Академик КАОН Чен Эньфу :Некоторые идеи политики, направленные на обеспечение общего процветания для всех слоев общества

Академик КАОН Чен Эньфу :Некоторые идеи политики, направленные на обеспечение общего процветания для всех слоев общества

Автор: Чен Эньфу

Академик Китайской академии общественных наук, Депутаты ВСНП, член постоянной комиссии комитета по образованию, науке, культуре и здоровью ВСНП, главный профессор Университета КАОН , Председатель Всемирной ассоциации политической экономии, Председатель Всекитайской ассоциации политической экономии

Переводчик: Ли Чжожу   

Член Центра исследований перевода Сталина при Марксистского научно-исследовательского института 21 века в Нанкайского университета,

Магистр социологии МГУ имени М.В. Ломоносова

  1. Общее процветание — это долгосрочный социалистический план

В период социалистических преобразований Мао Цзэдун смотрел на всеобщее процветание как на светлую перспективу. Например, он сказал: «Мы по-прежнему являемся сельскохозяйственной страной. На базе сельскохозяйственной страны невозможно говорить о чем-то сильном или богатом. Но с такой системой и таким планом мы можем становиться богаче и сильнее с каждым годом, и с каждым годом мы можем становиться богаче и сильнее. И это богатое, это общее богатое, это сильное, это общее сильное …… это общее богатое, это определенное, это не то, что сегодня не знает завтра».

После реформы и открытости Дэн Сяопин неоднократно подчеркивал важность всеобщего процветания. Например, с точки зрения сущности социализма он отметил: «Мы настаиваем на пути социализма, и основополагающей целью является достижение всеобщего процветания» и[①] «Социализм — это не про то, что несколько человек богатеют, а большинство беднеет, это не так. Величайшее превосходство социализма — это всеобщее процветание, которое является одной из вещей, отражающих суть социализма.» [②]Опять же, он придает этому вопросу большое значение со времен реформы и открытости и считает, что всеобщее процветание станет центральной темой в какой-то момент в будущем. Он сказал: «Общее процветание, о котором мы говорим с самого начала реформы, однажды в будущем станет центральной темой». [③]«Идти по социалистическому пути — значит постепенно достигать всеобщего процветания. …… Если богатые становятся богаче, а бедные — беднее, возникает поляризация, а социалистическая система должна и может избежать поляризации. …… Когда этот вопрос будет поднят и рассмотрен, и на какой основе, предстоит изучить. Можно предположить, что этот вопрос придется активно поднимать и решать, когда к концу этого века будет достигнут уровень благосостояния.»

После вступления в новую эру социализма с китайской спецификой Си Цзиньпин придает большое значение вопросу всеобщего процветания. Он также рассматривал вопрос всеобщего процветания с точки зрения сущности социализма. Он сказал: «Общее процветание является необходимым условием социализма и общим ожиданием народа. Наше содействие экономическому и социальному развитию в конечном итоге направлено на достижение общего процветания для всех людей». Он отметил, что в документе пятого пленума ЦК партии 19-го созыва впервые прозвучало, что для видения 2035 года «будет достигнут более очевидный и существенный прогресс в достижении общего процветания для всех людей», а для улучшения качества жизни людей — «твердое продвижение общего процветания». «30 апреля 2021 года Си Цзиньпин председательствовал на заседании Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (КПК), на котором было предложено «сформулировать план действий по содействию всеобщему процветанию».[④]

Таким образом, начиная с видения Мао Цзэдуна о всеобщем процветании, призыва Дэн Сяопина к тому, чтобы первые богатые делились богатством, и заканчивая пропагандой Си Цзиньпина о разделении общего богатства, все они отражают наследование и развитие концепции всеобщего процветания (Тан Цзиньсун и Ли Сиси, 2017). Из рассуждений Дэн Сяопина: поощрять одних первыми разбогатеть — это значит первыми разбогатеть при предпосылке общего процветания, и предпосылка общего процветания твердо усвоена; из рассуждений Си Цзиньпина: совместное развитие требует отражения общего процветания. Поэтому в настоящее время и до 2050 года содействие всеобщему процветанию является не только важным ориентиром для нашей экономической работы, но и важной темой для наших научных исследований. Я хотел бы поговорить о том, как мы должны реализовать дух всеобщего процветания в нашей политике, особенно путем содействия всеобщему процветанию всех социальных слоев, чтобы практиковать «не забывать о первоначальном сердце реформ» и содействовать развитию социализма с китайскими особенностями.

II. Принципы политики, способствующие всеобщему процветанию всех слоев общества

После реформ и открытости Китай добился значительных успехов в экономическом росте, однако, с точки зрения экономического развития, здесь еще много возможностей для улучшения. В процессе этого наше общество расслоилось, и нам предстоит пройти долгий путь, чтобы добиться всеобщего процветания для всех слоев общества. Главным из них является чрезмерный разрыв в благосостоянии и доходах между самыми богатыми и самыми бедными людьми; группа людей со средним уровнем дохода невелика по численности. Хотя Китай одержал всеобъемлющую победу в борьбе с бедностью, богатство или доход многих людей все еще очень низкий и они все еще находятся относительно близко к черте бедности, в то время как богатство и доход очень небольшого числа состоятельных людей быстро растет. Очевидно, что все слои общества еще не достигли состояния всеобщего процветания, а увеличивающийся разрыв в богатстве и доходах противоречит всеобщему процветанию, что негативно скажется на нашем будущем экономическом росте и качественном экономическом и социальном развитии.

Всеобщее процветание является необходимым условием социализма. Когда мы формулируем соответствующую экономическую политику, нам необходимо обратить внимание на некоторые принципы. Вот только три пункта.

Прежде всего, мы должны установить концепцию общего процветания и общего благосостояния (Чэн Энфу, 2021). Общее процветание для всех слоев общества — это путь к достижению светлых перспектив общего богатства, общего развития и общего счастья; соответственно, экономическая политика должна воплощать в себе дух постановки народа в центр и содействия всестороннему социально-экономическому развитию. В данном контексте народ — это люди всех социальных слоев; несмотря на различия во многих аспектах, все они являются синергетическими силами в процессе продвижения «более качественного, более эффективного, более справедливого, более устойчивого и безопасного» развития национальной экономики; а общее процветание всех социальных слоев является синергетической силой. Общее процветание всех слоев общества является основной гарантией и необходимым условием для синергии этих сил. С социальной точки зрения, если все слои общества не смогут достичь общего процветания, разрыв в богатстве и доходах между ними станет слишком большим, особенно если на богатых и тех, кто получает высокие доходы, будет приходиться слишком большая доля богатства и доходов, то в долгосрочной перспективе социальный разрыв будет неизбежен и в конечном итоге превратится в постоянную социальную проблему, с которой трудно справиться. С экономической точки зрения, если все социальные слои не смогут достичь общего процветания, внутренняя циркуляция будет заторможена со стороны спроса, структура потребления станет деформированной и расслоенной, а модернизация и оптимизация промышленной структуры потеряет часть своего внутреннего импульса. Исходя только из этих двух перспектив, мы также должны сделать приоритетом продвижение общего процветания для всех социальных слоев и реализовать его с помощью комбинации политических мер.

Во-вторых, нам необходимо рассмотреть политические меры как в физическом, так и в стоимостном выражении. Наши операции на внутреннем рынке деноминированы и осуществляются в юанях. Однако цены на товары имеют значительные региональные различия. В частности, в городах первого уровня цены на жилье уже давно не редкость, где стоимость квадратного метра (площади) достигает 100 000 юаней; но в городах четвертого уровня цены (в среднем) не составляют и десятой части от цен в городах первого уровня. В физическом выражении размер жилья на душу населения в городах первого уровня меньше; в ценовом выражении рыночная стоимость домовладения на душу населения в городах первого уровня гораздо выше. Проблема заключается в том, что, помимо всего прочего, физическое пространство важно для восприятия жизни, и дом площадью 20 квадратных метров, как бы хорошо он ни был оформлен, не будет ощущаться как дом площадью 200 квадратных метров. В целом, это противоречие между физическими объектами и ценностями, вызванное региональными различиями, является тем, что необходимо серьезно учитывать при разработке политики для общего процветания всех слоев общества; в противном случае, это приведет ко многим сложным социальным проблемам, которые не способствуют общему процветанию и общему счастью. Это урок, извлеченный из ряда экономических и социальных проблем, вызванных слишком маленьким жильем для среднего рабочего в Гонконге.

Наконец, общее процветание следует понимать как институциональное и конкурентное преимущество в гонке. В капиталистических обществах, чем больше частному капиталу позволено играть полностью решающую роль в социально-экономической жизни, тем больше разрыв в богатстве и доходах между социальными классами. В таком обществе, даже при высокой стоимости управления для правительства, большинство людей остается в относительном нищенском положении, и они вряд ли могут надеяться на достижение восходящей классовой мобильности. Это рай для богатых, где роскошь является нормой, и ад для бедных, откуда нет выхода. Суровая реальность такого общества, несмотря на громко звучащие идеи буржуазной демократии и свободы, поражает тех, кто не хочет притворяться спящим. Одной из существенных черт социализма является общее процветание; с точки зрения общего процветания, самым важным является общее процветание для всех социальных слоев, затем общее процветание для городских и сельских районов, регионов, отраслей и национальностей. Люди, живущие в социалистическом обществе, могут быть удовлетворены общим процветанием, но также и соответствующим неравенством, отражающим различный вклад людей в общество, что, в свою очередь, мотивирует людей улучшать свое качество и упорно трудиться для достижения восходящей мобильности. Таким образом, социализм может быть энергичным и динамичным обществом. С этой точки зрения, социалистическое общество должно быть гармоничным и красивым обществом, обществом, в котором каждый стремится к лучшей жизни, и, следовательно, обществом, полным уверенности и обладающим институциональными и конкурентными преимуществами. В то время как рыночная экономика частного предприятия является чисто меритократической или даже такой, в которой лучшие и худшие отсеиваются, рыночная экономика государственного предприятия должна характеризоваться как честной конкуренцией, так и взаимной конкуренцией (характеризующейся обучением друг у друга и помощью друг другу). В связи с этим, принятие соответствующего комплекса политических мер для содействия общему процветанию всех социальных классов должно всегда иметь неотложный характер и не должно рассматриваться как проблема, которая будет решена в отдаленном будущем.

IIIсодействие общему процветанию посредством дивидендов для всех от государственных активов

В целях более эффективного выполнения требования «достижения нового уровня благосостояния народа», изложенного в «Предложении Центрального комитета Коммунистической партии Китая по формированию 14-го пятилетнего плана национального экономического и социального развития и перспективных целей на 2035 год» [⑤]и указании Си Цзиньпина о том, что «мы должны поставить продвижение всеобщего процветания для всех людей на более важное место, быть приземленными, прилагать долгосрочные усилия и более активно работать в направлении этой цели», а также для реализации и улучшения Трехлетнего плана действий по реформе ГП. Мы (вместе с профессором Сун Фанмином и исследователем Лян Цзюнем) выступаем за политику реформ «сильные государственные предприятия и больше дивидендов» [⑥](Cheng Enfu, 2018), а также реализуем и совершенствуем Трехлетний план действий по реформе SOE. 2018).

Другими словами, разработка инновационной системы на высшем уровне, с реализацией всеобщего распределения прибыли от эксплуатации государственных активов в пользу всего народа в качестве тяги, реализация атрибута социалистической общественной собственности государственных активов, принадлежащих всему народу, мобилизация внимания всего народа к эксплуатации государственных активов, а затем путем создания платформы и канала для всего народа для эффективного надзора за эксплуатацией государственных активов, для создания всеобщей собственности, всеобщего надзора и всеобщей собственности. Построив платформу и канал для эффективного контроля за работой государственных активов со стороны всего народа, мы сможем создать замкнутый цикл ответственности и прав, отвечающий требованиям маркетизации и легализации, и в то же время реализовать великую цель — придерживаться главной позиции народа, совершенствовать социалистическую демократию и правовую систему, а также разделить богатство всего народа.

Основные моменты разработки политики следующие: создание системы распределения доходов от государственных активов между всеми людьми. Совет директоров предприятий-вкладчиков капитала в соответствии с условиями деятельности и потребностями развития предприятий ежегодно составляет план распределения прибыли, который соответствует интересам акционеров и отвечает требованиям устойчивого развития предприятий, и после утверждения акционерами (общим собранием) предприятий осуществляет распределение прибыли между акционерами всех сторон, включая вкладчиков капитала государственных активов. В том числе, часть дивидендов от прибыли, принадлежащая вкладчикам государственных активов, должна перечисляться на специальный финансовый счет, созданный и контролируемый Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей на данном уровне. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей обсуждает и голосует за определение программы ежегодных дивидендов для всего населения по части участия в прибыли, и реализует дивиденды всему населению через индивидуальные карты социального обеспечения по уровням.

Реализация дивидендов от операционного дохода государственных активов всем людям — это теоретический и практический инновационный проект, который соответствует теоретической, исторической и практической логике социализма с китайской спецификой. Его основная логика заключается в том, что в соответствии с механизмом, при котором все виды факторов производства вознаграждаются правами собственности и рынком, и на основе права на использование и получение дохода от элементов государственных активов, операционный доход от государственных активов будет распределяться среди фактических владельцев государственных активов, т.е. всего населения, как факторный доход и доход от собственности, полностью отражая природу всеобщей собственности на государственные предприятия. В последние годы Китай начал постепенно увеличивать долю прибыли от государственного капитала, поступающей в государственную казну. В 2020 году ВВП Китая превысит один триллион юаней, будет полностью построено умеренно процветающее общество, а наша экономическая, научно-техническая мощь и всеобъемлющая национальная сила поднимутся на новый и великий уровень. Мы уже в состоянии достичь тех великих свершений, которые хотели совершить в прошлом, но не смогли. Поскольку мы вступаем на новый путь строительства современной социалистической страны, неизбежным итогом исторического развития является выполнение торжественного обязательства нашей партии о всеобщем процветании всего народа и осуществление всеобщего распределения доходов от эксплуатации государственных активов. Это может помочь сделать новый большой шаг в увеличении доходов на душу населения для городских и сельских жителей, содействовать социальному равенству, повысить благосостояние людей, сделать жизнь людей лучше и добиться более заметного и существенного прогресса на пути к всеобщему процветанию для всех людей. Это показывает, что государственные предприятия являются настоящими предприятиями, принадлежащими всему населению, и имеют те же рыночные атрибуты и правила управления, что и другие рыночные игроки, взламывая западную идентификацию и регулирование нерыночной экономики Китая и государственного капитализма, и занимая юридическую высоту международных экономических и торговых правил. Поэтому рекомендуется, чтобы соответствующие департаменты как можно скорее организовали усилия по проведению теоретических аргументов и эмпирических прогнозов, а также улучшили дизайн верхнего уровня системы и правила реализации. Следует выбрать несколько провинций или центральных городов для проведения пилотных проектов, и своевременно обобщить опыт, чтобы со временем начать полномасштабное продвижение. Мы можем рассмотреть возможность использования опыта универсального дивиденда Макао.

IV. Финансовая и налоговая политика для содействия общему процветанию всех слоев общества

Помимо политики реструктуризации собственности, фискальная политика является основным инструментом содействия общему процветанию всех слоев общества. С помощью ряда мер фискальной политики можно создать стабильные ожидания и позитивные ориентиры для различных владельцев факторов (так называемый вклад факторов является точным только при использовании в смысле владения факторами) в отношении доходов с точки зрения ex ante, а также внести необходимые коррективы в структуру распределения богатства и доходов с точки зрения ex post.

Наиболее значимой является политика подоходного налога. Налоговые системы в разных странах существенно различаются. В США основными налогами являются корпоративный подоходный налог и налог на доходы физических лиц. В нашей стране основными налогами являются НДС и налог на прибыль корпораций, но все большее значение приобретают налоги на доходы физических лиц. Утверждается, что подоходные налоги играют роль только во втором распределении; это мнение нуждается в пересмотре. Действительно, подоходный налог играет важную роль во втором распределении. Однако, как часть институциональной системы, подоходный налог также играет роль в первичном распределении факторов производства и производства продукции при определенных условиях, и это следует учитывать при достижении цели «разделить пирог» (Wu, 2014). Это одна из причин. Во-вторых, капитал является фактором производства, как и труд. В основе своей стоимость создается трудом, однако межличностное распределение и, следовательно, социально-классовое распределение этих двух факторов производства, труда и капитала, весьма противоречиво. Следует особо отметить, что существует ограниченное количество времени в жизни человека, в течение которого труд может быть реально предоставлен, и что предоставление фактора труда зависит от ума и здоровья работника, что затрудняет его передачу между поколениями; капитал же остается функциональным даже после смерти первоначального владельца и может передаваться между поколениями. Поэтому главной причиной неспособности достичь всеобщего процветания на всех уровнях общества неизбежно является частный капитал, единственной целью которого является частная прибыль. Проанализировав логику частного капитала, Маркс отметил, что в капиталистическом обществе неизбежно происходит «накопление богатства» на одном конце спектра и «накопление нищеты, мучений труда, рабства, невежества, пошлости и моральной деградации» на другом[⑦]. Поэтому при определении налогообложения доходов от капитала и труда, чтобы способствовать общему процветанию всех социальных слоев, следует как можно скорее завершить изменение единицы налогообложения индивидуальных доходов, т.е. изменить единицу налогообложения с индивида на домохозяйство (Cheng, Eunfu, 2021). Исходя из этого, необходимо постепенно вносить следующие коррективы.

  • Ввести новый прогрессивный подоходный налог на душевой доход домохозяйства. Ссылаясь на законы о подоходном налоге с физических лиц в различных странах, мы предлагаем (см. таблицу 1): Во-первых, на данном этапе сумма освобождения может быть увеличена до 10 000 юаней на основе ежемесячного дохода семьи на душу населения, а остаток фактического ежемесячного дохода на душу населения минус 10 000 юаней может быть использован в качестве налогооблагаемого дохода. Во-вторых, максимальная предельная налоговая ставка в размере 60% может быть применена к части ежемесячного дохода домохозяйства на душу населения, превышающей 80 000 юаней (или налогооблагаемого дохода, превышающего 70 000 юаней). В ряде стран максимальная предельная ставка налога на доходы физических лиц довольно высока. Например, в отдельных странах верхние предельные ставки налога на доходы физических лиц превышают 60%; есть очень много стран, где ставки превышают 50% (например, таких высоких уровней достигли Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция, Япония и т.д.). Наконец, мы предполагаем, что ежемесячный доход домохозяйства в $50 000 на душу населения (или налогооблагаемый доход в $40 000) — это примерно потолок на рынке для такого элемента, как предоставление рабочей силы; за пределами этого уровня, вероятно, существуют значительные нетрудовые факторы в определении их дохода. Эти факторы очень сложны и трудно поддаются специальному скринингу. Например, имидж человека, его известность, рекламный эффект и т.д. играют все более важную роль в определении дохода. Поэтому над этим потолком можно создать четыре специальных уровня. В одном из них максимальная предельная налоговая ставка в размере 60% применяется к тем, чей ежемесячный доход на душу населения превышает 80 000 юаней (или налогооблагаемый доход превышает 70 000 юаней). При этом учитывалось бы следующее: во-первых, максимальная предельная ставка налога на доходы от трудовых факторов (15%) больше не будет превышать максимальную предельную ставку налога на доходы от капитальных факторов (25% или 20%). Почему максимальная предельная ставка налога на трудовой доход установлена на уровне 15%? В основном это относится к льготной налоговой ставке (15%), используемой для высших талантов, разработанной (например) в Шэньчжэне и районе Большого залива, которая также ближе к самой высокой предельной ставке налога на доходы физических лиц в Гонконге в Китае. Во-вторых, существует более сильная корректировка для категории сверхвысоких доходов (где нетрудовой фактор играет основную роль в определении дохода, а трудовой фактор играет лишь частичную роль). Таким образом, по сравнению с существующей системой подоходного налога с физических лиц, соответствующие верхние предельные налоговые ставки несколько ниже для трудовых доходов и несколько выше для нетрудовых доходов. Поэтому можно ожидать, что такое налогообложение будет способствовать достижению общего процветания для всех слоев общества и лучше отражать вклад сверхвысокодоходников в национальную казну; и даже при такой системе личного налога доходы сверхвысокодоходников после уплаты налогов все равно будут высокими.

Таблица 1 Предлагаемые изменения в подоходном налоге с населения на основе ежемесячного дохода домохозяйства на душу населения

Количество уровней Ежемесячный налогооблагаемый доход на каждого члена домохозяйства Налоговая ставка Метод определения дохода
1 0 — 10,000 3% Трудовые факторы играют важную роль
2 10 000 — 20 000 РУБ. 6%
3 20 000 — 30 000 РУБ. 10%
4 30 000 — 40 000 РУБ. 15%
5 40,000 — 50,000 25% Нетрудовые факторы играют важную роль
6 50 000 — 60 000 РУБ. 35%
7 60,000 — 70,000 45%
8 Более 70 000 долларов 60%

Здесь следует отметить еще два момента. Во-первых, в нашей нынешней системе подоходного налога с физических лиц максимальная предельная ставка налога на доходы физических лиц составляет 45%. Этот показатель явно слишком высок для тех, кто получает доход исключительно от предоставления трудовых факторов, и слишком низок для тех, кто получает очень высокие доходы в основном от нетрудовых факторов. Еще одним преимуществом вышеописанной схемы является то, что подавляющее большинство людей с высокими нетрудовыми доходами могут получать такие высокие доходы только внутри страны, и существует меньший потенциал для утечки налогов (международной). В свою очередь, для качественных работников они могут прочно закрепиться в стране благодаря налоговым льготам, одновременно создавая определенную привлекательность для иностранных талантов. Во-вторых, важно иметь полное представление о налогообложении доходов от труда и капитала. Таким образом, можно установить более четкую концепцию при сравнении налогообложения труда и налогообложения доходов от капитала. Некоторые могут сказать, что высокая международная мобильность капитала и установление высокой верхней предельной ставки налога на доходы от капитала приведет к оттоку капитала. Однако важно понимать, что налогообложение является лишь одним из факторов, определяющих эту мобильность; есть две основные причины, по которым в США установлена относительно низкая верхняя предельная ставка налога на доходы от капитала (в прошлом она имела тенденцию к снижению): во-первых, социальная система заставляет власть имущих поступать так, как лучше для интересов капиталистов. Второй — США могут осуществлять фискальное финансирование, выпуская государственные долговые обязательства перед иностранными государствами (часть которых используется для погашения долга за счет долговых обязательств). Это эквивалентно утверждению, что США могут использовать гегемонистскую позицию доллара, чтобы меньше облагать налогом доходы американского капитала. Наша страна сильно отличается от этого.

Кто-то может возразить, что прибыль от капитала нестабильна, что предприятия могут терять деньги, и что правительство не субсидирует потери, когда предприятия теряют деньги; в то время как прибыль от труда стабильна. На самом деле, последний пункт является заблуждением, поскольку работники также могут потерять работу. Оказавшись без работы, источник дохода прерывается, но жизнь продолжается. Более того, косвенные налоги увеличивают налоговое бремя на физических лиц скрытым образом. В Китае НДС является одним из основных налогов, и физические лица платят подоходный налог, а затем НДС при покупке товаров и услуг. При такой налоговой системе уровень налогового бремени (отношение различных налогов к доходу) для физических лиц не только отражается в бремени подоходного налога, но даже может быть инвертирован от уровня налогового бремени к уровню дохода. Поэтому следует всесторонне рассмотреть вопрос об установлении льгот по корпоративному и личному подоходному налогу и прогрессивных налоговых коридоров, чтобы подавляющее большинство работающих людей как в городских, так и в сельских районах не платили подоходный налог на свой труд или платили его в меньшем объеме, чтобы отразить новый путь развития «ориентированного на человека» в противовес «ориентированному на капитал» развитию западных капиталистических стран. Это новый путь развития, который «ориентирован на людей» и отличается от «ориентированного на капитал» развития западных капиталистических стран.

(2) Необходимо как можно скорее ввести более высокую ставку налогообложения на денатурализацию (заимствовано из США, Франции, Канады и т.д., относится к налогоплательщикам, лишившимся китайского гражданства), налог на наследство (заимствовано из Японии и т.д.) и налог на прирост капитала (заимствовано из США и т.д., относится к налогоплательщикам, не занимающимся исключительно куплей-продажей недвижимости и рыночных ценных бумаг), чтобы попытаться предотвратить и остановить массовый перевод активов в Китай через оффшорные трасты.

V. Осуществлять обязательное среднее образование второй ступени, бесплатное здравоохранение и жилищную политику, способствующую всеобщему процветанию

Для того чтобы способствовать общему процветанию всех слоев общества, необходимо предпринимать политические усилия в таких областях, как уравнивание образования и бесплатное здравоохранение. Есть три основных момента: во-первых, полное повышение обязательного образования до уровня старшей средней школы, т.е. переход на 12-летнюю систему обязательного образования. В частности, стране необходимо укреплять профессионально-техническое образование. Целью этого является создание более справедливой базы человеческих ресурсов на начальном этапе и содействие общему процветанию на исходном этапе для всех слоев общества. Во-вторых, важно содействовать региональному балансу в базовом образовании, принимая во внимание мобильность рабочей силы. В частности, следует усилить базовое образование в сельской местности, чтобы заложить необходимую основу для достижения сельскими детьми в будущем восходящей классовой мобильности. В-третьих, как можно скорее внедрить систему и политику бесплатной медицины. Бесплатная медицинская помощь практиковалась в Китае до реформы и открытости и во многих капиталистических странах. Чтобы продемонстрировать достижения социалистической реформы и открытости и превосходство системы, необходимо как можно скорее восстановить механизм системы бесплатной медицинской помощи. В настоящее время, когда член семьи страдает от проблем со здоровьем, особенно от серьезного заболевания, и госпитализируется, приостановка или даже потеря трудоспособности и необходимость нести высокие медицинские расходы могут оказать огромное влияние на будущие доходы, богатство и даже жизнь, которое трудно восстановить в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо создать механизм страхования политики с минимальными индивидуальными взносами для распределения и сглаживания таких потрясений в целях содействия общему процветанию.

В Китае существует система государственной собственности на городскую землю и система коллективной собственности на сельскую землю. В условиях рыночной экономики, будь то городская или сельская земля, разница в местоположении влияет на ее рыночную стоимость; однако право собственности на присоединенную землю часто не принадлежит ни государству, ни сельской общине. В результате возникает ряд проблем, и возникает множество трудностей в том, как добиться «повышения общественной ценности». Возьмем пример частного дома как прикрепления к земле. Поскольку трудовая деятельность владельца, его основная жизнь и социальное взаимодействие происходили в непосредственной близости от дома в течение длительного времени, при экспроприации требуется определенная компенсация. Вопрос в том, каким должен быть стандарт компенсации. Должна ли компенсация осуществляться путем добавления определенной премии к рыночной стоимости? Если это так, то увеличение цены почти забирает себе владелец; если владелец имеет большое жилище, то он обогатится за счет экспроприации его собственности. Проблема, которая возникает, заключается в том, что те, у кого много домов, или те, кто экспроприирован, становятся богатыми благодаря фактору местоположения, создавая особый класс. Это противоречит общему процветанию всех слоев общества. В случае сделок с недвижимостью «не из первых рук» возникают два других типа проблем: во-первых, высокие агентские сборы приводят к тому, что агентства недвижимости монополизируют рынок и повышают цены ради прибыли, перемещая богатство тех, у кого нет или мало жилья, вниз; во-вторых, растущая стоимость приобретения земли государством негативно влияет на преобразование старых городов и другое строительство в старых городах. Часто считается, что государственная собственность на землю имеет то преимущество, что облегчает строительный бизнес и устраняет многие хлопоты, связанные с приобретением земли. Однако в случае с частными землевладениями этого преимущества может уже не быть. Поэтому, чтобы устранить проблему общего богатства, возникающую из-за фактора местоположения, и препятствие для последующего экономического развития, необходимо принять надлежащие политические меры для контроля цен на недвижимость. Например, следует значительно снизить плату за услуги агентств недвижимости и ввести штрафы за монополию и манипулирование ценами.

В целом, налог на недвижимость должен быть. Лучшим решением было бы установить определенную сумму или зону освобождения от налогов для каждого гражданина старше 18 лет (из которой семьи могли бы выбрать любую), в зависимости от дохода и цен на недвижимость в разных районах, чтобы большинству жителей не приходилось платить налоги и чтобы это не влияло на качество жизни большинства жителей. Разумеется, те, кто превышает сумму или площадь, должны облагаться налогом по тесно разнесенным и существенно прогрессивным ставкам. Важно отметить, что основная цель такого сбора — препятствовать спекуляции и разделению на богатых и бедных в жилищной сфере. Какой вариант может достичь цели налогообложения имущества, должен сначала обсуждаться всем населением, а затем вводиться после того, как вариант будет доведен до совершенства (Cheng Enfu, 2021). С этой целью следует как можно скорее провести общенациональную жилищную перепись для выяснения жилищного фонда страны, и, учитывая соответствующий опыт других стран, немедленно принять необходимые меры, включая налоги и сборы, в отношении пустующих и неиспользуемых домов, чтобы побудить их к сдаче в аренду или продаже с целью сдерживания роста цен на недвижимость, регулирования жилищных ресурсов и восстановления справедливости.


[①] Дэн Сяопин, Избранные труды Дэн Сяопина, т. 3, Пекин: Народное издательство, 1993, с. 155.

[②] Дэн Сяопин, Избранные труды Дэн Сяопина, т. 3, Пекин: Народное издательство, 1993, с. 364.

[③] Дэн Сяопин, Избранные труды Дэн Сяопина, т. 3, Пекин: Народное издательство, 1993, с. 364.

[④] Си Цзиньпин, 2020 год, Заметка о предложении Центрального комитета Коммунистической партии Китая по формированию четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития и перспективных целей на 2035 год, People’s Daily, 4 ноября, стр. 2.

[⑤] Предложение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по формированию Четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития и перспективных целей на 2035 год, Guangming Daily, 4 ноября 2020 года (с.

[⑥] Си Цзиньпин, 2020 год, Заметка о предложении Центрального комитета Коммунистической партии Китая по формированию четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития и перспективных целей на 2035 год, People’s Daily, 4 ноября, стр. 2.

[⑦] Маркс, Капитал, т. 1, Пекин: Народное издательство, 1975, с. 708.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *