19 декабря 2019 года в Московской городской Думе прошёл «круглый стол» на тему «От мрака — к свету, от битвы — к книге, от горя — к счастью», приуроченный к приближающемуся 100 летнему юбилею Декрета СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Мероприятие было проведено по инициативе депутата столичного парламента от фракции КПРФ Олега Михайловича Шереметьева.
С момента начала капиталистической реставрации полным ходом шло разрушение образования. Правительство фактически предпринимает меры, направленные на стимулирование процессов, ведущих к снижению уровня грамотности населения. В этой связи показательны рассуждения бывшего министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, упрекнувшего Советскую власть в ставке на воспитание в людях творца, а не «квалифицированного потребителя». Всё это носит тревожный характер. Только кардинальное изменение проводимой политики может остановить развитие контрпродуктивных процессов. В этой связи целесообразно обратить внимание на созидательный опыт политики Советского правительства, направленной на ликвидацию безграмотности среди населения. Соответствующая задача была решена в течение двадцатилетнего периода. Обо всём этом сообщил депутат Московской городской Думы О.М. Шереметьев, открывая заседание «круглого стола». Он также напомнил о благотворном влиянии Великой Октябрьской социалистической революции на положение нашей страны. Благодаря предпринятым большевиками мерам удалось сформировать предпосылки для осуществления экономического рывка, развития науки, раскрепощения умов, укрепления обороноспособности СССР. Олег Шереметьев заявил о необходимости анализа соответствующей практики.
В работе «круглого стола» приняли участие руководящие деятели Центрального комитета КПРФ, депутаты Московской городской Думы, российские учёные, студенты ВУЗов, представители общественных организаций. На мероприятии были приглашены представители федеральных и городских органов исполнительной власти. Однако они не явились на «круглый стол».
Перед собравшимися выступили заведующий кафедрой исторических наук, кандидат исторических наук, доцент МГЛУ В.В. Корнеев, специалист в области военной истории, главный специалист РГВА И.М. Нагаев, заведующий Отделом ЦК КПРФ по молодёжной политике Я.И. Листов, старший научный сотрудник факультета политологии МГУ, главный специалист РГАСПИ С.М. Соловьёв, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН Е.Г. Кострикова, депутат Московской городской Думы Е.Ю. Янчук, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени МГОУ В.Э. Багдасарян, исследователь феномена В.И.Ленина, взаимоотношений Церкви и Советской власти в первые послереволюционные годы Г.Г. Хмуркин, председатель Общероссийской общественной организации Родительское Всероссийское Сопротивление А.М. Кульчицкая, кандидат химических наук Александр Батов, профессор, доктор технических наук В.Г. Гагарин.
Участники «круглого стола» в своих докладах дали подлинную характеристику положения образования в дореволюционный и в Советский периоды нашей истории, акцентировали внимание на его современных проблемах. Прежде всего, на основе статистических материалов был убедительно опровергнут миф о якобы проводившейся борьбе с неграмотностью населения в царский период. По уровню государственного финансирования образования, по процентному количеству школьников по отношению к населению, по числу учителей на тысячу жителей, по уровню грамотности Российская империя отставала от западных стран. Одновременно выступающие напомнили, что в дореволюционный период определение уровня грамотности проводилось на основе составления данных исключительно о мужском населении нашей страны. В то же время «грамотными» считались все, кто проходил обучение в церковно-приходской школе. О владении навыками чтения, письма и счёта, равно как о способности системно анализировать разворачивающиеся в обществе процессы, речи не шло. Всему этому уделила внимание только Советская власть.
Докладчики напомнили, что СССР представлял собой государство, стремящееся не только к изменению экономической системы, но и к формированию нового человека. Недаром В.И. Ленин ставил вопрос об овладении богатствами мировой культуры. Но этого можно было добиться лишь при проведении целенаправленной политики, направленной на ликвидацию безграмотности населения. Далее выступающие рассказали о вкладе частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии в решение данной проблемы. Изготовление политотделами РККА листовок, содержащих настоятельный призыв населения к овладению знаниями, к учению, к самообразованию, первостепенное внимание массовому распространению по всей Стране Советов литературы, написанию учебных пособий, создание единой и понятной для всех народов нашей страны письменности и алфавита, — всё это способствовало успешному решению задачи повышения уровня грамотности и образованности народов СССР.
Советское правительство создало систему образования и просвещения, в основу которой был заложен принцип коллективизма. В результате каждый человек получил возможность пользования социальными лифтами и, соответственно, повышать свой социальный статус, познавать окружающую действительность. К 1941 году выросло новое поколение граждан СССР, способных воспринимать и анализировать происходящие события. Ряд выступающих даже подчёркивал, что Советский солдат, в отличие от солдата Российской империи, обладая грамотой, полностью отдавал себе отчёт в том, за что конкретно он воюет. Следовательно, уровень патриотического сознания народа возрос на порядок (по сравнению с 1914 годом). Таким образом, преодоление неграмотности населения было одним из ключевых факторов победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В качестве подтверждения данного тезиса докладчики привели цитаты из высказываний зарубежных деятелей, некоторых представителей «белой эмиграции», позитивно оценивших результаты борьбы Советской власти с безграмотностью народа.
После начала проведения «рыночных реформ» образовательная сфера подверглась уничтожению. В интересах класса капиталистов началось масштабное средних учебных заведений, научно-исследовательских организация. Внедрение «Болонской системы» и ЕГЭ способствовало снижению уровня интеллекта подрастающего поколения. В результате умы многих молодых людей заполнены бессистемными и бесполезными знаниями. Сокращается количество подростков с системным мышлением. Нерешённость данной проблемы чревата непредсказуемыми последствиями.
Одновременно ряд выступающих (например, председатель Общероссийской общественной организации Родительское Всероссийское Сопротивление А.М. Кульчицкая) поделились собственным опытом борьбы против «реформаторских» экспериментов в образовании, оказывающих разрушительное влияние на молодое поколение. В частности, было рассказано о подготовке альтернативных учебных пособий для учащихся начальной школы. Однако только при консолидации усилий возможно добиться остановки разрушительных процессов, восстановления системы образования, сформированной при Советской власти.
В завершающей части мероприятия была единогласно принята резолюция «круглого стола».
Пресс-служба МГК КПРФ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.