Об отмечаемых в 2020 году пятисотлетних юбилеях нашей истории

Об отмечаемых в 2020 году пятисотлетних юбилеях нашей истории

В недавнем выступлении лидера КПРФ Г.А. Зюганова, посвящённом 150-летнему юбилею со дня рождения Владимира Ильича Ленина, многие обратили внимание на два обобщающие высказывания исторического порядка:

“… И лишь две страны за 500 лет не теряли своего суверенитета, мы и Великобритания. И только нашей стране из 1000 лет 700 с лишним пришлось бороться за свое спасение, с оружием в руках защищая право жить и говорить на своем родном языке…”

Не пытаясь углубляться в подсчёты относительно военного лихолетья нашего Отечества, когда нашему народу приходилось вести сугубо оборонительные войны, предложу вниманию интересующихся историей читателей познавательную информацию о двух пятисотлетних юбилеях, которые отмечаются в нынешнем 2020 году.

Итак, перенесёмся на 500 лет назад в глубь веков — в 1520-й год.

Отечеством нашим на тот момент правил Василий III, сын Ивана III — “собирателя земли русской”, при котором после известного “стояния на реке Угре” в 1480 году как раз фактически и был восстановлен наш суверенитет.

Ещё не родился следующий Иван — Иван IV Грозный (год рождения — 1530), который позднее (1547 г.) впервые объявит себя Государем, Царём и Великим Князем всея Руси.

Но 1520-й год, по одной из версий, считается годом рождения первопечатника Ивана Фёдорова, который как раз при Иване Васильевиче — в 1564 году и напечатал первую книгу на русском (национальном) языке, что произошло спустя 100 с небольшим лет после того, как Иоганном Гутенбергом в Германии было изобретено, как тогда называлось, “искусственное письмо” — книгопечатание (“Библия” была напечатана на латыни).

Правда, эта дата несколько расходится с той, которая официально была указана в заявке трёх сегодняшних государств — России, Украины и Беларуси, на территории которых в XVI-м веке занимался книгопечатанием Иван Фёдоров, направленной в ЮНЕСКО (учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры) для включения в календарь памятных дат этой организации.

В двухгодичном цикле на 2010-2011 гг. присутствует 5 юбилейных дат от России, в том числе отмечавшееся в 2010 году 500-летие со дня рождения нашего первопечатника. Понятно, что с метрическими записями и с их сохранностью в то время было сложно. И потому судить строго о точности датировки рождения отца русского книгопечатания, наверное, не стоит. Тем более, что раньше в СССР 5 мая отмечался профессиональный праздник журналистов — День печати, приуроченный к началу издания в 1912 году газеты “Правда”.

Поэтому давайте отметим, может, и повторно 500-летний юбилей нашего соотечественника, напечатавшего “Апостол” на русском языке.

Вторая юбилейная дата может считаться более подтверждённой в историческом плане, ибо относится она, как сегодня сказали бы, не к физлицу, а к юрлицу.

В 2020 году отмечается 500-летие со дня основания Антониево-Сийского монастыря, который в старину считался вторым — после Соловецкого — центром православия на Поморском Севере.

Расположен он в 150 километрах от Архангельска по трассе М8 на живописном Михайловском озере, и чем-то его купола напоминают легендарный Китеж-град. Раньше он стоял на острове, превратившийся в течение веков в полуостров. Сохранились стоящие прямо в воде блоки известняка — основание стены, которая по всему периметру защищала обитель от непрошенных гостей. К слову сказать, и сегодня чистейшую воду и монахи, и местные жители по-прежнему черпают для питья из озера, через которое течёт река Сия, давшая название монастырю.

Как известно, в прежние века монастыри на Руси нередко являлись местом, где неугодных действующей власти противников держали в качестве узников. Самым известным насельником Антониево-Сийского монастыря считается отец Михаила Фёдоровича, ставшего впоследствии первым русским царём из династии Романовых, тогда ещё боярин Фёдор Никитич Романов, которого был прислан туда в царствование Бориса Годунова (в 1601 г.) с повелением застричь его в монашество. Что и было сделано, а при пострижении наречено ему было имя Филарет — в будущем Патриарх Филарет. Надзирать над ссыльным по личному приказу Б. Годунова был поставлен пристав Богдан Воейков.

В поступившей в 1605 году — примерно за месяц до смерти Б. Годунова — Царской грамоте на имя настоятеля монастыря игумена Ионы вновь формулируются требования об ужесточении режима пребывания старца Филарета (Романова) — по сути политического противника царя.

При этом отрытым текстом следует предостережение о том, что если “учинитца какая смута в старце…”, то это “…сделается твоим небрежением и оплошкою”. Другими словами, виноватым заранее назначается Иона.

Известны письма Бориса Годунова сначала о “бережении” братьев Никитичей, а затем, когда они один за другим погибали в заключении, о вине сторожей в этих “оплошках”. Несчастье, которое так неожиданно обрушилось на род Романовых, пережили только двое из 6 сосланных и разлучённых с семьями братьев — Филарет и Иван Никитичи.

А через 100 лет с небольшим — в декабре 1730 года, как сегодня сказали бы, транзитом проследовал через Антониево-Сийскую обитель в сторону Москвы 18-летний Михайло Ломоносов. По объективным обстоятельствам пришлось ему задержаться в монастыре. Будущий академик времени не терял: и пономарствовал, и успевал проводить свободное время в богатой для того времени монастырской библиотеке.

И даже смог выручить на дальнейший путь немного денег, когда удалось Михайле продать жителю соседнего села Емецк китаичное полукафтанье — взятое вместе с тремя рублями в долг от соседа в родной деревне Фомы Шубного, дяди будущего скульптора Федота Ивановича Шубина, чей отец Иван Шубной учил юного Михайлу грамоте.

В реализованном нами в декабре 2010 года волонтёрском просветительском проекте “Рыбный Обоз-2” мы останавливались на одну запомнившуюся надолго ночь в Антониево-Сийском монастыре, о чём повествует путевой дневник проекта: день 6-й/ 06.012.2010 по ссылке:

www.mvl300.ru/рыбный-обоз-2.

Запомнился нам и изготовленный местными умельцами верстовой столб на выезде из расположенного неподалёку села Сия с указателями “Московский тракт” и “Петербургский тракт”. Именно по старому Московскому тракту, не всегда совпадающего с современной федеральной трассой М8 “Холмогоры”, и шёл в зиму 1730/1731 гг. с рыбным обозом в столицу учиться и двигать науки будущий первый российский учёный-энциклопедист и основатель Московского университета Михайло Васильевич Ломоносов.

После 1480 года — стояния на реке Угре и восстановления суверенитета в нашем Отечестве -прошло всего 250 лет.

Возвращаясь к Ленинскому юбилейному году — 150-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, вспоминаешь слова В.В. Маяковского: “Лицом к лицу — лица не увидать. Большое видится на расстояньи.”

Однажды в 2012 г довелось мне присутствовать в Подмосковье на церемонии открытия мемориального знака в честь участников знаменитого Тарутинского марш-манёвра, осуществлённого после Бородинского сражения русской армией под командованием генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Немного необычно прозвучали слова одного из выступавших:

“Великие патриоты России, совершавшие 2 века назад свои ратные подвиги, вряд ли могли предполагать, что спустя многие годы после войны им поставят памятник в этом месте. Может быть, это прозвучит пафосно, но, если среди ныне живущего поколения найдутся такие люди, которым за их дела через столетия будут ставить памятники, мы будем считать, что работали и творили не зря, что славная история России продолжается”.

Завершу риторическим вопросом: кому из наших соотечественников, живших и живущих на рубеже второго и третьего тысячелетий, поставят памятник в 2220 или 2222 году благодарные потомки?

В. Михайлов

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *