Наш инженер – сталинский нарком

Наш инженер – сталинский нарком

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

Советский период остается в памяти современников как эпоха выдающихся достижений научно-технического прогресса и небывалого роста экономики. Об этом свидетельствуют многие свершения в машиностроении, энергетике, космосе, оборонном комплексе. В этом громадная заслуга и вклад не только трудового народа, но и руководителей предприятий и целых отраслей народного хозяйства. Именно благодаря их свершениям и трудовым подвигам наша страна и сегодня остается на плаву и способна противостоять силам внешней агрессии.

Особая роль при этом принадлежит видному организатору машиностроения и оборонной промышленности Борису Львовичу Ванникову. Это благодаря его организаторскому и профессиональному таланту удалось быстро организовать производство и бесперебойную поставку продукции для фронта в годы Великой Отечественной войны и создать мощное ядерное и водородное оружие.

Примечательно, что свой трудовой путь после участия в Гражданской войне и окончания в 1926 году МВТУ им. Баумана Б.Л. Ванников начал на Люберецком заводе им. Ухтомского – инженер, начальник цеха, технический директор. Это при его непосредственном участии в заводских цехах были механизированы многие производственные процессы, внедрена конвейерная сборка машин, окраска узлов и т.п.

Как талантливый руководитель, в начале 30-х годов он был назначен директором Тульского оружейного завода, а затем Пермского машиностроительного завода, где много сил и энергии приложил по техническому перевооружению этих предприятий.

В январе 1939 года Б.Л. Ванников возглавил Наркомат вооружения СССР. Именно при нем оборонная промышленность получила дальнейшее развитие, поставив на производство многие виды военной продукции, включая знаменитые «катюши», автоматы ППШ (пулемет-пистолет Шпагина) и др. Создаются профильные НИИ и КБ, внедряются прогрессивные технологии, конструктивные решения, стали применяться автоматические линии, что позволило значительно поднять производительность труда и объемы выпускаемой продукции.

Однако за две недели до начала войны он был отстранен от должности и арестован. Но в середине июля по личному указанию И.В. Сталина был доставлен к нему прямо из тюрьмы в Кремль. «Вы во многом были правы, – сказал вождь. – Мы ошиблись, а подлецы вас оклеветали». Был полностью реабилитирован и назначен заместителем наркома вооружения (Д.Ф. Устинова). И сразу же с присущей ему энергией приступил к организации производства продукции для фронта. Громадные усилия приложил он и к эвакуации предприятий на восток.

С февраля 1942 года и до окончания войны Б.Л. Ванников – во главе вновь образованного Наркомата боеприпасов СССР. Немало усилий приложил он по организации производства и поставкам фронту боеприпасов на существующих и эвакуированных предприятиях. Борису Львовичу пришлось решать множество проблем – нехватка рабочих, металла, пороха, взрывчатки. В 1941 году на производство боеприпасов было переведено 382 предприятия, а в 1942 году боеприпасы выпускались уже на 1108 заводах. В 1943 году под эти цели было задействовано более 1300 предприятий. Производство продукции было поставлено на поточный метод. В результате в 1942 году произведено боеприпасов в два раза больше, а в 1943 году в три раза больше, чем в 1941 году. Фронт был полностью обеспечен боеприпасами, что явилось значительным вкладом в Победу.

За этот напряженнейший труд В.Л. Ванников был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

С неменьшим напряжением сил и энергии трудился он и в послевоенное время. В августе 1945 года был срочно вызван в Кремль, где ему было поручено вместе с И.В. Курчатовым немедленно приступить к созданию атомного оружия. Для руководства всеми сверхважными работами во главе с ним был создан Научно-технический совет. Будучи талантливым инженером и превосходным организатором, Борис Львович быстро нашел общий язык с крупным коллективом ученых, возглавляемым И.В. Курчатовым, в решении поставленной задачи. Много месяцев провели они вместе в походных условиях в полевом вагончике. Титаническая работа завершилась успехом – в августе 1949 года в СССР был осуществлен взрыв атомной бомбы. Монополия американцев закончилась.

Примечательно, что в 1949 году у Сталина обсуждался список представленных к наградам за создание этой бомбы. Первым в списке был Л.П. Берия. Сталин, подумав, сказал: «Лаврентия Павловича мы наградим грамотой. А вот тов. Ванников, я полагаю, достоин Золотой Звезды». Наступила пауза. Кто-то осторожно заметил, что Ванников уже Герой Соцтруда, а в положении записано… «Положение писали люди, – перебил Сталин, – они и исправят это положение». Б.Л. Ванников был удостоен второй Золотой Звезды Героя Соцтруда.

Самое непосредственное участие принимал он и в дальнейшем осуществлении ядерной программы. За заслуги по организации разработки и осуществлению проекта по испытанию водородной бомбы он был в 1954 году награжден третьей медалью «Серп и молот», став трижды Героем Соцтруда.

Небезынтересно, что во многом он был первым. Первый нарком вооружения СССР, первый министр сельхозмашиностроения СССР, первый дважды Герой Соцтруда, первый трижды Герой Соцтруда.

Б.Л. Ванников неоднократно избирался членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР, имел звание генерал-полковника инженерно-артиллерийской службы. Был дважды лауреатом Сталинской премии, награжден шестью орденами Ленина.

Но высокие титулы и награды не помешали ему бывать на родном предприятии. Кадровый рабочий Н.Д. Вавилов рассказывал, что нарком часто приезжал на завод, ходил по цехам, заглядывал к нему в калилку, держался просто, как равный с равными, ценил юмор, но дело знал и строго спрашивал за выполнение заданий по выпуску и качеству продукции.

Мне не пришлось с ним встречаться, но я знал некоторых руководителей подразделений завода (Б.А. Фраткин, В.С. Калашников и другие), которые работали под его началом и отмечали его высокие деловые качества. Он обладал смелостью и мужеством в отстаивании интересов дела, вступая в спор даже со Сталиным, что было чревато непредсказуемыми последствиями.

Последний раз Б.Л. Ванников был на заводе в канун октябрьских праздников 1959 года, встречался с ветеранами. Остались его высказывания, опубликованные в «Заводской правде»: «Завод и его закалка были для меня лучшей школой и живым родником ценного опыта».

В своих «Записках наркома» Борис Львович подробно описывает многие замечательные эпизоды производственной деятельности предприятий, включая и Люберецкий завод. Большое внимание уделяет он встречам с И.В. Сталиным, выдающимися учеными и организаторами производства.

Но жизнь в качестве пенсионера и мемуариста его не устраивала, и в июле 1961 года он обратился в ЦК партии с просьбой предоставить ему возможность поработать по мере своих сил, опыта и знаний. Однако его мечте не суждено было осуществиться. В феврале 1962 года, на 65-м году жизни, он скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности. Помню, коллектив завода с глубокой скорбью воспринял известие о кончине своего бывшего руководителя.

Такова была жизнь замечательного машиностроителя и организатора оборонной промышленности, внесшего достойный вклад в Победу и создание надежного оборонного щита страны, патриота, бескорыстно служившего Родине.

А.Л. ВОЖДАЕВ

ветеран завода им. Ухтомского

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *