Классика с нами

Классика с нами

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия»

Великий артист Николай Черкасов писал в мемуарах о В.М. Петрове: «Как режиссер отличался глубиной и широтой мышления, стремлением к большим масштабам, желанием решать крупные, значительные задачи и умением преодолевать всевозможные трудности во имя достижения высокого качества».

Экранизация русской литературы всегда была важнейшей задачей советского кинематографа. Кинокартины Якова Протазанова, Владимира Гардина, Александра Ивановского кинорежиссер Владимир Михайлович Петров продолжил на новом, более близком к современности уровне, обозначив его фильмом «Гроза» по А.Н. Островскому, который вышел в 1934 году, с успехом прошел в кинотеатрах СССР и получил кубок на 2-м Венецианском кинофестивале, чье жюри особо отметило сильный и органичный актерский ансамбль. И действительно: Варвара Массалитинова (Кабаниха), Иван Чувилев (Тихон), Алла Тарасова (Катерина), Ирина Зарубина (сестра Тихона), Михаил Тарханов (купец Дикой), Михаил Царев (племянник Дикого), Михаил Жаров (Кудряш, приказчик Дикого), Екатерина Корчагина-Александровская (Феклуша). Что ни артист – то яркий талант, что ни роль – то шедевр.

Назначая на роли актеров, кого более, кого менее, но достаточно известных, некоторых еще со времен немого кино, да в пьесе, разобранной Н.А. Добролюбовым в статье «Луч света в темном царстве», ставшей классикой философской и социальной публицистики с обобщающим выводом: «русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», В.М. Петров создал кинопроизведение, учитывающее всю предысторию, но изображающее нравы купеческой среды города Калинова на Волге столь выразительно, что нынешние попытки – а таковые были и не раз – перенести действие в современные условия и переодев персонажей в современные одежды, кажутся до убогости поверхностными, мелкими в сравнении с игрой тех актеров и той постановочной культурой. К тому же Петров прошел и сам неплохую актерскую школу, играя и в любительских спектаклях, и пробуя силы в труппе Гордона Крэга (Англия), и обучаясь – наряду с юридическим факультетом Петербургского университета – в училище Александринского театра у Юрия Михайловича Юрьева.

Родился Владимир Петров 22 (10) июля 1896 года в Петербурге в семье книгоиздателя. Принимал участие в Первой мировой войне, окончив Одесскую школу прапорщиков, но потом решительно перешел на сторону большевиков. С 1920 года по 1925 год он начал помогать многим видным режиссерам Севзапкино (Ленфильм), а затем поставил ряд детских картин, которые до нас, к сожалению, не дошли. Следующим после «Грозы» станет фильм «Петр Первый» (1937–1939) в двух частях. Хотя и тут весь актерский ансамбль будет слаженным и органичным, но не выделить Николая Симонова в заглавной роли просто нельзя. Мемуаристы свидетельствуют, что Алексей Николаевич Толстой, посмотрев Симонова на пробах, воскликнул: «Вот это Петр! Не правда ли? Ну, конечно, он. Утверждаю!»

<p>«Петр Первый»</p>

«Петр Первый»

Николаю Константиновичу Симонову удалось передать размах личности Петра  как государственного деятеля, не отрываясь от бытового правдоподобия, что обеспечило успех фильма прежде всего и под твердой руководящей рукой режиссера повело за собой весь творческий коллектив. Под стать Петру и собираемое им окружение. Начавший с торговли на рынке пирожками, Александр Меншиков дорастает до верного помощника Петра, нутром чувствующего необходимость реформирования боярской России, чтобы быть истинной и сильной державой, становится умелым, говоря по-современному, управленцем, не забывающим, однако, и сугубо личной выгоды, что делает этот образ тоже правдивым и убедительным. Ну, и Алла Тарасова в роли Екатерины мало-помалу обнаруживает в своей героине черты, сделавшие ее впоследствии государыней российской.

С позиций классовых и от этого еще более достоверным в социальном плане показан в фильме противостоящий Петру Первому лагерь. В «Записках актера» Николай Константинович Черкасов отмечал: «Создавая образ царевича Алексея, я стремился, чтобы он предстал перед зрителями не только в своем ничтожестве и бессилии, но и как человек, не лишенный характера, активных волевых черт, стараясь представить его не только как слепое орудие, но и как сознательную силу в руках реакционных деятелей петровского времени». И такое понимание и толкование этого персонажа идет опять же от таланта Владимира Петрова работать с актерами так, чтобы они полностью раскрывали свои способности, отыскивая в создаваемом образе и характерные особенности, и общие социально-исторические корни, делая это естественно, без нажима, когда режиссера вроде и совсем не видно. Недаром председатель Госкино Алексей Владимирович Романов, журналист по профессии, позже и редактор газеты «Советская культура», писал, что актеры с Владимиром Петровым работать очень любили. Да и то, что каждой части «Петра Первого» была присуждена Сталинская премия первой степени, говорит о политическом и художественном значении картины.

В 1941 году режиссер ставит короткометражный фильм «Чапаев с нами», где Василий Иванович (Борис Бабочкин) не погибает, а, переплыв Урал, возвращается в боевой строй и призывает идущих на Великую Отечественную войну бить фашистов до Победы. Этот фильм я видел много раз, поскольку его часто показывали в мои дошкольные годы в кинотеатре МЮД (Международный юношеский день) и других кинотеатрах родного города Свердловска, нередко с другими патриотическими фильмами того же Петрова. Например, «Неуловимый Ян» (1942), снятый с режиссером Исидором Анненским на Грузинской киностудии, рассказывал, как бывший студент Ян Смудек (Евгений Самойлов) разъезжает по Чехии с радиоустановкой и ведет антифашистские передачи. А в 1943 году на экраны страны выходит фильм «Кутузов» с Алексеем Диким в заглавной роли, удостоенный Сталинской премии первой степени. Здесь снова проявилось умение режиссера настолько точно выбирать актеров, что представить кого-то другого в данной роли, как и в случае с Петром Первым, было просто невозможно: например, Барклай де Толли – Николай Охлопков, Багратион – Серго Закариадзе, атаман Платов – Сергей Блинников, Денис Давыдов – Борис Чирков. Как и в шутке А.П. Чехова «Юбилей»: Виктор Станицын (председатель банка), Ольга Андровская (его жена), Василий Топорков (бухгалтер Хирин), Анастасия Зуева (Мерчуткина), Сергей Ценин (генерал), Сергей Блинников (швейцар), Владимир Грибков (член правления). То же самое нужно сказать о фильме «Без вины виноватые» (1945, Сталинская премия второй степени), в котором Кручинину играет Алла Тарасова, Григория Мурова – Борис Ливанов, Григория Незнамова – Владимир Дружников. Лишь через шестьдесят с лишком лет режиссер Глеб Панфилов рискнет снять эту пьесу А.Н. Островского после Петрова, но связь с текущей действительностью у него будет уже не классически отдаленной, а конкретной и наглядной.

Четвертую Сталинскую премию (первой степени) Владимир Михайлович Петров получит за широкомасштабную картину в 2-х частях «Сталинградская битва» (1948–1949). Образ Иосифа Виссарионовича с глубоким проникновением в суть времени и пониманием роли Вождя и Верховного главнокомандующего создаст Алексей Дикий, взяв некоторые черты из работы над образом Кутузова – всестороннюю взвешенность в принятии решений, сдержанность и ровность в отношениях с подчиненными, нелюбовь к политической выспренности. Это творчески воспринимают исполнители сталинской воли – Молотов (Максим Штраух), Жданов (Юрий Толубеев), Рокоссовский (Борис Ливанов) и другие, да и руководители тогдашних наших союзников – Рузвельт (Николай Черкасов) и Черчилль (Виктор Станицын). Они также видят и признают значение Сталина для своей страны и всего мира. И еще чем ценен этот фильм – заостренным взглядом в будущее, тревогой за то, что это союзничество может порушиться, ибо снимался он в годы холодной войны, и авторы вновь подчеркивали миролюбивость Советского Союза, его борьбу за мир, напоминали о шагах в этой борьбе конкретных, отвечающих основополагающим ценностям советской политики.

<p>«Сталинградская битва»</p>

«Сталинградская битва»

И словно бы в продолжение этой политики, но уже на популярнейшую тогда футбольную тему (после победного турне московского Динамо по Англии и победы там с общим счетом 19:9) режиссер ставит «Спортивную честь» (1951), где свойства советского футбола с его коллективизмом, патриотизмом, дружелюбием, уважением к противнику противопоставлены нравам буржуазного спорта с его безудержной жаждой наживы, что особенно ярко показал в роли циничного босса команды Sporty Владимир Владиславский. Теперь вот нравы те пришли и в нашу страну после ельцинского государственного переворота, а с ними и неизбежные поражения на международной арене, хоть игроки зарабатывают предостаточно и наградами-званиями обласканы – зачем перенапрягаться, когда и у тренеров, и у игроков жизнь и без того распрекрасная? Но не забудем же, как много у нас простых тренеров-трудяг, работающих с рядовыми командами. Поставляя талантливых ребят в высшие лиги, они часто остаются забытыми даже, бывает, и самими учениками своими.

У Владимира Михайловича Петрова было очень важное для режиссера качество – умение видеть большой талант и дать этому таланту развиться, поднимаясь на новые и новые творческие вершины. Скажем, студент философского факультета Ленинградского университета Игорь Горбачев интересно играл в студенческой самодеятельности роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре», и режиссер – вопреки сомнениям многих коллег – приглашает его на ту же роль в своем фильме, вышедшем в 1952 году. Успех актера в окружении таких мастеров, как Алексей Грибов (Осип), Юрий Толубеев (Городничий), Сергей Блинников (судья Ляпкин-Тяпкин), Михаил Яншин (попечитель богоугодных заведений Земляника), Эраст Гарин (почтмейстер Шпекин), Павел Павленко (смотритель училищ Хлопов), был заслуженным и бесспорным, а главный режиссер академического Театра драмы имени А.С. Пушкина Леонид Сергеевич Вивьен взял его в прославленную труппу, с которой Игорь Олегович станет ее художественным руководителем, народным артистом СССР, вступит в партию, получит звание Героя Социалистического Труда, уйдя в 1991 году из театра по причинам творческо-политическим.

Другой пример чуткого отношения к актерскому творчеству – приглашение комического артиста Сергея Филиппова на драматическую роль флорентийского монаха в фильме Киевской киностудии по сценарию Александра Корнейчука «300 лет тому…» (1956), показывающего борьбу украинского крестьянства и казачества во главе с Богданом Хмельницким (Виктор Добровольский) против польского нашествия, за воссоединение Украины с Россией. «Я давно мечтал о серьезной роли, – говорил мне Сергей Николаевич Филиппов, которого я хорошо знал, готовил его статью «Смешно и не смешно» в «Известия», – и вот Владимир Михайлович Петров, он же наш, ленинградец, позвал меня на ту роль, будто в душу мою заглянул. Не вечно же мне играть в кино милиционеров да веселых пенсионеров. А от жанра комедии я все равно не уйду, а роль драматичная только поможет в актерском совершенствовании». Можно также вспомнить Юрия Пузырева, особенно прославившегося после роли подпоручика Ромашова в «Поединке» (1957) по повести А.И. Куприна, или мосфильмовский «Русский лес» с Борисом Ливановым – Вихровым и Николаем Гриценко – Грацианским, где композитор Георгий Свиридов впервые обратился по просьбе Петрова к киномузыке

Воплощая на экране русскую и советскую классику, Владимир Михайлович Петров и сам стал классиком советского кинематографа. Николай Константинович Черкасов верно и емко сказал, что он умел «решать крупные, значительные задачи» и «преодолевать всевозможные трудности во имя достижения высокого качества». Скончался В.М. Петров 7 января 1966 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. А завершая очерк, я хотел бы пожелать интернет-каналу «Красная линия» расширить круг советских кинокартин, предлагаемых зрителям. И не просто расширить, но и соединить с актуальными рассказами о киностудиях, о сценаристах, режиссерах операторах, актерах, художниках, композиторах, работавших и работающих в отечественном кинематографе, об их судьбах при советской власти и сейчас. Это заметно повысило бы идеологическое влияние КПРФ на общую обстановку в России, привлекло бы на нашу сторону новые, свежие, молодые силы, способствовало бы еще более наступательному воздействию идей социализма.

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

Петербург–Ленинград

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *