Академик КАОН Чен Эньфу :О трех этапах социалистического развития

Академик КАОН Чен Эньфу :О трех этапах социалистического развития

Автор: Чен Эньфу

Академик Китайской академии общественных наук, Депутаты ВСНП, член постоянной комиссии комитета по образованию, науке, культуре и здоровью ВСНП, главный профессор Университета Китайской академии общественных наук, Председатель Всемирной ассоциации политической экономии

Переводчик: Ли Чжожу   

Член Центра исследований перевода Сталина при Марксистского научно-исследовательского института 21 века в Нанкайского университета,

Магистр социологии МГУ имени М.В. Ломоносова

     Данная работа существенно отличается от официальной китайской теории первичной стадии социализма в плане производительности и уровня жизни, а также от текущего состояния экономического развития Китая. Она будет следовать духу марксистской теории и анализировать три стадии социалистической экономической системы и основные элементы с точки зрения изменений в производственных отношениях как ключа к определению каждой стадии, то есть частичных качественных изменений в системе прав собственности, системе распределения и системе регулирования. Начальный, промежуточный и продвинутый этапы, и проанализировать в различных деталях, как характеристики и функционирование производства, обмена и распределения, а также микро-, мезо- и макроэкономическое управление, организованы на каждом этапе, исследуя развитие институциональной структуры для разрешения конфликтов и ограничений, и рассматривая политические и государственные аспекты надстройки по мере необходимости.

IПервичная стадия социализма

1. система прав собственности на начальном этапе

Что касается системы прав собственности, то в стране действует многокатегорийная система прав собственности типа государственной собственности. Необходимо поддерживать главную роль системы государственной собственности и доминирующую роль государственной экономики, в то же время способствуя благотворному развитию негосударственной экономики в качестве вспомогательного органа. С точки зрения структуры собственности в обществе в целом, целесообразно следующее соотношение: 30 процентов государственной собственности, 30 процентов городской и сельской коллективной или кооперативной собственности и 30 процентов индивидуальной, частной и иностранной собственности, т.е. «модель 343 собственности». Это не исключает смешанной системы собственности с различным процентным соотношением капитала разного характера.

  • Экономика, принадлежащая государству.

Социалистическое государство должно создать департаменты по управлению государственными активами на провинциальном, муниципальном и уездном уровнях, наделенные всеми полномочиями для централизации управления государственными активами и капиталом на одном уровне, открыто выбирать советы директоров и менеджеров государственных предприятий с рынка, внедрить систему строгой оценки и серьезных поощрений и наказаний. Государственные предприятия сознательно формулируют свои бизнес-планы в соответствии с национальной промышленной политикой и конкурентной ситуацией на внутреннем и международном рынках. За исключением инвестиций в крупный капитал, о которых необходимо сообщать в отдел управления государственными активами на том же уровне для утверждения, все остальные бизнес-решения принимаются государственными предприятиями самостоятельно. Прибыль после уплаты налогов в основном резервируется для расширения и воспроизводства предприятия, а также может передаваться на тот же уровень финансирования, который требуется государству. Государственные предприятия в основном расположены в стратегических высокотехнологичных отраслях, опорных отраслях, таких как строительство, городская и сельская инфраструктура, например, водопроводные и электрические сети, отрасли по добыче природных ресурсов, экологически важные отрасли, крупные финансовые отрасли и высокодоходные сферы услуг, что позволяет им действительно играть ведущую роль в национальной экономике и сравнительно быстро догонять развитые капиталистические страны по уровню технологий и экономики. Типичными примерами являются Промышленно-коммерческий банк Китая и Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности. В «социалистической модели рыночной экономики», практикуемой в Беларуси, на долю государственной экономики приходится 70% [①]промышленности, в то время как в «социалистической модели рыночной экономики с китайской спецификой» на долю государственной экономики приходится лишь 20% промышленности.

  • Коллективная экономика.

Коллективная собственность характеризуется тем, что все работники коллективного предприятия владеют всем имуществом коллектива в целом (включая земельную собственность в сельской местности), а не могут количественно передать имущество, находящееся в коллективной собственности, отдельным лицам; внедрением распределения по труду; внедрением общей системы управления под руководством управляющего комитета предприятия, обладающего полной автономией в решении всех вопросов деятельности предприятия. Коллективная собственность обычно подходит для малых и средних предприятий как в городах, так и в сельской местности, и особенно для деревень, где кадры обладают сильными организаторскими способностями и т.д. Деревня Наньцзе в Китае и Ямагиши-ша в Японии являются типичными представителями этого типа экономики коллективной собственности.

  • Акционерная кооперативная экономика.

Группа компаний Mondragon в Испании является лучшей моделью акционерно-кооперативной системы в современном мире. Ее успех заключается в кооперативном принципе, который оптимизирует сочетание кооперативной и акционерной систем и реализует органическое единство кооперативной и рыночной экономики. [②]Социализм может извлечь уроки из подобной модели прав собственности: во-первых, в системе прав собственности реализуется совместная общая система работников, сочетающая индивидуальную собственность работников с коллективной общей собственностью. Подавляющее большинство работников владеют акциями, что, по сути, одно и то же, и им не разрешается изымать свои акции во время работы. Во-вторых, с точки зрения системы корпоративного управления устанавливается высший орган, т.е. совместное общее собрание всех членов, а комитет по управлению (или совет директоров) и наблюдательный комитет избираются при принятии решений по основным вопросам деятельности предприятия по принципу «один человек — один голос». Комитет по управлению назначает команду менеджеров.

  • Негосударственная экономика.

Когда социалистические страны находились в одном из немногих открытых состояний в мире, большая часть иностранного капитала, который они ввозили, принадлежала частному капиталу капиталистических стран, и поэтому существовали разнообразные негосударственные экономики, такие как финансируемые из-за рубежа предприятия и частные предприятия отдельных домохозяйств. Предприятия с иностранным финансированием и частные предприятия основаны на частной собственности, где доход распределяется в зависимости от капитала и существуют отношения экономической эксплуатации, в которых частный капитал использует труд. В экономике мелких индивидуальных предпринимателей оператор является одновременно непосредственным работником и частным владельцем средств производства, а работник в основном полагается на свой собственный труд для получения дохода — частная экономика без эксплуататорских отношений.

2. Система распределения на начальном уровне

Что касается системы распределения, то здесь действует многофакторная система распределения прав собственности и разнообразные системы корректировки. Рыночное распределение труда в качестве основного, [③]распределение в соответствии с капиталом в качестве дополнительного, и индивидуальный труд для получения дохода. На уровне предприятий, государства и частного сектора должно осуществляться разумное распределение и множество способов регулирования, чтобы способствовать устранению поляризации между богатыми и бедными и достижению общего процветания, что позволит плодами социалистического развития воспользоваться всем людям. В частности, распределение на первичном этапе можно проанализировать на трех уровнях: предприятие, государство и частный сектор.

  • Первоначальное распределение дохода на уровне предприятия.

Во-первых, распределение доходов государственных предприятий должно учитывать интересы государства, предприятия, руководителей предприятий и отдельных работников, распределение налогов и переданной прибыли, нераспределенной прибыли для расширения и воспроизводства и коллективного благосостояния, а также распределение руководителей, научно-технического персонала и рядовых работников. Доход руководителей государственных предприятий должен быть увязан с эффективностью работы предприятия и доходом основного персонала (как правило, не превышающим пятикратный средний доход персонала). На предприятиях ежемесячно выплачивается базовая заработная плата и премии по результатам работы, основанные на результатах ежегодной аттестации. В то же время, годовой доход всех работников государственного предприятия может превышать доход работников государственных учреждений и государственных служащих в условиях более высокой экономической эффективности, но должен поддерживаться общий баланс между этими тремя категориями, чтобы способствовать рациональному распределению и мобильности талантов на рынке.

Во-вторых, распределение предприятий, находящихся в коллективной собственности, и акционерных кооперативных предприятий должно учитывать интересы отдельных лиц и интересы целого. В этом отношении существует определенная масштабируемость доли денег, выделяемых непосредственно отдельным лицам на основе принципа распределения по труду, в отличие от коллективных пособий. В настоящее время в китайских деревнях Наньцзе упор делается на совместное процветание, и, следовательно, на систему распределения, при которой на долю первого приходится 30%, а на долю второго — 70% (жилье, школьное образование, медицинское обслуживание и пенсии оплачиваются деревенским коллективом.

В-третьих, частные предприятия должны постепенно вводить систему долевого участия работников и разделения прибыли. Очень немногие частные предприятия в капиталистических странах имеют такие системы; социалистические страны должны законодательно и постепенно сделать их обязательными. Примером может служить компания Huawei: в ней нет традиционной системы владения акциями с индивидуальной частной собственностью, и около половины ее сотрудников владеют акциями компании.

  • Перераспределение национального дохода на национальном уровне.

Одним из них является внедрение постоянно совершенствующейся системы социального обеспечения. После создания социалистического общества превосходство социализма должно быть полностью отражено, насколько это позволяет экономическая мощь, т.е. государство должно постепенно, как можно скорее, ввести систему бесплатного обеспечения образования, здравоохранения и старости для всех жителей, а также предоставить определенные субсидии по безработице, на период кормления грудью и т.д., но без создания нежелательной ситуации, когда разрыв между пособием по безработице и минимальной заработной платой настолько мал, что люди ленятся брать работу (как это было в Швеции в прошлом до реформы). (как это было в Швеции в прошлом).

Во-вторых, внедряется гибкая система обеспечения жильем с базовой безопасностью. Жилье для сельских жителей может быть построено на коллективных или государственных жилых базах, причем крестьянские семьи строят самостоятельно или коллективно. Городские жители имеют разнообразные модели жилья, в которых преобладает арендное государственное жилье, сосуществующее с частным жильем в полной собственности, арендным частным жильем и государственно-частным жильем. В городах каждый человек, достигший брачного возраста, может арендовать общественное жилье, построенное государством для удовлетворения основных потребностей (например, 30 квадратных футов внутренней площади); если ему нужна большая площадь или лучшее качество и расположение жилья, он может подать заявление на получение совместного жилья, предоставляемого предприятием или учреждением или государством. Это означает, что индивидуум вносит часть рыночной цены, а подразделение или государство — часть, доля которой варьируется в зависимости от уровня цен и доходов в каждом городе. Это позволяет гибко адаптироваться к необходимости смены места жительства и изменениям в личном доходе. В настоящее время Китай исправил две крайности дореформенной и послереформенной системы полной государственной собственности на жилье для городских жителей и постепенно развивает производство и предложение жилья, находящегося в долевой собственности.

В-третьих, сильная и эффективная система фискальных трансфертов. Две наиболее важные фискальные инициативы: первая — инициатива по избавлению от абсолютной бедности; вторая — инициатива по сокращению чрезмерного разрыва между региональным развитием и уровнем жизни. Необходимо как можно скорее постепенно искоренить абсолютную бедность при установленном на национальном уровне минимальном доходе и создать долгосрочный механизм искоренения бедности. к середине 2021 года Китай объявит, что все 1,4 миллиарда человек избавились от абсолютной бедности, хотя, конечно, экономическая мощь позволит сделать это в первые одно-два десятилетия. Для того чтобы сократить разрыв между городскими и сельскими районами, а также между отсталыми и развитыми регионами, фискальные трансферты должны осуществляться различными способами.

В-четвертых, система многочисленных налогов для регулирования распределения. Один из них — введение прогрессивного налога на наследство в размере до 90%. Классики марксизма давно предлагали меры по введению налога на наследство. Второй — введение персонального корректирующего налога с более низкими трудовыми доходами и доходами от капитала. 2020, новый персональный корректирующий налог, введенный в Китае, имеет более высокие трудовые доходы, чем доходы от капитала, как с точки зрения начальной точки, так и максимальной ставки налога. Это не соответствует марксистскому принципу справедливости и не увеличит необоснованный разрыв между богатыми и бедными. В-третьих, введение инициативы по налогу на домициль. Такие страны, как Соединенные Штаты Америки, должны принять систему, при которой их жители платят разные ставки налога, когда они лишаются своего гражданства, с целью уменьшить явление, когда их богатые люди забирают огромное богатство, созданное из их собственных ресурсов. В последние годы большое количество богатых и сверхбогатых людей перевели свое состояние путем смены гражданства или через оффшорные трасты, избежав относительно высоких личных налогов в своих странах. Трасты.

В-пятых, необходимо внедрить систему «сильные государственные предприятия и больше дивидендов» для всех граждан. Для того чтобы все граждане согласились с необходимостью сделать государственные предприятия сильнее, лучше и больше, можно внедрить систему, при которой часть прибыли государственных предприятий распределяется поровну между гражданами старше 18 лет. Это может быть основано на опыте Макао (Китай), где каждый человек получает ежегодные дивиденды от государства.

  • Перераспределение национального дохода на гражданском уровне.

Например, создание гражданской социалистической благотворительной системы. В отличие от общественно-полезных и благотворительных фондов в капиталистических странах, которые по сути освобождены от налога на наследство и т.д., [④]общественно-полезные или благотворительные фонды в социалистических странах должны использовать все доходы от процентов по фонду на общественное благо или на благотворительные цели, которые выделяются людям с особыми трудностями, тем самым действительно становясь важным средством перераспределения национального дохода среди частного сектора. Действующее китайское законодательство следует этому правильному принципу, и такие фонды создаются в основном государственными предприятиями и учреждениями, а не частными предприятиями.

3. Регулирующие системы на первичном уровне

Что касается системы регулирования, то следует внедрить многоструктурную рыночную систему, управляемую государством. В целом, социалистическая рыночная экономика должна реализовать функциональную систему двойного регулирования, основанную на рыночном регулировании и возглавляемую государством. Рынок должен играть фундаментальную роль в краткосрочном распределении ресурсов в целом, одновременно усиливая роль государства в макро-, мезо-, микро- и внешнеэкономическом регулировании. Это очень сложный и специфический вопрос, который вызывает много споров и поэтому требует более подробного рассмотрения.

  • Регулирование рынка и его функциональные сильные и слабые стороны.

Закон стоимости является важнейшим связующим звеном между товарным производством и товарным обменом. Рыночная экономика регулирует себя через закон стоимости, и регулирующая функция рынка будет возрастать по мере того, как национальная экономика будет становиться более социализированной и более ориентированной на внешний рынок.

    Так называемое регулирование рынка заключается в регулировании спроса и предложения товаров и ресурсов через механизмы цен и конкуренции, в направлении потока экономических ресурсов во всех сферах жизни общества и в соответствующем распределении экономических благ между различными субъектами интересов. В частности, сильные стороны или положительные эффекты функций рыночного регулирования отражены в пяти аспектах: во-первых, функция микроэкономического равновесия, т.е. рынок направляет автономно принимающих решения индивидов в соответствии с изменениями реального спроса; во-вторых, функция краткосрочного распределения ресурсов, т.е. рынок может быстро направить поток экономических ресурсов в области высокой эффективности в краткосрочной перспективе; в-третьих, сигнальная функция рынка, т.е. рынок может отражать рыночное предложение и спрос, силу конкуренции посредством ценовых сигналов. В-четвертых, функция научно-технических инноваций, т.е. рынок может направлять производственных операторов на совершенствование производственных материалов, повышение уровня технологии производства и качества товаров, повышение уровня общественной производительности; в-пятых, функция стимулирования местных интересов, т.е. рынок может побуждать производителей к укреплению управления, внутреннего и внешнего сотрудничества на основе соображений местных интересов.

    Однако рыночное регулирование также имеет свои недостатки, которые трудно преодолеть. Во-первых, рынку трудно достичь общих макроэкономических целей и долгосрочных интересов общества в целом. Во-вторых, в реальности не все сферы подходят для рыночного регулирования. В некоторых областях, где экономия на масштабе приводит к естественным монополиям, таких как транспорт и другая инфраструктура, водоснабжение и электроснабжение, эффект от полного рыночного регулирования не является идеальным. В областях, представляющих общественный интерес и некоммерческих, таких как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, сохранение культуры, фундаментальные исследования и национальная оборона, попытки использовать рыночное регулирование для того, чтобы играть ведущую роль, могут привести к нежелательным последствиям. В-третьих, это может привести к поляризации между богатыми и бедными. Если распределение богатства и доходов в обществе полностью отдается на откуп рынку, то фактически оно отдается на откуп капиталу, особенно частному, что неизбежно приведет к «эффекту Мэтью». В-четвертых, сложнее координировать отрасли. Регулирование рынка, как правило, заставляет производителей уделять больше внимания краткосрочному распределению ресурсов и получению краткосрочного дохода, а базовые отрасли с длительным периодом окупаемости и долгосрочным стратегическим значением часто игнорируются, что облегчает возникновение избыточных мощностей. В-пятых, реальность такова, что транзакционные издержки велики. В условиях все более крупной современной рыночной экономики такие факторы, как спрос и предложение, цены сделок и другие факторы, влияют друг на друга и часто меняются, что неизбежно приводит к тому, что участники рынка несут большие затраты на поиск, принятие решений, адаптацию и даже коррекцию, так что микроиндивидуумы и общество в целом несут большие затраты.

Следует отметить, что западные ученые выдвинули такие идеи, как теория рыночной структуры, теория общественных благ, перелива или внешних эффектов, информационной асимметрии, неполноты рынка и распределительной несправедливости в отношении функциональных недостатков рыночного распределения ресурсов, которые заслуживают внимания. Начиная с XIX века, многочисленные экономические, финансовые и фискальные кризисы в западной капиталистической рыночной экономике, а также поляризация между богатыми и бедными подтвердили объективность этих теоретических анализов и необходимость различать достоинства и недостатки рыночной функции.

  • Государственное регулирование и его сильные и слабые стороны.

   После великого кризиса на Западе в 1930-х годах государственное вмешательство и регулирование экономической жизни стало нормальным явлением в хозяйственной деятельности всех стран. Государство использует экономические, правовые, административные и убеждающие средства для регулирования экономического поведения различных экономических агентов. В условиях социализма государственное регулирование не является произвольным, бессистемным и не имеет внутренних законов, а должно следовать законам пропорционального и планового развития. Устойчивое и здоровое развитие современной экономики и общества, по сути, требует, чтобы, хотя рынок играет фундаментальную роль в распределении ресурсов, общество сознательно осуществляло макро- и мезорегулирование и микрорегулирование в соответствии с общей целью экономического развития. Итак, каковы функциональные сильные и слабые стороны государственного регулирования?

    Во-первых, на макроуровне сила функции научного регулирования социалистического государства заключается в постановке и достижении общих целей экономического и социального развития. Основной целью государственного регулирования является макроэкономическая стабильность. Научному макрорегулированию свойственно в полной мере использовать преимущества системы социалистической рыночной экономики, и решение проблем в этой области не является преимуществом рынка как инструмента. Занятость связана с социальной стабильностью, но среднего участника рынка не волнует общая ситуация с занятостью; стабильность цен определяет точность рыночных ценовых сигналов, в то время как операторы рынка как частные лица часто используют прозрачные или непрозрачные сигналы для получения прибыли; баланс совокупного спроса и предложения и платежный баланс определяются общим поведением миллионов операторов производства, в то время как средний оператор не имеет возможности или стимула поддерживать и то и другое; платежный баланс Дисбаланс платежного баланса уже оказал огромное влияние на экономику некоторых стран; непубличная экономика озабочена микроэкономической отдачей, и трудно решить проблему неравенства между богатыми и бедными посредством регулирования рынка; единый участник рынка озабочен микроэкономической выгодой, и трудно сознательно продвигать экономические, социальные и экологические выгоды общества в целом. Другим измерением функций государства и макроконтроля является роль всей экономики, общества, культуры и экологической цивилизации в строительстве. Этот аспект выходит далеко за рамки распределения ресурсов и не может полностью определяться рынком. С точки зрения достижения макроэкономических целей и целей социального развития государство способно выйти за рамки экономических решений, принимаемых отдельными предприятиями из краткосрочных и локальных интересов, и поэтому способно регулировать распределение ресурсов и экономические операции с более целостной и общей точки зрения.

    Во-вторых, на мезоуровне [⑤]преимущество функции научного регулирования социалистического государства заключается в его способности разрешить дисбаланс в развитии отраслевой структуры и региональных экономик в экономическом развитии. Поскольку государственное регулирование является перспективным, целостным и стратегическим, оно может уделять больше внимания согласованному развитию и всестороннему балансу в развитии отраслей и регионов. В отличие от рыночного регулирования, которое слишком сосредоточено на краткосрочном распределении ресурсов, государственное регулирование фокусируется на инвестициях в новые отрасли с длительным циклом и высокой стратегической значимостью, базовые отрасли, связанные с жизнеобеспечением населения и стратегиями регионального развития. Например, государство может способствовать широкомасштабному применению новых технологий и ускорить ликвидацию отсталых производственных мощностей с помощью фискальной и налоговой политики и других инструментов, тем самым ускоряя трансформацию и модернизацию промышленных структур. Последовательное планирование и быстрое развитие региональных экономик Китая, таких как дельта Жемчужной реки, дельта реки Янцзы, Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, Центрально-Западный и Северо-Восточный Китай, а также «Экономика пояса и пути» (Пояс реки Янцзы, сухопутный и морской Шелковый путь) тесно связаны с активным регулированием со стороны центральных и местных органов власти.

    В-третьих, на микроуровне научное регулирование со стороны социалистического государства также имеет свои преимущества. Упорядоченность и эффективность современной рыночной экономики не может основываться только на сознательности и самодисциплине участников рынка. Государственное регулирование обладает беспристрастностью и полномочиями для более эффективного регулирования законной и честной деятельности экономических агентов, а также может использоваться для поддержания нормального рыночного порядка с помощью экономических и административных инструментов управления, таких как системы доступа, штрафов и «черных списков». Регулирование ex ante, ex post и ex post варьируется в зависимости от ситуации, и каждое из них играет свою роль. Например, в таких областях, как система минимальной заработной платы, права и интересы работников, оценка состояния окружающей среды, государство может эффективно защищать интересы работников и обеспечивать интересы общества, используя для регулирования политику и нормативные акты, чего не может сделать рыночное регулирование.

Однако существуют и неудачи государственного регулирования, в основном связанные с субъективностью государственных предпочтений, механизмом изменения направления регулирования, межсекторальной координацией и мотивационными механизмами носителей регулирования. В частности, одним из них является неадекватное предпочтение государственного регулирования, которое имеет тенденцию отклонять цели государственного регулирования от требований общества. Например, предпочтение «ВВП» может привести к слепым инвестициям и пренебрежению средствами к существованию людей и экологическим строительством. Во-вторых, несоответствующие процедуры государственного регулирования могут привести к недемократическим процедурам, затягиванию принятия мер и увеличению затрат, что затрудняет своевременное и гибкое реагирование на изменения рынка. В-третьих, слабая комплементарность государственного регулирования имеет тенденцию делать цели регулирования зависимыми от интересов конкретных ведомств-исполнителей и местных интересов, что приводит к внутренним конфликтам в политике. В-четвертых, отсутствие мотивации государственного регулирования имеет тенденцию к ослаблению инициативы государственного регулирования, что приводит к затяжному и трудному разрешению выявленных противоречий и проблем, в результате чего возникает бюрократия и снижается эффективность.

  • Различные характеристики рыночного регулирования и государственного регулирования

        Во-первых, различные роли рынка и государства на макро- и микроуровнях, социалистическая «теория фундаментальной роли рынка» подчеркивает необходимость использования макроконтроля и микрорегулирования государства для совместного исправления определенных «ролей, определяющих рынок». Необходима надежная система макроконтроля, руководствующаяся национальными стратегиями и планами развития, с фискальной и монетарной политикой в качестве основных инструментов. Спонтанное действие закона стоимости все же может привести к негативным последствиям, которых необходимо избежать или уменьшить с помощью национального макроконтроля и микрорегулирования. Макроконтроль осуществляется в основном с помощью фискальных и монетарных экономических инструментов и политики, а также необходимых административных средств для внесения различных корректировок в рыночную деятельность, такую как инвестиции и потребление, для достижения макроэкономических целей. Микрорегулирование или регулирование — это в основном комплексное использование экономических, правовых и административных средств для управления поведением микроэкономических агентов с целью поддержания нормального порядка рыночной конкуренции, продвижения научно-технических инноваций, развития независимых прав интеллектуальной собственности, содействия социальной гармонии и поддержания хорошей экологии.

        Вторая — это разные роли рынка и государства в сфере материальных ресурсов. Правильное понимание и функционирование заключается в краткосрочном распределении общих ресурсов рынком в сочетании с прямым распределением государством специальных ресурсов, таких как тайники (например, сырья, руды, воды) и инфраструктуры, а также с долгосрочным распределением государством многих общих ресурсов. Эффективность «фундаментальной роли рынка» в основном отражается в краткосрочном распределении общих ресурсов по закону стоимости, обусловленном краткосрочными интересами, в то время как эффективность распределения ресурсов государством в основном отражается в долгосрочном распределении многих общих ресурсов и регулировании распределения специальных ресурсов. Напротив, в связи с невозобновляемым характером особых ресурсов, таких как ресурсы тайников, государство усиливает нормативное распределение этих ресурсов, объединяя краткосрочные и долгосрочные интересы, а также местные и общие интересы. Рыночная эксплуатация конкретных проектов производства и эксплуатации не тождественна рыночному решению, поскольку суть рыночного решения заключается в том, что микроэкономические субъекты самостоятельно решают проекты производства и эксплуатации ресурсов, тогда как на самом деле многие важные проекты часто решаются сначала государственным планированием, а затем рыночной эксплуатацией и эксплуатацией. После реформы и открытия Китая «роль, определяемая рынком» в распределении ресурсов, таких как редкие земли и уголь, привела к разрушительной и неэффективной эксплуатации ресурсов и их продаже по низким ценам на международном рынке, а также к появлению богатых «угольных боссов» и частому возникновению аварий на шахтах, что является глубоким уроком. В последние несколько лет массовый избыток мощностей в сталелитейной и угольной промышленности, высокие цены на жилье и «пузыри» на рынке недвижимости были связаны с чрезмерной игрой роли рынка и отсутствием роли государства.

    В-третьих, существуют различные роли рынка и государства в распределении ресурсов в нематериальных сферах производства, таких как образование, культура и здравоохранение. В распределении ресурсов культуры и здравоохранения в целом решающую роль может играть рынок, но в целом ведущая роль государства должна сочетаться с важной ролью рынка. Масштабное развитие образования и культуры является важным элементом экономического и социального развития и является главным проводником основной социалистической системы ценностей и основных ценностей. Социальные блага должны иметь высший приоритет и сочетаться с экономическими благами, и поэтому распределение соответствующих ресурсов через роль рынка должно быть относительно незначительным. Многие элементы образования и культуры имеют глобальную и долгосрочную функцию интеллектуальной поддержки, функцию культурного наследия, функцию культурной сплоченности и функцию культурной ориентации для экономического и социального развития, и она может играть ведущую роль только через государство, чтобы добиться эффективного распределения нематериальных ресурсов. Основная причина, по которой Китай справляется лучше, чем капиталистические страны, такие как США, Европа, Индия и Бразилия, в глобальной борьбе с новым коронавирусом, начавшейся в начале 2020 года, заключается в том, что социалистическое государство регулирует другой набор систем и возможностей. Американские профессора Джозеф. Най и Фукуяма утверждают, что не китайская социалистическая система превосходит западную капиталистическую, а лишь разница в способности правительства каждой страны управлять. Это явно неправильно. Может ли социальная система быть настолько оторвана от способности управлять обществом?

Четвертый — различные роли рынка и государства в распределении прав собственности на ресурсы. Распределение ресурсов — это только отношения между рынком и государством? Для полноты картины можно выделить два уровня распределения ресурсов: рыночное и государственное распределение, а также частное и государственное распределение. Что касается соотношения между этими двумя распределениями, то социалистическая «фундаментальная роль рыночной теории» связана со смешанной экономикой, в которой государственный сектор является главной опорой. Преобладание государственного сектора, как в качественном, так и в количественном отношении, является неотъемлемым требованием социалистической рыночной экономики и ее существенной характеристикой. В социалистической экономике роль государственной экономики заключается не в том, чтобы, как в капиталистической системе, заниматься в основном теми отраслями, где частные предприятия не хотят работать, и дополнять частные предприятия и рыночные механизмы, а в том, чтобы добиваться устойчивого, стабильного и скоординированного развития национальной экономики, укреплять и совершенствовать социалистическую систему. Если государственный сектор перестанет иметь доминирующее положение в социалистической экономике, то энергетическая эффективность государственного регулирования и контроля будет значительно ослаблена, что серьезно повлияет на реализацию стратегии экономического и социального развития страны и оставит страну без экономической основы для обеспечения коренных интересов народа и всеобщего процветания. Китайский путь реформ, который предусматривает продажу как государственных предприятий, так и государственных школ и больниц, является типичным для неолиберальных мер.

На начальном этапе социализма базовая экономическая система, в которой общественная собственность является основой, а многочисленные системы собственности развиваются вместе, больше соответствует требованиям, присущим современной рыночной экономике, и имеет более высокую эффективность и справедливость, чем современная капиталистическая экономическая система, в которой основой является частная собственность. Многовековая китайская и зарубежная экономическая практика показала, что государственная система, основанная на общественной собственности, не подвержена финансовым, экономическим и бюджетным кризисам, а также поляризации богатых и бедных, которые время от времени происходят при различных капиталистических моделях. Решающее отличие первичного социализма от капитализма с точки зрения фундаментальной экономической системы заключается в структуре общественной собственности на средства производства, то есть в преобладании общественного капитала, или смешанной собственности с частным владением капиталом.

    Социалистические убеждения проявляются, прежде всего, в вере в общественную собственность и вытекающей из нее вере в общее процветание. И, поскольку экономика определяет политику, а экономический базис определяет надстройку, общественная собственность является социалистическим экономическим базисом социалистической надстройки, такой как партия правящего рабочего класса, и является столпом и опорой многочисленных форм прав собственности в первичном социалистическом обществе.

В-пятых, различные роли рынка и государства в сфере распределения. В сфере распределения рынок и государство играют большую роль в регулировании друг друга. Прежде всего, в первоначальном распределении рынок играет большую регулирующую роль через спонтанную роль закона стоимости, в то время как государство играет определенную регулирующую роль в распределении богатства и дохода через соответствующие законы и правила. Только таким образом можно реально увеличить долю трудовых доходов и обеспечить эффективную защиту прав и интересов трудящихся. Во-вторых, в цепи перераспределения государство должно играть большую роль в исправлении и регулировании таких проблем, как разделение между богатыми и бедными, которые могут быть вызваны первоначальным распределением, и содействовать реальному росту богатства и доходов жителей, что должно идти в ногу с экономическим развитием. В прошлом акцент Китая на решающую роль рынка в вопросе обеспечения жильем городских жителей привел к огромному росту цен на недвижимость, резкому увеличению богатства застройщиков и бурному мнению широкой общественности. Только в последние годы государство стало активно выполнять свою регулирующую роль, что привело к повороту в решении жилищного вопроса, важного вопроса защиты средств к существованию.

  • Функциональная взаимодополняемость ролей рынка и государства

Являются ли роли и функции рынка и государства взаимоисключающими? Нет, это не так. Это разные уровни, сферы и функции экономического регулирования и механизмы работы. Необходимо видеть решающую роль рынка и лучшую роль государства как органичное целое, а не как диаметральную противоположность друг другу. Хорошие функции рыночного регулирования должны использоваться для подавления «провала государственного регулирования», а хорошие функции государственного регулирования должны использоваться для исправления «провала рыночного регулирования». Таким образом, она способствует выполнению благотворной регулирующей функции социалистического государства, избегая при этом ловушки неолиберализма в конструкции верхнего уровня. Учитывая, что западные левые ученые и кейнсианцы всех мастей сейчас яростно нападают на рыночный фундаментализм, социалистическим странам, таким как Китай, нецелесообразно ослаблять государственное макро- и мезоэкономическое регулирование и микроэкономический контроль в ходе своих реформ.

II. Основные элементы промежуточной и продвинутой стадий социализма

Маркс, Энгельс и Ленин отстоят от нынешней эпохи на много лет, их основных взглядов и определенных научных предвидений относительно будущих этапов развития общества следует придерживаться, но поскольку они не имеют опыта конкретной практики социализма и практического опыта реформирования социалистической экономической системы после второй мировой войны, их отдельные утверждения об этапах социалистического развития нуждаются в переосмыслении с целью дальнейшего обогащения и развития научного социалистическая доктрина.

Автор считает, что существующая официальная китайская теория разделения первичной стадии социализма по производительности труда и уровню жизни является лишь одним из углов анализа, и что существуют также важные различия между этой теорией и текущей ситуацией экономического развития Китая. Поэтому необходимо создать теорию, следующую духу методологии Маркса и использующую изменения в производительности труда как косвенный или конечный признак, а изменения в производственных отношениях как прямой признак, то есть систему прав собственности, систему распределения, систему регулирования. частичные качественные изменения для анализа трех стадий социалистической экономической системы: начальной, промежуточной и продвинутой. Однако, поскольку в каждой стране и на каждом этапе ее развития существуют многочисленные и сложные комбинации производительных сил и производственных отношений, т.е. экономических систем, использование изменений в производительных силах в качестве косвенного или конечного маркера является скорее обобщением прошлой истории, и поэтому изменения в производительных силах здесь специально не рассматриваются. Роль производственных отношений в определении стадии социалистического развития будет уточнена ниже.

Во-первых, частичное качественное изменение формы собственности на средства производства на разных этапах развития. Форма общественной собственности на средства производства является общей чертой всего периода социалистического развития, однако степень ее зрелости и совершенства различна. Согласно теоретическим размышлениям Маркса и урокам практики социалистических стран, собственность на средства производства в социалистическом обществе претерпит три частичных изменения в своей природе: плюралистическая структура собственности с многочисленными формами общественной собственности в качестве основы, структура собственности, характеризующаяся многочисленными формами общественной собственности, и структура собственности, характеризующаяся единой системой общественной собственности в целом, показывая, в свою очередь, начальную стадию, промежуточную стадию и продвинутую стадию нашего социалистического общества. этап и продвинутый этап. Социал-демократия выступает за преобладание частной собственности, что является фундаментальным моментом расхождения с научным взглядом на социализм.

Во-вторых, изменения в системе распределения на разных этапах развития. Форма распределения будет меняться с изменением формы собственности на средства производства. Когда форма собственности развивается до структуры собственности, характеризующейся разнообразием форм общественной собственности, форма распределения станет структурой распределения, характеризующейся разнообразием форм распределения по труду; когда форма собственности развивается до единой общественной структуры собственности, форма распределения станет единым уровнем Структура распределения по труду. Относительно низкий уровень производительности труда при первичном социализме и наличие разнообразных экономических компонентов делают необходимым дополнить различные формы нетрудового распределения, такие как распределение по результатам хозяйственной деятельности, распределение по капиталу и распределение по стоимости рабочей силы, разнообразными формами распределения по труду. Эта плюралистическая структура распределения с множеством форм распределения по труду в качестве основной, вместе с вышеупомянутой структурой собственности и основными чертами способа экономической деятельности и операционного механизма, составляют основное содержание производственных отношений на первичной стадии социалистического общества.

В-третьих, операционные механизмы социально-экономической деятельности меняются на разных этапах развития. Эти операционные механизмы еще больше углубили роль производственных отношений в разграничении стадий общественного развития. Поскольку первичная стадия социализма была построена с плюралистической структурой собственности, это в определенном смысле определило способ осуществления социально-экономической деятельности как новый тип системы рыночной экономики при доминировании планирования, а механизм функционирования экономики должен был основываться на рыночном регулировании и доминировании государственного регулирования. Однако на промежуточном этапе из-за значительных изменений в структуре производительных сил и собственности экономическая система в это время по существу является системой, в которой существуют товарные отношения, и роль рыночного механизма будет значительно ослаблена, а элементы планового регулирования будут все более усиливаться. На продвинутом этапе будет действовать единое плановое регулирование при единой структуре общественной собственности. Товарное хозяйство перестанет существовать, и, если оставить в стороне внешние экономические отношения, социализм вступит в ту стадию совершенства, которую обычно предусматривал Маркс.

Сейчас невозможно точно сказать о промежуточных и продвинутых стадиях социалистического общества, но они должны быть более социалистическими по своей природе, чем первичная стадия, и менее несоциалистическими, чем первичная стадия. Изменения на средней стадии социализма следующие: во-первых, в системе прав собственности система общественной собственности более зрелая, с множеством форм общественной собственности на средства производства; во-вторых, в системе распределения распределение по труду более адекватное, с множеством форм распределения по труду; в-третьих, система регулирования плановой экономики более полная, с продуктовой экономикой, содержащей субъективность планирования. На этом экономическом базисе надстройка средней стадии социализма проявляется в более адекватной демократической системе, при которой диктатура существует только в смысле защиты от внешней агрессии, а государство должно защищать такие права, как распределение труда, которое еще не полностью отмерло.

И часть качественных изменений на продвинутой стадии социализма, основанная на предвидении основателя марксизма, проявляется, во-первых, в системе прав собственности, которая является зрелой системой общественной собственности на средства производства и реализацией социально единой системы общественной собственности на средства производства; во-вторых, в системе распределения, которая является полным распределением по труду и реализацией социально единого распределения по труду; и в-третьих, в системе регулирования, которая является полностью плановой экономикой и реализацией чисто продуктовой экономики. На этом экономическом базисе надстройка проявляется в очень полной демократической системе.

III. капитализм, социализм, коммунизм

  1. Основные различия между тремя системами.

Подводя итог, автор обращается к различным взглядам на «уровень развития производительных сил», «осуществление модернизации и соответствующий уровень жизни», «отношения производства и собственность на средства производства» и «механизм социально-экономического функционирования», чтобы провести различие между различными этапами социалистического развития. » и «отмеченные механизмом социально-экономического функционирования» для различения стадий социалистического развития, я считаю, что согласно общей марксистской теории социально-экономических форм и стадий развития, разделяем ли мы различные социально-экономические формы в истории или различные стадии развития внутри одной социально-экономической формы, мы должны смотреть как на производительные силы, так и на развитие экономики. этапов развития, необходимо видеть как конечную роль и косвенное или предельное влияние производительных сил, так и прямую роль и прямое влияние производственных отношений, и что трансформация производственных отношений или экономической системы, вызванная производительными силами, образует три стадии социализма (что может сосуществовать с точкой зрения разделения этапов социалистического развития в основном и непосредственно по ВВП и уровню жизни), как показано на пиктограмме ниже. Эта новая теория, объективно определяющая различные общества и их стадии развития, полезна для теоретического самоанализа в раскрытии существенной связи между первичной стадией социализма и амбициозными институциональными целями коммунизма, и показывает, что первичный социализм является первичной формой научного социализма.

  Система прав собственности Система распределения Система согласования
Современный капитализм Частная собственность как главная опора При условии распределения капитала Рыночная экономика, управляемая государством
Первичная стадия социализма Многочисленные государственные субъекты (частные вспомогательные) Основной орган распределения труда на основе рыночных отношений (вспомогательный орган на основе капитала) Рыночные экономики с государственным управлением
Промежуточная стадия социализма Множественная общественная собственность (государственная, коллективная, акционерная) Многотоварное распределение на основе труда Плановая экономика с доминированием государства (регулирование рынка как дополнительный орган)
Передовые этапы социализма Единая универсальная государственная собственность Распределение труда по продуктам Полностью плановая экономика
Коммунизм Единая универсальная государственная собственность Основная часть, основанная на продукте, распределяется в соответствии со спросом (отдельные новые потребительские товары, находящиеся в дефиците, распределяются по другим принципам) Полностью плановая экономика

Иллюстрация: Основные элементы современного капитализма, социализма (первичного, вторичного и третичного) и коммунистических экономических систем

  • пять условий перехода от социалистического общества к коммунистическому.

Общей чертой начальной, промежуточной и продвинутой стадий социализма является общинная форма собственности на средства производства, однако степень ее зрелости и совершенства различна. На продвинутой стадии социализма форма общественной собственности будет созревать и совершенствоваться, и главное отличие ее от коммунистической системы заключается в реализации распределения по потребностям. Коммунистическая система, характеризующаяся наивысшей экономической справедливостью и экономической эффективностью, является генеральным направлением общественного развития человечества, но ее реализация требует ряда условий и значительного периода времени, причем должны быть выполнены пять основных условий: во-первых, материальные условия Во-первых, материальные условия — высокий уровень развития производительных сил; во-вторых, экономические условия — единая коммунистическая система всеобщей собственности на средства производства, плановая экономика и распределение по потребностям; в-третьих, социальные условия — высокий уровень развития образования, науки и техники, культуры и здравоохранения, ликвидация мозгов. Четвертое — духовное условие — большой рост идеологического сознания и моральных качеств; пятое — политическое условие — ликвидация классов и самоликвидация государства являются политическими условиями, необходимыми для реализации коммунизма. В-пятых, политические условия — ликвидация классов и самоликвидация государства являются политическими условиями, необходимыми для достижения коммунизма.

  • экономическая, политическая и культурная система представляет собой развивающееся целое.

Прежде всего, важно систематически выяснить экономические системы различных этапов развития. Первичный этап — это этап закладки фундамента и переходный этап к промежуточной и продвинутой стадиям социализма. Это исторический процесс, в котором экономика общественной собственности растет все больше и больше, а распределение по труду становится основой, и это может быть только процесс, в котором регулирующая власть социалистического государства становится все сильнее и сильнее. Другими словами, настоящая и будущая экономика должна систематически восприниматься и осмысливаться с точки зрения важных различий и тенденций в трех основных экономических системах прав собственности, распределения и регулирования на разных этапах развития. В Китае существует общественное мнение, которое провозглашает, что даже если приватизация станет основным элементом реформы, нет никакого риска, что партия рабочего класса, как надстройка, останется у власти в долгосрочной перспективе. Это заблуждение, отклоняющееся от материалистического взгляда на историю. Троица» — партия рабочего класса у власти, общественная собственность как главная опора и марксизм как руководство — вместе составляют суть социализма и являются необходимыми.

Во-вторых, важно систематически понимать политические системы различных обществ. Среди них в социалистическом обществе политической сущностью социалистического государства является власть партий рабочего класса (при необходимости многопартийного сотрудничества); политическим положением социалистического государства является то, что высшим органом государственной власти является народное собрание (оно может называться по-разному, например, во Вьетнаме и на Кубе — Национальное собрание), которое формирует правительство, суды, прокуратуру, надзорные суды и т.д.; политическим направлением социалистического государства является приверженность руководству партий рабочего класса, народного Политическое направление социалистического государства — поддерживать органическое единство трех элементов: руководства партии рабочего класса, собственности народа и верховенства закона, усиливать модернизацию системы государственного управления и ее способность управлять; политическая основа социалистического государства — реализовать необходимую систему региональных национальных автономий и систему полной автономии масс на низовом уровне в городских и сельских районах. Короче говоря, эти государственные и политические системы социалистического государства явно и существенно отличаются от диктатуры и демократии западной монополистической буржуазии.

И снова необходимо систематически выяснять культурные системы различных обществ. Даже в первичных социалистических обществах необходимо создать систему распространения культуры, охватывающую разнообразие, с основными социалистическими ценностями (такими как общественная собственность и общее богатство, демократия и централизация, верховенство закона и гармония, свобода и открытость и т.д.), систему прав культурной собственности с общественной собственностью в качестве основы и развитием нескольких систем собственности, систему культурных предприятий с индустрией культуры в качестве основы и развитием культурных предприятий общественного благосостояния, систему культурной открытости с национальной культурой в качестве основы и поглощением иностранной полезной культуры, и систему регулирования культуры с правительством в качестве руководства и активной ролью рынка. В этой системе мы подчеркиваем важность культурных прав народа, важность правительства и важность рынка. В этой системе подчеркивается, что литература и искусство, образование и наука, а также средства массовой информации должны отдавать приоритет социальным благам и по возможности сочетать их с экономическими, а не быть «ориентированными на рынок» и «ориентированными на доходы». Это также существенные отличия от культурных систем капиталистических стран.

IV. Заключение: Классическая основа и значение теории «трех стадий социализма»

От Томаса Мора в Англии в 1516 году, когда он опубликовал свою книгу «Золотая книга о самом совершенном государственном устройстве и новом острове Утопия». Книга Мора «Золотая книга, полезная и интересная, о самом совершенном устройстве государств и новом острове Утопия», опубликованная в 1516 году, мировой социализм существует чуть более 500 лет. Есть значительная интеллектуальная ценность в том, что подавляющее большинство критически настроенных европейских идеалистов-социалистов относились к частной собственности, товарам, деньгам и рынкам как к бездне зла. Маркс, Энгельс и Ленин считали, что после захвата власти рабочим классом старое общество может существовать с минимальным количеством частной собственности (товарно-денежных отношений) в период перехода к коммунистическому обществу (включая первую или низшую стадию социалистического общества), и что только полная ликвидация частной собственности, кооперативной экономики и товарно-денежных отношений приведет к формальному вступлению в коммунистическое общество. Это была первая социалистическая экономическая система, созданная Марксом, Энгельсом и Лениным, и представляет собой строго социалистический взгляд на общество. Вьетнам по-прежнему придерживается этого критерия социалистического общества, утверждая, что на современном этапе все еще находится в переходном периоде к социалистическому обществу и не вошел в него.

Конечно, Ленин иногда называл период новой экономической политики, которая содержала определенную долю частной собственности, кооперативную экономику и товарное хозяйство, социализмом, но только в особом смысле рабочего класса и его партии у власти. Точно так же сталинская Конституция СССР, принятая на Восьмом чрезвычайном съезде Советов в 1936 году, объявила СССР социалистическим обществом, пока еще существовала кооперативная экономика, товарно-денежные отношения и выдача денежной зарплаты, а не трудовых купонов. Мао Цзэдун одобрил советский стандарт и в 1956 году объявил о завершении переходного периода от старого общества к социалистическому обществу (т.е. Новому демократическому обществу Китая).

После реформы и открытия Китая Конституция в 1990-х годах предусматривала систему прав собственности и социалистическую рыночную экономику с государственной собственностью в качестве основы и негосударственной экономикой в качестве важной части, что еще больше снизило стандарты социалистического общества. Это третья социалистическая экономическая система, представленная Дэн Сяопином. Что касается того, действительно ли негосударственная экономика обогнала государственную и стала основной, то это уже другой вопрос — нужно ли жестко управлять страной и корректировать систему в соответствии с конституцией на практике.

В трех вышеупомянутых социалистических экономических системах нет вопроса добра или зла, а есть лишь разница в уровне соответствующих ценностей и стандартов предписанной экономической системы. Автор скоординировал и обогатил эту теорию, определив первую социалистическую экономическую систему как продвинутый этап социализма, вторую — как промежуточный этап социализма, а третью — как передовой этап социализма. Видно, что теория «трех стадий социализма», отстаиваемая в данной работе, опирается на предыдущие научные исследования как источник идей, [⑥]в частности на классическую марксистскую основу и практический опыт. Эта новая теория логично и самосогласованно отвечает на трудные вопросы о том, что такое социализм и как им управлять, и имеет фундаментальную научную ценность и практическое значение. Существует четкое различие между этими взглядами и взглядами «социализм без рецепта», «высокое благосостояние — это социализм» и «вечная теория первичной стадии социализма».


[①]Чэн Энфу и Ли Янь, «Рыночная социалистическая модель в Беларуси«, Сравнительные экономические и социальные системы, № 1, 2021.

[②]Mondragon стал интегрированной и кооперативной группой компаний в Испании, объединяющей промышленность, торговлю, финансы, исследования и услуги, и занимает седьмое место среди испанских конгломератов. Его структура полностью отражает принципы «взаимности, сотрудничества, демократии и равенства».

Основные принципы кооперативной системы. Он также разработал признанный во всем мире «принцип Рочдейла». См. Чэн Энфу и Тань Янфан, «Опыт Мондрагонской модели кооперативной экономики и ее вдохновение«, Review of World Political Economy, vol.

[③]Первичная стадия «рыночного распределения труда» означает, что в рыночной экономике все виды предприятий, находящихся в государственной собственности, и отдельные работники или коллективные работники (такие как профсоюзы, советы персонала или совместные инициативы некоторых работников) могут вести переговоры и согласовывать стандарты и уровни распределения заработной платы, премий, пособий и льгот в рамках своих предприятий, и в основном они принимают форму денежных выплат Способ оплаты в основном денежный. В данной работе мы имеем в виду промежуточный этап «многотоварного распределения труда», который означает, что на государственных предприятиях государство устанавливает стандарт и уровень распределения для каждой отрасли, а коллективные предприятия и кооперативные предприятия определяют стандарт и уровень распределения для своих собственных предприятий, и степень денежной оплаты ниже, чем при «рыночном распределении труда». Существует относительно больше нетоварных денежных отношений для распределения различных благ предприятия.

[④]Я прошу К.П. Ванга найти информацию о статье, которая есть у меня в английском журнале.

[⑤]В то время как в основных западных учебниках по экономике говорится только о микроэкономике и макроэкономике, немецкие ученые впервые назвали промышленную и региональную экономику мезоэкономикой — понятие, широко используемое китайскими учеными.

[⑥]Подробнее см. Чэн Энфу и Ху Лемин, ред. «Исследования по базовой теории современной зарубежной марксистской экономики», издательство China Social Science Publishing, издание 2018 года.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *