Отец русской географии

Отец русской географии

К 195-летию со дня рождения выдающегося русского географа и общественного деятеля П.П. Семенова Тан-Шанского

Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский был выдающимся географом. Как крупный общественный деятель он в течение ряда десятилетий (а именно 65 лет) посвятил работе Русского географического общества.

Старинный дворянский род Семёновых дал миру много ярких личностей, внесших заметный вклад в историю нашего Отечества. Наиболее известным из них не только в России, но и далеко за её пределами стал Пётр Петрович Семёнов. Его заслуги, признанные еще при жизни, были отмечены большим количеством отечественных наград, европейские монархи высоко   оценивали его вклад в мировую науку награждением десятками орденов, на официальном мундире Петра Петровича были даже азиатские и африканские знаки отличия. Мировые научные сообщества принимали П.П. Семёнова в почётные члены, удостаивали званий и высших наград. Самым знаковым из всех наград и регалий стал именной указ императора Николая II от 23 ноября 1906 г., в котором Пётр Петрович Семёнов удостаивался почётного дополнения к родовой фамилии «Тян-Шанский». С этого момента не только сам награждённый, но и его потомки стали носить фамилию «Семёнов-Тян-Шанский».

Будущий ученый, которого часто называют отцом русской географии, родился 2 января 1827 года (14 января по новому стилю) в помещичьей усадьбе села Урусова Рязанской губернии в дворянской семье. Дед его участвовал в суворовском альпийском походе, отец был героем Бородинского боя и приобрел в свое время известность как даровитый драматург.

В богатой отцовской библиотеке, которая заменяла способному мальчику учителей, он обрёл пищу для ума и сердца, обогащая их неутомимым чтением на лоне деревенской тишины. Его любимым чтением была «История Государства Российского» Карамзина и географические сочинения на английском языке, которому он выучился от своей матери – высокообразованной женщины.

Зимою он предавался изучению географических карт различных стран, летом будущий географ удовольствием занимался собиранием всевозможных растений и цветов». Без сомнения, именно тогда и проснулся у Пети азарт исследователя и путешественника. Близлежащие к Рязанке овраги и леса, долина реки Рановы были первыми объектами для изучения.

Позднее  Пётр Петрович вспоминал: «Манили меня к себе те крутые скаты и обрывы глубоких ложбин и оврагов, где снега таяли особенно быстро… Налюбовавшись на два или три водопада, заглянув на русла текущих в лабиринте оврагов ручьёв, приблизившись по возможности к пересекавшим временную реку порогам и наконец увидев «зеркала» главной долины, я пришёл в такой неописанный восторг, что уже с тех пор ежедневно повторял свои экскурсии в течение целой недели. Мне казалось, что я открыл на окраине нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную, но превосходящую красотой своей природы всё, что я когда-либо видел до своего десятилетнего возраста…»

После окончания школы гвардейских подпрапорщиков в Петербурге Семёнов, с детства любивший природу и увлекавшийся сбором коллекций, в 1845 году поступил на естественное отделение Петербургского университета. Окончание вуза он отметил весьма необычным способом. Он прошел пешим походом из Петербурга в Москву.

В 1849 году Пётр Петрович, уже проявивший к этому времени большой интерес к географии, избирается в члены возникшего лишь четырьмя годами ранее Географического общества. С этого момента судьба учёного и Русского Географического Общества переплетаются настолько тесно, что часто невозможно определить, где заканчивается история деятельности Общества и начинаются семейные хроники Семёнова, который мечтал внести свой вклад в географию путём исследования «белых пятен» на карте мира.

Крупнейшей неизведанной территорией в то время была Центральная Азия и совершенно загадочный, известный только по старинным китайским источникам Тянь-Шань. Вот что писал Семенов об этом регионе: «Проникнуть в глубь Азии на снежные вершины этого недосягаемого хребта, который великий Гумбольдт, на основании… скудных китайских сведений, считал вулканическим, и привезти ему несколько образцов из обломков этого хребта, а домой – богатый сбор флоры и фауны новооткрытой для науки страны – вот что казалось самым заманчивым для меня подвигом».

Свою мечту он сумел осуществить в 1856–1857 годах. Опасаясь отказа в разрешении на это путешествие, Семёнов тогда заявил в Обществе, что отправляется на Алтай и «в прилегающие к нему части киргизских степей».

Его путь на Тянь-Шань лежал через Омск, Барнаул, Рудный Алтай, Семипалатинск и укрепление Верное (г. Алма-Ата). По пути Пётр Петрович встретился со своим другом – сосланным в Семипалатинск писателем Фёдором Достоевским.

П.П. Семёнову удалось проникнут в глубь загадочной для его современников горной страны. Он начертил схему хребтов Тянь-Шаня, исследовал озеро Иссык-Куль, открыл верховья Сырдарьи, увидел горную группу Тенгри-Таг и величественную пирамиду Хан-Тенгри, достиг ледников, берущих начало в группе Тенгри-Таг. Исследователь установил отсутствие на Тянь-Шане действующих вулканов (в те времена это считалось неопровержимым утверждением), доказал, что вечные снега лежат на Тянь-Шане на очень большой высоте, установил вертикальные природные пояса Тянь-Шаня, открыл десятки новых, неизвестных науке видов растений. Громадной его заслугой является составление первой схемы орографии Тянь-Шаня в виде системы широтных хребтов. Одновременно он собрал богатейшие коллекции горных пород и растений.

В 1873 году он был избран вице-президентом Общества и бессменно занимал этот пост вплоть до своей смерти в 1914 году. Им была подготовлена и опубликована трёхтомная история деятельности Общества за первые 50 лет его существования.

Возглавляя Географическое общество, Семёнов-Тян-Шанский проявил себя как замечательный организатор крупных экспедиций и воспитатель блестящей плеяды учёных. Велики заслуги Семёнова-Тян-Шанского в организации исследований Центральной Азии: Пржевальский, Потанин, Певцов, Роборовский, Козлов, Богданович, Грумм-Гржимайло, Обручев – таков далеко не полный список путешественников, обязанных своими успехами не только себе самим, но и вдохновляющей роли и настойчивости Семёнова-Тян-Шанского, разносторонности и комплексности разработанных им этих экспедиций. Он также энергично содействовал планам Миклухо-Маклая и вместе с Шокальским организовывал Камчатскую экспедицию РГО.

Через руки Петра Петровича проходило бесчисленное множество проектов, докладов, записок. Прекрасно знавший положение дел в деревне П.П. Семёнов был всё время в центре огромной лаборатории по выработке нового закона. Он принимал активное участие в подготовке всех ключевых его положений. На склоне лет в своих мемуарах он писал: «Когда я через полвека вспоминаю, из чего слагалась моя деятельность в эпоху освобождения крестьян, я часто сам недоумеваю, откуда почерпал я силы для исполнения всех обязанностей, которые принимались мною на себя с таким беззаветным увлечением».

Русское географическое общество в результате деятельности Семёнова-Тян-Шанского завоевало большой авторитет среди аналогичных Обществ во всем мире. «Для нас, старых работников в Обществе, имя Петра Петровича и «Географическое общество» нераздельны», – в 1928 году писал знаменитый географ и картограф Юлий Шокальский в сборнике статей о Семёнове-Тян-Шанском. Географ и зоолог, президент Общества с 1940 по 1950 год, Лев Берг не раз подчеркивал, что, несмотря на большой срок, минувший со времени кончины Семёнова-Тян-Шанского, его имя «окружено в стенах Географического общества тем же пиететом, что и при его жизни, и его продолжают именовать по имени и отчеству».

Петр Петрович Семёнов Тян-Шанский посвятил Русскому географическому обществу 65 лет жизни. В знак признания его огромной роли  в становлении и развитии отечественной географической науки в 1898 г. в честь 25-летия его пребывания на посту вице-председателя, ИРГО учредило золотую медаль имени П.П. Семёнова «…для поощрения трудов преимущественно русских путешественников и учёных по географическому изучению России и стран с ней сопредельных».

Пётр Петрович был не только выдающимся учёным, но и обаятельным человеком. Все без исключения его биографы и авторы воспоминаний отмечают острый ум, бескорыстную преданность науке, отзывчивость, чуткость, гуманность, кипучую энергию и настойчивость.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский скончался 26 февраля (11 марта) 1914 г. и был похоронен на Смоленском кладбище Васильевского острова. Память о славном сыне России жива поныне и свой посильный вклад в это вносит музей, расположенный в родовой усадьбе, где в холодную зимнюю ночь в январе 1827 года родился мальчик, которому уготована была судьбой долгая и плодотворная жизнь на благо любимого им Отечества.

Подготовлено по материалам открытых источников.

Людмила Васильева для Пресс-службы МГК КПРФ

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *