Дорога жизни, открывшая блокадному Ленинграду путь к спасению

Дорога жизни, открывшая блокадному Ленинграду путь к спасению

Вопреки пропагандистским усилиям антисоветчиков и русофобов, память о героическом прошлом нашей Родины, о страницах Великой Отечественной войны никогда не остынет. По крайней мере, народ помнит конкретные события тех роковых лет, когда решался вопрос о будущем нашей Отчизны. Например, ужасы устроенной немецко-фашистскими захватчиками блокады Ленинграда, унёсшие жизни множества людей, потрясли практически весь мир. Казалось бы, гитлеровцы взяли в кольцо город. Так, 8 ноября 1941 года они вроде бы вообще лишили ленинградцев даже минимального шанса на выживание, взяв Тихвин и перехватив единственную железную дорогу, по которой к Ладожскому озеру шли грузы для снабжения «второй столицы» СССР. Однако месяц спустя Советские войска отбили объекты, освободив их от нацистов. Тем не менее, это не означало, что всё полностью решено. Ленинград по прежнему был блокирован.

Однако враг не смоги полностью захватить ближайшее к Ленинграду Ладожское озеро — его часть оставалась в наших руках. И это предоставляло возможность организовать снабжение города с помощью организации единственного пути через озеро. Речь идёт о т.н. «дороге жизни».

Путь знаменитой «дороги жизни» начинался в Вологде, куда со всего Советского Союза поступали грузы. Там их распределяли по составам, направлявшимся в Тихвин и дальше в Волхов. В дальнейшем враг захватил дорогу. Однако город Волхов стоит на реке — и грузы стали переносить на речные баржи, которые затем направлялись в Новую Ладогу (ведь река Волхов впадает в Ладожское озеро). Но и по большому озеру речной транспорт не мог передвигаться, в связи с чем перегружали грузы на озёрные баржи. Потом всё перевозили водным транспортом пло Ладожскому озеру — в порт Осиновец. Сюда же проложили узкоколейную железную дорогу. И здесь осуществлялись разгрузки и погрузки. Потом эшелоны следовали по железной дороге до места назначения, где с узкоколейки перегружали в вагоны на обычной железной дороге. После этого грузы отправляли на автотранспорт.

Ситуация усугубилась после захвата немцами Тихвина. Однако Советский народ и Советское руководство не растерялись, моментально приняв оперативное спасительное решение. Приняли решение о постройке новой автомобильной дороге, проходившей через дикую местность — через леса, болота, овраги и низины. В двадцатидневный период удалось соорудить двести километров. Дорога начиналась примерно в 100 километрах восточнее Тихвина у станции Заборье. От указанного пункта, обходя захваченный врагом пункт, проходила к озеру, к Новой Ладоге через селения Великий Двор, Ерёмина Гора, Новинка и Карпино. И это позволило снова организовать отправку в Ленинград грузов.

В ноябре 1941 года после наступления морозов замёрзло Ладожское озеро. И Ленинград на какое-то время остался без хлеба, без горючего, без патронов и снарядов. Но выход всё равно был найден. Было решено проложить дорогу по льду Ладожского озера. Многие опасались, что лёд не выдержит движений транспорта в силу неспокойности Ладоги. Один только сильный ветер может спровоцировать ломку льда и все последующие неприятности. Для проезда грузовиков с тоннами грузов толщина льда должна была быть не меньше 20 сантиметров, в то время как 17-18 ноября 1941 года она увеличилась от 10 до 18 сантиметров. Но другого выхода не было. Дальше по льду прошли учёные-гидрологи, военные, строители — лёд не треснул. Командир дорожно-эксплуатационного полка, майор Можаев верхом на коне проехал — никаких происшествий не случилось. 20 ноября по озеру прошли батальон конно-транспортного полка, а также конно-санный обоз в составе 350 упряжек.

Два дня спустя по льду Ладожского озера проехала первая колонна автомобилей в составе 60 грузовиков. Они двигались со стороны Ленинграда, а через сутки вернулись. В кузове каждой машины находилось по 3-4 мешка муки (большего не брали, пока не окрепнет лед). Но машины тянули за собой сани с мукой. И с этого момента по льду озера началось регулярное движение. Так, если в ноябре 1941 года по ледяному пути в среднем перевозили свыше 100 тонн грузов в день, то в начале декабре — около 300 тонн, а в конце декабря — в районе тысячи тонн (первые рейсы осуществили автомобили 389-ого отдельного автотранспортного батальона во главе с командиром В. А. Порчуновым и с комиссаром П. М. Каливердовым).  Дорога была очень трудной — застывали моторы автомобилей и замерзали водители, проламывались льды и тонули машины, место подвергалось атаке со стороны гитлеровской авиации. Тем не менее, «дорога жизни» всегда и при любых условиях действовала. Это предоставляло возможность доставлять в Ленинград продовольствие, топливо, вывозить из города раненых, стариков, женщин и детей.

После вытеснения немцев их Тихвина и освобождения пути на Волхов грузы снова переправляли по железной дороге. Однако не сразу приступили к этому, поскольку железнодорожные мосты были взорваны. После их восстановления поезда вновь начали ходить до Волхова, далее на запад, ближе к озеру, к станциям Войбокало и Жихарево, где происходила перегрузка на машины. И дорога к озеру стала короткой в шесть раз. Потом рельсы проложили от станции Войбокало к деревне Кобона, расположенном на берегу Ладожского озера (в феврале 1942 года в течение. 25-дневного периода три женских батальона справились с этой задачей).

Около 19 тысяч человек в ответственные моменты трудились на «Дороге жизни». Фактически удалось создать целостный и организованный транспортный комплекс. Использовали до 60 дорог, даже когда они оказывались покрытыми полутораметровым водяным слоем. Их всё время крепили. Водолазы с помощью подручных средств укрепляли лёд, крепили опоры и настилы. На всём пути находились базы и склады, станции технической помощи, пункты питания и мастерские, регулировщики и позиции ПВО.

Практически вся страна так или иначе включилась в столь значимое дело. Так, учёным удалось изобрести прогибограф — прибор, фиксирующий колебания льда. В конечном итоге установили, что изгибно-гравитационную волну (из-за которой под лёд уходят машины) создаёт не вес автомобиля, а её скорость. Учёным из Ленинградского физтеха удалось мгновенно исследовать деформацию льда при износе. Так, заледенелая поверхность может треснуть при постановке на неё огневых позиций зениток. В этой связи сперва начали намораживать, потом армировать и вновь намораживать. Одновременно по дну Ладожского озера удалось проложить телефонно-телеграфный кабель, наличие которого обеспечивало связь с Москвой. Имелся также высоковольтный электрический кабель, по которому передавалось электричество с Волховской ГЭС. Также надо упомянуть о наличии трубопровода, снабжавшего Ленинград топливом.

Невиданный подвиг народа был отнюдь не случайностью. Вся страна, воспитанная на принципах справедливости, патриотизма, солидарности, коллективизма, готова была на деле подставить плечо соотечественникам, внести лепту в общее дело. А оперативные открытия учёных, применившихся при организации «дороги жизни», наличие развитой промышленной инфраструктуры, позволившей организовать обеспечение Ленинграда, — всё это было обусловлено позитивными итогами индустриализации, проведённой в период социалистического строительства. Не будь Ленинско-Сталинской модернизации — о победе оставалось бы только мечтать.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *