Как долго ещё продлится правление Путина? Разномастные политэксперты, как с отечественной, так и с зарубежной пропиской активно ломают копья по этому вопросу, но единственный честный ответ: неизвестно. Разномастные транзитные комбинации, роль и значение внешних факторов, таких как санкционное давление на отечественные элиты, спекуляции относительно состояния здоровья президента, будут ли им использоваться принятые в этом году поправки в Конституцию и как именно – и так далее, и тому подобное, всё нужно привести к единому знаменателю, ничего упустить нельзя. Доходит, право, до смешного – на полном серьёзе обсуждается значение и скрытый смысл того, что в одном из репортажей, показанных по центральному телевидению, просочилась деталь: первое лицо в задумчивости машинально поглаживает герб страны на казенном пресс-папье. К чему бы это? Нет ли тут тайного знака?
Ну да оставим «аналитиков» с их весьма занимательными загадками. Некогда, вроде бы, Наполеон говаривал «Дрожание моей левой икры есть великий признак». Путин, конечно, не Бонапарт, но авось и здесь чего-то высосут глубокие умы – незначительных деталей, когда речь идёт о значительных лицах, на свете не бывает. А вот о чём можно говорить совершенно уверенно, так это о том, что сколько бы ни просидел на троне Владимир Красное Солнышко, одним из важнейших элементов в государственной пропаганде, направленных на укрепление его имиджа, будет сравнение с 90-ми. Вытащил, вывел единолично нас всех из кошмара, практически как Моисей евреев из Египта, даровав вместо крови и хаоса… нет, не процветание, это вы перебрали, а стабильность. На коей и зиждется государство Российское.
Казалось бы, уж двадцать лет минуло, можно бы во всех смыслах двинуться и дальше. Хотя что это я! У нас зачастую, что у оппозиционных либералов, что у государственного официоза зачастую советское наследие – главная причина текущих неурядиц и бед. Да, все ещё! Такие вот были большевики страшные и коварные люди – столько всего насоздавали, что пользуемся до сих пор в основном их наработками – и всё то они неудобные и неподходящие для современной рыночной страны РФии. Просто страсть. А вообще это всё Ленин виноват – бомбу заложил под Россию. Президент лично подтверждает. На самом деле, конечно, причины долгой жизни тезиса о победе Путина над 90-ми и их демонами вполне понятны. За исключением очень небольшой прослойки населения (стоит отметить, в большинстве своём сейчас вполне благоденствующего), для которых эра Ельцина «святая», основная масса жителей нашего Отечества запомнила период от распада Союза и до начала нового тысячелетия как одну сплошную катастрофу. Чёрную полосу без намёка на белое. Поруху, как свою, личную, так и глобального, исторического масштаба. Иные психологические травмы остаются с человеком навсегда. Пережившие жестокий голод нередко начинают по нелепому скопидомничать, сметая крошки со стола в специальный мешочек. Прошедшие войну с ей артобстрелами люди порой тяжело переносят громкие и резкие звуки. Русский народ и братские этносы, населяющие нашу большую страну получили такой опыт в 90-е, что приведённые выше сопоставления вполне уместны. И, разумеется, тот, кто способен надёжно, твёрдо гарантировать, что кошмар больше не повторится, получает огромный кредит доверия.
Но что такое 90-е? В чём их наиболее характерные особенности? Понятно, пространный ответ на вопрос потребовал бы не статьи, а книги, объёмистого исследования. Однако некоторые понятия и образы сделались знаками той эпохи, маркерами, по которым собеседник сразу поймёт, о чём идёт речь. Дефолт и МММ, малиновые пиджаки и ребята попроще в спортивных костюмах фирмы Адидас – список можно продолжать довольно долго. Одна из характерных черт, примет эпохи – чудовищное положение в вооруженных силах, оборонной промышленности и отчаянные попытки причастных к ним людей хоть как то снискать хлеб насущный. Государству, де факто признавшему себя побеждённым в Холодной войне, мощнейшая военная машина Советского Союза была не нужна. А для овладевших рычагами управления страной и командными высотами экономики не существовало запретных сфер для спекуляций и банального воровства. Высокотехнологичные заводы, делавшие ракеты, самолёты, сложнейшую радиоэлектронику пытались, чтобы спастись и не утонуть в привольно и хаотично разлившемся море рынка, перепрофилироваться на изготовление сантехники, посуды и даже водки и колбасы. А из вооруженных сил тащили всё, что плохо лежало. То, что лежало хорошо, двигали и после всё равно крали. В недавнем прошлом равный соперник для войск заокеанской сверхдержавы и всего Западного лагеря с грязью и неоправданными потерями пасовал перед боевиками-инсургентами в Чечне.
Казалось бы, всё это – печальная история пройденного и оставленного позади этапа. Чем-чем, а армией у нас сейчас принято подчёркнуто гордиться. Гордые парады, репортажи со ставшей мемом присказкой про «не имеет аналогов в мире», значительные расходы на военное ведомство, Сирия, Калибры с Искандерами и холёный без пяти минут маршал уроженец Тувы Шойгу, слушающий молебен в свежеотстроенном за государственный счёт православном Главном храме Вооруженных сил. И тут – история с фабулой один в один из девяностых. Из самолёта – стратегического воздушного командного пункта неизвестными похищено ценное оборудование.
Но обо всём по порядку. В 1980-х, когда, с началом президентства Рональда Рейгана, риторика Соединённых Штатов по отношению к своему главному геополитическому и идеологическому противнику стала ужесточаться не по дням, а по часам, стремительно похоронив все достижения периода Разрядки, в военно-политическом руководстве СССР всерьёз задумались о вероятности ядерной войны. Одна из ключевых целей в любом вооруженном конфликте – командный состав. Ядерная же война имеет смысл только в том случае, если вы каким-то образом сумеете избежать ответного удара противника: иначе издержки, даже в случае «победы» окажутся катастрофическими. В США длительное время пестовалась концепция обезглавливающей атаки с широким применением атомного арсенала. Контрмеры разрабатывались разные. Это и знаменитая автоматизированная система «Периметр», получившая в прессе расхожее название Мёртвая рука, и стратегические зенитно-ракетные комплексы, и радары дальнего обнаружения и предупреждения. В числе прочих возможных тем возникла идея мобильного воздушного командного пункта. Выражаясь яснее, самолёта, предназначенного для эвакуации высшего военного руководства страны в угрожаемый период и одновременного управления вооружёнными силами в условиях конфликта любой степени интенсивности, включая полномасштабную ядерную войну. Оборудованный средствами связи, системами жизнеобеспечения, мощной энергоустановкой и способный работать полностью автономно в течение длительного периода времени.
И такая машина была построена. Ил-80, созданный на базе пассажирского Ил-86, совершил первый полёт 29 мая 1985 года. При создании крылатого КП были приняты меры по снижению воздействия поражающих факторов ядерного взрыва: например, отсутствие иллюминаторов, минимальное количество люков. Самолёт был сложнейшим – буквально напичканным электроникой, он, кроме того, должен был обеспечивать высокий комфорт на борту, главное — соответствовать высочайшему уровню надежности — вероятность отказов в 10 раз ниже, чем для обычных машин военного назначения. Ил-80 в прямом смысле слова изделие штучное – собрали их всего 4. Доводка машины заняла существенное время – окончательно воздушные командные пункты встали в строй уже после распада Союза в 1992. В деле они с тех пор, слава богу, себя проявить шансов не имели, однако сохранили статус важного элемента отечественного комплекса стратегических вооружений. Весной 2010 один из Ил-80 задействовали в воздушной части парада по случаю 65-летия Победы.
И вот мы подошли к главному. После прохождения текущего ремонта и техобслуживания на мощностях Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева находящийся на территории аэропорта Таганрог-Южный Ил-80 обнесли неизвестные. Как? Очень просто. Вскрыли грузовой люк, влезли и вытащили 39 радиостанционных блоков и еще пять плат из пяти таких же демонтированных блоков, а потом благополучно скрылись с награбленным. Судя по количеству оставленных на месте преступления отпечатков пальцев и следов речь идёт о не слишком квалифицированных грабителях – и это позволяет в какой-то мере вздохнуть с облегчением, потому что злоумышленники имели возможность узнать сведения, составляющие государственную тайну, касающиеся особенностей передачи с борта спецсамолета указаний особой важности. Окончательные выводы делать преждевременно, но похоже, что поработали самые обыкновенные охотники за ценным металлом. Да, это звучит как бред сумасшедшего, но не перестаёт от того быть фактом. Основная версия случившегося на сегодняшний день: невесть кто вломился в крылатый пункт управления нашим атомным арсеналом, выдрал оттуда что приглянулось и сбыл на цветмет.
Понятно, что подробностей, касающихся того, как была организована охрана борта, кто персонально нёс за это ответственность – и проявил недопустимую халатность мы, простые граждане России, едва ли увидим в открытом доступе. Но вполне очевидно уже из самой канвы происшествия – перед нами пример какого-то невообразимого, гомерически нелепого и возмутительного бардака. Некогда в голливудском кино был популярен штамп – главные негодяи, с которыми приходилось бороться, спасая мир, очередному «крепкому орешку», добывали ядерную бомбу где-то на обломках бывшей красной державы, похищая, или приобретая её на чёрном рынке. Уверен, многие смутно припомнили схожие сюжеты из боевиков 90-х. То, что несколько дней назад вскрылось – и не в фильме, а в реальности – вещь практически того же порядка. И это заставляет задуматься…
Где 90-е? Так ли далеко они от нас? Или просто заметены под ковёр, легализованы и введены в систему? Стоит обратить внимание и вот ещё на какой аспект истории с Ил-80. Знали ли преступники что за машину они обчищают? Доподлинно – вряд ли. В общих чертах – несомненно. С его характерным «горбом» и уже упоминавшимся отсутствием иллюминаторов перепутать летающий КП с гражданской машиной будет трудно даже непрофессионалу. Доход со сдачи цветмета скромный. И тем не менее, воры пошли на риск. Есть только два объяснения: или они были полностью убеждены в своей безнаказанности, или решились действовать из-за крайней нужды. Как первая, так и вторая возможность есть обвинение существующему в стране режиму. Мы видели всё это. Мы помним подобные сюжеты. 90-е, стоило только падению цен на нефть и коронавирусу согнать с путинской РФ немного стружки, полезли из всех щелей. А лица? Да вот же они все! Переназначен на новое хлебное место Чубайс, рулит внутренней политикой страны через Администрацию президента Киреенко. В Москве, невзирая ни на какую пандемию, продолжаются работы по перепрофилированию усадьбы Долгоруковых-Бобринских в столичный филиал Ельцин-центра.
Известна фраза – шила в мешке не утаишь, но здесь этого и делать то не пытаются. Так, перебрасывают за спиной из руки в руку. Тем временем даже не оппозиционные опросы, а вполне благонадёжный и верноподданный ВЦИОМ показывает: рейтинг доверия президенту РФ составляет 26%. Так мало не было ещё никогда. Тяжелый 2020 заставил нас поневоле быть честными перед самими собой. Нет ни перспектив, ни даже той самой пресловутой стабильности. Только разлитое в воздухе опасение, что из-за того, что в стране стало тонко, может порваться именно у тебя, у твоих родных и близких. И нарастающее раздражение. Усталое, мрачное. За скрытыми масками лицами – сжатые зубы.
Нам пора попрощаться с 90-ми. Любыми. Мимикрирующими. Частичными. Подсахаренными. Близится 2021 год. Время пришло…
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Некоторые летали. Бомба была подложена не простая, а атомная. Не надо плохого о Мавроди. Честный народный капиталист, его билеты были надежнее ГКО. Умер на троллейбусной остановке. СССР был разрушен. 90-е здесь, они и не уходили. Настроения, вроде, переданы верно. Но народец измельчал. Ищет спасения в ожидании, а не в действии.