К 150-летию выдающегося русского композитора А.Н. Скрябина

Александр Николаевич Скрябин  был великим русским композитором и виртуозным пианистом, в музыке которого Россия и мир слышали свое настоящее и видели свое будущее.  Выдающийся композитор жил и творил на рубеже 19-20 веков. Современники называли его философом. Маэстро визуализировал музыку при помощи света и первым в мире изобрел концепцию свето-цвето-звука

Александр Скрябин появился на свет 150 лет назад 6 января (по новому стилю) 1872 года в семье дипломата, принадлежащего к старинному дворянскому роду, в Москве в канун Рождества. Любовь к музыке у него, скорее всего, была генетически предопределенной  Талантливой пианисткой была его рано умершая мать Любовь Петровна Щетинина — очень красивая женщина с тонкими душевными качествами, обладающая исключительными музыкальными способностями.. В консерватории ее сокурсником был Чайковский, называвший ее наиболее одаренной девушкой в классе. Она много гастролировала, часто давала концерты и даже за несколько дней до рождения сына выступала на сцене.

Тяга к музыке, к фортепьянным звукам проявилась у маленького Саши очень рано. Взявшая его после смерти матери  на воспитание родная тетушка Любовь Александровна Скрябина вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепьяно, а в три года мог часами просиживать за инструментом, к которому ребенок относился как к живому существу. Да он и сам их мастерил в детстве — маленькие игрушечные рояли.

Музыку Саша стал сочинять рано. Уже в семь лет он написал свою первую оперу, назвав ее именем девочки, в которую был тогда влюблен. Искусство композиции он изучал у С.И.Танеева, а Московскую консерваторию закончил в 1892 году по классу фортепьяно, получив малую золотую медаль

Биография Скрябина тесно и неразрывно связана с Москвой. Здесь он появился на свет, учился, мужал, творил и стал известным композитором.  Надо сказать, что жизнь и творчество Скрябина окутано покровом необъяснимой тайной.

Свои философские размышления Скрябин записывает в дневник. Свои идеалы он формулирует точно и вполне определенно. При этом, цель его любимого искусства —  сделать жизнь людей счастливой. Любовь и красота , по мнению композитора, служит этому.  сделает людей счастливыми, но не должно быть духовного бессилия.

Несколько слов стоит сказать о написанной Скрябиным в 1905-1907;гг. одночастной «Поэме экстаза» с отдельно изданной стихотворной программой), в которой композитор разрабатывал светлые, оптимистические образы мечты, томления, настойчивого порыва очарованной души к действию и конечному торжеству «воли свободной».

И вот «Поэма экстаза» триумфально шествует по европейским столицам, а Скрябин — уже в лихорадке создания нового произведения. Он с головой погружается в написание своего «Прометея» («Поэму огня», 1910), который по праву считается центральным образом всей музыки Александра Николаевича Скрябина. Этот титан, по не вполне понятным мотивам похитивший у богов с Олимпа огонь и даровавший его людям, так похож на скрябинского творца!

Имя античного героя в «Прометее» символизирует «активную энергию вселенной, огонь, свет, жизнь, борьбу, усилие, мысль». Все зарождается в недрах дремлющего первозданного хаоса, стремительно растет, расширяется, охватывая собой мир, и переходит в главной кульминации коды в «громадный лучезарный подъем» (хор, орган, колокол, весь состав медных и ударных инструментов). Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепьяно, а кроме того ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру. Такое было впервые в истории музыки, хотя некую, пусть условную связь музыкального звука и цвета установили еще древние греки.

Музыкальное творчество Александра Николаевича Скрябина стоит особняком в русской музыкальной, да, возможно, и в мировой культуре. Исследователи отмечают поразительное выпадение его творчества из русской музыкальной традиции, да и с западной традицией общие черты находят только в его ранних произведениях. Но сам он считал, что «настоящий Скрябин начался только с “Мистерии», то есть все его предыдущее творчество, да и вся предшествующая жизнь была лишь подготовкой к настоящему творчеству, которое началось только в «Мистерии»..

Но А.Н. Скрябин – не просто музыкант и композитор, а музыкальный  мистик. Вряд ли можно найти в истории более мистичного музыканта и более музыкального мистика – эти два пути причудливо совместились в творческой жизни Скрябина. Музыка для него стала посвящением, средством «спасения» человечества, а мистика питанием, инструментом его музыкального творчества. Скрябин готовил новый культ – «Музыкальную Мистерию», в которой он «должен был возродить эту магию».

В последние годы жизни Скрябин хотел воплотить так называемую «Мистерию», затрагивающую все виды искусств: пения, музыки, танца, живописи, архитектуры. Это необыкновенное действо должно было символизировать новый идеальный мир. Но композитор не успел реализовать свою идею.

Очень важным моментом в скрябиновском замысле «Мистерии» является то, что акт дематериализации (сакральная кульминация в «Мистерии») должен был совершиться «через священную последнюю пляску», через этакое «всемирное радение», через действо, в котором должно ярко проявиться «эротическое и оргиастическое» начало. Этот момент Скрябин разрабатывал особенно тщательно, он неоднократно возвращался к его обсуждению, интересовался современными танцем (даже делал попытки создания собственного балета) – он, очевидно, понимал (или интуитивно чувствовал), что это является самой существенной частью «Мистерии».

Скрябин первым из композиторов вводит в музыкальную партитуру цвет. Цвет присутствует в его произведениях не как эстетическое оформление, а как выражение мистического, цветового откровения. Древние и средневековые мистики и философы утверждали, что гармония звуков выражает собой идею времени, а гармония цветов – идею пространства. Если принять эти воззрения за истину, то становится ясным, для чего Скрябину потребовалось ввести в партитуру цветовое сопровождение – цвето-звуковое воспроизведение музыки позволяло воздействовать одновременно и на время, и на пространство.

Стоит заметить, что в «Мистерии» должны были присутствовать и запахи (курение фимиамов), что,, как известно, воздействуют на духов – приманивают или отталкивают их – значит, в это магическое воздействие включалось и призывание  духов.

Таким образом, этот новый творческий язык идеально подходил для комплексного музыкально-магического воздействия на материальную и душевно-духовную субстанцию. И Скрябин целенаправленно и последовательно подготавливал музыкально-магический инструмент такого  массированного воздействия.

Скрябин умер от общего заражения крови в апреле 1915 года в самом расцвете сил и таланта. Ему было всего сорок три года. В пределах, пяти лет до и после него умерло еще несколько гениев того больного поколения России: сорокалетние Врубель и Блок, тридцатишестилетний Чюрленис.

Современникам казалось, что все они ушли слишком рано, так и не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь действительно коротка, но для жизни гения, опередившего время, подобные обычные мерки и критерии не годятся.

Подготовлено по открытым источникам.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.