Дело, конечно, не в юбилее. Но бывают дни и минуты, когда нужно высказать то, что давно хранится в тайниках памяти. Ведь мы подчас робеем, стесняемся произносить добрые слова. Попытаюсь — от души.
Мы стали свидетелями, участниками, жертвами великой смуты, когда, как сказал бы Ханс Андерсен, «буря перевесила вывески». Сколько оказалось бодрых перебежчиков — особенно среди творческой интеллигенции! Очень многим актёрский талант помог представить дело так, что они всю жизнь только страдали от Советской власти и мечтали о её свержении. Чистой воды фантазия, но звучало убедительно. А главное — перекрашиваться и вживаться в новую роль было выгодно. Да и сегодня — выгодно. «Всё на продажу» — эта формула польского классика для многих стала руководством к жизни.
А вот Жанну Андреевну Болотову невозможно представить в этом расчётливом лицедейском амплуа. Не таков характер, не таково отношение к чести, к правде. Актриса не могла предать, во-первых, свою страну, а во-вторых — своих зрителей.
И театр «Содружество актёров Таганки», театр Николая Губенко, в котором можно было почувствовать себя среди своих, среди нераспроданных людей, вряд ли был бы возможен, если бы не труды и дни её, Жанны Болотовой. Вы, дорогая Жанна Андреевна, причастны ко всем сценическим победам и гражданским поступкам этого особого театра.
Есть такое — уже не новое — рекламное понятие: «звезда». А для Жанны Болотовой это слово давно обрело иной, гораздо более глубокий смысл. Настоящая золотая звезда сверкала на груди её отца — фронтовика Андрея Ивановича Болотова, командира Красной Армии.
Да, если бывает жизнь не по расчёту, а по совести, то это Ваша жизнь. А когда человек не продаётся — он непобедим.
Однажды в редакции «Правды» мы вместе участвовали в «круглом столе». А потом, при перепубликациях в интернете, наши реплики перепутали. То, что говорила Жанна Андреевна, подписали моей фамилией. И наоборот. И мне, наверное, впервые в жизни пришлась по душе ошибка редакции. Потому что это было дополнительное доказательство того, что мы единомышленники. Горжусь этим.
Жанна Болотова никогда не ставила на поток роли, нечасто мелькала в прессе, но, если уж включалась в команду, получалось нечто настоящее. И началось это в её совсем ранней юности, когда создавался фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу». Фильм, где, как в жизни, юмор переплетается с трагедией, но, в соответствии с правдой военного поколения, трагедия к концу картины ощущается всё острее.
И даже когда Галя Волынская погибает, она остаётся на экране — как воспоминание, без которого невозможно существовать «возле дома, в котором живём». Участью этой хрупкой девушки должны были стать любовь, талант, счастье. Но она выбрала нечто более важное — защищать Родину. Невозможно смириться с её гибелью — сколько бы ни повторяли этот вечный фильм.
И точно так же кому-то трудно было поверить, что замечательная актриса — улыбчивая, с нездешней красотой — не просто останется в стороне от распродажи страны, её идеалов, её ценностей, но и будет твёрдо выступать против этого воровского аукциона. Но и это — правда.
На экране Жанна Болотова становилась и грёзой, и капризной дамой, и интеллектуальной женщиной-бойцом, пришедшей в революцию. Всё это интересные роли. Её жизнь проходит на огромном материке советского экрана, который ничуть не потерял свою притягательность через тридцать лет после развала страны. Ведь у советских кинофильмов есть лишь один недостаток — что их больше не снимают… И она блеснула в этом искусстве «от Кулиджанова до Балабанова».
Но личность актрисы, на мой взгляд, острее всего проявилась в двух ролях. В самой первой, о которой мы уже вспомнили. И — в роли главврача дома ветеранов Варвары Волошиной в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь». Мне думается, эта героиня особенно близка актрисе, родственна ей по характеру. Как нужно нам сегодня такое неравнодушие, такое творческое и самоотверженное отношение к профессиональному долгу — кем бы вы ни были…
Жанна Андреевна верит: каждый наш шаг на Земле остаётся навеки. Это превыше всех предрассудков, суеверий, религий. Остаются наши дела, поступки, высказанные идеи — как эстафета. Она верит в Просвещение — это слово можно и нужно писать с большой буквы. И в социализм, без которого мы обречены не на справедливую и плодотворную жизнь, а на бессмысленный бег в мешках. Она принадлежит тому миру, в котором не берут деньги со студентов — за учёбу. И этот мир не в прошлом. Нет сомнений, что он — наше будущее, которое только нужно завоевать.
Придут годы, и мы со стыдом будем вспоминать о временах, когда Просвещение в России оказалось не в чести, когда славу многие разменяли на сомнительный успех. Николай Губенко и Жанна Болотова сделали всё для того, чтобы мы преодолели эту полосу солнечного затмения как можно быстрее и с наименьшими потерями. Эта их принципиальная позиция для многих стала образцом.
Спасибо Вам за верность себе, своему таланту, за верность идеалам, без которых нам никогда не возродиться. Как это важно — не предать. Льва Толстого и Виктора Гюго, и ту Звезду, которая блистала на мундире отца.
Склоняя голову, я желаю Жанне Андреевне, чтобы поскорее сбывались её мечты, чтобы добрые воспоминания сочетались с новыми замыслами. И — доброго здоровья на долгие годы.
Всегда Ваш
Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.