По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»
Правительство России запускает масштабный секвестр федерального бюджета, который столкнулся с 3-кратным падением нефтегазовых доходов и, по прогнозам Минфина, завершит год с «дырой» в размере 5 триллионов рублей.
Чтобы избавиться от дефицита, в 2021–2023 гг. Минфин планирует уменьшить расходы на 4,684 триллиона руб., или 4,2% ВВП. Суммарное сокращение в 2021 г. составит 1,428 трлн рублей, в 2022-м – 1,892 трлн руб., а в 2023 г. – 1,364 трлн руб.
«Под нож» пойдет большинство расходных статей, включая план поддержки экономики, госпрограммы развития промышленности и АПК, а также здравоохранение, образование и космос, следует из материалов Минфина.
Избежать сокращения финансирования удалось силовикам, судебной системе и высшему госаппарату.
Снижение расходов на госпрограмму по правоохранительной деятельности составит символические 0,4–0,6% и будет полностью компенсировано ростом на 2,3% в 2023-м.
Финансирование администрации президента увеличится на 89 млн руб. в 2021 г., сократится на 191,4 млн руб. в 2022 г., а затем вырастет в 2023-м – на 218,85 млн руб. В сумме АП обойдется бюджету в 14,28 млрд руб. в следующем году, в 14,4 млрд – в 2022-м и 14,8 млрд – в 2023-м.
На «обеспечение деятельности заместителя председателя Совета безопасности Российской Федерации» Дмитрия Медведева и государственных служащих АП запланирован рост расходов на 1,13 млрд руб. – до 25,9 млрд руб. В 2022–2023 гг. расходы могут вырасти на 1,16 млрд руб. – до 26,4 млрд руб.
Для всех прочих статей расходов Минфин планирует включить режим жесткой экономии, порой с двузначным сокращением ассигнований.
Так, на 10% будет урезан план восстановления экономики: вместо 870 млрд руб. на 2021 г. он будет стоить 787 млрд.
Госпрограмма развития промышленности потеряет практически каждый третий рубль (29,6%), в первую очередь за счет снижения бюджета подпрограмм развития транспортного и специального машиностроения.
Госпрограмма развития транспортной системы лишится 12,9% заложенных денег.
Госпрограмма развития здравоохранения будет урезана на 9,1–10% в 2021–2022 гг. и на 17% – в 2023-м. Аналогичное по масштабу сокращение расходов запланировано для ГП по образованию, агропромышленному комплексу и космосу.
Обвальное снижение расходов предусмотрено для системы ЖКХ: в 2021 г. оно составит 5,6%, а в 2022 г. ускорится до 43,8%.
В долгий ящик планируется отложить крупные атомные проекты. Бюджет соответствующей госпрограммы будет уменьшен на 2,2% в следующем году, 10,1% – через год и почти в 3 раза (на 61,4%) – в 2023-м.
В меньшей степени пострадают бюджеты МЧС и МИД: ГП по чрезвычайным ситуациям потеряет 1,6–3% лимитов в 2021–2022 гг., а внешнеполитическая ГП – 1,1–2,5%.
Минфин возвращается к старым рецептам, ставя во главу угла стабильность бюджета, в то время как развитые страны увеличивают дефициты, чтобы поддержать бизнес, потребителей и рухнувший из-за пандемии спрос.
Изначальный проект федерального бюджета на 2021 г. верстали в другой реальности: в него закладывали среднюю цену нефти в 56 долларов за баррель и средний курс доллара в 66,1 руб.
В июле российская нефть продавалась в Европу дороже 40 долларов за бочку, но объемы экспорта – на минимуме с начала 2000-х из-за сделки ОПЕК+, обязывающей Россию уменьшить добычу до уровней 18-летней давности.
В результате дорожающая нефть мало помогает правительству: в июне нефтегазовые доходы рухнули на 66% относительно прошлого года, а по итогам полугодия Минфин отчитался о дыре в бюджете в размере 955 млрд рублей.
Ее фактический размер, впрочем, вдвое больше: апрельский провал доходов кабмин профинансировал за счет разовых поступлений от сделки с акциями Сбербанка (1,2 трлн руб.), записав их в «доходы», а не в «источники финансирования дефицита».
В мае Минэкономразвития оценило суммарную дыру в бюджетной системе (включая бюджеты регионов и социальных фондов) в 8,5% ВВП, или 9 триллионов рублей.
Комментарий редакции: Правительственные финансисты в очередной раз предлагают нам старые неолиберально-монетаристские рецепты решения финансовых проблем. Фактически они выступают за преодоление бюджетного дефицита ценой замораживания экономического развития России, обнищания народа. О каком сокращении государственного финансирования здравоохранения вообще может идти речь в условиях всплеска пандемии COVID-19? То же самое относится про снижение затрат на социальную политику в условиях падения уровня жизни населения? Нет ничего более деструктивного чем уменьшить поддержку производственному комплексу на фоне ухудшения экономической ситуации, усугубления уязвимого положения России. Вот и возникает закономерный вопрос — на кого работает финансово-экономический блок правительства? Только проводники интересов наших геополитических противников могут пойти на такие меры в нынешних условиях. А их демагогические разговоры про «нехватку денег» не следует воспринимать всерьёз. На каком основании вся страна и весь народ должен расплачиваться за провалы наших компрадоров? Пускай последние отвечают за кризис своим имуществом, своей свободой и даже чем то ещё. Так что нечего увеличивать финансирование администрации президента и известного государственного деятеля, запятнавшегося себя скандальными антинародными фразами! Нечего заставлять народ затягивать пояса ради сохранения привилегированного положения опричников буржуазного государства. Последние всё равно борются, как правило, не с преступностью и с коррупцией, а с протестами людей труда. На это Кремль их и ориентирует. Почему россияне должны жертвовать ради данного контингента? Нечего спасать за счет народа воровские олигархические бизнес-империи. Напротив, надо национализировать их (причем некоторые из них национализировать не с помощью выкупа, а через экспроприацию собственности в судебно-следственном порядке). Сколько можно направлять государственные финансовые ресурсы на помощь зарубежным странам? Пора свой народ спасать. Вот вам мнимая «нехватка денег» в бюджете, ради которой все должны (по мнению либералов) стойко переносить тяготы кризиса. А вообще, в 1998 году — после августовского дефолта, в государственной казне было шаром покати. Тогда пособники американского империализма и МВФ в лице ельцинских «младореформаторов» намеревались посадить на голодный финансовый паёк социальную сферу, национальную экономику. Но пришедшие им на смену Примаков, Маслюков и Геращенко доказали несостоятельность подобной концепции. Благодаря введению государственной монополии на водку, государственного регулирования деятельности экспортёров сырья, борьбе с экономическими преступлениями и с коррупцией в высших эшелонах власти и крупного капитала, ограничения вывоза валюты за границу удалось пополнить бюджет и направить полученные средства на выплату долгов по зарплатам, пенсиям, пособиям. Ну и, конечно же, государственное воздействие на производственный комплекс способствовало оживлению последнего, увеличило поступления в бюджет. Всё это актуально для России и сегодня. Но чтобы воплотить в жизнь все перечисленные шаги, надо лишить экономической и политической власти криминально-компрадорскую буржуазию. Без массового народного сопротивления не удастся сбросить паразитов с шеи России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Цифр масса, но размер федерального бюджета не указан. Нет привязки к абсолюту и все получается относительно. Например, АП, 14 млрд руб, много или мало по отношению к бюджету, ну и так далее.