Дискуссии о совместимости социализма и патриотизма. Часть вторая

Дискуссии о совместимости социализма и патриотизма. Часть вторая

Значимость Советского патриотизма

В предыдущей части мы частично доказали несостоятельность противопоставления социализма и патриотизма. Так, нами было показано, как коммунисты принимали участие в национально-освободительных движениях, либо выражали солидарность с ними. Например, центральная роль Коммунистических партий в антифашистском сопротивлении, плюс активное участие Советского народа в защиты Социалистической Родины – СССР, бьёт наотмашь тем, кто утверждает о патриотизме как о «реакционном явлении».

Следует напомнить, что международная буржуазия непрерывно предпринимала усилия, направленные на удушение Страны Советов, на подрыв её как извне, так и изнутри. Недаром И.В. Сталин напоминал о капиталистическом окружении, стремящегося нанести удар по первому в мире государству Рабочих и крестьян. Так, в 1930 году Иосиф Сталин предупреждал, что «вокруг СССР имеются враждебные классовые силы, готовые поддержать наших классовых врагов внутри СССР и морально, и материально, и путём финансовой блокады, и, при случае, путём военной интервенции». Данное обстоятельство требовало как укрепления международной солидарности трудящихся, так и проведения политики, направленной на укрепление независимости Советского государства, его экономической, оборонной, внешнеполитической мощи. В противном случае завоевания пролетарской революции никоим образом невозможно было отстоять.

Правда, некоторые опровергнут соответствующее утверждение следующим аргументом: Советский Союз представлял собой государство трудящихся, которое служило интересам народа. Следовательно, его защита являлась не только конституционным, но и морально-нравственным долгом каждого гражданина СССР. Равно как и укрепление первого в мире государства Рабочих и крестьян представляло собой позитивное деяние. Разумеется, мы с этим полностью согласны. Но дальше левые ортодоксы заявляют следующее: сегодняшняя Российская Федерация – государство олигархии. Соответственно, прогрессивно настроенные политические силы не должна волновать её будущее ни малейшим образом.

В строгом соответствии с ленинским подходом

На наш взгляд, данная позиция носит, мягко говоря, поверхностный (а по большому счёту провокационный) характер. Внимательный анализ позиций основоположников Коммунистической партии и Советского государства не оставляет камня на камне от соответствующих умозрительных схем. Так, В.И. Ленин в своей работе «Воинствующий милитаризм» подверг критике радикальную антипатриотическую позицию активиста Французской секции Рабочего интернационала Густава Эрве. Обратив внимание на зафиксированную в «Манифесте Коммунистической партии» мысль о том, что рабочие не имеют Отечества, он добавил, что «отсюда не следует правильность утверждения… эрвистов, что пролетариату безразлично, в каком отечестве он живёт: живёт ли он в монархической Германии, или в республиканской Франции, или в деспотической Турции».

Владимир Ленин подчеркнул, что «Отечество, т.е. данная политическая, культурная и социальная среда, является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата». По словам лидера большевиков, «пролетариат не может относится безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы». Следовательно, ему «не могут быть безразличны и судьба его страны».

В конце концов, трудовому народу дорого не только настоящее, но и прошлое его страны. Главным образом – созданные и отстаиваемые непосредственно потом и кровью трудящихся независимость страны, её материальное и культурное достояние. Прежде всего, к этому относятся данные всему миру образцы борьбы за равенство, за справедливость, против угнетения и эксплуатации. Например, Русская культура всегда характеризовалась высокой степени духовностью. На протяжении веков большинство русских художников, литераторов, музыкантов и т.д. воспевали такие высокие человеческие качества как героизм, мужество, коллективизм, справедливость и т.д. Достаточно вспомнить содержание Русской литературы XIX века, поднимающей на щит великие идеалы свободы и справедливости, а также подвергающей критике пороки антагонистического строя. А сколько прогрессивно настроенных людей, не просто зовущих общество в светлое будущее, но и внёсших свой вклад в борьбу против неравенства, несправедливости и бесправия, дала миру Русская земля!

Недаром В.И. Ленин в своей работе «О национально гордости великороссов» отметил, что «мы полны чувства национальной гордости», поскольку «великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, велики голодовки и великое раболепие перед попами, царями, помещиками и капиталистами».

Разве это не является предметом гордости за прошлое нашего народа?

В то же время В.И. Ленин писал, что судьба страны интересует пролетариат «лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с.-д. «патриотизма»».

Аналогичным подходом КПРФ руководствуется в настоящее время. Партия связывает возрождение России именно с прекращением грабежа народа, всевластия олигархического капитала, с отказом от губительного курса неолиберальных «реформ». Коммунистическая партия Российской Федерации в своих заявлениях постоянно подчёркивает, что без перехода на путь социалистического развития, без воссоздания власти трудящихся, без опоры на простой народа, без воплощения в жизнь принципов равенства, справедливости, дружбы народов наша страна обречена на деградацию и на распад.  Следовательно, задача вывода России из нынешнего тупикового положения напрямую связано с борьбой против буржуазного строя.

Таким образом, утверждение об «отступлении» КПРФ от основ марксистско-ленинской идеологии в связи с отстаиванием ею патриотических ценностей лишено основания.

Большевики о двух типах войн

Нами уже было зафиксировано позитивное отношение и основоположников марксизма-ленинизма, и коммунистов к борьбе оказавшихся под иностранным игом народов против национального гнёта. Здесь мы обратим внимание на разделение большевиками войн на справедливые и несправедливые.

Так, в «Кратком курсе истории ВКП (б)» было чётко указано, что справедливой является освободительная война, «имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма, либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов». В свою очередь, в случае, если война направлена на «захват и порабощение чужих стран, чужих народов», то она носит несправедливый характер.

В этой связи любая борьба за освобождения трудящихся от ярма эксплуатации, а стран против национального гнёта и за независимость достойна одобрения. В качестве подтверждения данного тезиса сошлёмся на В.И. Ленина, который в «Открытом письме Борису Суварину» высказал следующую мысль: «Отечество, нация – это категории исторические. Если во время войны речь идёт о защите демократии или о борьбе против ига, угнетающего нацию, я нисколько не против такой войны и не боюсь слов «защиты отечества», когда они относятся к этого рода войне или восстанию». 

Иосиф Сталин о борьбе коммунистических партий за национальную независимость

В условиях «глобалистского» натиска, когда международная олигархия руками манипулируемыми ею компрадорских «элит» целого ряда государств стремится к подчинению собственным интересам множество народов Земного шара, активизируются национально-освободительные движения. Их участники выступают не просто за независимость стран, но и против всевластия мирового капитала.

Неспроста И.В. Сталин во время своего выступления на XIX съезде КПСС, призвал коммунистические и рабочие партии всего мира поднять и понести вперёд выброшенные буржуазией за борт знамёна демократических свобод и национальной независимости. Приведём фрагмент речи Иосифа Сталина: «Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь не осталось и следа от «национального принципа». Теперь буржуазия продает права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять».     

Соответствующие процессы разворачиваются на наших глазах вплоть до сегодняшнего дня. Несомненно, это диктует необходимость сосредоточения на данном этапе усилий на борьбе против попыток мировой буржуазии «поглотить» Россию. КПРФ, руководствуясь вышеупомянутым наставлением И.В. Сталина, стремится сплотить патриотические силы под знамёна национальной независимости России.

Особенность текущего момента

Практика показывает, что определённая часть критиков КПРФ «слева», формально соглашаясь с вышеизложенными аргументами, всё же полагает, будто в настоящий момент Россия проводит империалистическую политику и, подобно США, стремится захватить новое экономическое пространство. Нередко столкновение Вашингтона и Москвы ими расценивается как борьба двух олигархических группировок за сферы влияния. На этом основании предпринимаются попытки проведения параллелей с событиями 1914-1918 гг.

Несомненно, Первая мировая война носила захватнический характер со стороны как Тройственного союза, так и Антанты. Попытка решения внутренних экономических проблем за счёт захвата новых территорий/сфер влияния неприемлема во всех отношениях. Во-первых, фактически осуществляется ущемление прав целых народов земного шара. Во-вторых, соответствующие мероприятия ложатся дополнительным грузом на плечи народов стран, развязавших войну. Речь идёт и о человеческих, и о финансовых, и об экономических потерях. Ну а стремление Антанты въехать в рай на горбу России, присвоив все результаты победы в свою пользу, позволяет всё окончательно расставить по местам в вопросе о целесообразности участия нашей страны в военной авантюре.

Однако сегодня мы имеем совершенно иную картину. Прежде всего, Россия в данное время отнюдь не представляет собой империалистическое государство. Напротив, «стараниями» «реформаторов» наша страна превращена в полуколониальный придаток западного капитала. Но об этом речь пойдёт в следующих частях нашего исследования.

Дмитрий Лавров, кандидат исторических наук

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

2 thoughts on “Дискуссии о совместимости социализма и патриотизма. Часть вторая

  1. Частое цитирование наших вождей и классиков бывает не всегда уместно. Их рассуждения и действия относятся к другой исторической обстановке. Наверное, лучше брать от них умение её анализа и принятия решений согласно всесильному учению.

  2. До конца (шестая часть) не дочитал, извиняюсь. Кажется, автор взялся за непосильную задачу. Но за проделанную работу спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *