Вспоминая 10 лет спустя “КосмоОбоз-2”/ 15-й день/ 13.03.2012 / Начало третьей маршрутной недели

Вспоминая 10 лет спустя “КосмоОбоз-2”/ 15-й день/ 13.03.2012 / Начало третьей маршрутной недели

Утром куратор проекта начал выдвигаться к месту старта от местечка Рэчыца/ Речица. Отсюда он проследовал по дороге Р-136, идущей от населённого пункта Драгiчын/ Дрогичин, через пересечение с Р-2, затем переместился до автостанции в Берёзе, оттуда переехал на междугороднем автобусе Брест — Минск до начала маршрута в районном центре Iвацэвiчы/ Ивацевичи. Сегодня был реверс. При выходе из Ивацевичей был зафиксирован левый поворот в сторону населённых пунктов Пiнск/ Пинск, Стаубцы/ Столбцы. Также здесь трасса Р-2 в течение некоторого времени проходит параллельно железнодорожной магистрали, связывающей Минск и Брест.
На переходе из райцентра в следующее лежащее по трассе местечко Мiхнавiчы/ Михновичи куратор проекта подошёл к стоящему слева монументу, который был установлен уже после войны в честь комсомольца-партизана Николая Гойшика, родившегося в 1929 году и погибшего в 1944 году после того, как при его участии был взорван восьмой вражеский эшелон. Подумалось при этом Вадиму Михайлову, что его мама — Елена Нафановна — также была 1929 года рождения и что в 1944 году ей, как и белорусскому герою-партизану, также исполнилось 15 лет, но жила она тогда далеко на севере — в г. Нарьян-Маре. Такие вот временные и пространственные соответствия и несоответствия.

Затем по трассе был правый поворот на Быч/ Бычь (2 км) и левый — на поселение Сярадава/ Серадово. Осталась позади остановка “Зялёны Бор”, ещё через несколько километров уже был обозначен поворот налево на Зялёны Бор/ Зелёный Бор (3 км). Вскоре КосмоХодок проследовал через поселение Нахачава/ Нехачево, главная улица которого называется Брестской. Здесь были отмечены правые повороты на населённый пункт Косава/ Коссово (13 км) и на Ружаны (40 км), а также здание железнодорожного вокзала и какое-то старинное здание, находящееся под охраной государства. Неожиданно справа по ходу движения на ограждённой заборчиком территории были обнаружены могилы солдат Германской армии периода первой мировой войны, поскольку на некоторых надгробиях ещё можно было различить дату “- 1918 г.” Затем после перехода по путепроводу, пересекающему железнодорожные пути, ВМ проследовал по длинному участку трассы, проходящему по безлесной территории. Слева был запеленгован камень, покрашенный в синий цвет, с выполненной белой краской надписью “Новые Стайки”/ название населённого пункта. После пересечения границы Ивацевичского и Берёзовского районов дорога вновь пошла через лес.Налево был свороток на поселение Бронная Гара/ Бронная Гора (3 км). На опушке леса вдоль трассы привлекли внимание КосмоХодока муравейники, ограждённые мини-заборчиками, сделанными из планок синего и красного цвета. На остановочной площадке для отдыха водителей был сделан небольшой перекус, после которого ВМ немного побродил по весеннему свободному от снега лесу. Затем на маршруте была остановка “Дом паляўнiчага”/ “Дом охотника” и два поворота: левый — на поселение Смалярка/ Смолярка (2 км), а указатель справа гласил: “вул. Лясная, 1”/ “ул. Лесная, 1”. Снова углубляться в сторону лесного пространства куратор проекта не стал, а двигался дальше в сторону Берёзы. При прохождении через поселение Зарэчча/ Заречье были запеленгованы левый поворот на Стрыгiнь/ Стригинь, и правый — на Рыбгас “Сялец”/ Рыбхоз “Селец”.

В самом местечке ВМ остановился у монумента героическим лётчикам, воевавшим здесь в составе семи различных бомбардировочных авиаполков в годы войны. Установленный на постаменте военный самолёт как бы снова устремлялся в небо в честь героев минувшей войны. Наконец по пешеходному мосту была форсирована река Ясельда.

Удалось получить информацию, что название реки, возможно, связано с птицей ястреб, по-прежнему обитающей в данных краях. Как-то неожиданно сложилась ассоциация с лётчиком-космонавтом СССР № 5 Валерием Фёдоровичем Быковским, позывной которого в сеансах радиосвязи во время космического полёта в 1963 году (на другом корабле в космосе находилась первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова) был как раз “Ястреб”. Также в Берёзе имеются сегодня 2 православных церкви и 1 католический костёл, что напрямую связано с религиозной принадлежностью проживающих здесь людей. Отметим также расположенные недалеко от райцентра город Белоозёрск, где находится Берёзовская ГРЭС, и село Спорово, являвшееся одной из партизанских баз в годы минувшей войны. И сегодня в Спорово живут потомки партизан Великой Отечественной войны. Будем помнить и гордиться героями!
Resume: 15 / 455 (+30) / 111 (+10)

Послеловие-2022

1/ Николай Васильевич Гойшик (Коля Гойшик)/ 17.01.1927-24.04.1944, юный герой Великой Отечественной войны, участник партизанского движения в Белоруссии. Родился в крестьянской семье. После присоединения Западной Белоруссии к СССР (в составе Белорусской ССР) его отец — Василий Демьянович — был назначен председателем местного сельсовета. Во время оккупации, с осени 1941 года, семья Гойшиков помогала партизанам: сам Коля под видом пастушка собирал для партизан оружие и боеприпасы, передавал им сведения о немцах, распространял среди населения листовки. В феврале 1943 года Василий Демьянович Гойшик по доносу предателя был арестован как партизанский связной, но он никого не выдал под пытками и был расстрелян. После казни отца Коля Гойшик, вместе с матерью Ольгой Андреевной и старшей сестрой Ниной, уходит к партизанам. Был по собственной просьбе зачислен в диверсионную группу партизанской бригады им. Ф. Э. Дзержинского. Пустил под откос 7 вражеских эшелонов, 6 паровозов, десятки вагонов с живой силой и техникой противника. В ночь на 24.04.1944 Николай Гойшик и его товарищ Алексей Савощик должны были уничтожить идущий на восток немецкий эшелон на железной дороге Брест — Москва, которая усиленно охранялась. При подрыве своего 8-го эшелона Николай Гойшик погиб: по одной версии, ставшей хрестоматийной, он бросился под поезд, взорвав на себе сумку с 10 килограммами тола; по другой — он сумел обмануть охрану и заминировать пути, но не успел вовремя уйти. В результате взрыва был уничтожен паровоз и 16 вагонов с техникой врага, убито и ранено около 200 немецких солдат и офицеров. Железная дорога была выведена из строя на 17 часов. Был похоронен на партизанском кладбище. В 1959 году перезахоронен в братской могиле в Ивацевичском сквере. В 15 мальчишеских лет…

2/ Посёлок Ружаны Пружанского района Брестской области — малая Родина Ицхака Шамира/ 1915-2012 (прожил полных 96 лет), сменивший в 1983 г. на посту премьер-министра прежнего главу правительства Государства Израиль Менахема Беина (оставался на этом посту по 1984 г.), а затем занимавший его также в 1986-1992 гг.

3/ Здание бывшей почты в селении Нехачево является памятником позднего классицизма, из кирпича, включён как объект историко-культурного наследия общегосударственного значения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Конная почта была построена в 1846 г. по типовому проекту на шоссе Брест — Минск. Композиционно он состоит из трёх одноэтажных корпусов, которые расположены на одной линии и образуют Е-образную планировку.

Р.S

Теперь про последующий мини-проект “КосмоЭстафета-2012”/ “КЭ-2012” из лета 2012 г: день 1-й/ 08.07.2012. “Сегодня куратор волонтёрских проектов вспомнил “немного забытое старое”. Со дня КосмоФиниша мега-проекта “КосмоОбоз-2” в Москве — 12.04.2012 — прошло неполных три месяца. С ночи блиц-проекта “АстроТранзит-2012” — 05/06.06.2012 в Санкт-Петербурге — минуло чуть больше месяца. И вот нынче — в первый день трёхдневки — должен был выполняться переход протяжённостью порядка 38 км — срединная часть проекта “КЭ-2012”. Прежде чем перейти к описанию сегодняшних дорожных впечатлений от Брестского района, упомянем, что накануне при пребывании в областном центре Бресте удалось не только сделать часть пред-маршрута по бульвару Космонавтов, включая посещение места, где установлен бюст дважды Герою Советского Союза, лётчику-космонавту СССР П.И. Климуку, но и получилось посетить кафедральный собор Бреста на центральной улице города и памятник Афанасию Брестскому. Уже перед самым отъездом из города к месту ночлега куратор проекта вновь побывал в Брестской крепости. Здесь из общения с другими посетителями мемориального места — гражданами Республики Беларусь — ВМ с интересом для себя узнал, что в 2010 г. был снят художественный фильм “Брестская крепость”/ 131 минута, посвящённый защитникам советской цитадели в первые месяцы Великой Отечественной войны. По словам собеседников гостя из России, в этом фильме также снимались известные российские актёры, в т.ч. народный артист РФ Александр Викторович Коршунов,/ 1954 г.р., а сам фильм вызвал одобрительные отклики у белорусов, в том числе у представителей молодёжи.
Итак сегодняшний техно-старт был сделан около 9 часов утра от населенного пункта Дубiца/ Дубица, куда куратор проекта прибыл на самой первом дизель-поезде из Бреста (35 км по железной дороге). Для экипировки КосмоХодока был выбран летний вариант “скафандра”: жилет ярко-лимонного цвета со светоотражательными полосами и надписью на спине “КосмоЭстафета”. ВМ стартовал от километрового указателя “29” и направился на север в сторону Бреста по трассе Р-94. В течение многочасового перехода были преодолены следующие поселения и пороты на другие населённые пункты: Збунiн/ Збунин (27-й км), левый свороток на поселение Альха/ Ольха (25-й км), развилка, откуда вправо уходила второстепенная дорога на поселения Белае Возера/ Белое Озеро (5 км) и Бяресце/ Берестье (7км). На этом пересечении дорог ВМ подошёл к военному мемориалу, где похоронены 28 воинов Красной Армии, погибшие здесь в 1941-1944 гг.: 16 названы поимённо и 12 человек указаны как неизвестные. Слава героям!
Далее по маршруту был правый поворот на Хутар/ Хутор Знаменка-2 (22-й км), потом началась сама Знаменка (21-й км), где сразу был обозначен правый поворот на селение Медна| Меднj (8 км). В нескольких местах по маршруту имелись информационные щиты о ландшафтном заказнике (резервате) “Прибужское Полесье”. Доказательством уникальной природы данного края можно считать реального аиста, которого куратор проекта увидел из окна дизель-поезда, когда ехал к месту старта. Вскоре потянулось селение Страдзеч (Страдечь), в самом начале которого имеется животноводческая ферма (16-й км). В самом населённом пункте сквозной улицей является улица Александрова, названная в честь Героя Советского Союза/ 24.03.1945 за форсирование реки Западный Буг, уроженца Смоленщины Михаила Ефимовича Александрова/ 14.09.1919-15.08.1944, пропал без вести. Здесь же установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны селянам: перечислено 27 фамилий, в т.ч. четыре раза названа фамилия “Королюк». Само название села Страдечь (там имеется церковь), оправдывалось именно на данное время тем, что с деревьев в садах свешивались через заборы созревшие вишни. Прямо вишнёвая страда, подумалось КосмоХодоку.
Несколько озадачил КосмоЭстафетчика призыв на информационном щите от имени белорусской ГАИ. По смыслу всё было правильно и адресовалось определённой категории водителей, которых убедительно призывали сбросить скорость через простую и понятную формулу: “На небеса — быстро. Однако — навсегда”. ВМ посчитал, что к юбиляру Петру Ильичу Климуку, который трижды возносился на небеса и трижды благополучно возвращался из космоса, данная формула всё же не подходит. Вспомнилось также нечто подобное из увиденного в весеннем проекте “КосмоОбоз-2”: “Не гони 100 (км/час), а живи — 100 (лет)!” Всем участникам дорожного движения желаю быть аккуратными на проезжей части, на обочине и на тротуаре!
Далее на маршруте были: автобусная остановка Дачная и дачный кооператив “Магистраль”, правый поворот на поселение Масiу/ Массив (2 км) и на садовое товарищество “Свет-БЭЛЗ”, а также левый поворот на селение Заказанка (0,5 км). Ещё один военный мемориал находился с левой стороны дороги, куда вела аккуратная дорожка. Несколько мемориальных плит установлены там: в память о 14 погибших в Великой Отечественной войне земляках, в память о 6 героях-пограничниках, отдавших свои жизни в 1941 году (из них трое — неизвестны), в память о 8 воинах, героически погибших при освобождении этих мест. Особо выделяется стилизованный под сруб деревенского колодца памятный знак, установленный в память о 7 односельчанах, замученных во время фашистской оккупации: самый маленький погибший был 1937 года рождения. Сегодня тем, кто также родился в далёком 1937 году, уже исполняется 75 лет. А тот маленький белорус ушёл из жизни, когда ему ещё, возможно, не было и 7 лет. Вечная память!
Далее по трассе был населённый пункт Прилукi/ Прилуки, откуда имелся правый поворот на санатории “Берёзка” и “Золотой корень” (3 км), затем остановка Верасы/ Верески и указатель на садовое товарищество “Солнечное”. Далее КосмоЭстафетчик миновал указатель справа в сторону Брестского полигона, вскоре после которого была обозначена административная граница между Брестским районом и городом Брестом (3-й км). Наконец почти перед пересечением Р-94 с Р-17 (связывает Брест и Ковель) было поселение Заазерная/ Заозёрная. Название подтвердилось тем, что со стороны Бреста имелось несколько водоёмов — озёр, поэтому реальная Заозёрная — находилась ЗА озёрами. Достигнув пересечения Р-94 и Р-17, ВМ переоделся в футболку с портретом первого космонавта Земли — Юрия Алексеевича Гагарина (пребывание в течение нескольких часов в одном жилете на солнце дало себя знать: потребовалось прикрыть плечи и верхнюю часть рук от обгорания). С пересечения (отсюда идёт отсчёт километража до Томашовки — 58 км) куратор проекта двинулся влево: мимо остановок с названиями Суворава/ ул. Суворова, Цагляная/ ул. Кирпичная, по Влодавской улице, которая перешла в Ковельскую, мимо поворота на Казловiчы/ Козловичи, мимо остановок Валынка/ Волынка, Прыбужская/ Прибужская, Падсобная Гаспадарка/ Подсобное Хозяйство, где перешёл на Варшавское шоссе, но двинулся не влево — в сторону Варшавы, а направо — на Минск. Здесь на разделённом посредине автобане с правой стороны — для двигающихся с запад на восток — установлен указатель “Беларусь”, стоят ограничения скорости для населенных пунктов и вне населённых пунктов 60 и 90 км/час соответственно и щит с пожеланием “Счастливого пути!”. Наконец повернув влево на улицу Василя Быкова, ВМ пересёк мост через реку Мухавец, прошёл по короткому бульвару Тараса Шевченко и выполнил технический финиш на пересечении бульвара Космонавтов и улицы Машерова. За первый день прошагано расстояние около 38 км. Лиха беда — начало!“

Р.S.S

В послужном списке Петра Ильича Климука имеются, в частности такие записи: 30.03.1976 он был назначен заместителем командира отряда космонавтов по политчасти, старшим инструктором-космонавтом. Далее — начальником политотдела Центра подготовки космонавтов/ЦПК, заместителем начальника ЦПК. После отчисления из отряда космонавтов стал в 1982 г. заместителем начальника ЦПК им. Ю. А. Гагарина по политчасти — начальником политотдела ЦПК. Уже в начале 1990-х гг. в связи с расформированием политорганов в армии, был переведен на должность начальника военно-политического отдела, заместителя начальника ЦПК. С 12.09.1991 до 17.09.2003 года был начальником ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

С его первой политотдельской должностью связана состоявшая в весенние каникулы 1975/1976 учебного года в Звёздном городке встреча с ним делегации нашей школы № 11 из моего родного города Северодвинска. Однако в силу объективных обстоятельств меня, десятиклассника и уже без нескольких месяцев выпускника школы в составе той делегации, увы не было. Поэтому памятник Ю. А. Гагарину в Звёздном городке (на заставке) я так и не увидел в реальности в то время. Уж так сложилось…

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *