Через неделю в день празднования памяти святителя Николая Чудотворца — покровителя путешествующих и странников исполнится ровно 11 лет, как в воскресный день 19.12.2010 в Свято-Никольском храме города Запорожья — в день, когда храм чествует свой престольный праздник, Преосвященнейший Владыка Иосиф, епископ Запорожский и Мелитопольский, совершил Божественную Литургию, во время которой он выполнил таинство иерейской хиротонии над одним из самых известных путешественников в мире, уроженцем Запорожской области диаконом Фёдором Конюховым. В своих наставлениях новому священнику нашей епархии епископ Иосиф указал о той высокой чести и огромной ответственности перед Богом принадлежать к священническому чину, потому что священник является пастырем христовых овец, и от его нелицемерного служения будет зависеть спасение или погибель многих, кто последует за ним ко Христу. В своем архипастырском слове после богослужения епископ Иосиф сказал: “Хочу в этот день также поздравить всех Николаев с днём их небесного покровителя и особо поздравить нашего земляка, путешественника с мировым именем, а теперь еще и священника Федора Конюхова с его рукоположением во иереи. Мы благодарны Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, за то, что, по словам отца Фёдора, он своим благословением разрешил ему принять священническое рукоположение на его малой родине — Запорожье, а также благодарны Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, что он благословил отца Фёдора подвизаться в священническом служении в нашей Запорожской епархии”. В ответном слове иерей Федор Конюхов поблагодарил Владыку Иосифа за честь быть рукоположенным в день его любимейшего святого Николая Чудотворца, который не раз помогал ему в трудных обстоятельствах во время его путешествий. На пресс-конференции, которая состоялась после службы тут же в храме по поводу рукоположения в священники Федора Конюхова, Преосвященнейший Иосиф отметил: “Духовный сан священника позволит отцу Фёдору не только проповедовать, но и совершать Таинство Крещения и Евхаристии там, где люди еще не просвещены Светом Христовым, и тем самым исполнять миссионерское служение Церкви во всей своей полноте”.

А сегодня священнику Украинской православной церкви (Московского патриархата) отцу Фёдору (Филипповичу) Конюхову исполняется 70 лет. Родился он 12.12.1951 в селе Чкалово ныне Мелитопольского / прежде Приазовского района Запорожской области, расположенном в 2 км от Азовского моря. А вот потомки о. Фёдора из рыбаков-поморов Архангельской области. Кстати, его отец — Филипп Михайлович Конюхов прожил 99 лет. Крепкая порода морская!

В разные годы мне приводилось описывать некоторые из путешествий нашего соотечественника. Воспользуюсь отдельными текстами эпистолярного жанра прежних лет и просто частично воспроизведу их здесь.

Из записей 2008 года:

“Есть на нашей планете удивительные люди. Один из них — наш российский путешественник Фёдор Филиппович Конюхов. В конце этого года ему исполнится 57 лет. Хотя родился он на юге на берегу Азовского моря, но его предки были родом с Белого моря — рыбаки-поморы с Архангельской земли. Много разных путешествий совершил Фёдор Филиппович Конюхов. Он участвовал в экспедициях на Северный полюс и на Южный полюс, поднимался на самые высокие горы планеты. Он совершил четыре кругосветных плавания, более десяти раз пересекал Атлантику. Совсем недавно российский путешественник установил новый рекорд. Впервые в мире Фёдору Филипповичу на своей яхте удалось обогнуть Антарктиду по кругу.
Для этого путешественнику потребовалось преодолеть в Южном океане 15 с половиной тысяч миль.
Время в пути на этой трассе — 96 суток 19 часов — стало первым мировым рекордом для парусных судов.
А ещё у Фёдора Филипповича есть 5 внуков и внучек…”

Год спустя — в 2009 году — появилась следующая запись:

“В своём письме примерно год назад я рассказывал о легендарном путешественнике современности, или как его называют, «человеке планеты» Фёдоре Филипповиче Конюхове. Он известен прежде всего как моряк и яхтсмен. И вот сейчас российский путешественник возглавил новую экспедицию, теперь сухопутную, и выступает уже в качестве погонщика верблюдов и лошадей. В минувшую среду (13.05.2009) в столице Монголии — городе Улан-Баторе был дан старт II-му этапу международной научной экспедиции «По следам Великого Шёлкового пути». По одной из версий, Великий Шёлковый путь начинался от японского города Нара и заканчивался на западе Европы — под Парижем. Это был путь древних путешественников и торговцев. Само название «Великий Шёлковый путь» связано с драгоценным для того времени товаром для стран Запада — шёлком. Как торговая трансконтинентальная магистраль Великий Шёлковый путь возник в III-м веке до нашей эры и просуществовал до XVI-го века.
В 2002-м году состоялся I-й этап экспедиции «По следам Великого Шёлкового пути». Он проходил по степям, полупустыням, холмам и балкам Прикаспия. Тогда караван из тринадцати двугорбых верблюдов в сопровождении лошадей и автомобилей УАЗ и «Соболь» преодолел свыше полутора тысяч километров по нескольким регионам России. На нынешнем II-м этапе участникам проекта предстоит пройти свыше 6000 километров по территории Монголии и России. Ожидается, что в конце июня экспедиция совершит переход через перевал Дурбет-Даба и пересечёт границу из Монголии в Российскую Федерацию. Затем в течение двух недель участники проекта будут двигаться по дорогам Республики Алтай. Несколько лет назад мне довелось немало поездить в этих местах. Поэтому я могу хорошо представить себе тот маршрут, по которому направится Ф.Ф. Конюхов со своей командой: Ташанта — Кош-Агач — Акташ — Иня — Туэкта — Ябоган — Коргон. Пожелаем участникам экспедиции, которая должна финишировать в конце октября в г. Элисте, успехов в достижении намеченных целей. Доброго пути!”

Спустя несколько дней появился следующий текст:

“… хочется поделиться с вами информацией с маршрута, по которому движется экспедиция «По следам Великого Шёлкового пути» под руководством Фёдора Филипповича Конюхова. За первые шесть с момента старта из столицы Монголии — г. Улан-Батора — экспедиция преодолела 240 километров, то есть идёт с опережением графика. После шести дней пути была устроена днёвка, то есть день отдыха. Это нужно было сделать для того, чтобы дать возможность отдохнуть лошадям и верблюдам. Также и самим участникам экспедиции необходимо было время, чтобы привести в порядок экипировку. Лагерь был разбит в гористой местности у реки на высоте 1598 метров над уровнем моря, недалеко от снежных перевалов. После того как гости и журналисты, сопровождавшие экспедицию в течение первых дней после старта, вернулись назад, на маршруте остаются только основные участники экспедиции: 7 граждан России и 12 граждан Монголии. Словом, начальный этап экспедиции прошёл хорошо…”

Затем следует июньская (2009 г.) запись:

“…вновь обратимся к новостям с маршрута движения экспедиции «По следам Великого Шёлкового пути». Вот что сообщает руководитель экспедиции Фёдор Филиппович Конюхов: “За две с половиной недели с момента старта участники экспедиции преодолели свыше 750 километров, что означает половину пути по территории Монголии.
Экспедиция идёт с опережением графика почти на неделю. Маршрут проходит в сложных погодных условиях по высокогорным тропам. Высота отдельных перевалов превышает 2800 метров. Несколько раз участники экспедиции попадали в снежный буран. В течение нескольких дней приходилось обходиться без днёвок, ибо устраивать день отдыха на высоте 2500 метров не имело смысла. На высокогорье нет воды, нет корма для верблюдов, люди и животные чувствуют себя неуютно на высоте, продуваемой пронизывающими северными ветрами. Планируется, что после спуска на плато до высоты 1000 метров можно будет делать частые днёвки, что даст возможность верблюдам и лошадям восстановиться. Если овёс для лошадей экспедиция везёт с собой, то верблюды находятся на подножном корме.
При переходах от рассвета до заката верблюды просто не успевают пастись. Известно, что в течение нескольких месяцев перед стартом для верблюдов и лошадей были организованы тренировки и усиленное питание. Но всё же переход в 750 километров — это серьёзное испытание для животных, поэтому по ходу движения каравана осуществляется замена слабых животных. Такая же практика применялась и в древние времена Шёлкового пути. На плато будут встречаться солёные озера. Верблюды любят соль, поэтому именно по берегам озёр и будут устраиваться днёвки. После того, как экспедиция пройдёт плато, начнётся подъём по склонам южного Алтая. Именно здесь караван будет пересекать государственную границу Монголии и России…”

Спустя некоторое время, однако, тон повествования сменился:

“Неожиданная весть пришла от участников Международной экспедиции «По следам Великого Шёлкового пути», что продолжают свой путь по территории Монголии. Заболел руководитель экспедиции Фёдор Филиппович Конюхов. Сначала, несмотря на недомогание, он всё же продолжал движение по маршруту, но после обострения было принято решение о его госпитализации. Сейчас наш путешественник находится в больнице, где проходит лечение. Верится, что Фёдор Филиппович лишь на некоторое время прервал своё участие в экспедиции и вскоре вновь присоединится к её остальным участникам. Тем временем караван приближается к монгольско-российской границе, от которой его отделяют чуть более двухсот километров…” Словом, караван идёт!

Запись ещё через 10 дней:

“Новые известия пришли с маршрута международной экспедиции «По следам Великого Шёлкового пути». 22 июня (2009 года) члены экспедиции пересекли российско-монгольскую границу в Ташанте Кош-Агачского района Республики Алтай.
Первоначально планировалось совершить этот переход 30 июня, однако достичь международной границы участникам проекта удалось немного быстрее. На границе состоялась торжественная церемония встречи, после которой участники пересели на алтайских верблюдов и лошадей. Отмечу, что во время моих давних поездок в Кош-Агачский район Республики Алтай мне не раз доводилось видеть местных верблюдов. Теперь путешественники во главе с директором экспедиции Андреем Петровичем Богуном будут несколько дней отдыхать и готовиться к продолжению похода. В ближайшее время к ним должен присоединиться и сам руководитель экспедиции Фёдор Филиппович Конюхов, который в связи с госпитализацией был вынужден прервать своё участие в проекте. В настоящее время известного путешественника уже выписали из больницы, и скоро он прибудет в Республику Алтай. Это должно произойти до 1 июля, когда будет дан старт российской части экспедиции”.

Следующая запись спустя примерно два месяца: “Продолжается Международная научная экспедиция «По следам Великого Шёлкового пути». Некоторое время назад её участники завершили путь по нескольким районам Республики Башкортостан и переехали в следующий регион своего путешествия — в Челябинскую область. Между тем по инициативе Фёдора Фёдоровича Конюхова в скором времени стартует ещё один проект. В старинном городе Тотьма Вологодской области будет создана «Школа путешественников Фёдора Конюхова». Место для этого выбрано не случайно — из Тотьмы вышло много русских путешественников и моряков. Этот город, стоящий на реке Сухона — притоке Северной Двины, в старину был известен как город мореходов. В организуемой Школе путешественников будут обучаться учащиеся и студенты со всей России. Здесь они будут учиться организации туристских маршрутов и палаточных лагерей, участвовать в мини-экспедициях, экологических акциях, спортивных соревнованиях. В будущем выпускники Школы путешественников смогут работать в качестве инструкторов для активных видов туризма…” Фиксирую из 2021 года, что когда в прошлом месяце мне довелось побывать накоротке на волонтёрском историческом проекте в Тотьме (см. по ссылке: https://totma-region.ru/news/8930-shkolniki-goroda-vstretilis-s-istorikom-federalnogo-urovnja.html), мне там подтвердили, что такая школа есть! Больше записей по экспедиции 2009 года мне найти не удалось. Но думается, что она всё же финишировала!

Как раз после некоторой “осечки” в путешествии в 2009 году о. Фёдор был возведён в иерейский сан. А следующая запись про него уже из февраля 2012 года:

“Недавно известный путешественник, художник и писатель, ныне иерей Феодор Конюхов выступил с предложением возвести новую церковь в Южном Бутово. Отец Феодор предложил освятить будущий храм в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Место для храма было выбрано неслучайно: в непосредственной близости расположены бульвар Адмирала Ушакова и одноимённая станция метро. Добавлю, что еще в 2010 году тогда ещё диакон Фёдор Конюхов, который несёт своё служение в Запорожской епархии в Украине, представил для строительства в этой епархии проект храма во имя святого праведного Феодора Ушакова в образе корабля. Данный проект был разработан российским архитектором Дмитрием Петровым по идее Федора Конюхова. Согласно представленному проекту, храмовый комплекс площадью 390 квадратных метров должен будет состоять из трёх зданий — ворот, храма в византийском стиле высотой 23 метра и колокольни в форме маяка высотой 27 метров. Форма корабля созвучна идее о ковчеге, как прообразе храма. Не случайно также выбран византийский стиль, поскольку адмирал Федор Ушаков участвовал в военных походах, в которых Россия отстаивала интересы братского по вере греческого государства.
Вид сверху на площадку комплекса представляет силуэт рыбы — древнейшего христианского символа. Предполагается, что возводиться этот храм будет в районе города Запорожье: либо в пригороде, либо на берегу реки Днепр.

Думается, что в недалёком будущем можно будет увидеть и новый южнобутовский храм в честь праведного Феодора Ушакова…” Фиксирую, что по состоянию на 2021 Храм святого Праведного Воина Адмирала Феодора Ушакова в Южном Бутове есть!

И вот уже декабрь 2013 года:

“Известный путешественник Фёдор Филиппович Конюхов подготовился к новому походу. Он собирается в одиночку пересечь на вёсельной лодке Тихий океан. Для путешествия выбран путь по наибольшей длине от Южной Америки до Австралии. Местом старта выбрано побережье Чили. Финиш должен быть выполнен на восточном побережье Австралии. Общая протяжённость маршрута составляет 9 тысяч морских миль или более 16 тысяч километров.
Ориентировочное время в пути — около 6 месяцев. Специально для проекта была построена уникальная океанская девятиметровая вёсельная лодка “Тургояк”. Новая экспедиция Фёдора Филипповича Конюхова, которому уже покорялись самые сложные и труднодоступные маршруты: водная стихия, горные вершины, Северный и Южный полюса, станет уникальным проектом…”

Запись в один последних дней 2013 года:

“… хотел бы поделиться с вами информацией о том, что несколько дней назад наш российский путешественник Фёдор Филиппович Конюхов выполнил второй старт своей экспедиции через Тихий океан. До этого была выполнена первая попытка, но в течение первых нескольких дней плавания фактически вышли из строя установленные на лодке литиевые аккумуляторы. Они разрядились, после чего лодка “Тургояк” осталась без электроэнергии, а потому без навигационных приборов, без связи, без опреснителя океанской воды. Продолжать путешествие в таких условиях оказалось невозможно, и лодку пришлось отбуксировать обратно к берегам Чили. Здесь было принято кардинальное решение заменить имевшиеся литиевые аккумуляторы на гелевые, которые хотя и тяжелее, но, как говорится, “проверены временем” и хорошо знакомы самому путешественнику. После такого обновления наш российский первопроходец вновь отправился в путь в сторону Австралии. За плечами у Фёдора Филипповича есть опыт пересечения Атлантического океана на вёсельной лодке-одиночке. Произошло это 11 лет назад — в 2002 году. Будем надеяться, что и в нынешнем путешествии Тихий океан окажется действительно тихим…”

Спустя две недели — в начале 2014 года:

“О продолжении дерзновенного проекта хотелось бы поведать… В Тихом океане продолжает свой путь отважный путешественник Фёдор Филиппович Конюхов. С учётом второго старта он уже несколько недель находится в движении.
В первых числах января мореплаватель на своей лодке “Тургояк” пересёк Южный тропик. Так называют параллель, расположенную на 23° 26′ 16» к югу от экватора, которая представляет собой наиболее южную широту, на которой солнце в полдень может подняться в зенит. На 17-й день пути позади осталось более 1000 миль. Уже случались по маршруту движения самые разные дни, но постепенно ситуация становится более-менее ровной. Пока лодка с гребцом движется в северо-западном направлении, что связано с направлением ветром и океанских течений. Однако наш соотечественник надеется на то, что в некотором времени станет возможным держать курс в большей степени на запад, что будет приближать его к финишу на Австралийском континенте…

Следующая запись датирована началом февраля 2014 года:

“Продолжается морское путешествие Фёдора Филипповича Конюхова. Некоторое время тому назад он пересёк сотый градус западной долготы. Как раз этот меридиан обозначен на карте полушарий Земли и потому можно представить, в каком примерно месте находится сейчас российский путешественник. За месяц с лишним за кормой вёсельной лодки “Тургояк” осталось уже 2000 миль. Но впереди ещё многие градусы долготы и множество миль…”

Ещё спустя полмесяца:

“Продолжается путешествие Фёдора Филипповича Конюхова на вёсельной лодке по Тихому океану.Наш отважный мореплаватель уже более 50 дней находится в пути. За это время он преодолел свыше 3 тысяч морских миль, что составляет примерно одну треть всего расстояния. По оценке путешественника, на начальном этапе проекта достигнут неплохой скоростной показатель. Фёдор Филиппович находится уже западнее 120-го градуса западной долготы и начинает приближаться к Французской Полинезии…”

Запись от первого марта 2014:

“Продолжается отважное путешествие российского мореплавателя Фёдора Филипповича Конюхова на вёсельной лодке по Тихому океану с востока на запад. Как раз на рубеже зимы и весны в северном полушарии или лета и осени в южном полушарии наш соотечественник почти приблизился к половине своего расчётного пути между Южной Америкой и Австралией. Эта точка находится в районе островов Французской Полинезии, мимо которых в настоящее время проходит курс лодки. Прохождение именно этого участка маршрута может быть осложнено как раз наличием островов, так как лодку из-за сильного ветра или течения может неожиданно приблизить к берегу. Но наш путешественник надеется благополучно преодолеть возможные затруднения. Недавно в путевом дневнике Фёдора Филипповича (он практически ежедневно связывается по телефонной связи с теми, кто помогает ему на суше, после чего его устный рассказа записывается и размещается на соответствующем сайте) можно было прочитать интересную запись: 
“Вчера на закате наблюдал зелёный луч. Солнце село в абсолютно безоблачный океан, и я увидел зелёную вспышку.
Редко когда можно увидеть зелёный луч, это большая удача”… По сути, был включён зелёный свет на оставшуюся часть пути!
Спустя почти две недели:

“Вновь немного о путешествии Фёдора Филипповича Конюхова. Несколько дней назад он пересёк 140-й градус западной долготы. Как считает сам путешественник, лодка “Тургояк” перешла экватор трансокеанского пути, а потому до места финиша — Австралии уже ближе, чем до места старта — Чили. Интересно, что из-за идеальных погодных условий, когда практически 60 дней дул попутный ветер, Фёдор Филиппович практически на месяц опередил расчётный график на маршруте первой половины пути и оказался на месяц раньше намеченного в регионе, известном мощными циклонами.
По прогнозам впереди мореплавателя могут ожидать тропические шторма и циклоны. Ветер всё время меняет своё направление, поэтому лодка движется по не совсем ровной траектории. Согласно путевому дневнику, недавно путешественнику довелось наблюдать редкое явление природы – мощный смерч, который прошёл буквально в двух милях от лодки. На глазах россиянина гигантский хобот из воды, покачиваясь, ушёл на юго-восток.
В одну из ночей пережил Фёдор Филиппович мощный грозовой фронт, при котором ветер крутил на 360 градусов и лодку несло то на юг, то на восток. По словам мореплавателя, дождь был такой плотный, что невозможно было работать на палубе. Просто стена воды…” Да уж!

Вот и начало апреля 2014 года:

“Вновь немного о продолжающемся морском путешествии Фёдора Филипповича Конюхова. Недавно наш мореплаватель отметил 100-й день своей экспедиции. Россиянин на вёсельной лодке “Тургояк” пересёк 160-й градус западной долготы.
Сейчас он находится в районе Островов Кука. Интересно, что своё название в честь английского путешественника Джеймса Кука, который побывал здесь во время одной из своих экспедиций, этот архипелаг получил благодаря русскому мореплавателю Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. По-разному складывается ситуация на маршруте Фёдора Филипповича Конюхова. Порой бывает так, что при южном ветре лодку начинает относить на север — как раз туда, откуда наш путешественник выгребал накануне. При таком раскладе становится обидно за потраченные силы и время.
Но россиянин старается выравнивать курс в направлении конечной точки своего путешествия – в Австралии.
Приведу ещё слова из недавней записи в путевом дневнике отважного гребца: “Ещё один в океане, а для океана нет разницы: 100 дней или 1000 лет… Он был, есть и будет… А я гость, дрейфующий по его поверхности…” Философично!

Уже конец апреля 2014 года:

“Вновь немного об океанской экспедиции Фёдора Филипповича Конюхова на яхте “Тургояк”. Наш соотечественник продолжает движение на запад. Недавно исполнилось 4 месяца, как он в одиночку на вёсельной лодке преодолевает путь из Южной Америки в Австралию. Уже пройдена бОльшая часть пути, однако сейчас скорость движения из-за непогоды и встречных ветров снизилась. Именно поэтому наш мореплаватель старается быть осторожным в прогнозах.
Недавно случилось так, что из-за шквальных ветров ему пришлось проделать небольшую часть пути в обратном направлении на север. Перед этим он преодолевал это же расстояние на вёслах в южном направлении. Ещё в путевом журнале можно прочитать, что Фёдор Филиппович проследовал над глубоководным жёлобом Тонга в Тихом океане.
В Южном полушарии эта сама глубокая океанская впадина, её протяжённость составляет несколько сотен километров, а глубина достигает 10 882 метров. Как отметил отважный путешественник, это больше, чем высота Эвереста — самой большой горы на земной суше (8 850 м). Именно поэтому “Тихий океан поражает своим масштабом, глубинами, мощью”…
И уже начало мая 2014 года:

“Несколько дней назад российский мореплаватель Фёдор Филиппович Конюхов пересёк 180-й градус — так называемую линию перемены дат. Теперь наш соотечественник находится в Восточном полушарии — в море Фиджи. Ему показалось немного непривычным, что теперь на бортовых приборах можно видеть координаты с восточной долготой, а цифры уменьшаются в диапазоне 179 – 178 -177 градусов и менее. Ветер на маршруте продолжает оставаться переменным.
Если он резко заходит на север, то путешественника ожидает спуск на юг, в сторону Новой Зеландии. А спустя сутки ветер может повернуть на юг, и тогда лодка будет карабкаться на север.Вот такими волнами приходится двигаться по океану. После пересечения 180-го градуса Фёдор Филиппович перешёл на трёхразовое горячее питание.
Теперь по мнению мореплавателя экономить продукты питания и газ нет необходимости. К тому же становится холодно, и организм требует больше калорий. Наступает заключительный этап плавания на лодке “Тургояк”…”
Спустя примерно две недели:

“Продолжается сложное путешествие Фёдора Филипповича Конюхова на лодке “Тургояк”. Несколько дней назад наш отважный мореплаватель пересёк важную психологическую отметку, когда ему до австралийского порта Брисбена – места запланированного финиша — осталось меньше 1000 миль. Но заключительный участок плавания ожидается непростым. В частности, уже сейчас путешественника сносит на север. Ветер продолжает оставаться очень переменчивым…” Последний бой — он трудный самый!

Уже в конце мая 2014 года:

“Приближается к финишу путешествие Фёдора Филипповича Конюхова на вёсельной лодке “Тургояк”. С момента старта из Чили за 5 месяцев пройдено около 9 тысяч морских миль или 16 200 километров. Наш соотечественник почти на месяц опережает первоначальный расчётный график: изначально подход к Австралии был спрогнозирован на середину июня. Предварительно можно сделать выводы, что правильно была рассчитана протяжённость маршрута — свыше 9 000 морских миль. Также правильно рассчитали запас продовольствия. На данный момент у путешественника остаётся продуктов ещё почти на 2 месяца. Газовых баллонов для печки израсходована ровно половина. В целом на борту имеется достаточный запас. На заключительном участке маршрута наш российский мореплаватель стал использовать неприкосновенный запас пресной воды — бутилированную воду, взятую из Чили. До этого использовался опреснитель, который сработал отлично, без сбоев. В целом, по оценке Фёдора Филипповича, лодка в хорошем состоянии и основные приборы работают в штатном режиме. До побережья Австралии остаётся несколько сотен миль…” И молимся, чтобы страховка не подвела!

Запись в первый день июня 2014 года:

“Вот и завершилось многомесячное плавание Фёдора Филипповича Конюхова на вёсельной лодке “Тургояк” по Тихому океану. Стартовав в Чили во второй половине декабря 2013 года, наш отважный мореплаватель финишировал в Австралии в конце мая 2014 года. За пять с лишним месяцев был проделан путь длиной свыше 9 тысяч миль. Многое пришлось испытать нашему соотечественнику в нелёгком плавании. Но Фёдор Филиппович сумел преодолеть все трудности и сложности. Хочется поздравить этого выдающегося человека с завершением океанского плавания и пожелать успехов в новых экспедициях…”

На финише плавания посол РФ в Австралии передал мореплавателю подписанный Президентом РФ В.В. Путину текст приветствия в связи окончанием путешествия.

Постфактум в записи от 09.06.2014:

“В продолжение темы недавно завершившейся океанской эпопеи Фёдора Филипповича Конюхова хотел бы сообщить, что после успешного финиша на побережье Австралии наш мореплаватель подвёл некоторые итоги своего путешествия. По мнению мореплавателя, за 160 дней в пути ему удалось избежать опасных штормов. Хотя временами была плохая погода, волны поднимались на высоту 4-5 м и ветер доходил до 35 узлов, всё же лодка “Тургояк” не угодила в тропические штормы и циклоны. Не было столкновений с другими судами. Лодка не получила никаких повреждений. Хотя вышли из строя некоторые приборы, но корпус выдержал. Очень повезло с финишем в идеальную погоду, когда была обеспечена безопасная высадка на берег. Теперь лодке предстоит долгий путь назад. Она вновь пересечёт Тихий океан, пройдёт через Панамский канал, Атлантический океан, Балтийское море и достигнет родных берегов в России. Но сейчас это перемещение произойдёт уже в контейнере и на борту судна. Конечный пункт назначения в России — город Челябинск, где будет установлена вёсельная лодка. Сам Фёдор Филиппович вместе со своей командой также держит курс на Родину…” Всё хорошо, что хорошо кончается!

Промежуточная запись, сделанная в конце июля 2014:

“Однажды мне показали детскую книгу, которая называлась “Как я стал путешественником”. Её автором оказался известный путешественник Фёдор Филиппович Конюхов, совершивший множество экспедиций в различных уголках света. Я с большим интересом прочитал эту небольшую книгу, откуда узнал, какими были первые шаги этого человека в мире странствий. Всё началось с того, что в возрасте в 15 лет юный Фёдор переплыл в одиночку Азовское море на маленькой вёсельной лодочке. Конечно, это было опасное путешествие, но Фёдор Конюхов смог осуществить его самостоятельно. Именно с тех пор путешествия стали неотъемлемой частью его жизни. О некоторых из них он рассказывает в других главах своей книги… Ещё хотел бы добавить, что после недавней океанской экспедиции опытный путешественник в настоящее время готовиться к новому проекту. Некоторое время тому назад Фёдор Филиппович ездил в Великобританию для того, чтобы обсудить вопросы строительства воздушного шара для одиночного кругосветного путешествия. По предварительным расчётам создание шара и строительство гондолы может занять 9 месяцев.
Если удастся приступить к работе осенью этого года, то летом 2015 года станет возможным осуществить старт из Западной Австралии. Именно летние месяцы — июнь, июль, август — являются наиболее подходящими для выполнения такого проекта. Пока строится шар, будущему воздухоплавателю предстоит пройти курс обучения управления воздушным шаром и налетать необходимое количество часов. Планируется, что маршрут будущего путешествия пройдёт в Южном полушарии из Австралии через Новую Зеландию — Тихий океан — Южную Америку (Чили и Аргентину) — Атлантический океан — Южную Африку — Индийский океан. Финиш предполагается выполнить также в Австралии. Как видно из описания, полёт будет проходить по большей части над океанами…”

Это был, по сути, анонс путешествия по воздуху на лето 2015 года. Но здесь мы возьмём паузу. Возможно, потом как-нибудь я продолжу цитирование имеющихся записей из 2015 и 2016 гг.

Но сделанную почти в конце 2014 года приведу в заключение сегодняшнего текста:

“Недавно в жизни отважного путешественника Фёдора Филипповича Конюхова произошло важное событие. На проходившем в Москве съезде Русского географического общества ему была вручена золотая медаль имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Это высокой награды Фёдор Филиппович был удостоен за осуществление одиночного перехода на вёсельной лодке от берегов Чили до побережья Австралии по уникальному маршруту и другие многочисленные выдающиеся путешествия в России и за рубежом. Необходимо отметить, что золотая медаль в честь российского учёного и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая была учреждена Русским географическим обществом совсем недавно. Она присуждается за исследования в области этнографии и географии, за необычные путешествия в нашей стране и в других уголках Земли. Фёдор Филиппович Конюхов стал первым, что был награждён золотой медалью имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Безусловно, наш российский путешественник по праву получил эту заслуженную награду…”

И ещё одна запись из декабря 2014 года:

“Несколько дней назад в одном из музеев Москвы открылась выставка известного путешественника Фёдора Филипповича Конюхова. На ней представлены картины и фотографии нашего соотечественника, связанные с его различными экспедициями. Посетители выставки могут видеть его работы, сделанные за несколько десятков лет.
В свои путешествия Фёдор Филиппович Конюхов всегда берёт ручку, тетрадь для дневниковых записей и карандаш, чтобы делать наброски будущих картин. Также на выставке представлены иконы, написанные по эскизам Фёдора Филипповича Конюхова. Особое внимание на выставке привлекает небольшая деревянная часовня, которая в 2015 году должна быть доставлена в Антарктиду. Она будет установлена на южном материке в память о русских первооткрывателях и исследователях Антарктиды. Добавлю к этому, что недавно вышла в свет новая книга нашего отважного путешественника. В сборник “Мои путешествия” вошли дневниковые записи, сделанные им во время многочисленных экспедиций. Подробные записи содержат историю путешествий и мыслей Фёдора Филипповича Конюхова. Часто они напоминают захватывающий роман. Конечно, это здорово, что такой отважный человек стремится поделиться своими впечатлениями, которые он пережил в разные годы во время своих странствий, с другими людьми.
Но сам путешественник постоянно думает о новых маршрутах. График его путешествий уже распланирован на несколько лет вперёд…”

Конец цитирования.

Земных и небесных сил — юбиляру!

Дорогу осилит идущий!

В. Михайлов

декабрь 2021

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.