Шофер, покупай канистры, а лучше сразу бочки. Скоро и солярка станет роскошью

Шофер, покупай канистры, а лучше сразу бочки. Скоро и солярка станет роскошью

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса»

Константин Ольшанский

Еще и месяца с начала года не прошло, а дизельное топливо уже подорожало на 1,3%. Такие данные приводит Росстат. Литр дизеля уже стоит 54,7 рубля, а например, в семи регионах Дальнего Востока солярка уже за 60 рублей, в Сахалинской области — больше 70.

Цены на топливо, наверняка, будут расти и дальше. По крайней мере, в этом уверены опрошенные «Свободной прессой» эксперты.

Руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев считает, что виной всему не только глобальные неурядицы, но и внутренние проблемы российского ТЭК.

— Цены на бензин в нашей стране, будем надеяться, расти будут в рамках инфляции. Инфляция в стране в этом году может понемногу начать снижаться, Центробанк и Минфин прогнозируют 4%. Но с этой точкой зрения можно поспорить.

Пока инфляция только растет, и по итогам 2021 года составила 8,4%. В течение 2022 года увеличение стоимости импорта вследствие переноса увеличения цен на энергоносители может привести к тому, что инфляция составит 10−11%. И топливо в стране может подорожать в этих пределах.

Как известно, вне зависимости от роста или снижения нефтяных цен топливо в России только дорожает каждый год. И причины — в высокой доле налогов в производстве топлива.

В одном литре бензина 70% — это акцизы и налоги, и только 10% — это стоимость сырья. Причем доля налоговой нагрузки за последний год только выросла, с 60% до 70%. А значит, проблема не в ценах на нефть, а в механизме регулирования внутренних цен и налогообложения отрасли.

«СП»: — А что будет с ценами на нефть?

— Нефтяные цены могут вырасти в ближайшее время и до $100 за баррель, в случае серьезного обострения ситуации на Украине и вокруг нее (если США все же введут санкции для РФ). Без этого фактора стоимость сырья может остаться в рамках $75−85 в зависимости от уровня спроса и предложения на рынке.

Старший аналитик финансовой компании Forex Optimum Александр Розман отмечает, что правительство России пока неэффективно справляется с удержанием цены.

—  Тут, как говорится, без вариантов, цены на бензин в России будут расти. Причем точно не медленнее, чем в прошлом году, когда бензин подорожал на 8−9%. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на два основных фактора ценообразования — это динамика биржевой цены на бензин и динамика экспортной цены, так называемый Netback.

Так вот, биржевые цены на бензин марки АИ-92 и АИ-95 с начала этого года уже выросли на 6% и 9% соответственно. А цена Netback за тот же период взлетела по АИ-92 на 17%, а по АИ-95 на 18%, превысив исторические максимумы.

«СП»: — То есть экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать внутри страны?

— Да, и в прошлом году правительство России боролось с влиянием двух этих факторов с помощью снижения индикативной цены в демпферном механизме. Но в 2022 году индикативную (оптовую) цену снова повысят. Правда, по словам вице-премьера Александра Новака, повышение будет на 3% меньше, чем годовая инфляция. То есть если инфляция в 2021 году составила 8,4%, то, получается, индикативная цена вырастет на 5,4%.

«СП»: — Так это много или мало?

— Повышение оптовой цены на 5,4%, согласитесь, не очень похоже на сдерживающую меру. Особенно учитывая, что за индикативной ценой демпферного механизма затем подтягивается весь остальной рынок.

«СП»: — А что предлагаете делать правительству?

— Есть еще увеличение компенсации российским экспортерам бензина с 68% до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин. Это более действенная мера правительства России. Однако она одна не может сдержать значительного изменения конъюнктуры топливного рынка.

Пока цены на нефть высокие и демпфер работает в пользу экспортеров бензина, это может немного сдерживать повышение цен на бензин в России. Да и то лишь у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Независимые сети АЗС сдерживать цены себе позволить не могут.

А вот что будут делать ВИНК, когда нефть упадет и уже им придется выплачивать в бюджет средства?!

И все это без учета 4-процентной индексации ставки акцизов на бензин и дизтопливо в рамках налогового маневра в начале 2022 года.

Так что никак не клеится история со стабильными ценами на бензин в России в 2022 году.

И уж совсем не хочется думать о более пессимистичных сценариях, где курс рубля из-за санкций или геополитики упадет еще на 10−20%. Тогда 2021 год с его подорожанием бензина на 8−9%, покажется нам очень спокойным.

«СП»: — Ну а когда конкретно ждать повышения?

— Первый сильный скачок цен на бензин может произойти весной 2022 года, когда традиционно происходит резкий рост спроса на топлива. В этот период можно ожидать, что подорожание бензина по году достигнет 4−6%.

По АИ-95 это цена 55,50−56,50 рублей за литр, по АИ-92 — 50,50−51,00 руб. за литр.

«СП»: — То есть АИ-95 будет дорожать быстрее, чем АИ-92?

— Исторически именно бензин марки АИ-95 дорожает на 0,7−1,3% в год быстрее, чем бензин марки АИ-92. Эта закономерность работала последние 15 лет. Вряд ли с учетом постепенного смещения спроса именно на марку АИ-95, эта тенденция изменится в нынешнем году.

Комментарий редакции: Конечно, некоторым удобнее всё списать на внешние факторы. Возможно, они оказывают влияние на развивающиеся в России процессы – ведь наша страна находится в колоссальной зависимости от иностранных рынков. Однако это нисколько не мешает нам выбраться из этой петли, рациональным образом организовать ведение национального народного хозяйства. Тогда никакие внешние экономические потрясения не будут России страшны. Впрочем, цены на нефть на нашем рынке растут даже в период падения мировых. Поэтому давно пора раз и навсегда отбросить установку о всесилии саморегулируемого рынка. Пока государство не займётся системным регулированием цен и тарифов на энергоносители, не будет ни снижения дороговизны, ни повышения конкурентоспособности экономики России. Именно национализация минерально-сырьевой базы позволит остановить разрушительные процессы.



Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *