Подлинная сущность действующей власти, её верность основам заложенной в ельцинские времена системы компрадорского капитализма с каждым днём становится очевидной большему количеству россиян. Известно, что подавляющее большинство народа отрицательно оценивает губительную западническую «реформацию». Но Кремль, стремясь добиться легитимации проводимой им политики «вашингтонского консенсуса», пытается оправдать деятельность тех, кто стоял у её истоков. Например, распространение по всей стране филиалов «Ельцин-центра» не могут не наводить на определённые мысли. Однако в данной статье речь пойдёт о другом.
На протяжении последних двадцати лет президент В.В. Путин многократно выступал с оценками событий, произошедших в «лихие 90-ые». Так, вся страна слышала из его уст слова про то, что «развал СССР — крупнейшая геополитическая катастрофа XX века». В 2006 году глава государства в своём послании Федеральному собранию открыто заявил, что в 1990-ые годы представители власти и крупного бизнеса пренебрегали общественным интересам. Но при этом Владимир Путин постоянно нахваливает и Бориса Ельцина, и даже таких деятелей как Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Высокие слова он произнёс о Гайдаре в момент его кончины в декабре 2009 года. Подобным образом он высказался о Чубайсе во время прямого общения с народом 25 апреля 2013 года. Также Путин неоднократно заявлял, что Ельцин якобы «дал свободу». А как же признанные Вами, Владимир Владимирович, факты «геополитической катастрофы» и пренебрежения правящим классом общественных интересов? Или нам пытаются доказать, что все это было случайным явлением, что сам ельцинский курс «демократических реформ» был правильным? В том то и дело, что негативные явления, о которых идёт речь, были следствием политики, проводившейся ельцинскими «демократами» под присмотром западных государств (в первую очередь США).
Однако долгое время мы так и не слышали из уст В.В. Путина оценки событий октября 1993 года. Некоторым казалось, что он, одобряя в целом действия ельцинско-гайдаровской команды, всё же не приемлет всех «крайностей», проявившихся в тот период. Казалось бы, в таком случае надо прямо осудить расстрел парламента в 1993 году. Ведь сколько разговоров сегодня ведётся властью про «стабильность», про «законность». А ведь в 1993 году как раз была попрана Конституция — именно указом 1400 и последующими действиями ельцинской группировки. Но что заявляет Владимир Путин на недавно прошедшей в Череповце встрече с общественностью? Оказывается, он полагает, что в 1993 году -в условиях эскалации политического противостояния Борис Ельцин принял верное решение о проведении референдума «о доверии к себе». Также Владимир Путин выразил удовлетворение тем, что люди, приняв в нём активное участие, «поддержали президента». Если бы этого не произошло, то, оказывается, «в стране вообще мог бы наступить хаос и гражданская война».
Как всегда, либералы всё поставили с ног на голову. Начать с того, что говорить о всенародной поддержки Б.Н. Ельцина в 1993 году не было оснований. разумеется, в начале 1990-х годов немалое количество россиян восприняло на веру постулаты «демократов» об улучшении жизни в случае капиталистической реставрации и «вестернизации» страны. Но к 1993 году страна начала трезветь в политическом плане. Например, результаты социологического опроса населения, проведённого экспертами газеты «Московские новости» за несколько недель до Всероссийского референдума, прошедшего 25 апреля 1993 года, показывали, что общее количество потенциальных сторонников политиков «демократической» ориентации было существенно меньше, чем у политических деятелей иной направленности. Ну а про поражение пропрезидентской партии «Выбор России» на декабрьских выборах в Государственную Думу в 1993 году тоже не стоит забывать.
Но как так вышло, что на апрельском референдуме 1993 года ельцинисты формально одержали победу? Во-первых, огромную роль сыграла ангажированность контролируемых полторанинским Федеральным информационным центром телевидения и радио. Во время агитации преимущество было отдано ельцинской стороне. Так, члены английского парламента, осудившие осенью 1993 года поддержку британским правительством ельцинского переворота, в своём открыто обращении констатировали следующее: «В Британии радио — и телеэфир регулируется с целью обеспечить политически сбалансированную информацию… В России этого нет. Во время апрельского референдума в этом году телевизионное время поделили в соотношении: 83 процента — президентской стороне против 17 процентов для оппозиции».
Во-вторых, значительная часть тех, кто выразил доверие Ельцину, полагали, что он действительно сменит проводимый курс. Напомним, что президент, выступая 26 марта 1993 года на заседании IX (внеочередного) съезда народных депутатов РФ, во всеуслышание заявил о «сильном социальном наполнении экономических преобразований». В этой связи, по его словам, «нужен новый курс». В дальнейшем Ельцин издал серию», условно говоря, «мартовско-апрельских указов», формально направленных на усиление социальной направленности проводимой экономической политики. Речь идёт о таких документах, как указ «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения России в 1993 году» (27 марта 1993 года), распоряжение президента «О создании Национального фонда содействия инвалидам Российской Федерации» (27 марта 1993 года), указ «О защите сбережений граждан Российской Федерации», предусматривающий, в частности, компенсационные выплаты малоимущим категориям населения потерь от обесценивания их вкладов (28 марта 1993 года), указ «О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» (19 апреля 1993 года), указ «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» (20 апреля 1993 года). Немало людей поверили, что за словами президента последуют реальные действия. Словом, ни о какой поддержке неолиберально-монетаристской доктрины речи не шло.
В-третьих, на апрельском референдуме 1993 года россияне не поддержали идею роспуска Верховного совета — не набралось требуемого количества голосов. Словом, народ не дал добро Кремлю разгонять парламент.
Вот и вся история с «поддержкой народом ельцинского курса». В дальнейшем народ убедился, с кем он имеет дело. Победа оппозиции на парламентских выборах в 1993 и в 1995 гг. является тому подтверждением.
Что же касается утверждений о том, что именно ельцинская команда якобы предотвратила эскалацию смуты и гражданского противостояния, то всё было совершенно иначе. Начать с того, что именно «демократы» порушили надежды на достижение реального общественного согласия. Напомним, что на протяжении первой половины 1993 года непрерывно работал сформированный решением VII съезда народных депутатов РФ «круглый стол» с участием представителей Верховного совета, правительства, политических партий, учёных, руководителей предприятий, предпринимателей, представителей профсоюзов и органов местного самоуправления. Его участники вырабатывали основы альтернативной социально-экономической политики. В результате всем сторонам удалось выработать документ, вселявший надежды на достижение компромисса в обществе.
Так, 5 июля 1993 года информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что Руслан Хасбулатов и премьер-министр Виктор Черномырдин поддержали подготовленный к заключительному заседанию «круглого стола» проект Декларации общенационального экономического согласия:
«Выступая на открытии заседания, Р.Хасбулатов подчеркнул важное значение этого документа для будущего страны. Он отметил, что это первый документ, в котором достигнут консенсус по основным принципиальным проблемам. По его мнению, создается возможность для дальнейшей согласованной работы по углублению реформ. Он предложил положить текст декларации Общенационального экономического согласия в основу работу Всероссийского экономического совещания, которое, как он отметил позже в беседе с журналистами, возможно, состоится в конце июля.
В.Черномырдин также поддержал проект декларации, отметив, что она позволяет начать конкретные переговоры между всеми заинтересованными сторонами по проблемам экономической жизни России. В то время он указал, что у правительства есть некоторые соображения относительно необходимости уточнить ряд положений и документов, в частности, касающихся бюджетного и валютного регулирования. Премьер заявил о целесообразности в ближайшее время провести ряд крупных совещаний с руководством регионов, предпринимателями, экономистами для уточнения нынешней экономической политики правительства».
В свою очередь, журнал «КоммерсантЪ – Власть» развил мысль фактического достижения компромисса между парламентом и правительством, между различными социальными группами населения и политическими течениями по вопросам дальнейшего реформирования экономики:
«Эксперты Ъ, со времен «500 дней», не припоминают более представительной дискуссии, посвященной обсуждению «межведомственного» экономического документа, закончившейся к тому же полным консенсусом. Помимо председательствующих свою лепту в одобрение Декларации внесли: от парламента — Владимир Исправников (председатель экономсовета), Анатолий Милюков (руководитель группы советников при председателе ВС), Альвин Еремин (председатель комитета ВС по промышленности и энергетике); от правительства Сергей Горбачев (замминистра финансов); от ЦБ Александр Хандруев (первый зампред). Кроме того, в обсуждении приняли участие и менее официальные авторитеты, среди которых группа хронических кандидатов в члены различных теневых кабинетов — Евгений Сабуров, Юрий Яременко, Николай Травкин, Андрей Бузгалин, Евгений Ясин.
Второе отмеченное экспертами событие — обсуждение и одобрение коллегией Минэкономики проекта закона об индикативном планировании. Активизация разработки проекта наряду с уже подготовленными проектами положения и президентского указа о министерстве вполне логично укладывается в русло политики Олега Лобова по усилению роли возглавляемого им министерства.
По оценке экспертов Ъ, достаточно высока вероятность того, что эти документы «получат ход» (что, отметим, не равнозначно прогнозу «будут приняты»). Оппонировать первому документу, являющему плодом редчайшего в наши дни согласия между ветвями и фракциями, совсем неприлично, а второй подкупает своей ориентацией на «упорядочение и более глубокую координацию» управления ходом реформ».
Примечательно, что даже т.н. «деловая пресса» не расценивала проект Декларации общенационального экономического согласия в качестве некого плана «реставрации исчерпавшей командной экономики», «реставрации старого строя». Напротив, в упомянутом номере журнала «КоммерсантЪ – Власть» текст упомянутого документа оценивался как «манифест центристов-государственников». Более того, Руслан Хасбулатов в своих мемуарах писал, что руководитель службы экспертов-консультантов председателя Верховного совета РФ Анатолий Милюков рассказал ему, что министр финансов Борис Фёдоров не скрывал в беседе с последним, что «очень не хотел подписывать «экономическую декларацию», выискивая в ней «антирыночный элемент». Однако «не нашел и как честный человек – подписал».
Таким образом, согласие между исполнительной и законодательной ветвями власти де-факто было достигнуто. Даже руководство правительство (включая ельцинского соратника В.С. Черномырдина) и даже часть «гайдаровцев» подписали «Декларацию общенационального экономического согласия». Они, по ряду вопросов имея собственную позицию, заявляли о своей готовности дорабатывать совместную антикризисную программу с Верховным советом. Аналогичные намерения высказывал и Р.И. Хасбулатов.
Но что последовало в дальнейшем? Поднятый «демократами» шум о «вызове президентскому курсу «реформ»», о «наступлении реакционных сил». После этого Б.Н. Ельцин, собрав представителей ведущих средств массовой информации, обвинив Верховный совет во всех смертных грехах, объявил, что «нужно готовиться к решительной схватке». Президент добавил, что схватка наступит в сентябре, а август «надо будет использовать для артподготовки…». Призвав на этом основании к проведению «выборов в новый парламент», Ельцин во всеуслышание заявил, что если Верховный совет сам «не примет решение, то за него примет решение президент». Ну а потом — указ 1400, эскалация противостояния ветвей власти, саботаж ельцинской командой решений высших органов государственного управления (Съезда народных депутатов и Верховного совета), а также Конституционного суда РФ. Про блокирование Дома Советов, про попытку разгона митингов защитников Конституции, про открытие огня из здания мэрии по народу и про последующие столкновения общеизвестно.
То есть, «демократические» радикалы сами довели дело до эскалации гражданского противостояния. Насаждали стране модель, вызывающую отторжение со стороны общества, пытались насильно навязать народу свой прозападный «реформаторский» курс, отвергли фактически достигнутый компромисс между законодательной и исполнительной властью, издали антиконституционный указ о роспуске парламента, стремились воспрепятствовать деятельности органов государственной власти и законному волеизъявлению народа на улицах. В результате получили стычки и перестрелки. И после этого «демократы» ещё заявляют о якобы предотвращённой ими гражданской войне. Как? Каким образом? Танковым расстрелом парламентской резиденции? Напротив, данные действия как раз возбудили защитников Советской власти. После обстрела здания Верховного совета из танков вспыхнула перестрелка двух сторон противостояния, продолжавшаяся до вечера. Ею были охвачены ближайшие к Белому Дому улицы и площади, значительная часть района Красная Пресня. Не дай бог реализовали бы вышедшее вслед за этим ельцинское распоряжение о взятии Дома Советов штурмом, вспыхнула бы настоящая бойня. И только взвешенные действия командира «Альфы» Геннадия Зайцева, отказавшегося захватывать здание Верховного совета и стрелять в его защитников, предотвратили эскалацию насилия. То есть, если кому и ставить заслугу в недопущении гражданской войны, так это бывшему командиру «Альфы», а не ельцинской команде.
Такова правда истории. Попытка переписать её в угоды действующей системе периферийного капитализма не заставит народ отречься от правды. Все знают, кто развали нашу страну. Всем известно, кто способствовал социальному геноциду народу, разграблению национальных богатств, краху экономики. Мы знаем, благодаря кому внутренняя и внешняя политика нашей страны оказалась подчинена интересам «ведущих мировых держав». Нам также известно, по какому поводу и во имя чего ельцинские «демократы» растоптали осенью 1993 года Конституцию и расстреляли парламент. Поэтому мы можем заявить следующее: как бы политические представители олигархического капитала не стремились выдать желаемое за действительное, мало кто воспримет на веру их постулаты.
Политический обозреватель
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Не надо бы писать про 1993 год, не будучи участником событий. Какая может быть «перестрелка до вечера», которой «были охвачены ближайшие к Белому Дому улицы и площади, значительная часть района Красная Пресня.» когда у восставших было с десяток автоматов против вооружённых до зубов карателей и ельцинской десантуры. Даже Лебедь оценил потери защитников Дома Советов почти в тысячу человек (по нашим оценкам до полутора тысяч). Про потери карателей и палачей ничего неизвестно. В Останкино также была форменная бойня. И не надо называть Дом Советов Белым Домом, как это делают забелдосы. Да рассуждать, что было бы да кабы и называть байки «правдой истории». В общем, чья бы корова мычала…