Разорённое «родовое гнездо»

Разорённое «родовое гнездо»

За три дня до наступления Нового года, когда полным ходом идёт подготовка к карнавальной ночи, разные люди в разных частях планеты поминают одного человека.

29 декабря 1986 года ушёл из жизни наш великий соотечественник — кинорежиссёр XX-го века Андрей Арсеньевич Тарковский.

Похороны прошли уже в начале января наступившего 1987 года на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа/ Лес Святой Женевьевы под Парижем.

И вот прошло 33 года.

Когда человек достигает в жизни возраста 33 года, то о нём говорят, что он достиг возраста Христа…

А 33 года после ухода в мир иной — это что за рубеж?

Автору этих строк довелось несколько лет назад побывать у могилы, где покоятся вечным сном Андрей Арсеньевич и мама его второго ребёнка Андрея-младшего — Лариса Павловна. Надгробие сделано в форме триптиха, в центральной части которого приходящие из разных стран мира посетители, чтобы почтить память человека, фильмы которого будут смотреть новые поколения зрителей и через века, оставляют разные поминальные вещи. Меня поразило, что среди оставленного были и какие-то тетрадочки с иероглифами — кто-то написал на родном языке своё обращение к кинорежиссёру и оставил для него на могиле.

Следует оговориться, что разные фильмы Андрея Тарковского воспринимаются разными зрителями по-разному. Но они, как говорится, “цепляют”. Начиная с чёрно-белого с цветными вставками фильма “Иваново детство”, которому международное жюри на Венецианском кинофестивале в 1962 году (всего кинорежиссёру было 30 лет) присудило “Золотого льва”. И далее ещё 6 фильмов, среди которых и прорусский фильм“Андрей Рублёв”, который несколько лет помогал лоббировать для показа в родном Отечестве Мастер из другого поколения — Григорий Михайлович Козинцев, и с большим трудом монтировавшееся автобиографическое“Зеркало”, и его “космические” фильмы “Солярис” и “Зеркало”, и заключительные снимавшиеся за границей картины “Ностальгия” с непревзойдённым Олегом Янковским и его вечной свечой и “Жертвоприношение”, сделанное не на деньги из государственного бюджета Советского Союза. Всего 7 фильмов.

Как-то я подслушал слова, сказанные одной женщиной об одном из фильмов Мастера: “Ничего не понимаю. Но нравится”. Такая вот оценка авторского кино, сделанного Андреем Арсеньевичем Тарковским.

Теперь перейдём к тому, как уже государство в новой России относится к сохранению памяти о нашем соотечественнике.

Ещё в 2007 году, когда в специальной программе Московского кинофестиваля, посвящённой 75-летию со дня рождения, был показан снятый ещё обучавшимся на Высших курсах кинорежиссёров и сценаристов Егором Владимировичем Карповым документальный фильм “Моя Родина под водой” (я к этому тоже приложил руку, в частности, делал перевод устного текста для титров на английском языке), из уст чиновников Московской мэрии — тогда ещё мэром был недавно скончавшийся Юрий Михайлович Лужков — на одном из протокольных мероприятий прозвучали убедительные слова, что в самое ближайшее время будут начаты работы по восстановлению “родового гнезда” Тарковских — дома 26 по 1-му Щипковскому переулку (недалеко от станции метро Серпуховская), где мама Мария Ивановна после расставания с ушедшим из семьи отцом Арсением Александровичем одна воспитывала сына Андрея и дочь Марину.

Уже прошла рокировка в мэрии, уже на 10-й год идёт мэрство преемника Юрия Михайловича — Сергея Семёновича Собянина, а “родовое гнездо” по-прежнему пребывает в разоре. Вернее, тем вообще ничего нет — дом старый был снесён, территория была огорожена, долгое время там был котлован, заполненный дождевой водой, а в последние годы огороженный с недавних пор мощным забором (лет на 100 хватит) участок используется то для складирования бэушной тротуарной плитки, то для установки бытовок, где проживают строители-ремонтники, то ещё для чего-нибудь. Да сами сходите и посмотрите! Заодно увидите размещённую на здании школы (она недалеко), где учился Андрей, мемориальную доску.

Уж сколько раз приходилось бить челом перед нынешним мэром с просьбой запустить процесс создания историко-музейного комплекса сына-кинорежиссёра и отца-поэта. Ещё есть шанс, что в заполнении музейной экспозиции смогут принять участие сестра Марина Арсеньевна Тарковская и её муж Александр Витальевич Гордон — когда в начале 1987 года он вместе с родственниками провожал в последний раз своего однокашника по ВГИКу, ему только что исполнилось 55 лет, а на днях ему уже и 88 стукнуло (Кстати, другого своего однокашника — Василия Макаровича Шукшина он хоронил в октябре 1974 года, когда ему шёл 43-й год).

Время неумолимо отсчитывает свой ход, и что будет завтра, одному Господу известно. А разор и ныне там — приходят изящные отписки с обещаниями “завтраков” через 100 лет. Грустно и стыдно! Даже через 33 года после смерти нет в Москве публичного места (за исключением памятника “на троих” на ступеньках ВГИКа), куда благодарные москвичи и почитатели таланта Мастера могли бы приносить живые цветы.

Нельзя не упомянуть и то место, где было решено “учредить” улицу в честь Великого Кинорежиссёра — бульвар Андрея Тарковского — в элитном жилищном комплексе за пределами МКАДа, куда простой смертный на за что не попадёт, ибо гостевой пропуск ему никто из жильцов не закажет, а охрана на КПП не пропустит не-жильца.

Вот такие причудливые вещи творятся в городе, где жил и монтировал свои фильмы на “Мосфильме” Мастер.

И ещё одно наблюдение, сделанное буквально перед сегодняшним Днём памяти. Недалеко от разорённого “родового гнезда” — на противоположной от большого медицинского комплекса стороне (есть там, увы, и онкологическое отделение, как напоминание, что рак оказался сильнее Мастера) кто-то пару лет назад сделал любительскую инсталляцию на стене, на которой изображён во весь рост герой, которого в “Ностальгии” играет Олег Янковский, а в самой кирпичной кладке выдолблено пространство, где установлена стеариновая свеча — как в фильме, где действие этой сцены происходит на днедревнеримского бассейна. Там герой многократно зажигает свечку и пытается пройти с ней от одного конца углублённого пространства до другого, но всякий раз неумолимый ветер гасит пламя. Герой снова возвращается к исходной точке, вновь зажигает свечу и снова по той же траектории, и снова порыв ветра, и опять новый старт. И так до бесконечности…

Так вот на днях мной было сделано поразительное открытие. Теперь тот участок стены, где была выполнена инсталляция, оказался за недавно установленным решётчатым забором — внутри огороженной территории и доступа к ней нет. А по диагонали к инсталляции установлен гигантский мусорный контейнер. Такое вот неожиданное соседство… Всего 33 года прошло… Сколько ещё времени пройдёт, прежде чем кто-то зажжёт свечу и прекратит этот разор. И позор!

Для контраста приведём одну цифру — простая труженица с берегов Волги — зовут её Татьяна Яковлевна Лазарева вложила в восстановление Храма, где крестили Андрея, на его малой родине — селе Завражье Кадыйского района Костромской области — без малого 20 миллионов рублей. Посмотреть на то, как возрождается Храм (ещё до финала неблизко), можно в другой нашей документалке, названной по имени села — “Завражье”, которая снималась уже в 2017 году — к 85-летию со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского.

Обращаюсь к разным людям: если будет возможность, съездите в те края, поклонитесь тем местам, где появился на свет будущий Мастер, посетите местный музей, посмотрите или пересмотрите фильмы Великого Кинорежиссёра, и тогда в нашей жизни что-то, наверное, изменится в лучшую сторону.

Такое вот post-mortem в 33-ю годовщину…

Светлая память!

В.А. Михайлов

29.12.2019

Комментарий редакции: На протяжении последних лет представители власти произносят много пафосных слов о сохранении Отечественной культуры, о её развитии, о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Когда высшие государственные деятели начали произносить подобные слова, у некоторых были иллюзии, что ожидается хотя бы изменение культурной политики. Но что мы имеем в реальности? Приведённый в статье пример запущенного состояния «родового гнезда» Тарковских наводит на откровенно удручающие мысли. С 2007 года (когда было объявлено о реконструкции культурного объекта) прошло двенадцать лет. Это вполне приличный срок, за который можно было бы не просто привести в порядок «родовое гнездо», но и многое сделать в нашей стране в разных сферах для выхода из кризиса. Однако все усилия протаскиваются то на прокладку плитки, то на установление иных объектов, не имеющих отношения к данной теме. Причём это не один пример фактического отсутствия должного внимания к сбережению объектов культурного наследия. Вызывает немало вопросов намерение учредить улицу в честь Андрея Арсеньевича Тарковского за пределами МКАДа на территории элитного жилого комплекса, куда, как справедливо отмечено в статье, не доберётся простой человек. Правящие круги хотят, чтобы народ меньше знал о выдающихся культурных и исторических деятелях, прославивших нашу страну? Чтобы молодое поколение не знало о подлинных патриотах? Судя по всему, всё делается именно в целях предания забвению тех, кто приносил славу СССР и России. Сколько бы не скулили буржуазные власти по поводу «отсутствия возможностей» модернизировать культурные памятники, факт остаётся фактом — при этом у них чудодейственным способом получается открыто увековечивать предателей и ненавистников нашего Отечества, равно как и устанавливать им памятники в установленные сроки. Открытие мемориальной доски Солженицыну, строительство «Ельцин-центра», — разве это не о чём не говорит? Таким образом, верхи пытаются доказать, будто никто не достоин уважения и внимания, кроме «пятой колонны». Но народ России категорически не согласен с подобной политикой. Помимо всего прочего, всё это может обернуться непредсказуемыми для нашей страны последствиями. Однако надо понимать, что властвующему криминально-компрадорскому капиталу нужно оправдать свою разрушительную, преступную и предательскую деятельность. Поэтому отодвигаются на задний план выдающиеся русские и советские учёные, писатели, режиссёры, актёры, художники, а поднимаются на щит русофобы и антисоветчики. Но надо всему этому положить конец. Чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Разорённое «родовое гнездо»

  1. Тарковский — не моё. Но немного ошеломляет фраза — «Для контраста приведём одну цифру — простая труженица с берегов Волги — зовут её Татьяна Яковлевна Лазарева вложила в восстановление Храма, где крестили Андрея, на его малой родине — селе Завражье Кадыйского района Костромской области — без малого 20 миллионов рублей. »
    Интересно, а кто тогда непростые труженики по мнению автора публикации В.А. Михайлова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *