Ненавистники «красной волны»

Ненавистники «красной волны»

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Сергей Кожемякин

Сдержать пробуждение масс — такую задачу преследуют правящие классы Латинской Америки. Прибегая к временной маскировке и постоянной лжи, они раскалывают левые силы и используют их промахи для закрепления своей власти.

Буржуазия не сдаётся

В течение двух лет мир с тревогой и надеждой следит за событиями в Чили. Вспыхнувшие осенью 2019 года протесты поколебали «колыбель неолиберализма», окончательно разбив миф о «чилийском экономическом чуде». Миллионы людей выступили против глубочайшего неравенства, при котором женщины из бедных районов живут на 18 лет меньше своих богатых соотечественниц, а пенсии 80 процентов пожилых людей меньше минимальной зарплаты. Страна имеет одну из лучших систем частного здравоохранения, но пользуются ею меньше 20 процентов жителей. Остальные прибегают к услугам общественной медицины, страдающей от недофинансирования. До 20 тыс. человек ежегодно умирают, не дождавшись операции или приёма у нужного специалиста.

Массовые выступления заставили правительство Себастьяна Пиньеры начать конституционную реформу. За отмену принятого при диктатуре Пиночета Основного Закона проголосовали почти 80 процентов участников прошлогоднего референдума. Такую же поддержку получили кандидаты левых и левоцентристских сил на выборах Конституционного собрания.

Его официальное открытие прошло в июле, после чего 155 членов занялись сбором наказов у населения и формированием рабочих органов. Всего создано восемь комиссий — по правам человека, бюджету, образованию и т.д. В сентябре каждая из них приступила к непосредственной разработке соответствующих статей.

Едва начавшись, этот процесс натолкнулся на противодействие власти и буржуазных СМИ. Их неприятие вызвала инициатива рабочей комиссии по правам человека распустить военизированную полицию — корпус карабинеров. На нём лежит ответственность за большую часть преступлений во время разгона демонстраций. Несмотря на это, в правительстве обвинили Конституционное собрание в «попытках стереть историю карабинеров, богатую важными событиями».

Неприемлемым назвали там и призыв обнародовать имена участников убийств и пыток времён Пиночета, заявив, что это подорвёт «общественное согласие». Правда, на оппонентов «согласие» не распространяется. Власть блокирует принятие закона об амнистии, который позволит освободить участников протестов 2019 года. «Все лишённые свободы — преступники», — заявил министр внутренних дел Родриго Дельгадо. Нескрываемые издёвки отпускают правые СМИ в адрес Элизы Лонкон, избранной главой собрания. Представитель индейского народа мапуче и профессор университета Сантьяго, она много лет защищает права коренного населения.

Потерпев неудачу с конституционной реформой, капитал сосредоточился на выборах. В ноябре чилийцам предстоит избрать президента и обе палаты парламента. Исходя из результатов предыдущих голосований, буржуазным силам грозил провал. Их задачу выразил сенатор Франсиско Чауан, призвавший создать объединённый фронт правых и центристов, «чтобы избежать «красной приливной волны». Опасения усиливали опросы, отдававшие победу главе муниципалитета Реколета коммунисту Даниэлю Джадуэ.

Не желая дразнить избирателя дискредитировавшими себя персонами и лозунгами, правящий альянс выдвинул в президенты умеренного кандидата — бывшего главу госбанка и министра социального развития Себастьяна Сихеля. Его предвыборная кампания строится на популизме — он обещает бороться с бюрократией, улучшать систему соцзащиты и экологию. «Пора изменить историю к лучшему — историю простых людей», — заявляет Сихель. Но разглядеть истинные замыслы нетрудно. По словам политика, чилийская модель свободного рынка «доказала свою эффективность» и нуждается лишь в некоторых улучшениях.

Оппозиция не выдвинула единого кандидата. Социалистическая, Христианско-демократическая (ХДП), Либеральная партии и ряд других организаций объединились в блок «Новый социальный пакт». За президентское кресло от него поборется спикер сената, лидер христианских демократов Ясна Провосте. Фигура, мягко говоря, компромиссная — как и её партия. После победы Сальвадора Альенде ХДП поддержала правительство «Народного единства», но затем большинство её руководителей приветствовали переворот. «Пиночет совершил судьбоносную трансформацию Чили… Его исторический вклад изменил жизнь всех чилийцев к лучшему», — уже после падения диктатуры заявлял лидер партии Алехандро Фоксли. Любопытно, что в течение многих лет членом ХДП был и Сихель.

В другую коалицию — «Одобряю достоинство» — вошли Компартия Чили (КПЧ), ряд левых и экологических движений, а также альянс «Широкий фронт». Вопреки опросам, на прошедших в июле праймериз (первичных выборах) победил не Джадуэ, а Габриэль Борич — 35-летний депутат парламента и бывший глава федерации студентов. Он руководит партией «Социальная конвергенция», обозначающей свою идеологию как «либертарный социализм».

Выдвижение Борича приветствовали буржуазные СМИ, до этого не жалевшие сил для дискредитации Джадуэ. Спекулируя на палестинском происхождении коммуниста, они называли его «сторонником террористов», «агентом Кубы и Венесуэлы». Свою роль сыграло еврейское лобби. Центр Симона Визенталя внёс Джадуэ в список «величайших антисемитов 2020 года» за критику сионизма.

Указав на ряд аномалий в ходе праймериз, КПЧ, тем не менее, согласилась работать с Боричем «для продвижения левой повестки». Но капитал может вздохнуть с облегчением. За громкими обещаниями «похоронить неолиберализм» скрывается вполне безобидное содержание. Тремя главными задачами Борич называет децентрализацию, феминизм и защиту окружающей среды. О многом говорит его позиция по поводу снятия жителями накоплений в частных пенсионных фондах. Одобренная парламентом, эта мера позволила избежать резкого падения доходов во время пандемии. Однако центробанк раскритиковал такую практику, найдя защиту не только в лице правительства, но и Борича. Последний заявил, что «центробанк автономен, серьёзен и действует ответственно».

Но буржуазии рано праздновать победу. В обществе по-прежнему велик протестный потенциал, что доказали массовые шествия в годовщину переворота 1973 года. Продолжаются забастовки на медных рудниках, из-за ухудшения условий труда остановили работу строители ГЭС «Лос-Лагос». Это обещает новые взрывы народного гнева.

Роковые ошибки

Чем грозит подмена классового подхода псевдолевыми миражами, показывает пример Аргентины. В конце 2019 года там победил кандидат коалиции левых сил «Всеобщий фронт» Альберто Фернандес. Это стало результатом провальной политики его предшественника. Связав страну кабальными договорами с МВФ, Маурисио Макри довёл внешний долг до 90 процентов ВВП. Годовая инфляция превысила 50 процентов, в 2018 году начался спад экономики. Это сопровождалось приватизацией с массовыми увольнениями, сокращением бюджетных расходов и отменой субсидий.

Получив тяжёлое наследство, левые столкнулись с пандемией, от которой Аргентина понесла большие потери. По числу заражений она вышла на девятое место в мире, смертность от COVID-19 на континенте выше только в Бразилии и Перу. По итогам прошлого года экономика рухнула на 10 процентов. Как отметил Фернандес, «все наши первоначальные планы были перевёрнуты, нам пришлось менять приоритеты».

Однако попытка списать всё на объективные причины выглядит достаточно лукавой. С одной стороны, правительство приняло ряд прогрессивных мер. Введён частичный контроль над ценами, программы продовольственной помощи охватили 10 млн человек. С другой — многие насущные шаги оказались запоздалыми и половинчатыми. Налог на богатство затронул только 12 тыс. жителей и составил всего 3,5 процента. Обещая повысить корпоративный налог, власти ограничились заменой единой 30-процентной ставки прогрессивной шкалой, варьирующейся от 25 до 35 процентов. Большинство приватизированных при Макри предприятий остаются в частной собственности. Буксует национальный план индустриализации, хотя чиновники, в общем, говорят правильные слова. «Мы хотим, чтобы государство активно участвовало в экономических процессах и создавало рабочие места, что является ключом к восстановлению», — к примеру заявил премьер-министр Сантьяго Кафьеро.

На этом фоне ухудшается положение трудящихся. Только в январе—июле рост цен составил 29 процентов. С начала пандемии уровень бедности вырос с 38 до 42,4 процента. Безработица превышает 10 процентов, 12 процентов работников трудятся в условиях неполной занятости. Власти добились списания части долга перед частными кредиторами, но переговоры с МВФ идут без особого успеха. Между тем только в 2022—2023 годах Буэнос-Айресу предстоит выплатить 37 млрд долл., что не под силу обескровленной экономике.

Уровень поддержки Фернандеса, весной прошлого года превышавший 60 процентов, упал до 30, а недовольство растёт как справа, так и слева. В стране проходят забастовки учителей, медработников, водителей общественного транспорта. В августе тысячи людей собрались по призыву левых партий, потребовав расширения социальных программ и возвращения коммунальных услуг под контроль государства. Популярности власти не добавляют такие странные инициативы, как введение паспортов с «третьим полом». Те, кто не идентифицирует себя с мужчинами (M) или женщинами (F), могут выбрать обозначение X. Первым новый паспорт получил сын президента, заявивший о нетрадиционной ориентации. Не в пользу Фернандеса сыграла недавняя публикация фото с дня рождения его жены. Вечеринку провели в период жёсткого карантина, причём присутствовавшие, включая президента, были без масок. Оппозиция тут же подала запрос на импичмент.

Правым силам это облегчает задачу перед выборами. В ноябре будут избраны половина нижней и треть верхней палаты парламента. И если в сенате у «Всеобщего фронта» большинство, то в палате депутатов ему не хватает нескольких мандатов. За это и развернулась борьба, причём оппозиция вооружилась провокационным лозунгом «Мы на расстоянии семи мест от Венесуэлы». Ведущие правые партии, объединившись в альянс «Вместе за перемены», пользуются открытой поддержкой крупного бизнеса. Так, владельцы агрохолдингов потребовали от властей уважать частную собственность и призвали голосовать за оппозицию.

Кроме того, капитал делает ставку на крайне правые силы. Активно раскручивается коалиция «Вперёд, свобода!» во главе с Хавьером Милеем. Сторонник неолиберальной модели, он получил известность скандальными выступлениями на телевизионных ток-шоу. Завлекая сторонников призывом «покончить с прогнившими правящими кастами», коалиция продвигает откровенно неонацистские идеи. Милей и его сторонники одобряют военную диктатуру 1976—1983 годов, называют левых «коммунистическим мусором» и защищают культ «сверхчеловека». «Я пришёл в политику не для того, чтобы руководить ягнятами, а чтобы разбудить львов», — бахвалится Милей. На своих маршах ультраправые носят футболки с перечёркнутым лицом Че Гевары, скандируя лозунг: «Бойтесь, коммунисты, мы идём!». 5 сентября «Вперёд, свобода!» провела многотысячный митинг в столице, о её поддержке заявляют представители истеблишмента вроде экс-министра безо-пасности Патрисии Буллрич.

Противники Фернандеса опираются на зарубежные силы. Среди них не только сын президента Бразилии Эдуарду Болсонару, заявивший о «разрушенной коммунизмом» Аргентине. С недвусмысленными угрозами выступил глава Южного командования вооружённых сил США Крейг Фаллер. Упомянув строящуюся совместно с Китаем станцию космических исследований и другие проекты, он сообщил о «готовящейся почве для военного присутствия Пекина». С этим, добавил Фаллер, Вашингтон будет бороться всеми способами. Действительно, позиции КНР в Аргентине растут. Заключены соглашения о строительстве АЭС Атуча II и о добыче нефти, ведутся переговоры о поставках оружия и совместном производстве истребителей JF-17.

Первый успех правыми достигнут. 12 сентября в Аргентине прошли праймериз. В отличие от других стран здесь эта процедура является обязательной как для партий, так и для избирателей. На предварительных выборах определяются участники окончательного голосования и порядок кандидатов в их списках. Нынешние праймериз завершились победой оппозиции. Альянс «Вместе за перемены» получил 43 процента, в то время как «Всеобщий фронт» — только 31. Нарастили влияние ультраправые, у которых 7 процентов голосов по стране и почти 14 — в столице. Важный урок для левых сил всего мира.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *