Куда везёт «Машина времени»?

Куда везёт «Машина времени»?

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

Автор статьи — Алексей Парфёнов, член ЦК КПРФ

Герберт Уэллс и рабочий вопрос

Какое отношение великий английский писатель, один из основоположников жанра научно-фантастической литературы, Герберт Уэллс (1866—1946) имеет к рабочему вопросу? В своих фантастических романах он писал о путешествиях во времени, о нападении на Землю марсиан, о человеке-невидимке, о полёте на Луну — вещах, никак не связанных с положением рабочих в Англии, где родился и жил писатель, и тем более далёких от борьбы рабочего класса за своё освобождение. К тому же Герберт Уэллс провозглашал себя противником марксизма. Однако первый его научно-фантастический роман «Машина времени» (1895 год), сразу сделавший Уэллса знаменитым писателем, рассматривает проблемы разделения буржуазного общества на капиталистов, пользующихся всеми благами цивилизации, и лишённых жизненных благ рабочих.

В ДАЛЁКОМ БУДУЩЕМ, в 802701 году, Путешественник во времени видит общество, разделённое на две породы полулюдей: прекрасных, но инфантильных и невежественных элоев и звероподобных, похожих на обезьян морлоков. Элои — милейшие люди, нежные, приветливые и изящные. Живут в роскошных дворцах на поверхности Земли. Морлоки живут в подземельях, у них есть машины, они работают, строят, обеспечивают элоев всем необходимым, содержат их.

Как же человечество дошло до жизни такой? Как сложилось разделение людей даже не на касты или расы — на два биологических вида?

«Мне казалось, — рассуждает Путешественник, — что постепенное расширение современного социального различия между Капиталистом и Рабочим было ключом ко всему новому положению вещей… В конце концов, на земной поверхности должны будут остаться только Имущие, наслаждающиеся в жизни исключительно удовольствиями и красотой, а под землёй окажутся все Неимущие — рабочие…».

Вот такой итог развития буржуазного общества, которое Уэллс называл «современной индустриальной системой».

Были навеки закреплены отношения между классами. Сами классы приобрели кастовую стабильность, потом эти касты закрепились биологически. В этом обществе труд и капитал выступали как союзники, противоречия между ними исчезли.

«Человечество дошло до того, что жизнь и собственность оказались в полной безопасности. Богатый знал, что и его благосостояние, и комфорт неприкосновенны, а бедный довольствовался тем, что ему обеспечены жизнь и труд». (Герберт Уэллс «Машина времени»)

Такие отношения между капиталистами и рабочими называются социальным партнёрством. В России социальное партнёрство буржуазия навязывает трудящимся, положение о нём есть в законодательстве о труде и является идеологией официальных профсоюзов — ФНПР. Только вот полная и окончательная победа социального партнёрства ведёт к деградации, а затем и к гибели человеческого общества — это в своём романе с огромной художественной силой показал Герберт Уэллс. Я понимаю, что российской буржуазии и её идеологии ни Карл Маркс, ни Владимир Ильич Ленин не указ. Ну так прислушались бы к великому английскому писателю, социологу, мыслителю Уэллсу!

Однако он сам не верил, что капитализм проживёт столько тысячелетий. Как писал советский и российский театровед и литературный критик, историк научной фантастики, исследователь творчества писателя Юлий Кагарлицкий, Уэллс говорил о «преднамеренности» пессимизма «Машины времени»… Он использовал метод, который в последующей фантастике стал называться экстраполяторским: каждая ситуация доводится до логического предела и тем самым выясняются скрытые от современников тенденции, уже сейчас в ней заключённые. Предложенный вариант будущего должен служить критике настоящего.

К моменту написания книги сначала в Англии, а затем в других странах, где развивались буржуазные отношения, сложилась фабричная система — самый безжалостный способ капиталистической эксплуатации. На капиталистической фабрике наёмный персонал превращается в придаток к машине, происходит отупление, обезличивание работников. И если бы эта система была вечной, то капиталистическая фабричная казарма в конце концов производила бы морлоков — полулюдей-полуживотных.

Но этого не произошло.

Фабрика порождает небывалую прежде концентрацию эксплуатируемых и создаёт возможность их классовой солидарности. И из среды рабочих, которых существующий при капитализме порядок вещей обрекал на деградацию, выделяются вожаки рабочего класса. Уже в начале XIX века в рядах рабочего движения появляется масса независимых, трезвых, самоотверженных натур. Освободительное рабочее движение спасает весь класс от реализации наиболее пагубных тенденций капиталистического хозяйственного развития. Благодаря ему уже во второй половине XIX столетия в ряде капиталистических стран вводятся в определённые границы крайние формы обнищания и эксплуатации (повышается заработная плата, сокращается рабочий день, узакониваются права рабочих на образование, социальное обеспечение и т.д.).

Казалось, последовавшие после публикации романа сто лет сделали его содержание неактуальным. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, достижения социализма, успехи рабочего движения, наконец, общий подъём жизненного уровня населения стран Запада, включая широкие слои рабочих, должны заставить забыть мрачные предсказания Герберта Уэллса.

Однако через 100 лет после выхода в свет романа английского писателя мировой капитализм во многом вернул утраченные позиции. Значит ли, что вновь вернулась актуальность проблематики романа? Да, и это заметил не социолог или публицист, а писатель. Точнее, писательница. В 2008 году в серии «Как покорить мегаполис» был издан роман певицы, композитора и автора детективных романов Валерии Лесовской «PRO Рублёвку».

Певица Вика Рыжова хочет «покорить мегаполис». За ней ухаживает небогатый молодой человек — фотограф криминальной хроники Олег, но она мечтает устроиться в жизни, выйдя замуж за богатого, а лучше — очень богатого, человека. В этом стремлении её поддерживает подруга Маринка. У неё есть даже своя теория: «Через сто тысяч лет наши потомки разделятся на два «племени»: элита высших существ — умных, здоровых, красивых, богатых и подвид низших существ — глупых, хилых, страшных и бедных. Нечто подобное описывал в своём романе «Машина времени» Герберт Уэллс».

«А нам не надо так далеко заглядывать! — думает Вика. — Судя по «высшей касте» жителей Рублёвки, отгораживающихся от внешнего мира, они и есть элои… А мы… Народ-то бедный… Хорошо, что пока не страшный и не глупый, как те самые морлоки. Но телевидение делает своё чёрное дело, отупляя всех кровавыми сериалами и глупыми шоу… Плюс к этому алкоголь, наркотики, венерические болезни».

Простенькая история о том, как девушка хочет устроиться в жизни путём выгодного замужества, и по глубине мысли, и по художественным достоинствам, конечно, уступает роману Уэллса. Но то, что Валерия Лесовская отразила некоторые очень важные черты нашей жизни, — это верно. Тем более что писательница не одинока в создании образа «новых русских».

Вот персонаж романа Татьяны Устиновой, дочь миллионера, восклицает: «Нормальные копеек не считают! У нормальных яхты, самолёты, бриллианты! А остальные так… Не люди, а мусор!»

Справедливости ради отмечу, что это позиция персонажей, а не авторов романов.

Книгу Валерии Лесовской я прочитал перед так называемым Днём народного единства и поразился лицемерию и цинизму правящей верхушки. О каком единстве может идти речь, когда даже писатели, далёкие от коммунистических взглядов и левой оппозиции власти, показывают раскол российского общества на две касты: элоев, или элиты, как они сами себя величают, — владельцев яхт, самолётов, бриллиантов, и тех, кого «элита» называет мусором. И относится эта «элита» к большинству народа, как к мусору.

Что же при таком развитии событий ждёт нас впереди?

Варианта два. Или тот, который показал Уэллс в своей книге — «социальное партнёрство» и деградация общества.

Или классовая борьба и выведение общества на высший уровень общественного развития, где нет ни «элиты», то есть буржуазии, ни обездоленных и эксплуатируемых рабочих, а есть трудящиеся как умственного, так и физического труда — члены социалистического общества.

Комментарий редакции: Многие задаются вопросом «Почему наша буржуазия упорно отказывается взять на вооружение даже модель социального партнёрства?». Казалось бы, соответствующий шаг смог бы укрепить её положение в силу расширения социальной базы капитализма. В конце концов, это выгодно эксплуататорам даже с точки зрения недопущения нежелательного для них события. Однако не будем забывать, что аппетиты буржуев не знают границ. Если они и идут на уступки народу, то исключительно тогда, когда знают, что при этом они не упустят собственную финансовую выгоду. То же «социальное партнёрство» возможно где? В империалистических странах, грабящих другие народы. А Россия является объектом грабежа и эксплуатации мировым «глобализмом». О каком «социальном единении» в этих условиях может вообще идти речь? Более того, подобное «межклассовое сотрудничество» наблюдалось в «развитых странах» в период экономического бума. Но как только наступил мировой финансовый кризис, так сразу капитал развернул наступление на права трудящихся. Практика доказала несостоятельность подходов оппортунистов. Поэтому только при национализации базовых отраслей экономики, при государственном планировании развития народного хозяйства, при Ресоветизации можно всерьёз рассчитывать на нормализацию обстановки в социальной сфере. А этого невозможно добиться без классовой борьбы.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *