Как они радовались, как веселились

Как они радовались, как веселились

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Автор статьи — Фёдор Раззаков

Увы, мы знаем, что 30 лет назад, в декабре 1991-го, не все восприняли гибель Советского Союза как величайшую народную трагедию. Были и такие, которые по этому поводу от души радовались и бурно веселились. В их числе, например, деятели кино антисоветского толка, внёсшие свой вклад в разрушение социалистической державы. Об их поведении, сразу после того как над Кремлём спустили Красный флаг, говорится в книге известного киноведа «Кино, взорвавшее СССР». Публикуем характерный фрагмент.

…Ещё один мэтр кинематографа из либерального лагеря — Эльдар Рязанов — в преддверии развала страны родил на свет знаменательное кино: фильм «Небеса обетованные» (1991). В нём великая некогда держава представала уже не в образе концлагеря (как в «Вокзале для двоих»), а в образе… мусорной свалки (сравнение СССР со свалкой проходило лейтмотивом в подавляющем большинстве либеральных публикаций времён горбачёвской «перестройки»). Обитатели свалки живут только одной мечтой, что когда-нибудь к ним прилетит инопланетный корабль и увезёт их на Небеса обетованные (по мысли Рязанова, то ли в Израиль, то ли в США, короче — на Запад).

Все персонажи фильма являли собой, так сказать, сколки советского общества времён «перестройки». Причём тотчас было заметно, кому именно из них симпатизирует Рязанов, — «своим». А вот русофилы и коммунисты вызывают у него от­кровенную антипатию (даже несмотря на то, что в фильме их отрицательные черты смягчены жанром ленты). Вот как об этом рассказывает сам режиссёр:

«Я очень доволен дуэтом Романа Карцева и Вячеслава Невинного. Опустившийся еврейский скрипач-самоучка (раньше он был инженером и работал в «ящике») и матёрый уголовник и русофил составили в фильме трогательную и смешную пару. Персонаж Невинного, когда напьётся, бушует, выкрикивая антисемитские лозунги, которые он впитывает на черносотенных митингах, а персонаж Карцева сносит всё это покорно, философично, с еврейской мудростью, ибо знает, что великан Невинный, протрезвев, всегда защитит маленького, нежного Карцева. Что и случалось в фильме.

Хочу ещё вспомнить помешанного на коммунистических газетных штампах машиниста паровоза. Его сыграл превосходный Александр Пашутин. Так натурально, что порой берёт оторопь: а артист ли это? Роль Пашутина тем более трудна для исполнения, что в ней нет никаких нормальных человеческих фраз, она состоит только из коммунистических призывов, заголовков передовиц и лозунгов, что висели повсеместно…»

Учитывая все эти нюансы, вполне естественно, что либеральная общественность встретила «Небеса обетованные» не просто хорошо, а суперхорошо. Достаточно сказать, что подобного приёма у Рязанова не было почти десять лет — с того самого «Вокзала для двоих». Поэтому не случайно обкатка ленты началась сразу после «путча ГКЧП». Вот как вспоминает об этом Э. Рязанов:

«28 августа в зале парламента состоялся просмотр «Небес обетованных» для защитников «Белого дома». Этот день стал, может быть, одним из лучших в моей биографии. Зал наэлектризован. Фильм смотрели бурно, возбуждённо. Зрительские реакции выражались выкриками, смехом, аплодис­ментами. А после фильма начался своеобразный импровизированный митинг… Потом, чего греха таить, выпили и закусили. Тот просмотр врезался навсегда в мою благодарную память как одно из самых значительных событий моей жизни…»

Между тем триумф фильма на этом не закончился. Да и не мог закончиться, учитывая, что в том августе победили именно либералы, которые постарались выжать из этой по­беды максимум возможного.

27 декабря 1991 года в Москве прошла последняя в СССР церемония вручения кинематографических премий «Ника», где либералы уже в открытую праздновали развал Советского Союза (за два дня до этого М. Горбачёв сложил с себя полномочия президента страны, передав бразды правления президенту России Б. Ельцину, а с кремлёвского флагштока был снят Государственный флаг СССР). Устроители церемонии во главе с Юлием Гусманом постебались над почившей в бозе страной вволю: вся «Ника» проходила на фоне задника, изображавшего колоннаду ВДНХ, а завёрнутые в фольгу девушки изображали фонтан «Дружба народов». В перерыве между награждениями на сцене можно было увидеть разного рода танцы и пляски, по сути — на костях социализма. Не случайно один из участников церемонии — польский актёр Даниэль Ольбрыхский — обронил со сцены следующий спич: «Рождество каждый поляк проводит дома, с семьёй. Я спросил себя: что я здесь делаю? И понял: всё в порядке — это моя семья».

Отметим, что Ольбрыхский с начала 1980-х был персоной нон грата в СССР, поскольку активно поддерживал профсоюз «Солидарность» и выступал с антисоветскими интервью везде, где только возможно. В горбачёвскую «перестройку» отношение властей к нему изменилось на положи­тельное, а к моменту развала СССР актёр и в самом деле уже чувствовал себя в Москве как дома — в кругу таких же, как и он, антисоветчиков и русофобов.

Между тем именно фильм Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» стал фаворитом той «Ники»: он отхватил сразу восемь призов, в том числе как лучший игровой фильм и лучшая режиссура. Этот триумф был весьма знаменателен, поскольку в фильме воплотились мысли и чаяния создателей ленты и большинства собравшихся в зале. Все они были уверены: советская «помойка» закончилась и впереди их ждут «небеса обетованные» — светлые и счастливые времена. Как мы знаем, эти чаяния либерал-интеллигентов в чём-то оправдались: многие из них в самом деле стали жить лучше, чем прежде, чего не скажешь об остальном народе — его попросту оставили в дураках.

* * *

О том, какая жизнь ожидает большинство россиян на «небесах обетованных», стало возможным узнать уже через три недели после убийства СССР. В январе 1992 года в столичном кинотеатре «Москва» стартует трёхнедельная ретроспектива фильмов об… организованной преступности, или короче — о мафии. В программу этой ретроспективы будут включены как зарубежные фильмы, так и наши, отечественные, коих за предыдущие несколько «перестроечных» лет появилось неимоверное количество. В программе будут заявлены импортные шедевры: три части «Крёстного отца», «Клуб «Коттон», «Однажды в Америке», «Отходная молитва», «Честь семьи Прицци», премьера «Отличный полицейский» и обойма фильмов Дамиано Дамиани об итальянской мафии. Отечественная киномафия будет представлена фильмами «Меченые», «Сэнит зон», «По прозвищу «Зверь», «Фанат» и ещё четырьмя десятками других подобных картин.

Зная о том, что ждало «новую Россию» уже в ближайшем будущем, можно смело сказать, что этот фестиваль «шагнёт в жизнь» — уже не киношное, а настоящее насилие буквально девятым валом накроет страну, сделав из неё одну из самых криминогенных на планете. Если к этому добавить ещё «шоковую терапию» по Егору Гайдару, ваучеры по Чубайсу, финансовые пирамиды по Мавроди, две чеченские войны, Беслан, взрывы домов с мирными жителями в Москве и других городах России, а также массу иных «прелестей» капитализма по-российски, то портрет «небес обетованных» окажется поистине впечатляющим.

Комментарий редакции: Представители космополитической интеллигенции и новых дельцов, нацелившихся на захват общенародной собственности, пребывали в эйфории от разрушения нашего Отечества. Данная прослойка никогда не скрывала своих русофобских и антисоветских взглядов. Так, в годы «перестройки» и в «лихие 90-ые» они не раз призывали и к превращению нашей страны в колонию, и к её территориальной дезинтеграции. Какие только чудовищные, с позволения сказать, «аргументы» в пользу своих преступных и предательских идей они не сочиняли! Терпели долгое время «пятую колонну» и дотерпелись — на голову нашего народа свалились нищета, грабёж, диктат криминала, утрата Россией перспектив. Не говоря уже о таких катастрофических последствиях развала СССР как утрата позиций на мировой арене, вспышка войн на постсоветском пространстве, унёсших жизни миллионов людей, подчинение стратегических интересов нашего государства западному диктату. Недаром ещё в конце 1991 года и в последующие два года сотни тысяч москвичей выходили на демонстрации коммунистических и патриотических сил, протестуя против предательства и разграбления нашей Родины. Сегодня народ России, осознавая гибельные последствия преступного «беловежского сговора», однозначно расценивает убийство СССР как масштабную геополитическую катастрофу. Одновременно растёт понимание, что вне социалистического выбора нашей стране не удастся выбраться из трясины исторического тупика.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *