Как следует “тяпать свою делянку”

Как следует “тяпать свою делянку”

В разные годы, увы, заключительный месяц лета — август, бывало, “одаривал” наших соотечественников трагическими авиапроисшествиями. В нынешнем 2020 году Бог, как говорится, в этом отношении миловал. Как и миловал он в сентябре 2010 года — уже 10 лет назад — девятерых экипажа и 72 пассажира самолёта ТУ-154М, совершавшего дальний авиаперелёт из Якутии в Москву, которому пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме райцентра Ижма в Республике Коми.

Спасение 81 человека стало возможным благодаря умелым действиям экипажа во главе с командиром воздушного судна Евгением Геннадиевичем Новосёловым и исполнявшим в том рейсе обязанности второго пилота Андреем Александровичем Ламановым, которые сумели посадить лайнер на находившуюся в рабочем состоянии взлётно-посадочную полосу/ВПП, углубившись в мелколесье за её пределы всего на 164 метра.

Но, пожалуй, главным спасателем находившихся на борту людей стал Сергей Михайлович Сотников, который на тот день уже 12 лет был единственным работающим в аэропорту: в одном лице и начальник, и подчинённый, который как раз и обеспечивал, чтобы ВПП оставалась в надлежащем виде. Немного расскажем об ижемском спасателе.

Сергей Михайлович Сотников, 1958 г.р., уроженец Южного Урала — из Нуримановского района сегодняшней Республики Башкортостан. В пору детства и учёбы в школе Сергея в его родном селе Красный ключ находилось градообразующее предприятие — Яман-Елгинский леспромхоз, где работали люди серьёзные и привычные к любой погоде. Наверное, от своих родителей и земляков и научился Сергей такому всегда нужному качеству, как ответственность за порученное дело. После окончания десятилетки была мечта поступить в лётное училище, но по состоянию здоровья пришлось поступать в Егорьевское авиационное техническое училище гражданской авиации/ЕАТУГА — ныне Егорьевский авиационный технический колледж, где учился по специальности, относившейся к тому, что называют “наземная служба аэродрома”, то есть те, кто обеспечивает взлёты и посадки воздушных судов в аэропортах.

По распределению Сергей Михайлович вместе с двумя уроженцами тогдашней Коми АССР был направлен в город Печору, а оттуда по остаточному принципу согласился отбыть на работу в аэропорту Ижма на берегу реки Ижмы – притока Печоры, откуда до ближайшей железнодорожной станции между Печорой и Ухтой свыше 150 километров. Такая вот в транспортном отношении глубинка. Двое других местных получили направление в Усинск и Инту. Так судьба забросила уроженца Южного Урала в далёкую северную Ижму. На новом месте молодой специалист быстро освоился, пошёл в хорошем смысле слова в гору по карьерной лестнице и стал скоро начальником всего аэродромного хозяйства в аэропорту Ижмы. В Ижме также нашёл свою вторую половину Марию Александровну (девичья фамилия — Чупрова), ставшую его супругой, здесь родились его дети.

Только вот с начала 1990-х годов, когда на нерентабельную с т.ч. рыночной экономики малую авиацию был “поставлен крест”, объёмы авиаперевозок на местных авиалиниях на АН-2 сократились почти до нуля и стало называться его хозяйство уже просто вертолётной площадкой. Пришлось Сергею Михайловичу практически в одиночку содержать в порядке вверенную ему “делянку”, причём “тяпать свою делянку” (цитата от В. В. Путина) ему приходилось в прямом смысле слова: вырубать кустарник, который прорастал на ВПП, убирать мусор, удалять с полосы легковушки, которые водители, отправлявшиеся в лес по грибы да ягоды, приспособились было парковать на бетонке. По-разному было. И так 12 лет в одиночку. Мотивация начальника аэродрома заключалась в том, что он надеялся, что дадут второе дыхание малой авиации и тогда остающаяся работоспособной ВПП станет вновь востребованной. Так и исполнял он честно и ответственно свои служебные обязанности.

В тот будний день 7 сентября 2010 года с утра Сергей Михайлович Сотников как раз был ещё дома и собирался отводить внучку в школу, когда ему позвонил прежний коллега и сообщил, что над аэродромом Ижмы барражирует перед посадкой пассажирский авиалайнер ТУ-154. Начальник аэродрома засомневался в его словах, возразив, что это скорее тот же маленький АН-24, который и накануне проводил аэрофотосъёмку рядом с райцентром. Но потом позвонили уже с также функционировавшей метеостанции и предупредили, что ТУ-154 идёт на посадку. Сергей Михайлович тут же рванул на машине в сторону аэродрома. И увидел уже там стоящий в буквальном смысле на земле — среди мелколесья — самолёт, который после посадки по направлению “юг-север” выкатился за пределы концевой полосы на 164 метра, из которого по надувным трапам уже велась аварийная высадка пассажиров. Подумал Сергей Михайлович тогда, что все, слава Богу, живы и здоровы. Авиапроисшествие завершилось благополучно.

Потом звучали добрые слова в адрес ижемского спасателя Сергея Михайловича Сотникова. Уже после того, как были отмечены правительственными наградами члены экипажа ТУ-154М (Е.Г. Новосёлов и А.А. Ламанов стали Героями России), награда нашла и главного спасателя. В феврале 2012 года начальник вертолётной площадки в Ижме Сергей Михайлович Сотников был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но ещё перед этим он участвовал 16.12.2010 в “прямой линии” с тогдашним премьером В.В. Путиным — ВВП и поставил перед ним как главой правительства вопрос о ВПП — взлётно-посадочных полосах для малой авиации.

Приведём цитату из того разговора c архива сайта Председателя Правительства РФ В.В. Путина/2008-2012:

QUOTE

Сотников: …я рад, что с моей помощью люди остались живы. У меня вопрос. В Республике Коми раньше было очень много местных аэропортов (это малая авиация). Ан-2 летал практически в каждую деревню, и он был доступен всем. Ан-24, Як-40 летали в большие аэропорты и подпитывали транзитом эти большие аэропорты, что немаловажно. Сейчас аэропорты эти местные — кто-то сократился, кто-то ликвидировался, кто-то перешел в статус вертолетной площадки, как у нас. У меня вопрос. Есть ли какая-то перспектива возрождения малой авиации на Севере? Можно возродить это или нет?
В. Путин: Сергей Михайлович, во-первых, я хочу выразить просто восхищение тем, как Вы относились к своему долгу. Можно Вас спросить? Вы же понимали, что вроде этот аэропорт не планируется к использованию. Вы зачем поддерживали его в работоспособном состоянии?
С. Сотников: Я надеялся, что возродится малая авиация. Все-таки надежда умирает последней.
В. Путин: То есть именно исходя из соображения, что нельзя допустить разрушения полосы, поскольку Вы считали, что она будет востребована и потом будет использована?
С. Сотников: Да.
В. Путин: Хочу Вам сказать, что Вы были правы. Наверняка так и будет.
Совершенно очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации. Основные элементы программы заключаются в следующем. Во-первых, мы снизили практически до нуля ввозные таможенные пошлины на такую авиационную технику — не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают. Вот эти «аннушки» уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет. Надеюсь, что они будут. Но чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы, повторяю, сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты, по-моему, до 50 посадочных мест. Приняли решение, что мы возьмем на федеральный уровень и отфинансируем с федерального уровня небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах Российской Федерации, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий. А субъекты Российской Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если потребуется, а такая потребность, наверняка, возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах…

END QUOTE

Скоро будет 10 лет, как прозвучали на всю страну в прямом эфире слова тогдашнего премьера ВВП о ВПП. Увы, но представляется, что воз за 10 лет никуда не сдвинулся и ныне там. Хорошо хоть, что продолжает функционировать в режиме вертолётной площадки аэродром в Ижме, который становится востребованным в самую распутицу: по весне и по осени, когда как сам райцентр, так и некоторые деревни в районе с интересными названиями: Няшабож, Брыкаланск, Кипиево по Печоре оказываются отрезанными от “Большой земли”. Около года назад сам Сергей Михайлович расстался со своим единственным по трудовой книжке местом работы: вышел на пенсию в возрасте 61 года, хотя мог “по северным” ещё в 55 лет это сделать. Аэродромное хозяйство передал молодому сменщику из местных — Каневу Дмитрию Анатольевичу. Дел и на пенсии в северном селе всегда хватает: дрова, огороды, другие хозяйственные заботы. По словам Сергея Михайловича, иногда звонит командир того лайнера Евгений Геннадьевич Новосёлов. Сам он встречался с некоторыми из спасённых в сентябре 2010 года пассажиров на записи популярных ток-шоу в том же году. Возможно, что некоторые из них по-прежнему ходят ежегодно в церковь в день 7 сентября, ставший их “вторым днём рождения”, и ставят свечку за своё спасение и за здравие спасателей и спасённых. Жизнь продолжается. 

Как известно, есть такое пожелание у пассажиров перед очередным авиарейсом: “Пусть количество взлётов будет равно количеству посадок”. Благодаря Сергею Михайловичу Сотникову оно реализовалось 07.09.2010.

Пусть же и впредь количество взлётов и посадок будет одинаковым и пусть каждый на своём рабочем месте ответственно относится к своему служебному долгу и так продолжает “тяпать свою делянку”, чтобы разного рода происшествия как можно меньше случались в нашей жизни.

В. Михайлов

сентябрь 2020

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *