По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»
МАСШТАБЫ воровства в лесных угодьях приобрели в последние годы фантастический размах из-за фактического отсутствия государственного контроля за вырубками и экспортом древесины. Это привело к тому, что вся лесная отрасль экономики оказалась криминализирована.
Необработанная древесина вывозится из России за границу, в основном — в Китай. Там она обрабатывается и экспортируется обратно к нам, но уже по гораздо более высокой цене. При этом большая часть кругляка вывозится нелегально. Документы подделываются, проверяющих подкупают, местным властям платят взятки, предприниматели делятся с чиновниками прибылью, чтобы те закрывали глаза на то, что вырубки ведутся без разрешений.
Отдельная беда с ценными породами дерева (кедр, карагач, ильм, вяз, орех, клён и др.). В экспортных документах они обезличиваются — регистрируются под маркировкой «прочие». Хотя они дороже сосны и лиственницы и должны контролироваться отдельно. Чтобы вывезти их из России, предприниматели платят копейки, а перепродают их в другие страны дороже в разы.
По оценке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, объём незаконного экспорта в КНР в 2016—2019 годах составил около 2 млн куб. метров ценных пород древесины, что привело к экономическому ущербу государству до 86 млрд рублей и выведению из-под налогооблагаемой базы указанного объёма древесины. Впоследствии эти ценные породы древесины реализовывались через имеющиеся в КНР сырьевые биржи в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по существенно более высокой стоимости — до 10 раз.
Достоверных данных по объёмам вырубленного леса у государства нет. Счётная палата РФ сравнила официальные данные минприроды об объёмах заготовленной древесины с официальными данными таможенников по древесине, отгруженной на экспорт. Оказалось, что, например, в Забайкальском крае в 2016-м её экспортировано в 1,42 раза больше, чем отгружено. В 2017-м — в 1,75 раза больше, в 2018 году — почти в 2 раза больше. Так быть не может. Нельзя срубить одно дерево, а продать два. Если вы продаёте два — это значит, что вы и срубили два.
Но в нашем государстве и не такие чудеса возможны.
ЛесЕГАИС, единая государственная автоматизированная система учёта древесины и сделок с ней, введена в эксплуатацию Рослесхозом в 2016 году, через неё осуществляется контроль на всех этапах движения леса.
Возможности взаимодействия информационных систем ФНС России, ФТС России, минпромторга России, МВД России, Росприроднадзора, Россельхознадзора и других заинтересованных органов исполнительной власти и ЛесЕГАИС не предусмотрены. Поэтому невозможно отслеживать объёмы древесины на момент заготовки и указываемые во внешнеторговом контракте. Кроме того, в системе ЛесЕГАИС отсутствуют сведения о транспортировке древесины. Из-за этого невозможно контролировать объёмы лесоматериалов от места лесозаготовки до места потребления, так что в пути объёмы эти легко могут увеличиваться.
Пресекать незаконные вырубки должны лесные инспектора. Но штат лесных инспекторов не укомплектован. Их вдвое меньше, чем должно быть. Люди не хотят идти в лесные инспектора, потому что зарплата маленькая (16—22 тыс. руб.), жить надо на лесных кордонах, где нет интернета, поэтому невозможно получать оперативные сведения. При этом нагрузка огромная, патрулировать нужно тысячи гектаров, а транспорта нет. Кроме всего прочего, лесные инспектора мало что могут. Это самое слабое звено в управленческой цепочке лесного хозяйства. Они подчиняются начальству, а их начальство подчиняется своему начальству. Лесным инспекторам даже взяток не дают, обо всём договариваются на гораздо более высоком уровне.
Перечисленные факторы в совокупности приводят к тому, что в последние годы российский лес вырубают сотнями гектаров, особенно в местностях, близких к границам с Китаем. На снятых из космоса фотографиях уже невооружённым глазом виден огромный урон, который наносится тайге на Дальнем Востоке и юге Сибири. Тёмно-зелёный лес там испещрён бледными квадратами. Местами они смыкаются, образуя причудливые фигуры. Выглядит всё это так, будто в тайге выедает проплешины какой-то адский вредитель.
Только этот вредитель — не животное и не насекомое, а человек.
Комментарий редакции: Уничтожение зелёных лёгких России действительно сулит нам всем неприятные перспективы, чреватые деструктивными последствиями. Без решения затронутой проблемы катастрофа нашей стране гарантирована. Но что надо сделать? Полумерами, простым надзором со стороны инспекторов не ограничиться. Следует пересмотреть основы принятого в 2001 году Лесного кодекса, позволившего коммерсантам скупать леса и уничтожать их. Нужен государственный контроль за природными ресурсами, за крайне важной для страны сферой. Это вопрос и сбережения экологии, и активизации производственного комплекса ( при развитии лесопереработки), и пополнения бюджета. Между прочим, экс-губернатор Иркутской области С.Г. Левченко наводил порядок в данной сфере. Его политика давала позитивные плоды. Но вместо распространения столь созидательного опыта на всю Россию его подвергли неслыханной травле и давлению. Тем самым правящий класс де-факто подчёркивает своё упорное нежелание менять положение вещей. Видимо, некоторые его представители нагревают руки на описанной в статье проблеме. Но к подлинным интересам России это не имеет никакого отношения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.