Трамвай из Метрогородка в Измайлово. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт

Трамвай из Метрогородка в Измайлово. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт

По материалам публикаций на сайте портала «Красная Москва»

В октябре 2021 года жители ВАО начали кампанию против строительства трамвайной линии из Метрогодка в Измайлово, хотя в целом поддерживают развитие общественного транспорта. Как же возникла такая ситуация?

Проблемы с проектом начались уже с названия – общественные обсуждения заявлены по проекту строительства трамвайной линии от Открытого шоссе до Первомайской улицы. После публикации проекта на платформе «Активный гражданин» жители района Измайлово с удивлением узнали, что трамвай пойдёт до станции метро Измайловская.

Дальнейший анализ показал, что проблемных мест в проекте планировки хватает.

Выделим основные:

  1. Узкие улицы. Трамвайная линия запланирована в створе улиц, которые изначально были спроектированы без учёта возможности строительства трамвайной линии. 
  2. Прямой ущерб жителям районов Измайлово и Северное Измайлово, проживающим вдоль маршрута.
  3. Биполярные взгляды проектировщика. Текстовое обоснование полезности данного проекта идёт вразрез с предложенными в проекте решениями. 
  4. На общественных обсуждениях не представлены материалы, обосновывающие преимущества строительства именно трамвайной линии, а не маршрута шинного транспорта.
  5. Спорная трассировка – дублирование транспортных потоков.
  6. Узкие улицы

Действительно, улицы в створе которых хотят проложить трамвайные пути, проектировались без учёта такой возможности. Улицы Тагильскую и Монтажную по проекту придётся расширить, а улица им. Николая Химушина формально не расширяется, но утратит часть зелёного бульвара (природный комплекс №7 «Бульвар по ул. Николая Химушина».), идущего по её центру. Больнее всего ударит строительство трамвая по жителям улицы 3-я Парковая. Если расширение Монтажной улицы и Щёлковского проезда ещё возможно провести в ходе ликвидации промзоны и сноса домов в рамках Программы реновации, то вдоль участка 3-й Парковой улицы от Сиреневого бульвара до ст. метро “Измайловская” стоят дома, которые не будут сноситься. Проектировщики похоже решили вписать трамвайную линию в прокрустово ложе улицы, не обращая внимание на существующее положение.

2. Ущерб жителям

Местные жители сообщают Мэрии всеми доступными способами, чего они опасаются: приближения проезжей части к окнам домов, увеличения уровня шума, появления вибрации от трамвая, вырубки десятков, если не сотен деревьев и уничтожения парковок. 

Также жителей домов на пересечении Щёлковского проезда и Щёлковского шоссе очень беспокоят перспективы увидеть перед своими окнами эстакаду (она необходима для пересечения трамваем шоссе). Тут стоит отметить, что строительство эстакад в черте плотной жилой застройки уже давно считается ухудшением комфортной городской среды.

В мире, в странах Европы и Америки, уже есть прецеденты сноса неэффективных эстакад. Например, в Париже на бульваре Массена разобрали эстакаду, чтобы развить трамвайную сеть. В Осло эстакада была ликвидирована, трасса ушла в тоннель, а по улице прошла трамвайная линия. Т.е. развивая общественный транспорт, власти старались устранить проблемные места городской инфраструктуры, а не создавать новые.

3. Биполярный подход

То, что в рамках одного проекта Московские власти предлагают противоречащие по смыслу решения сильно уже не удивляет. 

На странице проекта на сайте «Активный гражданин» сообщается: «За счет обособления трамвайных путей будет обеспечена более высокая скорость сообщения, чем на автобусных маршрутах». Тем не менее на 3 Парковой улице мы видим участки маршрута частично и полностью совмещённые с автомобильной полосой. В таких условиях преимущества трамвая перед шинным общественным транспортом утрачиваются полностью. 

Каким образом проектировщики вписывают трамвайную лини в створ 3-й Парковой без расширения улицы и без ухудшения её пропускной способности, остаётся загадкой.

Вынуждены напомнить, что проект представленный на общественные обсуждения, может быть скорректирован после их окончания, а замечания жителей, поданные в ходе общественных обсуждений, носят рекомендательный характер.

4. Обоснования строительства трамвайной линии нет

Что может послужить обоснованием необходимости запуска того или иного маршрута? Прежде всего наличие пассажиропотока. Для трамвая это особенно важно, ведь учитывая дороговизну строительства и эксплуатации трамвайной линии необходимо обеспечить трафик 1,5 тыс.чел./час, чтобы трамвайная линия была выгоднее в долгосрочной перспективе, чем использование автобуса.

Мы все понимаем, что в Метрогородке, Гольянове и Северном Измайлове планируется много сносов домов и коммерческая застройка промзоны  человейниками с переуплотнением ради выгоды застройщика. И эту массу людей действительно надо как-то вывозить. Именно грядущее переуплотнение города является основной причиной разработки этого и других проектов. Но поедут ли люди из этих районов на станцию метро «Измайловская» и наоборот? 

В рассматриваемом случае материалы, обосновывающие преимущества строительства именно трамвайной линии, а не запуска 2-3 новых автобусных маршрутов к разным станциям метро не представлены жителям, чьи интересы будут затронуты строительством.

5. Спорная трассировка

Текущая ситуация в районах 

На данный момент жители района Метрогородок могут воспользоваться 3 трамвайными маршрутами, которые доставят их к станциям метро «Бульвар Рокоссовского», к станции МЦК «Бульвар Рокоссовского». 

Трамваи маршрутов № 2, № 13, № 36 преодолевают 6 остановок от конечной до станции метро «Бульвар Рокосовского» примерно за 8-10 минут. А за 35 мин на трамвае № 13 вы можете добраться до Комсомольской площади («площади трёх вокзалов»).

Есть и автобусные маршруты, например, маршруты № 3 и № 627 (всего 6 автобусных маршрутов заезжают сейчас в Метрогородок). На них есть возможность добраться до станции метро Щёлковская, но это довольно длительная поездка около 35 минут. Автобус петляет по промзоне собирая сотрудников заводов и ТЭЦ № 23. Но учитывая запланированную ликвидацию промзоны — вероятно будут изменяться и маршурты автобусов. 

Дублирование транспортных потоков

Как хорошо всем известно, основной трафик в часы пик носит в Москве носит радиальный характер. Именно транспортные магистрали наземного транспорта или метро, имеющие такую направленность наиболее загружены. 

Сопредседатель общественного экспертного движения «Город и транспорт» Александр Морозов в разговоре с «МК» обозначил приоритеты для строительства трамвайной линии – трамвай стоит пустить там, где нет метро и оно не предполагается или идет другой трассой.

Планируемая линия трамвая имеет хордовую направленность, из спального района в спальный, при этом дублирует мощную транспортную магистраль, идущую в том же направлении — МЦК и синюю ветку метро.

В полутора километрах от предполагаемого маршрута трамвая расположено МЦК, до которого жители Метрогородка могут добраться в течение 15 минут и через 1 остановку оказаться на станции МЦК «Измайлово» с пересадкой на станцию Арбатско-Покровской линии (далее АПЛ) «Партизанская». Сейчас загрузка МЦК ещё крайне далека от возможной предельной загрузки. 

Также для многих жителей Гольяново гораздо проще и быстрее добраться до станций метро «Черкизовская» и «Щёлковская», МЦК «Локомотив».

Таким образом, часть пассажиров из районов Метрогородок и Гольяново не заинтересована в поездке к метро «Измайловская» (АПЛ) на трамвае. Как это учтено в проекте планировки, мы не имеем представления – обоснования проектов планировки не выкладываются в публичный доступ.


Как повлияет строительство трамвайной линии на другие маршруты общественного транспорта?

Этот вопрос пока в большей степени касается маршрутов автобусов, которые едут по 3-ей Парковой улице. Сейчас маршруты № 34, 97, 223, т51 также везут людей к метро Измайловская. 

Напоним: маршруты автобусов № 34, Т 51 позволяют доставить к Измайловской жителей с Измайловского бульвара и Сиреневого бульвара. Автобус 97 идёт по всей длине 3-ей Парковой от Щёлковского шоссе до Изайловской, а автобус 223 заканчивает свой долгий маршрут из Гольяново, повернув с ул. Первомайская на 3-ю Парковую. 

Если верить проекту – 3-я Парковая расширяться не будет, а значит, половину дороги займёт трамвай, а эти маршруты будут стоять в пробке на общей полосе с личными автомобилями на участке от Измайловского бульвара до ул. Первомайская. А на участке от ул. Первомайская до метро Измайловская на одну полосу с трамваем встанут и личный, и общественный транспорт. При этом мы помним, что, в отличие от автобуса, трамвай не может объехать аварию на путях. 

Отдельной причиной для беспокойства становится то, что на участке 3-й Парковой между Измайловским бульваром и ул. Первомайской расположена Подстанция № 32 скорой медицинской помощи. 

Одним из самых тяжёлых этапов маршрута станет перекрёсток ул. Первомайская и 3-й Парковой. Это один из самых оживлённых перекрёстков в районе Измайлово.

Обратим внимание на проект планировки – в этом месте предусмотрен не просто перекрёсток двух трамвайных линий, а их соединение — запланирован поворот в сторону центра. Если действительно будет запущен подобный маршрут, будет очень интересно посмотреть на его запуск по следующим причинам:

А) Дома на перекрёстке не сносятся, это самое узкое место 3-ей Парковой. Развести трамвайные пути друг от друга особой возможности не предвидится. 

Б) 2023 год обозначен властями города, как год полной замены парка на трамваи новых моделей. Особенности конструкции новых моделей трамвайных составов, а именно Витязь М, КТМ-28М, 71-934 («Лев») при близком расположении путей не позволяют двум встречным трамваям одновременно проходить поворот (с чем кстати справлялись ТАТРЫ).

В) При необходимости переключить стрелку, а не просто повернуть, водитель трамвая должен пройти поворот со скоростью 5-10 км/ч. Проход перекрёстка становится довольно медленным и вероятно усложнит светофорное регулирование.

Вывод:

В представленной на общественных обсуждениях утверждаемой части проекта мы нет никаких доказательств, что трафик по направлению Метрогородок – станция метро «Измайловская» будет достаточно велик для того, чтобы строительство трамвайной линии было необходимым и более выгодным, чем использование шинного транспорта. 

Существующие станции метро Бульвар Рокоссовского, Черкизовская, Щёлковская и станции МЦК Бульвар Рокоссовского оперативно доступны для жителей Метрогродка и жителей западной части Гольянова. Представить, что тысячи человек будут ежедневно отправляться на трамвае из Метрогородка и Гольянова в сторону Измайловской довольно сложно. 

Вероятно, наиболее активно люди будут использовать эту линию для преодоления лишь части маршрута. При этом южная половина предложенного маршрута, проходящая по Щёлковскому проезду и 3 Парковой улице, вызвала обоснованные претензии жителей, проживающих в уже существующих домах. Помимо неудобства, доставляемого жителям, трамвай на этом участке может просто оказаться неэффективен – узкий створ улицы приводит к совмещению движения личного и общественного транспорта с трамвайными путями, что обесценивает преимущество трамвая перед другими видами общественного транспорта.

Поэтому жители районов Измайлово и Северное Измайлово выдвигают вполне разумное требование, поддержанное депутатами всех уровней — муниципальными, городскими и федеральными — отказаться от этого проекта и запустить по данному маршруту шинный транспорт, не требующий столь глобальной перекройки районов.

Сама ситуация с шинным транспортом и трамваем — это ещё один пример биполярных взглядов Мэрии на наземный транспорт. С одной стороны, ведётся пропаганда в пользу трамвая как городского вида транспорта, но фактически для реального развития трамвайной сети делается очень мало. Прежде всего стоило бы открыть новое трамвайное депо перед запуском новых маршрутов и строительством линий. Привязка новых линий к старым депо приведёт лишь к деградации маршрутов, так как лимит депо по обслуживанию составов достаточно ограничен. 

Материал подготовлен командой депутата Елены Янчук. Основные тезисы в форме направлены в Правительство Москвы в форме депутатского запроса.

P.S. От грядущего транспортного коллапса москвичей могла бы спасти взвешенная политика по застройке и снижение коэффицента уплотнения в районах города. Но наши власти идут по пути, когда издержки уплотнения перекладываются на москвичей. Врят ли это можно назвать ответственной градостроительной политикой. Это политика, которая взращивает недовольство действующей властью. 

Комментарий редакции: В обязательном порядке важно решать вопрос, касающийся развития и совершенствования транспортной инфраструктуры в Москве. Но делать это надо не в ущерб интересам жителям города, не ценой игнорирования интересов большинства. Но на практике мы видим, как ценой утеснения городского пространства, фактического обострения экологических и социальных проблем осуществляются «градостроительные проекты». И это не может не вызывать ощущения тревоги и элементарного возмущения. Неспроста люди начинают возвышать голос против проводившейся политики. Правда, в ответ на протесты против беспредела градостроителей нередко отвечают упрёками в мнимом отсутствии «содержательной альтернативы». Всё это – «от лукавого». Речь должна идти о государственном планировании развития городского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры. Тогда будут учитываться интересы жителей, приниматься в расчёт городские условия во время разработки инфраструктурных программ. Но подобные изменения могут произойти исключительно при утрате олигархическим капиталом экономической и политической власти.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *