Поэт от кинематографа, режиссер, сценарист, актер

Поэт от кинематографа, режиссер, сценарист, актер

4 октября 2020 года одному из классиков советского кинематографа Марлену Хуциеву исполнилось бы 95 лет. К сожалению, он  ушел из жизни в марте прошлого года.

Про режиссера Марлена Хуциева часто говорят, что он брал не количеством, а качеством. В его фильмографии всего около десяти картин, но каждая лента передает атмосферу эпохи. Отечественные и зарубежные зрители  любят его фильмы. за правдивость, за желание показать реальность такой, какая она есть на самом деле. По фильмам этого классика советского кино с легкостью можно изучать эпоху. Его кинокартины “Весна на Заречной улице”, “Июльский дождь”, “Застава Ильича” и другие стали настоящими символами оттепели. В них чувствуется сам дух того времени.

Будущий деятель кино родился поздней осенью 1925 года, а именно, 4 октября, в Тбилиси, в то время носившем название Тифлис. Имя мальчику родители дали в духе времени и своих убеждений, соединив  Маркса и Ленина. Его отец Мартын Хуцишвили стал коммунистом задолго до революции. Дивизионный комиссар прошел пекло гражданской войны, а позднее получил должность в наркомате внутренней и внешней торговли.

Детство и юность Марлена, по национальности грузина, сложно назвать радужными и беззаботными. Родители расстались, когда сыну исполнилось 3 года. Марлен отправился с мамой, актрисой Ниной Утенелишвили, в прошлом дворянкой, в Москву. В столице женщина окунулась в жизнь культурной богемы, выходила на сцену, пытаясь сделать карьеру актрисы. Маленький сын оставался без присмотра и должного внимания, пока отец не забрал его обратно в солнечный Тбилиси.

Карьера начинающего режиссера стартовала на Одесской киностудии, работе на которой Марлен Хуциев отдал 5 лет своей жизни. Там он снял первую картину, мгновенно прославившую его на весь Советский Союз и ставшую пропуском в мир советского кинематографа. «Весна на Заречной улице» стала визитной карточкой мастера, сумевшего филигранно и деликатно переплести производственную тему с любовной линией сюжета.

Сняв этот, как теперь говорят, кинохит 1950-х годов, Марлен Хуциев проснулся знаменитым. Пронзительная мелодрама с идеальным актерским составом нашла путь к сердцам миллионов советских зрителей и стала классикой российского кинематографа. Фильм и сегодня с удовольствием смотрят, с ностальгией вспоминая то доброе и вечное, о чем так талантливо сказал с экранов Хуциев.

Кинолента «Застава Ильича», снятая в 1964 году, повествует о трех молодых друзьях-рабочих — Славе, Сергее и Николае. Каждый из них находится в поисках правильных жизненных путей, целей, искренне веря в социализм и светлое будущее. 

В 1970 году Марлен Хуциев снял  фильм «Был месяц май», действие которого разворачивается в конце Великой Отечественной войны, в 1945 году. Идет вторая неделя мирной жизни, советские солдаты по дороге домой останавливаются на ферме богатого немца по фамилии Рашке. Тот с красноармейцами обращается по-доброму, а ночью с семьей уезжает спать к родственникам. Во время одной из прогулок солдаты натыкаются на покинутый концлагерь, а спустя какое-то время ферму посещают трое его бывших заключенных. Они рассказывают страшную правду о владельце  хозяйства, после чего героям приходится принимать  непростое решение.

Стремящийся к реализму и даже документальности в своих фильмах Марлен Хуциев этот фильм начинает и заканчивает кадрами военной хроники под мелодию Mama, которую исполнил оркестр Поля Мориа. Музыка в киноленте заслуживает отдельного внимания, так как оркестровку сделал сам Альфред Шнитке. Использовалась запись Петра Тодоровского, исполняющего на гитаре итальянский вальс «Память цветов». Документальная хроника в начале фильма идет под музыку Петра Чайковского .

Мало кто знает, что в фильмографии Марлена Хуциева есть несколько документальных работ. Первым опытом режиссера в документалистике стал фильм “Алый парус Парижа”, вышедший в 1971 году к столетию Парижской коммуны. Несмотря на идеологическую направленность, даже в этой ленте чувствуется легкость и поэтичность, присущая стилю Хуциева. В 2001 году режиссер выпустил документальный фильм “Люди 1941 года”, в котором он на обширном материале кинохроники попытался осмыслить историю Великой Отечественной войны. Фильм открывается и завершается игровыми эпизодами школьного выпускного в июне 1941 года, а за кадром звучит авторский комментарий режиссера, где в этом отношении лента явно перекликается с документалистикой  Михаила Ромма, чей последний фильм “И все-таки я верю…” Хуциев вместе с Элемом Климовым и Германом Лавровым завершал после смерти режиссера в 1971 году.

Режиссер Марлен Хуциев ушел из жизни 19 марта 2019 года. Он снял не так много, но и этого хватило, чтобы навсегда имя этого человека вошло в историю отечественного кинематографа.

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *