О нашей Победе

О нашей Победе

День Победы. Больше, чем просто праздник в современной РФ, но одна из тех духовных скреп – на сей раз без доли издёвки и комикования, не место для них, которые не дают разойтись по швам государству и обществу. Всеохватный, наиглавнейший в году.

И именно из-за его важности нужно говорить о нём честно. Сегодня. Сейчас. Потому что иначе — катастрофа. Лицемерие как ничто другое способно сделать святое дешевым и пошлым. Любые нападки извне, какие угодно наветы можно спокойно и с гордо поднятой головой отмести в сторону, если сам твёрдо убеждён в собственной правоте, если ты действительно искренен, а не «отбываешь номер», делая то, что положено.

Между тем лицемерия вокруг 9 мая становится всё больше. Парады, бравурная музыка, танки — новые и отреставрированные старые:все это в конечном счёте мишура, атрибуты, форма, а не содержание. Шум фанфар оттеняет немоту, неспособность, тех, кто ныне руководит Россией, сказать о главном. Почему мы выиграли войну? За счёт чего была достигнута Победа? Официоз даёт по сути единственный ответ — патриотизм. Проникнутые его духом, солдаты и офицеры РККА массами совершали подвиги — и так одолели супостата.

Всё. Предписано свыше считать, что этого достаточно. Точка. Конец. Никаких вопросов. Между тем они есть. Они должны возникнуть у любого, кто действительно чувствует себя причастным к Победе, а потому хочет понимать, подходить к ней осознанно, а не просто рассматривает 9-е мая как дополнительный повод выпить и закусить. Вот у последних, в самом деле, ясность полная. Дали по рогам фрицам? Да! Ну и чего ещё надо — стаканы подноси! А ведь многие из этих граждан, если их спросить, тоже охотно назовут себя патриотами…

Почему в СССР было много людей, любивших свою Родину и готовых отдать за неё жизнь? Отчего в предшествующей мировой войне — той, которая первого номера, наша армия проиграла немцам? Выходит, при царе-батюшке патриотов в стране был дефицит, а большевики это дело поправили? Интересно, интересно… А во времена Русско-японской как было с патриотами? А в Крымскую? А, страшно сказать, в Первую чеченскую, где в итоге мирный договор с Масхадовым подписывали? К слову, у жителей Республики Ичкерия почему-то тогда тоже был не общий с большинством населения Российской Федерации патриотизм, а свой, отдельный. Тот, который вёл их бороться за независимость. Отчего во время Великой Отечественной вышло иначе? Почему мы считаем предателями бандеровцев, прибалтийских коллаборантов и прочую шваль, ведь они, что в 1940-е, что теперь, охотно строят из себя патриотов своих этносов, радеющих за их самобытность и счастье?

Почему вообще у одних патриотизм — это меч-кладенец, а других он как-то не сильно спасает от поражения? Или только мы в России — настоящие, самые правильные патриоты?Не было патриотов в Польше, во Франции, в Югославии? Выходит, что нет, раз все они оказались под пятой Третьего Рейха. А солдаты вермахта не были патриотами своей страны? Не было строки «Германия, Германия превыше всего» в тексте немецкого государственного гимна? В чём различие? Только лишь в количественном показателе? У нас патриотизм был самой густой закваски, у нашего врага — пожиже, а у покорённых Гитлером народов так, почти совсем водица? Наверное именно по этому с такой отвагой сражались партизаны Тито и восставшая Варшава сопротивлялась два месяца в 1944…

Вообще идея о том, что какой-то народ лучше другого по определению, изначально и вне зависимости от иных факторов — просто в силу своей природы, это и есть фашизм…

Между нацистским, гитлеровским патриотизмом и патриотизмом советским действительно существует глубочайшая принципиальная разница. Но суть её связана с различиями в мировоззрении, а в конечном счёте — в социально-экономическом устройстве общества СССР и Третьего Рейха. А потому говорить об этом в современной РФ по существу вопроса, а не пустыми фразами и навязшими в зубах клише нельзя. Только непонятно тогда, почему, например, у оборонявших дом Павлова представителей девяти разных национальностей был один общий патриотизм, а не отдельные, сепаратные. А ведь немцы, атакуя Советский Союз, рассчитывали сыграть на этнической неоднородности страны, рассматривали её как слабость. Да и сейчас на пространстве бывшей красной державы азербайджанец стреляет в армянина, грузин — в осетина и абхаза, таджик — в киргиза, и это, к сожалению, далеко не полный список.

В минувшем месяце все телеканалы транслировали послание нашего дорого Владимира Владимировича Федеральному собранию, где тот, помимо прочего, обрушился с критикой на учебники истории: «Иногда с удивлением открываю школьные учебники. Как будто не про нас написано. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Удивительно. Все что угодно там написано, но не про Сталинградскую битву». Создаётся впечатление, будто господин Путин прибыл в Россию только что. Что он не руководил руководил страной в том или ином качестве уже свыше двадцати лет кряду. Что президент и сам никогда раньше не задавался вопросом о том, как преподаётся школьникам история Велий Отечественной, и никто другой ему тоже об это не докладывал. Лицемерие. Очевидное, бьющее по глазам. И да, действительно подрастающие поколения должны железно знать название «Сталинград», понимать, чем было это исполинское сражение, без преувеличения определившее в существенной мере судьбу мира. Действительно, многие издания, по которым учат российских детей, мягко говоря далеки от совершенства. Вот только в теории верное, нужно решение оборачивается дрянным спектаклем, фарсом, где всё ненастоящее, и хочется вслед за Станиславским кричать «Не верю!».

И то же самое — сплошь и рядом. Обман не уживается в одном ряду с правдой, он убивает, отравляет, компрометирует её. А в итоге сводит в ноль, потому что нельзя быть лжецом наполовину. Власть, правящий класс современной РФ как никто другой дискредитирует Победу! Потому что говорить о защите исторической памяти от фальсификаций и искажений — и закрывать из года в год паскудной фанерной загородкой Ленинский мавзолей, к которому бросали штандарты поверженного нацизма, стоя на котором лидеры страны принимали парады ноября 1941 и июня 1945, это лицемерие. На словах соловьями разливаться в благодарностях поколению, прошедшему войну, обвинять своих политических оппонентов в оскорблении ветеранов, как в едва не самом страшном, непростительном преступлении — и вынуждать победителей влачить нищенское, бесправное существование, заброшенными и оставленными на произвол судьбы в промежутках от одной красной даты календаря до другой, это лицемерие. Бряцать оружием на парадах, в красках живописать свою военную мощь — и трусливо дозволять жить, набираться сил, лакая кровь, неонацизму на Украине, триумфально крепнущему, открыто проводящему марши и шествия, сквозь пальцы смотреть на то, что 8 мая, накануне Дня Победы, на Донбассе очередной, привычный, дежурный обстрел, это лицемерие. А люди не слепцы.

Лицемерие необходимо счищать, как ржавчину, потому как если не делать этого, День Победы рано или поздно сделается казённой формальностью. Будет ритуал, красочный фасад — мысль, чувство, суть уйдут в историю. Сама Победа, разумеется, не исчезнет и не умалится. Мы станем далёкими и крохотными по отношению к ней. Честь и слава тем, кто шёл к Берлину под свинцовыми ливнями, градом осколков, кто продирался через дьявольский кустарник колючей проволоки, кто не сдавался, когда, кажется, даже металл плавился кругом и горела земля! Грудь героев украшена золотом орденов, вечные огни полыхают по городам и весям, светом своим ежечасно озаряя свершения покойных и ещё остающихся с нами ветеранов. Они заслужили почёт до скончания дней. Вопрос в другом. Какое мы, слышавшие грохот артиллерийских разрывов только в кино, не вращавшие землю ногами в многокилометровых маршах, не отвечавшие прямым пожатием руки на вызов судьбы, не рисковавшие жизнью, имеем отношение к этому подвигу? На каком основании можем считать его своим? Годы идут, ползут неумолимо, растирая всё в пыль своей тяжестью. Празднуют уже День Победы поколения, вовсе не соприкасавшиеся с живыми участниками Великой Отечественной. Некогда в нашей стране сочинили песню, где была фраза: «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» — и эхом отозвалась она тогда в душах миллионов. Людей, в персональной судьбе которых, их близких, родных, друзей и знакомых оставила свой след война. Для них за громкими фразами крылась личная драма. Но время течёт, оно уносит нас всё дальше от наполненных пламенем и дымом лет. Не столь далёк и столетний юбилей Победы, когда — хотелось бы, конечно, ошибиться, да только едва ли — не будет уж на свете ни одного фронтовика. Что останется тогда?

Помимо пафоса бережно хранимой памяти, благодарности по отношению к людям, грудью заслонившим от врага своё Отечество, помимо фразы, высеченной в граните на мемориальном Пискарёвском кладбище, знаменитого «Никто не забыт и ничто не забыто», существует и нечто ещё. Смысл, который вкладывали советские солдаты в понятие Родины, то, за что они сражались, что противопоставляли человеконенавистнической идеологии нацизма — и с чем сумели одержать над ней верх, хотя противник был и силён, и безжалостен. Победа 1945 — не только плод отваги громадного множества бойцов и командиров РККА. Это и того, что связывало их вместе, объединяло, вдохновляло и вело. Это картина будущего, ради которого не жалко умереть, идеалы, вдохновлявшие на подвиг, дававшие разом надежду и решимость. Вот что может и должно остаться на века — и вот что способно связать нас, людей XXI века, с той эрой титанических свершений. Мы не просто помним, но продолжаем дело фронтовиков, стоим за истины, с которыми они пробивались от Волги к Одеру и Эльбе, здесь, сейчас прилагаем усилия, чтобы воплощать их в мире. Если есть одна, непрерывная борьба, то и победы, достигнутые в ней, в самом деле общие.

Только можем ли мы честно, без той самой проклятой отравы лицемерия сказать такое о себе? Что храним, развиваем и преумножаем достояние предков, их заветы, что они гордились бы своими правнуками, глядя на нас и наши дела, а не морщились досадливо, не цедили горько — вот ради ЭТОГО мы дрались и погибали? Страны, которую защищал советский солдат, не найти на карте мира. Её стяг спущен, она разделена на части, которые то и дело дерутся меж собой. Фронтовики, идя в атаку, говорили порой товарищам-однополчанам «Если убьют, то прошу считать меня коммунистом» — мы отказались от социализма и советской власти. Граждане СССР верили, что впереди их ждёт счастливое будущее, что завтра обязательно окажется лучше, чем было вчера — и все тяготы, все жертвы войны были не способны разубедить их в этом. Мы  возвели в статус идола стабильность и боимся перемен, ибо знаем — глупо и наивно ожидать от них чего-то доброго. Советский человек уважал труд, он ждал мира и стремился к нему, чтобы с новыми силами творчески и смело взяться за обустройство собственной Отчизны, а в перспективе и всего Земного шара. В капиталистической России тот считается преуспевшим и хорошо устроившимся, кто может себе позволить не трудиться вообще. СССР, его Красная Армия боролся против грозного недруга, уповая на принципы коллективизма и взаимовыручки. В РФ об этих ценностях вспоминают разве только по праздникам — а в рутине будней правят бал индивидуализм и конкуренция.

Так мы — наследники Победы? Она — наша? Без лицемерия, не для показухи, не чтобы «как все», но честно, наедине с собственной совестью, как ответим мы на этот вопрос, россияне XXI столетия? Разве мы не знаем правды про себя? Люди, перед 9-м мая прикрепляющие на лобовое стекло автомобиля наклейки с расхожими лозунгами, чей общий смысл «Можем повторить!», и параллельно в это же время, да и круглый год, рабствующие не перед фашистом — вооружённым, способным убить, или отправить на пытку, а всего-то перед начальником.

Хочешь быть сопричастным к победе, считаешь, что она и твоя тоже — имей достоинство. Не гни спину, не склоняй головы! 27 миллионов жизней отдал народ Страны Советов, чтобы остаться самым свободным на свете. Люби Родину деятельно, не квасным крикливым патриотизмом непричастного, имея мужество поступиться чем-то здесь и сейчас ради её благополучия. Не отступай без борьбы в сторону, когда сталкиваешься с вопиющей несправедливостью.

И тогда не только тёплый свет прежней славы — яркое сияние новых побед будет нашей общей наградой!

Иван Мизеров

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *