Сохраним киноконцертный зал Энтузиаст!

Сохраним киноконцертный зал Энтузиаст!

В конце июля 2021 года киноконцертный зал «Энтузиаст» в районе Вешняки оградили строительным забором. Что будет с «Энтузиастом»? Полностью реконструируют, превратив в типовый центр «Место встречи» по примеру кинотеатров «Киргизия», «Саяны», «София»? Или проведут капитальный ремонт?

Киноконцертный зал «Энтузиаст», единственный в огромном районе Вешняки культурный центр, будто осознанно доводили до разрушения. Пять лет здание простаивало, не отапливаясь. По состоянию на 2018 год его конструктивные элементы уже находились в неудовлетворительном состоянии. А между тем «Энтузиаст» — один из немногих сохранившихся замечательнейших объектов советского модернизма, играющий ведущую роль в ансамбле Вешняковской улицы, связанный со всеми объектами культурной и досуговой сферы района Вешняки. Его закрытие в 2016 году нанесло по ним серьёзный удар, поставило под угрозу объект культурного наследия регионального значения — усадьбу Кусково.

В СССР строительство культурно-досуговых объектов диктовалось главным законом страны. Согласно Конституции СССР 1977 года, ст.7 гл. 41, право человека на отдых обеспечивалось не только выходными и отпусками, но и «расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени». (Для сравнения: по современной Конституции отдых понимается исключительно как отдых от работы, а создавать условия для него по месту жительства государство не обязано).

В сети повседневного отдыха особое место занимали кинотеатры. Помимо кинопоказов, в них проводилась и самая разнообразная внешкольная работа с детьми и взрослыми, которая являлась неотъемлемой частью советской системы образования: лекции, доклады, концерты, спектакли, утренники, вечера. В 1970-х гг. у кинотеатров появился соперник — телевидение, и было очевидно, что на этом прогресс не остановится. Тогда провели исследования и разработали новый подход к проектированию и строительству кинотеатров. Во-первых, их нужно включать в состав ансамбля значимых и посещаемых общественных зданий, а во-вторых, проектировать как многофункциональные объекты, которые способны максимально обеспечить всю культурную, образовательную, общественную жизнь района, а не только служить кинопоказу.

Задача была непростой, особенно для реализации на новых территориях, вошедших в черту Москвы в 1960-х гг. По словам кандидата архитектуры Ю. Гнедовского, «нужны огромная воля и принципиальность, годы усилий, чтобы на новых территориях, удалённых от общественного центра, создать действительно значительные комплексы общественных зданий, местные центры тяготения, позволяющие гигантским новым районам зажить новой жизнью». Именно таким трудным путём пошли в новом Перовском районе Москвы (к которому в те годы относился и микрорайон Вешняки-Владычино), где уже в 1978 году проживало более 400 тысяч человек, что сопоставимо с населением крупного города.

В 1960–1970 гг. Перовский район (до 1968 года — Калининский) активно застраивался. Было необходимо создать и культурные учреждения, так как прежних уже недоставало для обеспечения всех видов отдыха и для культурной жизни. В начале 1960-х годов эту проблему планировали решить с помощью создания различных зон отдыха в лесопарке усадьбы Кусково. Проектировались десятки кафе, танцевальные веранды, летние театры, эстрады, читальни и другие объекты. Однако идея была реализована лишь в самой малой степени, частично, что позволило сохранить Кусково прежде всего как природную территорию, в русле Генплана 1935 года. После того, как в июне 1967 года первым секретарём Московского городского комитета КПСС (выражаясь современным языком — мэром) был избран Гришин Виктор Васильевич, в Перовском районе начали медленно выстраивать глубоко продуманную систему учреждений повседневного отдыха. Главным её звеном в строящемся крупном микрорайоне Вешняки-Владычино стал кинотеатр, которому дали имя «Энтузиаст».

В соответствии с решением Московского Совета от 23 апреля 1968 года в Вешняках-Владычине был отведён земельный участок под строительство 120 тыс. кв.м. жилой площади и зданий культурно-бытового назначения. В апреле 1972 года в его составе, в квартале 81, был отведён и участок для строительства кинотеатра. Он был близок к геометрическому центру района, примыкал к зелёной зоне, свободной от застройки, и обещал архитекторам и строителям трудную работу. В техническом заключении об инженерно-геологических условиях, выданном в мае 1972 года, значилось: «участок…заболочен и почти полностью залит водой…частично используется под свалку, в западной части…проходит канава». Рекомендовалось «принять свайные фундаменты».

Проект кинотеатра разрабатывал авторский коллектив мастерской №4 Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования: архитекторы В.Атанов, В.Беккер, Е.Хлыстова, инженеры В.Ковалёв, В.Дихтенко, Л.Максимова. В 1973 году Исполком Моссовета утвердил проект, и вскоре в журнале «Строительство и архитектура Москвы» была напечатана статья В.С.Атанова «Сооружение, в котором нуждаются многие районы города» с подробным описанием будущего кинотеатра.

Главной особенностью, отличавшей его от строящихся в то время кинотеатров, была «кооперация в одном объёме различных по назначению учреждений отдыха» за счёт «расширенного состава помещений». Самыми крупными помещениями были два зала:

1.Кинозал на 1000 мест, «имеющий универсальное назначение, для показа широкоэкранных и обычных фильмов, камерных концертов профессиональных и любительских коллективов, а также проведения торжественных заседаний, районных конференций и сессий, различных собраний и вечеров отдыха. В зале расположена эстрада с рампой, портальными кулисами, раздвижным антрактным и предэкранным занавесами, подъёмными софитами и др. За эстрадой располагаются помещения для артистов и др». Общую архитектуру всего здания определял именно этот большой зал, имеющий овальную форму, «которая была выбрана с расчётом того, чтобы слышимость в последних рядах находилась на 80 процентах естественного звучащего голоса с эстрады».

2. Зал на 200 мест для демонстрации хроникально-документальных фильмов.

А помимо этих двух залов: «танцевальный зал на 100 пар; кафе на 120 посадочных мест; ряд гостиных и клубных комнат для игры в шахматы, шашки и пр».

Основные входы в вестибюли-фойе большого и малого кинозалов были запроектированы «из внутреннего дворика, как бы аванвестибюля, места встречи посетителей здания. Входы в кассовый вестибюль и танцевальный зал располагались в левой части фасада. В фойе большого зала также устраивалась эстрада, предназначенная для выступлений артистов и оркестра перед зрителями, ожидающими очередной сеанс».

Было очень важно, что все помещения располагались «с учётом их раздельного и совместного использования». Причём при каждом зале были так же предусмотрены свои буфеты! Много значило и предусмотренное проектом оборудование здания системой приточно-вытяжной вентиляции, кондиционирование воздуха в большом и малом залах, в фойе и танцевальном зале, система противопожарной сигнализации, радио и теле устройствами».

В 1977 году строительство было завершено, и здание было принято комиссией с отличной оценкой. В декабрьском номере журнала за 1977 год торжественно сообщалось, что «на карте города появились новые значительные объекты. Речь идёт о такой уникальной стройке, как Онкологический центр, таких зданиях, как Институт усовершенствования врачей, Дворец культуры АЗЛК Москвич, киноконцертный зал «Энтузиаст», кинотеатр «Новороссийск» на 1200 мест и многих других».

С тех пор об «Энтузиасте» неоднократно писали на страницах журнала «Строительство и архитектура Москвы». В январском номере 1978 года в статье «Построено к 60-летию Великого Октября» среди «наиболее значительных объектов, построенных к юбилею Октябрьской революции», упоминался «построенный по наказу избирателей киноконцертный зал «Энтузиаст», который будет играть ведущую роль в формирующемся на Вешняковской улице общественном центре». (Прим. — к моменту строительства «Энтузиаста» Вешняковская улица была застроена частично только с левой стороны. Позже в том же журнале писали, что после завершения строительства «эта магистраль может стать одной из наиболее законченных и интересных в новых районах Москвы»). В мартовском номере 1978 года автор рецензии ещё раз обратил внимание на оригинальную форму кинотеатра: «К его прямоугольной части с внутренним открытым двориком примыкает эллиптический цилиндр большого зала с размерами по осям 40 и 30 м. Эта сильная архитектурная форма «держит» всю композицию, придаёт ей динамическую направленность вдоль магистрали. Площадка, на которой стоит здание, приподнята над уровнем улицы. К входу ведёт лестница с рекламными тумбами по бокам. Лестница и пандусы, ведущие на открытую галерею второго уровня, обогащают объёмное построение здания». Подводя итоги, автор приходил к выводу, что благодаря всем своим особенностям «Энтузиаст» можно назвать образцовым зданием, опыт проектирования, строительства и эксплуатации которого «должен быть использован в дальнейшем совершенствовании не только столичной киносети, но и сети клубов, Домов и Дворцов культуры».

«Энтузиаст» запомнился жителям Перовского района своей особой богатой творческой и общественной атмосферой. Юрий Николаевич Калинин, работавший в те годы редактором Олимпийского отдела Главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР, вспоминает: «В советское время я много работал и в «Энтузиаст» мне с женой в лучшем случае удавалось попасть на последний сеанс в 21:00, а бывало и в 22:00 только в воскресенье. Кинотеатр был уникален тем, что притягивал к себе людей, которые находили там отдушину и могли получить хорошую порцию культурной жизни. Это был творческий оазис, где советский человек отдыхал и заряжался положительной энергией на предстоящую рабочую неделю. Уникальность любого культурного центра — в той творческой обстановке, которая там присутствует». Жителю Новогиреево Нине Васильевне Кольцовой, которая в те годы была депутатом Верховного Совета РСФСР по 38 округу, запомнилась и другая сторона жизни «Энтузиаста»: «Помню, принимали делегацию немецких комсомольцев. Потом приезжал Гришин. Сначала, как обычно, торжественная часть, отчёты, а потом был концерт. Ведущей была диктор Татьяна Судец. На самом концерте мне не удалось быть, но, когда уезжал Гришин, мне поручили его ещё раз поприветствовать и вручить ему букет».

Кстати, Гришин не просто приезжал в «Энтузиаст» на праздники. В 1980 году он был выбран в Верховный Совет РСФСР от района Вешняки, и в здании «Энтузиаста» располагалась его приёмная — первого лица Москвы!

Заметим, что масштабность мероприятий обеспечивал тот самый киноконцертный зал на 1000 мест, с великолепными акустическими характеристиками, выделявший «Энтузиаст» среди других кинотеатров востока Москвы. Более того, согласно справочнику 1977 года, в Москве в то время было всего 4 киноконцертных зала, что выдвигало «Энтузиаст», ставший 5-м, в объекты именно городского, а не местного значения. Концертный, эстрадных дух «Энтузиаста» подчеркивался, на наш взгляд, оригинальной четырёхгранной формой рекламных тумб (снесены в 2020 г.). Нам не удалось найти ни один кинотеатр, в котором была бы повторена эта форма. По информации сборника Москино, в брежневскую эпоху для киноафиш строили крупные бетонные рамы, по форме напоминающие мыльницы. А рекламные тумбы «Энтузиаста» восходят скорее к дореволюционным круглым рекламным тумбам.

Необходимо отметить, что «Энтузиаст», в своей неповторимости, был одновременно частью системы повседневного отдыха района, в которую входили не только культурно-досуговые учреждения, но и система общественного питания, и парки, и природные территории. Всё вместе, во взаимосвязи, в равновесии, это составляло ту самую комфортную среду проживания человека, о которой сейчас так много говорится.

В июньском номере СиАМ за 1978 год в статье «Организация повседневного отдыха» кандидат архитектуры И.Воскресенский, районный архитектор Перовского района Москвы, писал, что в Перовском районе, согласно проекту заслуженного строителя РСФСР В.Лебедева, предусматривалось «создание шести центров культурно-бытового обслуживания: по одному на каждый жилой массив плюс общерайонный центр…Каждый обладает различными функциональными возможностями организации повседневного отдыха». При этом, по его мнению, «наибольший интерес представляет центр жилого массива Вешняки. Широкий диапазон различных видов повседневного отдыха обеспечивается здесь комплексом современных объектов и сооружений. Рядом с «Энтузиастом» создаётся парк «Радуга» с прудом — основа для активного отдыха. В парке построят стадион с трибунами на 5000 мест, спорткорпус, появится водоём с пляжами и лодочной станцией. Нельзя забывать, что рядом находится парк-музей «Кусково», где ведётся повседневная кружково-лекционная работа по истории искусства, архитектуры, проводятся тематические выставки». Воскресенский отмечал, что в районе необходимо активно развивать «…сеть общественного питания — один из главных элементов полноценного повседневного отдыха», так как «умелое размещение этих объектов позволит сохранить территории парков непосредственно под озеленение».

В 1980-м, «олимпиадном» году архитектор Атанов В.С. получил Госпремию РСФСР за проект кинотеатра «Энтузиаст». Тем временем, с начала 1980-х годов, как пишут авторы сборника Москино, отрасль кино становилась убыточной, и для кинотеатров, приспособленных только для кинопоказа, наступили трудные времена. «Энтузиаст» же, благодаря своему киноконцертному залу, большому количеству помещений для кружковой работы, оставался всё так же актуален. С середины 1980-х гг., при активнейшем содействии местных властей, в здании разместился «Театр Иллюзии» под руководством А.Ляшенко.

После распада СССР произошёл огромный откат назад во всём, что касается конституционных прав человека на образование, на отдых, на культурное развитие. Сокрушительный удар испытала на себе система образования — внешкольные формы работы лишились государственного финансирования. Система культурно-досуговых учреждений, частью которых были отдельно стоящие кинотеатры, постепенно стала разрушаться, здания долгие годы не ремонтировались, что приводило к их обветшанию и непригодности. В самом худшем положении оказались здания, построенные, как «Энтузиаст», для активного использования в 21 веке.

По словам историка архитектуры Анны Броновицкой, «концептуальная переоценка наследия 1960–1980-х длится уже минимум лет 15», и через 20 лет наконец поймем: модернизм — наше всё», однако в настоящее время «у нас нет никаких юридических механизмов сохранения позднесоветского наследия. Органы охраны наследия пока не поддерживают нас в попытках сохранить модернистские здания, все заявки отвергаются. Иногда подача заявки может даже ускорить снос».

Согласно ч.12. ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в реестр объектов культурного наследия могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещён (ч.13 ст.18). Кстати, согласно тексту ФЗ, заявления о включении объектов в реестр могут подавать и физические лица, и муниципальные общества охраны памятников культуры. Однако где они, эти общества, а если и есть, обладают ли они реальными полномочиями? Ведь в Москве нет ни одного объекта культурного наследия муниципального значения.

Кинотеатру «Энтузиаст» исполнилось 40 лет в 2017 году, через год после закрытия. До 2015 года он ещё работал — проводились показы кинофильмов, работали танцевальная и спортивная школы, показывал своих спектакли «Театр Иллюзии». Однако использовалось ли здание так же активно, как в советские годы? На сайте Префектуры ВАО и Управы района Вешняки нам не удалось найти информации ни об одном крупном культурном мероприятии, проведённом на площадках кинотеатра. В 2015 году «Энтузиаст» по неизвестным причинам был закрыт, вроде как — на ремонт. В районе стало скучно. В 2017 году здание было передано в безвозмездное пользование республике Татарстан, за чьи средства планировалось провести ремонт кинотеатра. Однако начать ремонт было невозможно, так как в здании по-прежнему находился «Театр Иллюзии» (ремонт здания, в которое он, в свою очередь, должен был переехать, сильно затянулся). В результате 2020 году договор был разорван.

В 2020 году депутат Московской городской Думы фракции КПРФ О.М.Шереметьев настоятельно предлагал при рассмотрении проекта бюджета города Москвы на 2021 год выделить деньги на ремонт кинотеатра, чтобы наконец вернуть его в культурную жизнь района с населением более 120 тысяч человек. Однако, по утверждению заместителя Департамента культуры, район в достаточной степени обеспечен учреждениями культуры, так как в нём есть две библиотеки! Да раньше в любом городе с таким населением, как в Вешняках, было не менее десятка кинотеатров и домов культуры, не говоря уж о прочих культурных объектах!

И всё это — при бюджете Москвы в 3 триллиона и наличии соответствующих государственных программ, предусматривающих ремонт подобных учреждений. При этом ещё и заложили дефицит бюджета в полтриллиона под неубедительные убеждения Е.Ю.Зяббаровой о жизненной необходимости для города инвестиций. Ну и инвестировали бы в здравоохранение, образование и культуру, а не в безумное строительство годами стоящих пустыми «человейников» и бесконечную смену сезонных коллекций плитки и бордюров!

В конце 2020 года, в последних числах декабря, произошёл абсолютно возмутительный случай. Управа Вешняков, занимаясь поиском самовольных построек, обнаружила таковые нигде иначе, как «около Вешняковской, 16а» в виде… афишных тумб кинотеатра «Энтузиаст»! И чиновники, не предпринимающие никаких попыток вернуть здание району, приняли решение о сносе афишных тумб, которые зафиксированы на всех фотографиях кинотеатра с 1977 года!

Необходимо также отметить, что вскоре после закрытия кинотеатра в 2016 году был поднят вопрос о благоустройстве лесопарка Кусково, потому что в нём, якобы, мало развлекательных объектов. Это не совпадение. Советская система повседневного отдыха, созданная в районе Вешняки, потеряла своё главное звено — и сразу под угрозой оказались остальные объекты. А за этим последовало и нарушение конституционных прав граждан, даже в том урезанном, оторванном от реальности виде, в котором они запечатлены в современной конституции. Всё это происходит на фоне отсутствия стратегии развития города Москвы и её районов, при сумбурном «разнонаправленном движении», являющемся визитной карточкой главного архитектора Москвы.

В настоящее время в Москве действует программа реконструкции советских кинотеатров. Вместо старых зданий, каждое из которых обладает индивидуальностью, строятся развлекательные центры по типовым проектам. Вешняковская улица, в случае замены «Энтузиаста» типовым торгово-развлекательным центром, станет «парадом торговых центров», которых и так на ней насчитывается порядка 10.

В настоящее время пока не известно, что именно ждёт киноконцертный зал «Энтузиаст», однако совершенно очевидно, что такой важный вопрос власти не имеют права решать самовольно, используя способы, с помощью которых невозможно выяснить реальное общественное мнение. Необходимо самое широкое общественное обсуждение с участием независимых архитекторов, искусствоведов, жителей Москвы. Вопрос об отдельно взятом кинотеатре должен быть рассмотрен максимально системно, во всех взаимосвязях. Но для этого от власть предержащих нужно немалое мужество. Прежде всего — мужество признать свои ошибки, которые уже стали роковыми для города Москвы.

Удастся ли остановить целенаправленное планомерное уничтожение исторического облика Москвы, превращение её в бетонный «человейник»?

Наталья Алтухова

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *