этом подобные периоды в определении размера страховой пенсии компенсируются коэффициентом 1,8 за каждый полный календарный год. Дополнительно делается акцент на том, что страховой стаж не может формироваться исключительно из нестраховых периодов.

В принципе, своим ответом ПФР ничего нового не сказал.

Например, что касается невозможности для гражданина России формирования страхового стажа для получения пенсии исключительно из страховых периодов, то еще в октябре руководитель правового департамента Конфедерации труда России, член Ассоциации «Юристы за трудовые права» Олег Бабич заявил:

— Да все и так сделано для того, чтобы люди как можно больше работали и отчисляли. По принципу «работайте, солнце еще высоко».

Что же касается условий включения вышеуказанных нестраховых периодов в страховой стаж при начислении пенсий, то здесь ПФР просто процитировал главу XVIII пункта 51 неоднократно редактировавшегося Постановления правительства № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», подписанного Дмитрием Медведевым еще 2 октября 2014 года.

Но при этом главная «мякотка», которая касается всех без исключения граждан России, так и осталась, как говорится, за скобками: трудовые отношения после нестрахового периода должны наступить сразу после его окончания?

Если да, то юноши, сразу после школы отправляющиеся в ряды Вооруженных Сил РФ, а после демобилизации поступающие в вуз, все же лишатся этого периода при подсчете пенсий по старости. В аналогичной ситуации окажутся и молодые мамы, родившие ребенка в период учебы. А судя по тому, как совсем недавно Антон Дроздов гордо отчитался о том, что из-за неиндексации пенсий работающим песнионерам его ведомству удалось сэкономить для бюджета сэкономил для бюджета 368 млрд. рублей на 2020 год, такой вариант, оставляющий широкий простор для трактовки работникам ПФР на местах, вполне может быть реализован.

Но ведь у нас государство как бы стимулирует демографию и рождаемость, напомнилруководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов, соответственно, оно эти периоды должно оплачивать. И вот тут, по мнению эксперта, в полный рост встает вопрос — государство это делает всегда, или все же для этого нужны трудовые отношения? Государство же пообещало, что страховые взносы при этом будут осуществляться из федерального бюджета, тогда при чем тут вообще работодатель?

— Формально, — отметил Константин Добромыслов, — бюджет, конечно, в ПФР платит. Вот только делает он это не сразу, когда, допустим, человек отслужил в армии, а лишь тогда, когда гражданину приходит срок выходить на пенсию, то есть, по новому законодательству, через 40 лет. А по отношению к страховой системе в целом это неправильно, потому что она выстаивается на принципе солидарности. То есть, по-хорошему, если гражданин служит сейчас, то именно сейчас, а не когда-то потом, государство и должно сделать страховые взносы, оставив соответствующую отметку в его лицевом счете. Тогда они сразу уйдут в выплаты нынешним пенсионерам. По факту же у нас все перевернуто с ног на голову.

«СП»: — То есть при таком подходе гражданин все-таки несет определенные финансовые потери? Ведь спустя 40 лет и инфляция, и система оценки баллов могут быть совершенно другими…

— Теряет вся система сразу. Вопрос в том, сколько в рублях будут стоить эти баллы. Понятно, что они индексируются автоматически, но по отношению к другим участникам страховой пенсионной системы это выглядит несправедливо, так как в общую «копилку» деньги попадают с большим опозданием. А из-за этого в система возникает большой разрыв. А спустя годы там еще вопрос — доживет ли отслуживший в армии до старости вообще, может, тогда государству и платить не придется из бюджета. Вот отсюда, кстати, и образуется дефицит ПФР, о котором все говорят.

«СП»: — На этот самый дефицит кивали, кстати, когда проводили пенсионную реформу и повышали пенсионный возраст. Денег мол, нет, иначе как повышением пенсионного возраста эту проблему не исправить…

— Денег по большому счету, не хватает потому, что федеральный бюджет вот так рассчитывается. У него же масса государственных обязательств перед ПФР, они достигают почти 50%. Но все это, простите, элементарно зажимается. Хотя в законе прописана субсидиарная ответственность государства в случае нехватки средств в ПФР.

Кроме того, усугубляет ситуацию с нехваткой средств в ПФР, серьезно разбалансируя систему, еще и тот факт, что незадолго до пенсионной реформы был понижен тариф страховых взносов. Для работодателя он с 2018 года льготный и составляет 22% вместо положенных 26%. Вот эти самые 4% государство приписывает себе как субсидию ПФР. Хотя с юридической точки зрения это никакая не субсидия, а процесс софинасирования.

В пенсионной системе тех же Германии и Франции, резюмировал Константин Добромыслов, на нужды пенсионеров впрямую из федерального бюджета направляется одна треть необходимых средств. А в России есть чисто бухгалтерский дефицит средств в ПФР, которым очень удобно манипулировать с политической точки зрения. И тут никакая пенсионная реформа не поможет.

Очевидно, такой же казуистический подход ПФР проповедует и в деле защиты прав граждан предпенсионного возраста. Так, пресс-служба ведомства 19 ноября сообщила, что право на меры социальной поддержки и льготы, положенные предпенсионерам по новому пенсионному законодательству, подтверждены для 1,1 миллиона человек.

Однако, принимая во внимание, что на начало 2019 года, согласно данным Росстата, в России насчитывалось 10,1 млн. предпенсионеров (из которых 60% официально не трудоустроены), это капля в море. Это те самые жертвы пенсионной реформы, которым за отнятые деньги власть должна как-то компенсировать потери.

— Получается всего 15%, не густо, — констатировал аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев. — Особенно если учесть, что выгода для людей, по всей видимости, будет небольшая.

«СП»: — На основании чего можно сделать такой вывод?

— Особой щедрость наш ПФР не отличается, так что если какие-то доплаты и будут, то небольшие. Конечно, в текущей ситуации предпенсионер, тем более неработающий, будет рад любой поддержке, даже размером в сотню рублей. Но не думаю, что такая помощь сделает жизнь людей намного лучше.

«СП»: — Почему, кстати, доплаты будут небольшими?

— К сожалению, ПФР у нас не располагает достаточными средствами для того, чтобы обеспечивать всех россиян в полном объеме. Максимум 50%.

«СП»: — Ну, согласно официальной информации на сайте самого ПФР, непосредственно с выплатами связана всего одна льгота. Безработным предпенсионерам, как жертвам пенсионной реформы должны выплачивать повышенное пособие по безработице в течение более длительного периода времени. Все остальное непосредственно с выплатами не связано — два дня освобождения от работы с сохранением заработка для прохождения диспансеризации, усиленные гарантии сохранения рабочего места, профессиональная переподготовка, а также налоговые льготы на один объект недвижимости и вычет в размере 6 соток по земельному налогу.

— Что касается двухдневного отпуска для диспансеризации, то для официально нетрудоустроенных это не сработает. Усиленные гарантии сохранения рабочего места тоже, скорее всего, так и останутся на бумаге. На увеличенное пособие по безработице предпенсионер сможет позволить себе разве что купить лишний пакет молока.

С переобучением тоже большой вопрос. Это сработало бы при условии, что переобучение действительно давало бы возможность получить востребованную профессию. Но на кого можно переучить в прошлом перспективного инженера, который на старости лет поднимает шлагбаумы? Затрудняюсь ответить. Внятной программы переподготовки у нас так и нет. В общем, радикально эти меры ничего не поменяют, позволив лишь формально отчитаться о заботе о предпенсионерах. Более-менее позитивным исключением станет разве что налоговый вычет на землю и льгота по оплате налога на недвижимость.

Хотя было бы гораздо лучше, если бы предпенсионерам и пенсионерам снизили нагрузку именно по оплате жилищно-коммунальных услуг. Потому что не понаслышке знаю, как у людей, всю жизнь неплохо зарабатывавших, после выхода на заслуженный отдых уходило на оплату услуг ЖКХ от трети до половины пенсии.

«СП»: — Что бы, по вашему мнению, могло стать по-настоящему действенной мерой поддержки российских предпенсионеров попавших под каток пенсионной реформы?

— Надо менять рынок труда и делать его более цивилизованным. Переподготовку тоже надо делать более внятной. Потому что я нигде не видел подобных программ, интересных для значительной части предпенсионеров. Потому что за штурвал самолета их явно не посадят, а на продавца-контролера переучивать — тоже далеко не все с этим справятся.

Комментарий редакции: Власти не унимаются в своем стремлении сократить социальные расходы. Вслед за повышением пенсионного возраста дело дошло до призывов не включать в трудовой стаж важные моменты. А ведь служба в рядах Вооружённых сил, уход за детьми и за инвалидами являются не обычными развлечениями. Как никак, это существенный вклад в укрепление страны, её независимости и демографического потенциала. На каком основании ПФР предлагает изменить подход? Просто буржуазия ищет предлог, оправдывающий сокращение социальной защиты трудящимся. И не надо рассказывать про «отсутствие денег». Мы прекрасно знаем, как огромные средства направляются то на содержание управленческого аппарата, то на спасение банкротов-олигархов, то на финансирование «Ельцин-центра». Просто класс капиталистов заинтересован в массовой бедности, рассматривая её в качестве условия сохранения своего доминирующего положения. Но рано или поздно народ даст отпор грабительским действиям «реформаторов».

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *