«Лоскутное одеяло» 184-го федерального закона, которым двадцать с лишним лет накрывалась система региональных органов власти, решено заменить «королевским гобеленом». Проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», принятый Госдумой 9 ноября в первом чтении, «сшивает» региональные органы власти в соответствии с новым кремлёвским заказом, исполнителем которого выступил известный тандем парламентариев Крашенинников — Клишас.
Авторы документа стремились к унификации: чтоб в каждом регионе был один законодательный орган власти и постоянно действующее правительство, чтоб высшее должностное лицо в субъекте Федерации именовалось обязательно главой и чтоб никаких там президентов местного розлива. Но вот разграничение полномочий между федеральными органами госвласти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления получилось размытым, отмечают специалисты.
Фокус с «обнулением» президентского срока предложено повторить и усовершенствовать на региональном уровне. Если сейчас время беспрерывного пребывания на посту глав субъектов Федерации ограничено двумя сроками, то в проекте нового закона никаких указаний на сей счёт нет: пусть, дескать, субъектовые уставы и конституции с этим разбираются. Такой поворот позволит многим постояльцам властных кабинетов подолгу не покидать насиженных мест. Вспомнили депутаты главу Чечни Рамзана Кадырова, московского мэра Сергея Собянина, главу Татарстана Рустама Минниханова и других, кто пока находится в фаворе у Кремля.
Но если судьба перестанет улыбаться, то и загреметь с верхушки власти будет проще простого. Сейчас, в ныне действующем законе, перечислены причины, по которым президент может перестать доверять руководителям субъектов Федерации: это коррупция, неурегулирование конфликта интересов, наличие счетов в иностранных банках. По новому закону указать «наместнику» на дверь можно будет безо всяких обоснований и объяснений.
«При этом норма об отзыве губернатора избирателями, введённая в закон в 2012 году, в проекте, к сожалению, отсутствует», — заметил член фракции КПРФ Юрий Синельщиков. «Многие юристы и политики считают, что важен принцип самостоятельности и ответственности власти перед населением, а не перед главой государства», — подчеркнул он.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Ю. Синельщиков полагает, что начавшееся с принятием обновлённой Конституции принижение роли Конституционного суда нашло в законопроекте о публичной власти своё продолжение. Например, для разрешения разногласий, в том числе по вопросам передачи полномочий, федеральные и региональные органы власти наделяются правом обращаться в Государственный совет, несмотря на то, что эти вопросы относятся к компетенции Конституционного суда.
В проекте нового закона правящее большинство обзавелось сильным рычагом для борьбы с оппозицией в региональных заксобраниях, заметил Ю. Синельщиков. Если законодательный орган региона примет закон, противоречащий Конституции России или федеральным законам, и не устранит это противоречие в течение шести месяцев после соответствующего решения суда, то глава региона сможет принять решение о роспуске Заксобрания. Это реакционное правило, убеждён Юрий Синельщиков.
Фракция КПРФ предложила закрепить в законе при доработке проекта ко второму чтению право депутатов всех уровней на проведение встреч с избирателями как в помещениях, так и на улицах без каких-либо ограничений. Депутат должен уведомить орган исполнительной власти о предстоящей встрече, но согласовывать возможность проведения этого мероприятия он не должен, считают коммунисты.
По их мнению, законопроект идёт в логике укрепления и без того крепкой вертикали власти, а главный выгодополучатель реформы — это президент. «При такой конфигурации губернатор будет думать, не как сделать жизнь людей лучше, а как угодить столичному начальству», — подчеркнул Синельщиков. Он убеждён, что все возможности усиления президентской власти были исчерпаны уже после принятия обновлённой Конституции: тогда многие юристы сходились во мнении, что наша страна стала суперпрезидентской республикой. «Дальнейшее укрепление Федерации и пресечение центробежных сил многонациональной России возможно только через развитие демократии, учреждение режима строгой законности и существенного усиления роли прокуратуры как органа высшего надзора за соблюдением законов», — подытожил депутат-коммунист.
В первом чтении законопроекта о публичной власти фракция КПРФ проголосовала «против», считая, что ко второму чтению надо провести парламентские слушания с приглашением представителей всех уровней власти, учёных и специалистов.
«Коммунисты — государственники, мы способствуем укреплению вертикали власти. Но нельзя укреплять государственную власть авторитарными способами. Укреплять её надо через демократию», — заявил Юрий Синельщиков, объясняя средствам массовой информации позицию фракции КПРФ.
Угодничество в законе поддержали фракции «Единой России», ЛДПР и треть «Новых людей».
Победой здравого смысла назвал депутат-коммунист Алексей Куринный принятый в первом чтении законопроект об отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей. Подобные законодательные инициативы не раз вносились в парламент оппозиционными фракциями. И всякий раз «единороссы» отклоняли их под самыми разными предлогами, пока проблема, с которой избиратели шли и шли к депутатам, не навязла в зубах. Процедура техосмотра превратилась в кормушку для нечистых на руку предпринимателей. По имеющимся данным, порядка 50 миллиардов рублей ежегодно собирается с автомобилистов фейковыми станциями техосмотра, которые, не имея ни оборудования, ни персонала, выдают липовые диагностические карты.
«Единороссы», перехватив идею оппозиции, пошли по накатанному ими пути законотворческого плагиата, доказывая оригинальность законопроекта тем, что в нём перечислены случаи, когда техосмотр будет нужен: при изменении конструкции автомобиля или замене его основных агрегатов, при смене собственника, при выезде транспортного средства в страны, где техосмотр и наличие диагностической карты являются обязательными. Ничто не мешало «единороссам» внести поправки в любой из законопроектов, которые предлагала оппозиция, кроме одного — желания выглядеть в глазах избирателей единоличными радетелями за их интересы.
Но выглядеть — ещё не значит быть. Некоторые специалисты считают, что отмена обязательного техосмотра — процедура формальная и, по большому счёту, ничего не изменится, поскольку и сегодня предъявлять сотруднику ГИБДД карту техосмотра не обязательно — за это не оштрафуют. А вот наказать рублём за неисправность автомобиля при совершении ДТП можно и сейчас, можно будет и после принятия законопроекта. За страховой организацией остаётся право взыскивать с виновного владельца автомобиля средства, выплаченные по ОСАГО после ДТП второму его участнику (в порядке регресса), если истёк срок действия диагностической карты и при этом ДТП произошло из-за неисправности транспортного средства. Страховщикам будет выгодно перекладывать свои расходы на виновников ДТП без техосмотра.
Движущей силой законодательного процесса под «медвежьим» управлением всегда были и будут финансовые интересы. Этот вывод актуален и для другого законопроекта, который на протяжении многих лет появляется в законодательной повестке дня накануне принятия бюджета на будущий год: о «заморозке» законодательной нормы, согласно которой денежное довольствие военнослужащих (иезуитски сниженное в 2012 году со 100 до 54 процентов при расчёте пенсий) должно ежегодно увеличиваться на 2%, пока наконец-то не поднимется снова до 100%.
Ратуя якобы за экономию бюджетных средств (это при заполненной-то битком резервной кубышке!), правительство в содружестве с парламентским большинством ежегодно эту норму опрокидывает так, что индексация военных пенсий не успевает за инфляцией и реальная покупательная способность военных пенсионеров только снижается. В соответствии с указом президента военные пенсии должны ежегодно индексироваться на 2% выше уровня инфляции, но и эта норма предана забвению. В этом году военные пенсии будут проиндексированы на 4%, а инфляция по прогнозу составит к концу года 7,9%, заявил Николай Коломейцев. Законопроект затрагивает 2 миллиона военных пенсионеров, на реализацию «замораживаемой» нормы требуется 109 миллиардов рублей. Профицит бюджета составляет 1,3 триллиона рублей.
Постыдная «заморозка» одобрена Госдумой голосами «Единой России». Фракция КПРФ выступила категорически «против». Так чьи же интересы защищает «партия власти», принимая такие законы?! Вопрос непраздный. И ответ на него можно найти, сопоставив множество факторов.
Вот, к примеру, ещё один законопроект, на этот раз налоговый, который также прошёл в тот день процедуру первого чтения. По инициативе правительства и с одобрения думских «единороссов» была введена льгота для ввоза без НДС на территорию России электронного оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране. Казалось бы, для предприятий, импортирующих такое оборудование, это благо. Но будет ли при этом развиваться отечественная электроника?!
Евгений Бессонов считает, что льгота должна предоставляться на определённый срок. В противном случае она будет дестимулировать наших производителей и работать против импортозамещения. Показателен опыт Китая, заметил депутат. Жители Поднебесной, в случае необходимости, ввозят несколько единиц технологически сложной продукции, а затем организуют производство аналогичных изделий у себя.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев уверен, что без координации деятельности разрозненных предприятий электронной промышленности возродить эту отрасль не получится. Точно так же мы никогда не будем конкурентоспособны, если ни на НИОКР, ни на подготовку производства не будем выделять достаточно денег. Советский Союз производил 26% мировой электроники. А сегодня мы оказались без собственной компонентной базы. «Попасть в госзаказ Ростеха фактически невозможно», — говорит депутат. Госкорпорация выиграет любой тендер, даже если у неё в тысячу раз будут дороже комплектующие изделия или компоненты. Надо менять структуру, подчеркнул депутат.
Неоднозначно был воспринят депутатами правительственный законопроект о слиянии двух фондов: Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и о создании на их базе публично-правовой компании «Фонд развития территорий».
Вновь образованный фонд получит ряд новых функций, которых не было у его предшественников. Одна из них — осуществление комплексного развития территорий на основании решений правительства.
По мнению члена фракции КПРФ Артёма Прокофьева, сама по себе идея комплексного развития территории, в том числе жилой застройки, выглядит очень интересной и важной. Однако без должных гарантий прав собственников жилья есть риск формирования гетто, полагает депутат. Сегодня сложилась ситуация, когда граждане, попав в программу комплексного развития жилой застройки, не могут получить равнозначное жильё, если субъект Федерации это право не закрепит в своём законодательстве. Прежде чем принимать такие решения, надо вернуть жителям гарантию получения равнозначного жилья, независимо от того, принял тот или иной субъект Федерации соответствующий закон или нет, а также вернуть в понятие равнозначности жилого помещения учёт внутригородского деления. Пока фракция КПРФ не стала поддерживать правительственную инициативу.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.