Главное лекарство от бедности

Главное лекарство от бедности

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Олег Черковец

Без способности обеспечить экономический рост все громкие слова о «борьбе с бедностью» оборачиваются пустым звуком

НЕ ОСТАВЛЯЮЩИЙ все последние годы мировую экономику кризис, усилившийся в нынешнем году нашествием коронавируса, до предела обострил вопрос о способности государства защитить своих граждан от экономических напастей. Важнейшей задачей остаётся борьба с бедностью, становящейся просто недопустимым явлением на фоне достижений современной цивилизации. И вновь со всей очевидностью выявилась прямая зависимость между результативностью такой борьбы и эффективностью социально-экономической системы государства. Для иллюстрации достаточно ещё раз сравнить самые свежие показатели экономического развития буржуазной России и социалистического Китая.

Недавно «Правда» опубликовала текст интервью Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова главной газете Компартии Китая «Жэньминь жибао», в котором он подчеркнул поистине выдающиеся результаты, достигнутые страной с населением более чем в 1 миллиард 300 миллионов человек в ликвидации бедности. Действительно, за последние 40 лет, то есть за период невиданных в мире по масштабам и результатам экономических реформ, социалистический Китай вывел из нищеты 700 миллионов (!) своих граждан. Лидер российских коммунистов особо подчеркнул, что целью китайского руководства остаётся поистине эпохальная задача — полная ликвидация крайней бедности в стране к 100-летию образования Компартии Китая в будущем году.

Представляется, что эта цель для наших друзей вполне достижима, несмотря на все проблемы, которые принёс коронавирус. И доказательством тому, в частности, служат последние данные Национального бюро статистики КНР, обнародованные 16 июля. Так, после объяснимого падения ВВП на пике вспышки коронавируса в первом квартале текущего года уже по итогам второго квартала его объём в годовом исчислении вырос на 3,2 процента. При этом особо важно отметить, что наиболее быстрыми темпами восстанавливается ключевая сфера и основа всей экономики — промышленность. Если в апреле — как уже сообщала «Правда» — рост объёмов промышленного производства приблизился к 4-процентной отметке, то, согласно свежим данным, в мае он уже составил 4,4 процента в годовом исчислении, а в июне — 4,8 процента. Не только схожих, но даже отдалённо сопоставимых результатов сегодня нет ни в одной самой развитой капиталистической стране!

Конечно, в ситуации, когда нынешнее не только агрессивное, но и попросту неуравновешенное руководство США способно на любую международную экономическую авантюру, мы не можем со 100-процентной вероятностью прогнозировать дальнейшие показатели развития КНР. Однако на сегодняшний день очевидно: экономика социалистического Китая, сочетающая централизованное руководство с гибкими рыночными элементами хозяйствования, показала безусловное превосходство над капиталистическими экономиками. Это относится как к наиболее развитым западным странам, так и — тем более — к безуспешно старающейся все последние 30 лет примазаться к ним России. И эта социально-экономическая прочность даёт основание, в частности, для уверенности в том, что бедность как явление будет действительно побеждена в Китае в будущем году. Тем более что в цифровом выражении её уровень в стране с гигантским населением снизился до арифметической погрешности в 1,7 процента.

Как же обстоят дела с этим у нас в России? «Довирусные» официальные данные свидетельствовали об уровне бедности почти в 13 процентов, хотя и эту цифру многие эксперты считали заниженной. До последнего времени говорилось и о том, что национальный уровень бедности предполагается снизить в два раза к 2024 году. Однако сейчас, после объявления о том, что вместо «национальных проектов» у нас появляются некие «цели национального развития» с одновременным переносом их реализации аж до 2030 года, вряд ли уже кто сможет гарантировать какую-либо дату снижения уровня бедности. Да и о «снижении» ли вообще может идти речь в условиях абсолютного падения экономики? Какие уж тут могут быть «гарантии»!

В самом деле, на наших глазах раз за разом объявляется о продолжении спада в главном движущем секторе всей экономики — промышленности. Так, согласно свежим данным Росстата, опубликованным в середине июля, в мае падение промышленного производства в стране составило 9,6 процента, в июне почти столько же — 9,4 процента. А ведь ранее аналитики ожидали как минимум существенного замедления спада в промышленности после снятия карантинных ограничений. Результат, как видим, пока что никак не соответствует этим ожиданиям.

Напомним ещё, что, согласно обнародованному в конце июня самому последнему на данный момент отчёту Международного валютного фонда «Перспективы развития мировой экономики», потери её в нынешнем году должны составить почти 5 процентов. «Это — худший спад со времён Великой депрессии, который не обошёл стороной ни одну страну», — констатируют эксперты МВФ. Уже одна эта оценка сама по себе говорит о многом, но нас, конечно, интересуют прежде всего перспективы собственной страны. Так вот, согласно прогнозу МВФ, абсолютное падение ВВП в России ожидается на 6,6 процента — как видим, это существенно больше, чем среднемировой показатель. И это выше, чем представленный ранее прогноз нашего Центробанка, который ожидал падения экономики в диапазоне 4—6 процентов. Теперь, возможно, ведомство г-жи Набиуллиной изменит этот прогноз, тем более что по итогам второго квартала оно ожидает — и об этом также было объявлено в середине июля — снижения нашего ВВП «скорее всего» (так было заявлено) на 10 процентов в годовом исчислении. При такой динамике конец года вряд ли обрадует россиян…

Получается, что в целом коронавирус ударил по российской экономике больнее, чем по многим другим странам. Многие удивятся, как же так получается: наша медицина справилась с эпидемией в разы лучше, чем системы здравоохранения в десятках других государств, а экономика, наоборот, «проседает» сильнее? А ответ прост: российская медицина, несмотря на всю убийственную «оптимизацию» последних лет имени мадам Скворцовой, смогла сохранить основы советской системы, заложенной ещё в первые годы Советской власти под руководством Н.А. Семашко — руководителя первого в мировой истории наркомата (министерства) здравоохранения в правительстве, возглавляемом В.И. Лениным.

И этот факт недавно на весь мир признал сам президент В. Путин во время одного из совещаний в формате видеоконференции, на что «Правда» уже обращала внимание. Как и на то, что Путин при этом умудрился в очередной раз не упомянуть — в положительном контексте — имя Ленина, но заслуги молодой Советской республики в становлении передовой системы здравоохранения, которая сегодня выдержала удар коронавируса, вынужден был подтвердить.

А вот экономика у нас, как всем известно, не советская, а насквозь ельцинско-путинская, то есть продолжающая сидеть на нефтегазовой «игле» и по-прежнему упорно не ориентирующаяся на выпуск разнообразной готовой продукции на основе высоких технологий, что обеспечивала бы возможности манёвра в условиях кризиса. Потому мы и наблюдаем такие провалы в промышленности, потому российской экономике и предстоит выход из кризиса с такими потерями. А значит, ожидать какого-либо успеха в борьбе с бедностью не приходится: отсутствует главное лекарство против этой болезни — надёжный экономический рост.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Главное лекарство от бедности

  1. Довольно точная статья. Только Китай илет от бедности к обществу средней зажиточности снизу, а мы, совершив кульбит и оказавшись на дне, разложенные нефтегазовой иглой, только еще начинаем проявлять беспокойство. Из классов существует, пожалуй, лишь правящий. Остальное — обывательское болото, в котором можно выделить сословия, как раньше вылеляли интеллигенцию и военных. Они располагаются на различных уровнях халявной посреднической разветвленной структуры. Превратить эту публику в производственников непростая задача. Такого в истории страны еще не было. И тут ни Ленин, ни Сталин особенно не помогут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *