По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Елена Морозова

Из Стокгольма пришло сенсационное известие: в ходе завершившегося в шведской столице первенства планеты по фигурному катанию неожиданно выяснилось, что одно из самых популярных в скандинавском королевстве музыкальных произведений — Концерт №1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Фрагмент из него, заменивший по воле Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) российский гимн, аж три раза прозвучал в честь наших спортсменов под сводами арены «Эрикссон-Глоб», где проходил главный турнир сезона.

ШУТКИ ШУТКАМИ, но если нельзя обойти санкции ВАДА, лишившего всех отечественных атлетов права на использование национальной символики на крупнейших международных состязаниях, то остаётся лишь высмеивать их и продолжать доказывать своё превосходство. Именно это и сделали российские мастера конька, продемонстрировав, что завладеть почти всем «золотом» мира можно и под флагом Федерации фигурного катания РФ. А исполненный вместо Государственного гимна отрывок из эпохального произведения выдающегося русского композитора ничуть не умаляет значимости блистательных побед, одержанных нашими виртуозами в трёх дисциплинах из четырёх.

Честно говоря, потрясающие результаты важнейших соревнований «коронавирусного» сезона превзошли самые смелые прогнозы. Российская команда не просто повторила успех 16-летней давности, завоевав, как и на московском первенстве планеты-2005, целых три «золота» и «серебро», но добавила к медальной копилке ещё две «бронзы».

Фортуна изначально благоволила к нашим фигуристам, осыпая милостями даже тех, кто на них не рассчитывал. Первые подарки капризная богиня удачи преподнесла парникам, среди которых особенно выделила дебютантов турнира Анастасию Мишину и Александра Галлямова — воспитанников Тамары Москвиной. Ребята, попавшие в сборную только благодаря дополнительному отбору (на первенстве страны они заняли лишь четвёртое место), шли третьими после обязательного номера, но, великолепно исполнив произвольную программу, взлетели на вершину пьедестала и вернули стране мировую корону, утраченную ещё в 2014 году. Песня «Мы — чемпионы» группы «Квин», звучавшая в финале их победного проката, оказалась на удивление пророческой.

Впрочем, столь стремительный успех новичков в истории отечественной школы фигурного катания — отнюдь не из ряда вон выходящее событие. Правда, последний раз ворваться в международную элиту с первой попытки, сразу возглавив её, россиянам удавалось 35 лет назад, когда в 1986-м первенство планеты в Женеве выиграли будущие двукратные герои зимних Игр Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков.

Удача слегка улыбнулась и другим подопечным Москвиной — Александре Бойковой и Дмитрию Козловскому. Действующие чемпионы Европы стали обладателями малой золотой медали, блеснув в короткой программе. К сожалению, в произвольной партнёрша допустила несколько промахов, стоивших дуэту мирового титула, так что в итоге Саша с Димой довольствовались «бронзой».

Между тем на фоне ярких выступлений учеников Москвиной прокаты Евгении Тарасовой — Владимира Морозова, номинально считавшихся лидерами сборной, по большому счёту, не впечатлили. Бесспорно, после переезда в США и начала сотрудничества с Мариной Зуевой пара заметно выросла в хореографическом плане. Но извечный технический камень преткновения (срыв Женей параллельных прыжков) никуда не делся. По сути, именно эти досадные ошибки партнёрши, причём в обеих программах, не позволили фигуристам, ранее трижды попадавшим в призёры престижнейших состязаний, подняться выше четвёртого места.

Как тут не вспомнить рассуждения экспертов, в 2018 году оптимистично говоривших о Тарасовой и Морозове, упустивших олимпийскую награду, что их время ещё просто не пришло. По прошествии нескольких лет приходится констатировать: это время, увы, так и не настало. За период после Игр в Пхёнчхане в нашей сборной «оперились» как минимум три талантливые, очень техничные, азартные и амбициозные пары (две из них «птенцы» Тамары Москвиной), которые уже неоднократно обходили Женю и Володю на международных стартах. Да это и неудивительно: как поётся в знаменитой советской песне, молодым везде у нас дорога.

Что касается главных соперников россиян — замечательных китайских виртуозов Суй Вэньцзин и Хань Цуна, то на сей раз их ледовые спектакли, включая известный произвольный номер «Дождь в твоих карих глазах», принёсший им победу на мировом старте-2019 в Сайтаме, уже не сражали наповал. А потому лишь второе место вице-чемпионов Олимпиады-2018 вполне закономерно. Впрочем, для таких неординарных фигуристов, как Суй — Хань, обретших толпы почитателей, ещё будучи заводными юниорами, прозванными «энерджайзерами», достоинство медали теперь не имеет значения: они прожили огромную и весьма драматичную спортивную жизнь, превратившись в рамках своей дисциплины в абсолютно самодостаточную ценность.

В принципе, анализируя фигурное катание образца 2021, приходишь к выводу, что его нельзя сравнивать с чем-либо ранее существовавшим. Для взрослых спортсменов длительное выпадение из тренировочного процесса из-за карантинных ограничений явилось сложнейшим испытанием и справиться с ним удалось далеко не каждому. Мастера конька очутились в ситуации, когда искусству прыгать, вращаться, вычерчивать дорожки шагов пришлось учиться заново. Собственно говоря, всё, по чему ударила пандемия COVID-19, хоть и возродилось, но уже в ином облике — оптимизированно-виртуальном. Преобразилась и «ускользающая красота», а вместе с ней и участники завораживающего ледового действа, многие из которых не сумели стать улучшенной версией самих себя, а наоборот, растеряли элементы, делавшие их неповторимыми и трудно досягаемыми для конкурентов.

Под сводами «Эрикссон-Глоб» явственно ощущалось: даже в сравнении с прошлым неполноценным сезоном технический уровень основной массы фигуристов заметно упал. Что стало тому виной — отсутствие привычного количества соревнований или же невозможность оттачивать мастерство в период самоизоляции — вопрос отдельный. Но факт остаётся фактом: разрыв между большинством участников чемпионата мира и единицами, не утратившими способность бороться за пьедестал, оказался обескураживающе велик.

Тем приятнее, что в число избранных наконец-то попали российские танцоры. Как уже писала «Правда», отсутствие в Стокгольме четырёхкратных чемпионов мира французов Габриэлы Пападакис — Гийома Сизерона открывало широкие перспективы не только перед заокеанскими спортсменами, но и давало уникальный шанс нашим дуэтам. Выпавшей возможностью не преминули воспользоваться Виктория Синицина и Никита Кацалапов, доказавшие, что их нашумевшая виктория над легендарными представителями Пятой республики на Евро-2020 в Граце — отнюдь не случайность и не козни арбитров против Пападакис — Сизерона.

Вика и Никита отличились уже в ритм-танце, возглавив промежуточную турнирную таблицу и обойдя фаворитов соревнований, американцев Мэдисон Хаббелл и Захари Донохью более чем на два балла. А шедевральное исполнение нашими ребятами произвольного номера, наполненного экспрессией, нежностью, страстью, не оставило сомнений: в стольном граде Швеции вспыхнула звезда новых лидеров мирового танцпола. Ими после 12-летнего перерыва опять стали россияне, достойно продолжившие традиции легендарных Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.

Победа Синициной — Кацалапова крайне важна. В дисциплине, являющейся, без преувеличения, самым репутационным видом фигурного катания, успех на любом крупном международном турнире воспринимается как дополнительный бонус к спортивному реноме — тем более безоговорочный триумф на предолимпийском первенстве планеты.

А вот пятая позиция Александры Степановой и Ивана Букина — явное свидетельство того, что чемпионы РФ в очередной раз остались недооценёнными. Впрочем, понимать судейство в танцах порой не берутся даже эксперты: ведь здесь жюри зациклено на артистизме и презентации — параметрах куда более субъективных, нежели прыжки и вращения. Во всех других дисциплинах верх берёт тот, кто реже падал и делал элементы сложнее. В танцах же главным образом котируются эмоции и умение выражать чувства на льду. Но всего этого у Саши с Ваней было с лихвой, тогда как у американцев Хаббелл — Донохью («серебро») или канадцев Пайпер Гиллес — Поль Пуарье («бронза») точно наблюдался дефицит.

Кстати, заметный прогресс ещё одного российского дуэта — Тиффани Загорски и Джонатана Гурейро, участвовавших в мировом смотре всего второй раз, — также не нашёл отражения в итоговом протоколе: пара замкнула десятку сильнейших, хотя в Милане-2018 финишировала восьмой.

Между тем ни одна бочка мёда, как известно, не обходится без ложки дёгтя. Сию печальную истину вновь доказали российские одиночники, чьи далеко не фантастические результаты можно назвать, пожалуй, единственным разочарованием четырёх горячих деньков в Стокгольме. Впрочем, надо отдать должное отечественным «рыцарям, обделённым медалями»: с непосильной, казалось, задачей добыть стране третью квоту они стопроцентно справились. А потому на Играх-2022 в Пекине — впервые с Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити — наши парни выступят максимальным составом.

Справедливости ради стоит заметить: дебютант состязаний Евгений Семененко, считавшийся слабейшим звеном (в докоронавирусную эпоху спортсмен, занявший 11-е место на чемпионате РФ, не попал бы даже в запасной состав, не говоря уж об основном), выложился на полную катушку. Абсолютно незнакомому судьям 17-летнему фигуристу, не отличающемуся к тому же компонентным катанием, пришлось делать ставку на стабильное и чистое выступление. И его нехитрая тактика сработала: Женя, расположившийся на десятой строчке после обязательного номера, в произвольном улучшил свои показатели и завершил турнир восьмым.

А вот Михаил Коляда, издавна славящийся необыкновенным артистизмом, который ему никак не удаётся сочетать с техническим мастерством, наоборот, съехал с предварительной четвёртой позиции на итоговую пятую. Несомненно, сменив в этом сезоне тренера, спортсмен обрёл некую стабильность, но её цена — упрощение программ. И даже в этом случае обойтись без падений или «бабочек» вместо прыжков у флагмана российской команды не получается. Увы, 26-летний фигурист по-прежнему принадлежит к разряду так называемых чемпионов тренировок.

Едва ли ситуация в стане российских одиночников изменится к Олимпиаде: слишком велика пропасть, отделяющая наших спортсменов от тех, кто правил бал в Стокгольме. Абсолютным триумфатором финального турнира сезона в третий раз подряд стал несравненный «король квадов» американец Нэтан Чен, ошеломивший судей чистейшим исполнением пяти (!) четверных прыжков и набравший сумму 320,88 балла (для сравнения: результат Коляды — 272,04). «Серебро» досталось восходящей мировой звезде — 17-летнему японцу Юме Кагияме. «Космическое» трио дополнил его товарищ по сборной, легендарный Юдзуру Ханю.

Ну а самым захватывающим и драматичным состязанием, до конца сохранявшим максимально напряжённую интригу, выдался турнир прекрасных дам, где второй раз в истории весь пьедестал «оккупировали» представительницы одной страны. Наши Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и Александра Трусова повторили успех американок Кристи Ямагучи, Тони Хардинг и Нэнси Кэрриган, равных которым не было на первенстве планеты-1991 в Мюнхене.

Откровенно говоря, поначалу ничто не предвещало такого сенсационного исхода женского противостояния, хотя уже в короткой программе фурор произвела трёхкратная чемпионка России Анна Щербакова, умудрившаяся даже без элементов ультра-си обойти японскую трикселистку Рику Кихиру. Превосходно выступила и Елизавета Туктамышева: обладательница европейской и мировой корон 2015 года с ходу удостоилась малой «бронзы». На редкость благостную картину нарушал лишь непредвиденный срыв Русской ракеты — квадистки-рекордсменки Александры Трусовой, оставшейся без прыжкового каскада, обязательного элемента короткого проката, что сразу отбросило девушку на 12-ю позицию.

И хотя в произвольных номерах россиянки были далеко не безупречны, каждая из них, по сути, совершила подвиг. Саша, пытаясь наверстать огромное отставание от лидирующей тройки, пошла на беспрецедентный риск, попытавшись первой в истории женского катания прыгнуть пять квадов. Чисто исполнить, увы, получилось лишь три из них, но, несмотря на два падения, уникальную спортсменку, покинувшую в межсезонье группу Этери Тутберидзе, оценили очень высокими баллами, позволившими ей в итоге получить бронзовую награду.

Кстати, дебют Трусовой на чемпионате мира явился серьёзнейшим экзаменом для её нового «промоутера» Евгения Плющенко, являющегося одновременно и прославленным фигуристом, и медийной персоной, и основателем собственной ледовой академии. И то, что столь титулованный спортсмен, не скупившийся на громкие обещания сотворить из Саши абсолютную чемпионку, пока так и не сумел снять с неё проклятье «вечно третьей», в очередной раз подтверждает слова замечательного советского наставника Станислава Жука, давным-давно констатировавшего: хороший тренер и хороший спортсмен — две разные сущности.

К сожалению, без ошибок не обошлось и выступление Лизы Туктамышевой, которую поклонники с гордостью величают Императрицей. Но её выстраданное и заслуженное «серебро» наглядно продемонстрировало: одна из самых возрастных участниц смотра в Стокгольме, отобравшаяся на престижный международный старт после шестилетнего перерыва, по-прежнему конкурентоспособна, эффектно исполняя элементы ультра-си даже в свои «почтенные» 24 года.

Отдельно хочется сказать о закрывавшей турнир Ане Щербаковой, вновь доказавшей азбучную истину: триумфы в спорте — не только сила воли, но и чётко выверенная стратегия, подразумевающая, что рисковать надо с умом. Прямо в начале выступления девушка упала с четверного флипа, однако, совладав с отчаянием, безукоризненно выполнила остальные элементы, вновь удивив способностью не просто катать программу, а проживать её, полностью погружаясь в музыку.

16-летняя фигуристка, как и Трусова, дебютировавшая на первенстве планеты, в очередной раз поразила феноменальной психологической устойчивостью и бойцовским характером. Обладая ценнейшим качеством атлета — умением собираться здесь и сейчас, — Анна Щербакова олицетворяет девиз тренерского штаба Тутберидзе: бери от жизни и спорта всё, что можно прямо сейчас, не загадывая на будущее, поскольку уже завтра это всё, не исключено, достанется другим. Посему для воспитанниц Этери Георгиевны мотивация лишь одна: каждый день стремиться к самоусовершенствованию и двигаться вперёд. Впрочем, сие касается не только спорта, но и других сфер: ведь даже в бизнесе первый шаг к банкротству — убаюкивать себя мыслью, будто дела в компании идут прекрасно и не требуют контроля.

И под занавес ещё одна приятная новость. Как стало известно, судьбоносный конгресс Международного союза конькобежцев в Пхукете, на котором предполагалось рассмотреть вопрос о поднятии в женском катании возраста перехода из юниоров во взрослую лигу с 15 до 17 лет, к счастью, вновь отложен — теперь уже до лета следующего года. А это значит, что в грядущем сезоне новое трио суперъ-юниорок Этери Тутберидзе — Камила Валиева, Дарья Усачёва и Майя Хромых — по полной программе включится в борьбу за места в сборной. И, скорее всего, в плане женского противостояния самым захватывающим зрелищем станет не Олимпиада в Пекине, а декабрьский чемпионат России в Санкт-Петербурге, где развернётся отчаянная схватка за три путёвки на Игры-2022, претендовать на которые будут не менее шести — восьми одарённейших и именитых фигуристок.

Подводя черту под предолимпийским чемпионатом мира, всегда имеющим особое значение, поскольку на нём разыгрываются квоты на важнейшие состязания четырёхлетия, а также определяются их фавориты, напомним, что зачастую именно триумфаторы первенства планеты затем подтверждают титул на зимних Играх. Правда, на женское катание данное правило не распространяется. За последние 20 лет лишь одна фигуристка — кореянка Ким Ю На — смогла взять подряд мировое и олимпийское «золото». В списке же «неудачниц» числятся такие выдающиеся спортсменки, как американка Мишель Кван, россиянки Ирина Слуцкая и Евгения Медведева, да и сама Ким Ю На, в очередной раз став сильнейшей на планете в 2013 году, в Сочи-2014 не сумела защитить свой олимпийский титул, завоёванный в Ванкувере-2010.

Удастся ли Анне Щербаковой снять заклятие и сохранить статус-кво на Играх-2022, покажет время. Но лучшая фигуристка Стокгольма, не исключено, заранее обречена на роль второй скрипки в столице Китая, поскольку в новом сезоне юниорскую «чешую» сбросит невероятная Камила Валиева, стоящая особняком даже в ряду гиперталантливых подопечных Этери Тутберидзе. Ещё два года назад юной уроженке Казани начали предрекать пекинское «золото». Необычайно пластичная, сверхтехничная, артистичная и тонко чувствующая музыку девочка, пусть и не официально, уже вошла в историю, совершив невозможное. В произвольной программе на Кубке Первого канала она умудрилась исполнить считавшийся недоступным для женщин набор элементов ультра-си: тройной аксель, сольный квад и четверной прыжок в каскаде. Так что смена лидера в самой женственной дисциплине практически гарантирована.

И пусть ещё рано делать прогнозы на Белую олимпиаду, в одном мы уже точно превзошли соперников: благодаря заслугам отечественных фигуристов на арене «Эрикссон-Глоб» сборная РФ — единственная предстанет в Пекине максимальным составом. И отдавая дань тем, кто обеспечил стране по три квоты в каждом виде, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»: цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.